Четверг, 28.03.2024, 19:30

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Игра и дети » Здоровье и игра

Физическая рекреация как средство развития двигательной и социальной активности старших дошкольников

Физическая рекреация  как средство развития двигательной и социальной активности старших дошкольников

К.п.н., доцент кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии образования МГПУ, Л.Д.Морозова

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

       Термин, употребляемый в значении "отдых" - рекреация (от лат. recreatio - восстановление, польск. rekreacja - отдых), восстановление сил человека, израсходованных в процессе деятельности, повышение уровня здоровья и работоспособности. В широком смысле рекреация включает в себя все виды отдыха. Рекреация характеризуется величиной времени, в рамках которого происходит восстановление сил, и деятельностью, осознанно или инстинктивно направленной на это восстановление.

        Физическая рекреация - одна из форм рекреации, ее аспекты представлены практически во всех ее видах, и осуществляется она посредством двигательной деятельности с использованием физических упражнений в качестве основных средств. Это педагогически организованная двигательная активность, направленная на восстановление сниженной работоспособности с использованием технологий физической культуры.  Так, положительное влияние активной двигательной деятельности на состояние умственной работоспособности  у дошкольников установлено Н.Т.Тереховой (1989), А.В.Запорожцем и др. (1980), А.П.Ерастовой (1989).

         Современная наука указывает на  многочисленные признаки, составляющие  основное содержание физической рекреации:

  • основывается на двигательной активности;
  • в качестве главных средств использует физические упражнения;
  • осуществляется в свободное или специально выделенное время;
  • включает культурно-ценностные аспекты;
  • содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты;
  • осуществляется добровольно и самостоятельно;
  • оказывает оптимизирующее влияние на организм ребенка;
  • включает образовательно-воспитательные компоненты;
  • носит преимущественно развлекательный (гедонистический) характер;
  • осуществляется преимущественно в природных условиях;
  • имеет определенную научно-методическую базу.

      Главным признаком физической рекреации  следует считать ее конечный результат (цель), ради которого и организуется данная форма рекреации – сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни и потребности в физической активности на основе регулярных занятий физическими упражнениями.  Так, физическая рекреация в ДОУ рассматривается  как средство формирования здоровьесбергающего поведения, средство развития двигательной и социальной активности. Работа в этом направлении осуществляется по схеме: «от представлений -  к знаниям, от знаний – к опыту деятельности, от опыта деятельности – к привычкам, от привычек - к потребностям».  Последние составляющие, а именно привычки и потребность к двигательной деятельности в свободное время наиболее трудновоспитуемы. Поэтому  в одной   из исследовательских парадигм физической рекреации является рассмотрение ее как одной из форм организации досуга.

         Учитывая все вышеизложенное, думается, что концептуальные положения двигательной и социальной рекреации дошкольников должны содержать  следующие направления:

  • формирование  у детей представлений и знаний  о пользе физических упражнений для поддержания нормального физического состояния;
  • комплексное использование современных технологий физического воспитания в процессе совместной образовательной деятельности со сверстниками;
  • реализация принципов оздоровительной направленности и  гуманизма,  личностно-ориентированного и интегрированного подходов;
  • использование резервов в режиме дня ДОУ для активной двигательной деятельности, как профилактике утомления;
  • расширение использования занимательных  игровых упражнений и подвижных игр со сверстниками;
  • воспитание  интереса и потребности в ежедневных физических упражнениях и умения заниматься самостоятельно и с другими детьми;
  • актуализация двигательного опыта детей и интереса к вариативному применению его в процессе выполнения физических упражнений;
  • использование личного примера взрослых, как действенного воспитательного средства;
  • обучение контролю собственного физического и эмоционального  состояния и наблюдение за их  динамикой в процессе занятий двигательной деятельностью;
  • создание ситуаций для мотивации дошкольников на двигательную самостоятельность;
  • использование активного отдыха как средства формирования физической культуры личности;
  • использование современных форм взаимодействия с родителями по   обучению двигательной рекреации, как средству  проведения семейного досуга.

          Использование форм физической рекреации в ДОУ дополняет физическое воспитание и развитие дошкольников, обогащает воспитательно-образовательный процесс, оптимизирует двигательный режим, повышает эффективность здоровьесбережения дошкольников и полностью соответствует требованиям к поддержке детской активности и самостоятельности, в том числе, двигательной и социальной. Формами проведения рекреации в ДОУ являются: утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения в сочетании с закаливающими процедурами;  физкультминутки и двигательные разминки, прогулки, подвижные игры и игровые упражнения, спортивные упражнения, физкультурные досуги и спортивные праздники, дни здоровья и др.

В настоящее время специалисты дошкольного образования   находятся в творческом поиске новых  подходов к  физическому воспитанию, разрабатывают модульные программы физической рекреации. В процессе педагогических поисков в ГБОУ детском саду №388 СОУО, совместно с кафедрой управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования была разработана и апробирована программа для детей  6-7лет «Учимся отдыхать». Основной целью работы по программе «Учимся отдыхать»  является  приобщение детей и родителей осознанному отношению к сохранению и укреплению  здоровья через использование средств физической рекреации и    самостоятельном  проведении физических упражнений и подвижных игр. Одной из задач программы является развитие у  старших дошкольников интереса к физическим упражнениям и развитие двигательной самостоятельности.

        В теоретическом плане программа опирается на концептуальные положения о личности как субъекте совместной деятельности и собственного развития (Б.П. Ананьев, 1968; А.Г. Асмолов, 1990; В.В. Давыдов, 1986); на положения о месте двигательной активности в жизнедеятельности человека (А.Г. Сухарев, 1971, 1975, 1991; Н.Х. Хакунов, 1994, 1995; Е.П. Ильин, 2000, 2003, 2004 и др.); теоретические идеи интеграции двигательной и познавательной деятельности в процессе физического воспитания (С.М. Менькова, 1997; М.А. Правдов, 2003 и др.); теоретические положения о самостоятельности как волевом качестве личности (Е.А.Аркин, 1967; П.И.Пидкасистый, 1972, 1980; Ш.А.Амонашвили, 1986, 1990; И.С.Кон, 1992; С.Л. Рубинштейн, 2002 и др.); на идее системного подхода в воспитании. Методологической основой программы  является исходный принцип отечественной педагогики и психологии, утверждающий игру ведущей деятельностью дошкольника (А.В. Запорожец, 1986; А.Н. Леонтьев, 1959; Д.Б. Эльконин, 1989; Л.С. Выготский, 1984).

          Принципы реализации программы:  оздоровительно-развивающей направленности; гуманизации; интеграции познавательной и двигательной деятельности;  добровольности и  активности; сотрудничества педагогов, детей и родителей; преемственности и взаимосвязи всех форм организации двигательной деятельности дошкольников в ДОУ;  адекватности выбора средств отдыха и организации досуга.

       В программе представлены следующие разделы:

1.Виды физической рекреации (ФР):

  • основные формы ФР в ДОУ и семье: физкультурные досуги, дни здоровья,  спортивные праздники;
  •  ежедневные малые  формы ФР  -  подвижные игры и игровые упражнения, физкультминутки, динамические паузы, гимнастики утренняя и пробуждения и др.
  •  инновационные формы: динамические паузы «Отдыхалочка», динамический час "Игры волшебного куба", физкультурно-познавательные (интегрированные) занятия (модуль "Азбука здоровья"),  детско-родительский клуб "Здравушка", клуб интересных встреч «Дружим со спортом», банк детско-родительских и педагогических проектов «Спортивный калейдоскоп», воскресные туристичекие прогулки и досуги.

2. Факторы и условия развития самостоятельности в физической рекреации.

На материале многочисленных исследований П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.И. Леонтьева и других было доказано, решающим фактором в развитии самостоятельности при выполнении движения является обучение в активной действенной форме при ведущей роли сознания.

Большую роль на проявление самостоятельности оказывает постановка задач мотивация к деятельности. В этой связи основным фактором, влияющим на развитие самостоятельности является оценка взрослого. Так, в исследованиях Кошеновой М.Р., Лесковой Г.П. можно выделить пять критериев оценок:

  1. Позитивная оценка - создает интерес к упражнению, вызывает желание повторить их;
  2. Оценка воспитательного характера - целесообразна в конце занятия и носит позитивный характер;
  3. Эмоциональная оценка - мимика, индивидуальный контакт;
  4. Оценка без указания ошибок - создает настроение, но не помогает освоить движение;
  5. Отрицательная оценка.

            Следующим фактором, влияющим на развитие самостоятельности является влияние сверстников. Влияние сверстников более заметно там, где дети действуют совместно.

            К другому фактору относится личный опыт. К старшему дошкольному возрасту у ребенка должны быть все необходимые знания для проявления самостоятельности.

          3. Средства  реализации программы: физические упражнения, игровые упражнения и подвижные игры,  проекты физкультурно-оздоровительного содержания, взаимодействие с родителями. Кроме того, практическая значимость программы заключается в разработке эффективной поэтапной методики, способствующей воспитанию самостоятельности детей пятого года жизни в физических упражнениях, в определении содержания личностно-ориентированного развивающего взаимодействия взрослого с ребенком, испытывающего потребность в образце использования общего способа выполнения физических упражнений и контрольно- оценочных суждениях, в разработке двигателъно-дидактических игр и игровых упражнений, способствующих постепенному освоению детьми 4-5 дет и самостоятельному выполнению физических упражнений, осуществляя за ними контроль, осознавая степень своей умелости.

         4. Основные формы организации: основные и малые формы ФР, подвижная игра, динамический час "Игры волшебного куба", физкультурно-познавательные (интегрированные) занятия (модуль "Азбука здоровья"),  игровые, занимательные и парные  упражнения с родителями, детско-родительский клуб, туристические прогулки, проектная деятельность.

        5. Развитие самостоятельной активности детей.

        В психолого-педагогической литературе самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами:

1. совокупность средств, знаний и умений;

2. побуждение к действию.

       С.И. Ожегов описывает самостоятельность человека следующим образом:

- существующий отдельно от других, независимый;

- решительный, обладающий собственной инициативой;

- выполняемый действие без помощи.

          В сочинениях П.Ф. Лесгафта, основоположника  отечественной теории физического воспитания по поводу самостоятельности отмечается, что  ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других.

        В исследовании Токаревой Т.Э. «Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей 4-5 лет» (на примере физических упражнений) самостоятельность  определяется  как важнейшее системообразующее свойство развивающейся личности, которое проявляется в уровне овладения деятельностью и обеспечивает возможность человеку самому независимо, инициативно распоряжаться своим жизненным опытом, ставить цель, выбирать средства, проявлять настойчивость в достижении цели, давать оценку своим поступкам.                                                                                                                                                       

          Обучение детей двигательной самостоятельности в программе происходит через:  ежедневные малые формы ФР, динамический час "Игры волшебного куба", детско-родительский клуб "Здравушка", воскресные туристичекие прогулки и досуги,  комплексные занятия по программе  модуля "Азбука здоровья", ИКТ, совместная проектная деятельность и др.

          6. Повышение компетентности родителей через: встречи  детско-родительского клуба "Здравушка", воскресные туристические прогулки и досуги, совместную проектную деятельность и сайт детского сада.

Так, в рамках программы широко используется разработанная система "Парной гимнастики" родителей с детьми, включавшая разные виды физических упражнений, выполняемых ребенком вместе с родителями в паре, способствующая закреплению способов выполнения движений, контролю и оценке своих двигательных действий.  Другой особенностью программы является совместное – детско-родительское - проектирование. У старших дошкольников возникало желание узнать о разновидностях  игр с мячами и ракетками. Отсюда возникли темы проектов Мой любимый, звонкий мяч, Какие бывают мячи? Для чего нужны ракетки? Желая рассказать  о физкультуре  дома,  воспитанниками детского сада защищались  следующие семейные  проекты: В выходной, в выходной поиграем всей семьей! В выходной, в выходной на зарядку всей семьей! Во что играли наши... (бабушки... дедушки..., папы..., мамы...), Фитнес дома, Солнце, воздух и вода - наши верные друзья! Мы мороза не боимся и др. Интерес к  физкультуре  и здоровьеукреплению выражался через проекты: Сильным вырасти хочу, Встречаем олимпиаду в Сочи, Олимпийцы среди нас, Мы  - будущие олимпийцы, Что мы знаем про физкультуру, В стране Физкультурдия! Сказка про Неболейку, Мой любимый самокат, Мой друг велосипед и др.

        7. Технологии, используемые при реализации программы: здоровьесбережения,  игровые, поэтапного обучения двигательным действиям, фитнес технологии, круговая тренировка, спартианская технология духовного и физического оздоровления, проектная.

       8. Критерии и уровни эффективности реализации программы.

      В работах  Кенеман А.В., Лесковой Г.П., Полтавцевой Н.В. и др.,  определены  показатели самостоятельности дошкольников в двигательной деятельности и ее содержание. Среди показателей самостоятельности ими выделяются в первую очередь три блока  знаний:

  • Первый блок

- представление и понятие о перечисленных параметрах движений;

- умение обозначать их словом и различать;

- умение выделять отдельные элементы, называть их.

  • Второй блок

- установление значимости элементов, входящих в структуру целого, для достижения результата;

- выделение причинно-следственных связей.

  • Третий блок

- знание общих положений и закономерностей, характерных для выполнения однородных движений, помогающих определить целесообразность выбора способа.

     Эти группы знаний были созданы по принципу - от знакомства к установлению связей. На основе этих знаний дети могут выполнять движение по слову, без показа. 

      Другое направление мониторинга связано с переходом от самостоятельности детей на уровне движений к самостоятельности двигательной деятельности.                                                                                                                        Кенеман А.В., Хухлаева Д.В., Лескова Г.П.  отмечают, что двигательная деятельность имеет свою структуру, в которой ребенок может проявлять самостоятельность:

  • цель - достижение результата, овладение каким-то движением, поправить здоровье;
  • задачи - чтобы ставить задачи, ребенок должен делить движения на элементы;
  • мотивы - удовлетворение потребностей, достижение авторитета, настойчивость, решительность;
  • планирование - последовательность действий;
  • историческая часть - использование пособий;
  • выполнение двигательного действия - способ решения определяется взрослым, а ребенок выполняет по слову;
  • результативность - оценка действия.

       Для этого проводились наблюдения,  беседы с детьми и анкетирование родителей, анализ проектной деятельности. Для определения уровня развития двигательной самостоятельности были использованы  следующие уровневые характеристики:

  •  уровень первый (высокий): дети проявляют устойчивый интерес к двигательной деятельности. Степень овладения двигательными умениями и навыками высокая, движения разнообразные, осознанные, носят преднамеренный характер.    Проявляют инициативу в области физической культуры: имеют представления о некоторых видах спорта и влиянии  физических упражнений на состояние здоровья;  знают  подвижные игры и технику упражнений; активно участвуют в игровой деятельности  с воспитателем и  упражняются самостоятельно,  доводят начатое дело до конца. Могут  организовать  знакомые игры и игровые упражнения  с другими детьми, дружелюбны, стремятся передать свой опыт товарищам, осуществляя взаимообучение. В свободное время предпочтение отдают движениям,  ходе двигательной деятельности проявляют  настойчивость в любых условиях.  Способны к самоконтролю и критической оценке своей физкультурной деятельности. Оценка ребенком движений, как своих, так и товарищей, носит  развернутый и обоснованный характер. Стремятся улучшить конечные результаты, обнаруживают способность к внесению элементов новизны и вариативности.
  •   уровень второй (средний): дети отличаются неустойчивым интересом к двигательной деятельности. У них отмечается достаточная степень овладения двигательными  умениями и навыками.  Имеют некоторые знания о технике физических упражнений, знают  физические упражнения и игры.  При выполнении  двигательной задачи  часто обращаются к взрослому для того, чтобы утвердиться в оценке правильности выполнения способов  выполнения упражнений. Не способны осуществлять самоконтроль  двигательной деятельности и оценивать собственные результаты, при этом замечают действия других детей. Участвуют в подвижных играх с удовольствием, но   только при руководстве  взрослого. Играют  со сверстниками дружно, откликаются на предложения играть, но сами не проявляют инициативы.
  • уровень третий  (низкий): дети отличаются поверхностным интересом к двигательной деятельности. Знания и представления о физической культуре не проявляют, знают мало игр, технику движений осваивают долго и  не осмысленно. Не проявляют  инициативность, двигаются только с участием взрослых, воспроизводят движения  по образцу. Восприимчивость к новым движения слабая.

        Благодаря такому мониторингу доказана эффективность поэтапного построения процесса воспитания самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста, в котором создаются активные побуждения и интерес детей 4-5 лет к результатам самостоятельных действий; осваивается общий способ выполнения движений (цель-образ движения, средства, способы двигательных действий, контроль и оценка); создаются возможности для вариативного самостоятельного практикования детей 4-5 лет в применении этого способа; используются контрольно-оценочные суждения взрослых, позволяющие осознать детям себя как субъекта деятельности, освоить контрольно-оценочные умения выполнения физических упражнений сверстниками, так и собственные. Апробация программы «Учимся отдыхать» подтвердила предположение о развитии социальной и двигательной активности, формировании двигательной самостоятельности в процессе физической рекреации.

Категория: Здоровье и игра | Добавил: 461119 (05.11.2016)
Просмотров: 2519 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: