Среда, 22.11.2017, 16:07

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 187
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методики раннего развития » Развитие художественных способностей

Формирование изобразительных умений у старших дошкольников в условиях коллективной художественно-проектной деятельности

Формирование изобразительных умений у старших дошкольников в условиях коллективной художественно-проектной деятельности дошкольного образовательного учреждения

 

                                                       Лобанова Елена Валерьевна, воспитатель

                                                       ГБОУ детский сад № 1790 ЗОУО  г. Москвы,

                                                       Мацкевич Жанна Владимировна, к.п.н.,

                                                       доц. ФГБОУ ВО МПГУ

      

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

                                                

 

В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности.

Практика показала, что у детей дошкольного возраста существуют трудности  в изобразительной деятельности, такие как создание выразительного образа, передача пропорций, свойств и качеств предметов и явлений. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей – все это вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. Это приводит к потере интереса к этой деятельности.  Поэтому, мы решили  разработать творческий проект,  направленный на формирование изобразительных умений через нетрадиционные техники рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости  [1, 30].

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США. По мнению Джона Дьюи, основоположника данной технологии, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Отечественные педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

         М. Крупенина определила, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой [2, 86].

        Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

  1. Целеполагание - педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
    • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
    • в какой литературе можно найти информацию,
    • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
    • с какими предметами научиться работать для достижения цели.
  3. Выполнение проекта – практическая часть.
  4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

     Итак, погружение в проектную деятельность иными словами можно обозначить как этап формулирования темы и проблемы проекта, что соответствует начальному этапу творчества [5, 85].

     В практике современных дошкольных образовательных учреждений используются следующие типы проектов:

1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»)  [4, 65].

Экспериментальная работа проходила  в старшей группе  ГБОУ – детский сад № 1790 (компенсирующего вида) г. Москвы.

Результаты наблюдений за дошкольниками во время занятий и анализ детских рисунков показали, что уровень изобразительных умений и навыков рисования у детей находился на среднем уровне. Дошкольники изображали в рисунке предметы и объекты на основе знакомых геометрических форм, передавали реальный цвет предметов, творческое экспериментирование с цветом встречалось редко,  пропорции и строение предметов дошкольники изображали с незначительными искажениями, композиция строилась с нарушениями. Творческое применение различных техник рисования отсутствовало. Дошкольники испытывали затруднения при выборе материалов для осуществления собственного замысла в рисовании, вследствие чего рисунки получались неяркими, эмоционально неокрашенными.

Для формирования изобразительных умений мы разработали и организовали художественно-творческий проект «В мире животных». Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей.

Цель проекта: создание условий для развития изобразительных умений в процессе проектной деятельности «В мире животных».

Задачи проекта:

1.Создание развивающей среды и соответствующей материальной базы;

2. Расширение представлений детей о жизни в природных условиях диких животных, их повадках, особенностях среды обитания;

3.Развитие словарного запаса и связной речи, воображения, художественно-творческих способностей детей;

4.Установление партнерских отношений между всеми участниками педагогического процесса;

5.Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ для эффективного развития изобразительных умений у детей.

Создание развивающей среды имеет большое значение для успешного обучения рисованию. При создании развивающей среды в группе мы опирались на ряд принципов:

•   Принцип дистанции и сближения позиций в общении взрослого и ребенка между собой с целью установления контакта; помещение и расстановка мебели должны быть такими, чтобы удовлетворить возможное желание детей рисовать в свободное от учебного процесса время.

•   Принцип стимулирования активности, самостоятельного творчества. Дети не только должны иметь свободный доступ к инструментам и материалам, но и право выбора способов и тем для рисования.

•        Принцип стабильности – динамичности развивающей среды, который должен осуществляться в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рационального содержания, позволяющем реализовать замыслы, по возможности, в различной обстановке. Дети могут изменять эту среду и по своему усмотрению, если этого требуют их настроение и желание [3,47].

  В группе оборудован уголок изобразительного творчества,  где в свободном доступе и в достаточном количестве находятся бумага разного цвета, фактуры и формы; цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь и акварель), кисти тонкие и толстые, кусочки картона, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, баночки для воды, салфетки, палитры. Все выше перечисленное хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников в образовательной деятельности. В уголке для рисования хранятся также папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения. На специальном стенде «Творческий вернисаж» находятся рисунки детей. В группе имеется магнитофон, записи музыкальных произведений для использования на занятиях по изобразительной деятельности. Имеются также столы и мольберты, которые ребенок может передвинуть в любое место.

Срок реализации проекта:  6 месяцев.

Участники проекта: воспитатели, логопед, музыкальный работник, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, дети, родители.

I этап. Подготовительный.

После просмотра презентации, книг и иллюстраций с изображением диких животных дети заинтересовались темой проекта. Мы решили узнать о животных, которые живут в средней полосе, на севере и жарких странах. Дети стали задавать вопросы, как они живут, где они живут, чем отличаются друг от друга.

Утренний сбор. Модель трех вопросов. Ответы детей.

Что мы знаем?

  • Животные бывают домашние и дикие
  • У животных есть детеныши
  • Некоторые животные меняют шубу
  • Дикие животные кусаются и дерутся
  • Животные живут в лесу и дома

Что мы хотим узнать?

  • Где спит ежик?
  • Почему животные дерутся и кусаются?
  • Как нарисовать верблюда?
  • Почему животные дерутся?
  • Что едят дикие животные?

Что нужно сделать, что бы узнать?

  • Спросить у воспитателей, родителей, у бабушки
  • Посмотреть в интернете, прочитать в книге

Для проведения проекта были подготовлены для детей Центры активности.

Описание работы в различных Центрах активности.

Центр книги/грамоты.

Предлагается обсудить вопрос: кого из животных и где можно увидеть? Например: где можно увидеть черепаху, медведя, тюленя, верблюда и т.д.?

Воспитатель предложила детям поговорить об этом с родителями, вместе подобрать рассказы, стихи, загадки для создания книжного уголка о диких животных.

Угадать на рисунке, где, чьи лапы, хвосты, следы и дорисовать животных.

Придумать и записать историю о животных, подготовить театрализованную постановку «Теремок» для детей средней группы, оформление выставки «В мире животных».

Центр искусства.

Подготовить разнообразные материалы, с помощью которых дети могут изобразить диких животных, - бумагу разных размеров и фактур; кисти жесткие и мягкие; краски гуашь, акварель; пастель, мелки, уголь, сангину и т.д. Подобрать трафареты, сделать заготовки форм для дорисовывания, карточки с заданиями. Среди заданий могут быть такие: «Раскрась рисунок по цифрам», «Выполни штриховку», «Обвести рисунок по пунктирным линиям».

Центр науки

Работа с карточками.

Детям предлагаются карточки, в которых  к верхней части прикреплены: перышко, клочок шерсти, чешуйки -  дети  должны нарисовать или вырезать и наклеить, тех животных у кого это есть.

Детям предлагаются различные дидактические игры по теме: «Дикие животные»

Найти в энциклопедиях самых необычных животных и зарисовать их.

Центр математики

Детям даются картинки, на которых изображены животные, им предлагается посчитать и записать цифрами количество животных (хвостиков, глазок, лапок и т.д.)

Таблица предпочтений «Кто нравиться».

В таблицу надо записать названия животных, которых предложат дети. Сосчитать общее количество названных животных. Вопросы для обсуждения будут зависеть от того, каких животных дети выберут для таблицы. Например: у каких животных есть рога?; кто из животных обитают в лесу? и т.д.

Посчитать сколько названий животных знает каждый ребенок группы.

Классифицировать животных (травоядные – хищные, животные Севера – животные южных стран)

Центр движения.

Научиться движениям, имитирующим повадки животных.

Разучить игры, героями которых являются животные.

Центр кулинарии.

Приготовить «Заячий салат» (шинкованная капуста), обед для слонов (тертая морковка).

Центр строительства.

Построить зоопарк.

II этап. Формирующий знания и умения.

Для определения знаний и умений детей в рисовании было разработано перспективное планирование в рамках проекта «В мире животных» и проведено 9 занятий по ознакомлению с нетрадиционными техниками (печатанье листьями, монотипия, кляксография и фломастер, тычок и мятая бумага, акварель и мелок, декупаж). Для родителей было проведено анкетирование, родительское собрание, родительский клуб, подготовлены материалы для родительского уголка на темы, связанные с развитием творческих способностей детей и ознакомлением с нетрадиционными техниками рисования.

В процессе осуществления проекта все средства были направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие формообразующих умений, знакомство с нетрадиционными техниками и самостоятельный выбор художественных техник  для создания образа.

С детьми старшей группы было проведено занятие по рисованию на тему «Животные средней полосы» с использованием техники акварели и воскового мелка. Занятие проходило в два этапа: сначала дети рисовали восковыми мелками животных средней полосы России и создавали сюжет, а затем тонировали фон для своих работ,  используя акварельные краски.

Перед занятием по рисованию была проведена предварительная  работа, во время которой прошло занятие  по окружающему миру на тему «Животные нашего леса», в свободное время мы рассматривали энциклопедию «Мир диких животных»,  иллюстрации с изображением  различных животных, играли в игру «Спрячь зайку» (ориентировка в пространстве).                                                          

Занятие началось с утреннего круга, на котором мы побеседовали о животных, живущих в наших лесах, и поиграли в игру «Добавь словечко».

В ходе занятия использовались следующие методы и приемы:  показ приемов рисования диких животных, живущих в наших лесах (медведя, лисы, волка и зайца), сюрпризный момент (на занятие пришел медведь и сказал, что из леса исчезли все звери и попросил детей, что бы они помогли ему их вернуть, нарисовав их в своих рисунках), рассматривание книг и иллюстраций, а также играли в игру «Спрячь зайку» (на ориентировку в пространстве).                                                           

      На втором занятии проекта  «Животные жарких стран» дети осваивали технику «тычка» жесткой кистью и мятой бумаги, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).

Перед занятием была проведена предварительная работа:       беседа о животных жарких стран, знакомство с их внешним видом, чтение рассказа Д.Бисета «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски», в свободное время дети играли в настольно-печатную игру «Кто, где живет?».

Занятие проходило во второй половине дня. В начале занятия педагог провел беседу о пустыне. Почему пустыня называется пустыней? Дети должны были догадаться, что слово «пустыня» созвучно со словом «пустой», значит, «пустая земля». Затем педагог показывал изображения пустыни и ее обитателей, дети рассказывали по изображениям, а педагог дополнял. Пустыня – это такие места на Земле, где очень жарко и сухо, поэтому там мало растительности и много-много песка. Пустыня похожа на огромное море, дожди идут редко, а солнце печет немилосердно. Затем педагог задавал детям вопросы: «Могут ли в таких условиях жить растения?», «Какие животные обитают в пустыне?», «Как животные приспосабливаются к таким условиям?»

Педагог: «А вы знаете, что многие животные в пустыне покрыты мягкой, пушистой шерстью? Как же мы красками можем показать, что шерсть пушистая?

Дети: «Не знаем».

Педагог: «Есть один очень интересный и необычный способ - метод «тычка». И нам как раз понадобится такая жесткая кисточка, а также краска, стоящая у вас на столе. Какая краска?»

Дети: «Гуашь».

Воспитатель: «Возьмите жесткую кисть, давайте с вами на ладошке попробуем сделать правильные «тычки». Кисточку мы держим прямо, вертикально и четкими отрывистыми движениями ставим «тычки».

(воспитатель показывает, дети повторяют движения)

Кисточку возьмем вот так: (рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части).

Это трудно? Нет, пустяк!

Вверх-вниз, вправо-влево (выполнять движения кисти руки)

Гордо, словно королева (кисточку ставить вертикально)

Кисточка пошла «тычком»,

Застучала каблучком (сделать несколько «тычков» без краски)

А потом по кругу ходит, как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнем!

И опять стучать начнем.

Мы рисуем: «раз-раз»…

Все получится у нас.

Воспитатель: «С кисточкой обращаться мы научились. А теперь начнем рисовать животных?»

Педагог на мольберте показал, как надо нарисовать верблюда, используя карандаш. Сначала нарисовал  еле заметный контур животного простым карандашом, а затем методом «тычка» его раскрасил. А обезьянку нарисовал сразу гуашью, еще раз уточняя, как правильно держать кисть, и напоминая детям, что кисть должна быть сухой.

Во время занятия была проведена физкультминутка Е.Железновой «У жирафа пятна…»

После занятия прошла выставка  и анализ детских работ. По результатам анализа все дети справились с заданием. В итоге дошкольники изобразили шесть жирафов, один из них зеленого цвета, одна пантера, две обезьяны, лев и тигр. Все дети правильно передали форму, строение и пропорции животных.

Третье  занятие «Животные севера» включало в себя использование техники «кляксографии» и графических материалов (фломастеров) с элементами аппликации. Занятие проходило в два этапа. На первом этапе дети познакомились с техникой «кляксография» и в этой технике изобразили северное сияние; на втором -  дети на отдельном листе бумаги рисовали животных севера, затем их вырезали и наклеивали на лист с северным сиянием.

Цель занятия: побуждать к самостоятельному поиску арктических животных с опорой на иллюстрацию; формировать умение передавать особенности внешнего вида и пропорции животных; активизировать самостоятельность в выборе цвета красок; познакомить с новой нетрадиционной техникой «кляксография»; развивать чувство формы и композиции; воспитывать интерес к познанию природы, желанию любоваться красивыми явлениями и отражать впечатление в изобразительном творчестве.

Во время предварительной работы проводилась беседа о различных частях света и климатических зонах, знакомили детей с радугой как природным явлением и зрелищным художественным объектом (для последующего сравнения с северным сиянием).

Занятие началось с вопроса педагога, как можно нарисовать северное сияние.

Дети: «Красками, карандашами».

Педагог: «Я вам предлагаю познакомиться с новой техникой «кляксографии». Для этого мы будем ставить кляксы на  листе бумаги. Но сначала вам нужно разбиться на пары и выбрать себе цвета для полярного сияния. Подумайте, с кем бы вы хотели работать в паре, и какие цвета вам нужны, чтобы передать красоту этого явления.

После того, как двое детей нанесли гуашевые краски на один лист бумаги, они брали второй чистый лист, накладывали его поверх первого, аккуратно проглаживали и разъединяли. Таким образом, у детей получилось два листа с «северным сиянием». Дети были в восторге от увиденного. На следующий день, была проведена  вторая часть занятия. Педагог на стендах развесил иллюстрации с изображением арктических животных, прочитал стихотворение А.Бродского «Белый мишка», затем все вместе поговорили об особенностях окраса животных в северных странах. Например: белый окрас (защитная маскировка)  нужен для того, чтобы не увидели. После беседы педагог предложил нарисовать фломастерами животных на льдине или на снегу, вырезать  и наклеить на работу с северным сиянием.

После занятия работы были оформлены на выставке, и педагог предложил детям сочинить разные истории с обыгрыванием своей композиции. Истории получились очень интересные и веселые.

В феврале месяце прошла защита проекта. Дошкольникам была представлена презентация о том, как участники проекта готовились к его осуществлению, работу разных центров активности, непосредственную образовательную деятельность. Для детей средней группы участниками проекта показана инсценировка сказки «Теремок», организована выставка детских работ и представлена книга «Дикие животные разных стран». Книга создавалась на основе детских рисунков, выполненных в разных техниках. Рисунки были выполнены на бумаге формата А-3, вложены в папку ввиде трех разделов   «Животные средней полосы», «Животные жарких стран» и «Животные севера», в каждом разделе по пять рисунков. Книга получилась очень красочной и познавательной.

За время проведения проекта все дети освоили формообразующие умения (передача формы, строения, пропорций и цвета), творчески реализовывали свой замысел, выделяли конкретный эпизод и передавали его содержание. Дошкольники научились использовать нетрадиционные техники, чтобы подчеркнуть особенности внешнего вида животных.

 По итогам проведенного художественно-творческого проекта с использование нетрадиционных способов рисования можно сделать вывод, что проектная деятельность активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

     Использование разработанного проекта выявило его эффективность: дети старшей группы стали увереннее использовать различные техники рисования, богатую цветовую палитру для передачи окраса и фактуры внешнего вида животных. Научились рисовать животных и другие сопутствующие по смыслу предметы и объекты, используя все пространство листа бумаги, передавая перспективу, создавая  гармоничную композицию.

Использованная литература:

  1. Алексеева Н.М. Озорной карандаш. - Москва: Лист, 2006. – 194с.
  2. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М.: Школьная пресса, 2010. – 64 с.
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.– М.: АРКТИ, 2010. - 96с.
  4. Свирская Л.В. Утро радостных встреч: [метод.пособие] /Лидия    Свирская. – М.: Издательство «Линка-Пресс», 2010. – 240 с.
  5. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009. – с. 85-87.
Категория: Развитие художественных способностей | Добавил: 461119 (06.11.2016)
Просмотров: 240 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: