Четверг, 28.03.2024, 17:52

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа в детском саду » Инновации

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ  В РАЗЛИЧНЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Кроткова Алевтина Владимировна

кандидат педагогических наук, профессор

кафедры дошкольной дефектологии

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

 

Возможность определения и реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), регламентируемая федеральными нормативными документами, существенным образом увеличила количество семей, выбирающих инклюзивное образование как наиболее перспективную организационную форму, обеспечивающую адаптацию в обществе детей с ОВЗ. При этом понятие адаптации, как правило, имеет весьма неопределенные границы. Подобная ситуация является потенциальным источником для возникновения непонимания между специалистами, работающими с детьми с ОВЗ, и их родителями в вопросах определения как содержания воспитания и обучения, так и перспектив дальнейшего получения образования и развития личности ребенка.

На наш взгляд, суть противоречия связана с желанием родителей обеспечить дошкольнику достижение максимального результата в академическом компоненте освоения образовательной программы и критичном отношении специалистов к оценке фактических возможностей конкретного ребенка. Таким образом, на первый план выступают познавательные аспекты социализации, так как именно они позволяют достичь определенного уровня образования, перейти на следующую ступень обучения.

Вместе с тем, очевидно, что характер и степень выраженности нарушений деятельности центральной нервной системы или отдельных анализаторов может существенно ограничивать умственное развитие ребенка с ОВЗ и, следовательно, данный критерий оценки уровня адаптации в обществе вряд ли может рассматриваться как значимый. В этом случае большую ценность приобретают показатели его социально-коммуникативного развития. Умения, сформированные в рамках данного направления, обеспечивают удовлетворение жизненно необходимых потребностей, при этом не исключая, когнитивных, художественно-эстетических и иных. Не владея в достаточно мере мотивационной, ориентировочной и операционально-технической сторонами социального развития, дошкольник не сможет стать участником коммуникативной ситуации, в том числе, обратиться с просьбой или вопросом, передать свое состояние или выразить желание. Поэтому вопросы социального развития и воспитания остаются актуальными, как в условиях специального образования, так и при совместном обучении детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.

Анализ результатов изучения особенностей эмоционально-волевого и коммуникативного развития дошкольников с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата свидетельствует о наличии общих закономерностей, присущих разным типам дизонтогенеза. Условно их можно представить в виде трех групп проблем.

1.Своеобразие развития эмоционально-волевой и личностной сферы, возможными проявлениями которого могут быть: эмоциональная обедненность и несформированность социальной перцепции; эмоциональная неустойчивость и повышенная чувствительность; черты негативизма, эгоистическая направленность; неадекватность эмоциональных проявлений; высокий уровень тревожности; неадекватная самооценка с переоценкой возможностей или заниженная с излишней робостью, застенчивостью; некритичность и легкая подчиняемость чужому влиянию.

2.Снижение темпа и качества формирования мотивационно-потребностного компонента межличностного взаимодействия, что характеризуется недостаточной активностью в процессе установления контактов со взрослыми и сверстниками; поверхностностью и незрелостью содержательной стороны коммуникативной деятельности; неустойчивостью, ограниченностью, выраженной избирательностью общения.

3. Несовершенство вербальных и невербальных коммуникативных средств, ограниченность поиска доступных способов межличностного взаимодействия.

Наличие вышеназванных проблем позволяет говорить о несформированности основных механизмов социализации и низком уровне спонтанной социально-психологической адаптации ребенка с ОВЗ. Следовательно, его включение в среду нормально развивающихся сверстников изменяет только внешние условия, расширяя потенциальные границы общения, но не обеспечивает самостоятельное овладение социально-коммуникативными умениями. Таким образом, социальное воспитание по отношению к дошкольникам с ОВЗ становится важнейшим средством успешности их неформального вхождения в социум, выстраивания сбалансированного взаимодействия личности и окружающего мира.

Основными положениями, модели психолого-педагогического пространства, обеспечивающего повышение эффективности социально-личностного развития и психологической адаптации детей с ОВЗ, на наш взгляд, могут стать следующие:

Формирование системы социальных связей на разных уровнях взаимодействия с окружающей средой, которая рассматривается в виде совокупности микросоциальных (семья), мезосоциальных (образовательная организация, которую посещает ребенок), макросоциальных факторов (иные образовательные организации, дом детского творчества, библиотека, благотворительные фонды и сообщества и др.).

Обеспечение всесторонности решения проблемы социально-коммуникативного развития с позиций единства эмоционально-волевого (аффективного), коммуникативно-поведенческого (актометрического), когнитивного (гностического) компонентов процесса социализации.

Структурирование программы социально-коммуникативного развития дошкольника с ОВЗ в виде системы требований к психолого-педагогическим условиям, в качестве которых выступают:

  • Требования к условиям реализации (доступность социального взаимодействия, предметно-развивающая среда, педагогическая компетентность специалистов и т.д.);
  • Требования к содержанию, учитывающие возрастной этап развития детей, в том числе целевые ориентиры, представленные в ФГОС дошкольного образования;
  • Требования к содержанию, учитывающие актуальные и потенциальные возможности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом структуры нарушения;
  • Требования к методам и приемам взаимодействия с дошкольниками.

Педагогическая целостность требований к специальному содержанию, обеспечивающему социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в процессе его интеграции в общую систему коррекционно-педагогической работы.

Прямое или опосредованное включение дошкольника с ОВЗ в систему существующих и потенциально возможных отношений, образуемых деловыми, эмоциональными и оценочными связями разной направленности («ребенок-семья», «ребенок-педагоги», «ребенок-сверстники», «педагоги-семья», «семья-сверстники», «педагоги-сверстники»).

Расширение зоны самостоятельности и ответственности дошкольников с ОВЗ в процессе межличностного взаимодействия с учетом их потенциальных возможностей и на основе выделения личностно значимых мотивов деятельности.

Технология реализации программы социально-коммуникативного развития может состоять из четырех этапов:

Диагностико-аналитический этап, направленный на изучение особенностей эмоционально-личностного развития дошкольников с ОВЗ, определение проблем их социально-психологической адаптации и причин, вызывающих трудности и специфичность данного процесса.

Ценностно-целевой этап, который предполагает разработку индивидуальных и групповых программ работы с дошкольниками, педагогами и родителями.

Коррекционно-развивающий этап, в ходе которого осуществляется реализация индивидуальных и групповых программ работы в процессе использования определенных методов, приемов и организационных форм, выбор которых определяется содержанием отдельных направлений программы социального-коммуникативного развития.

Критериально - оценочный этап, включающий оценку социально-психологической компетентности воспитанников с ОВЗ на основе анализа динамики состояния аффективного, поведенческого и гностического компонентов и определение на этой основе уровня их социально-психологической адаптированности.

Категория: Инновации | Добавил: 461119 (15.11.2016)
Просмотров: 965 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: