Понедельник, 18.12.2017, 02:07

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 191
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методики раннего развития » Развитие художественных способностей

Потенциал нетрадиционных техник рисования в развитии детей

Потенциал нетрадиционных техник рисования в развитии детей

Авторы:

Л.В.Савицкая, педагог-воспитатель,

Е.В. Григорьева, педагог-воспитатель

ГБОУ «Гимназия №1507»

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №3 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

Изменения в сфере образования в современном обществе обращены к воспитанию творческой, креативной, нестандартно мыслящей личности. В связи с этим одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании является приобщение дошкольника к миру художественно-эстетическому. И это оправданно. Ведь искусство открыто и доступно ребенку для освоения в противовес научным знаниям. В большей степени художественно-эстетическое развитие является лазейкой, через которую ребенок осваивает большой мир. Прямая задача педагога – помочь дошкольнику войти в этот «большой мир», понять его, используя всевозможные средства и технологии, позволяющие ребенку легко и непринужденно войти в волшебный мир предметов и явлений. Результатом этого «входа» является выразительный художественный образ. Еще Т.С. Комарова в своих трудах отмечала, что выполнение качественного, художественно законченного образа нельзя сопровождать произвольными движениями - технике рисования надо учить.

Опираясь на теоретические и методические разработки Т.С. Комаровой, З. Н. Новлянской, Л.Т. Фатеевой, Р.Т. Казаковой и др. мы, педагоги, ищем новые пути решения задач по изобразительной деятельности дошкольников и осваиваем новые формы и методы работы. Помимо традиционных техник рисования современное дошкольное образовательное пространство дает педагогам возможность использовать в своей практике нетрадиционные техники, обусловленные дополнительными вариативными авторскими программами. Поэтому в своей работе мы отдаем предпочтение нетрадиционным формам рисования, в частности, рисованию пипетками, рисованию по мокрому и т.д.

Все дети любят рисовать, независимо от возраста. Но рисование кистью, красками, карандашами требует от детей высокого уровня овладения техникой рисования. В силу этого педагогам интересно поддерживать желание и возможности ребенка. Нетрадиционные техники рисования приносят детям радость творчества. В сам момент творчества, ребенок забывает обо всем, существует только он и краски, которыми он выражает свое сиюминутное настроение и видение окружающего мира.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали рисование по мокрой бумаге или как еще принято называть "рисование по мокрому". Лист бумаги при помощи губки смачивается водой, а затем кистью наносится изображение. И вот здесь и наступает момент, когда можно поэкспериментировать и показать ребенку, какие свойства приобретает влажная бумага, как смешиваются краски и получаются новые оттенки, более легкие и прозрачные. Ведь рисуя по мокрой бумаге, краски "расползаются" на один-два сантиметра, сливаясь друг с другом.

Также можно у детей закрепить отличие рисования по мокрой бумаге от рисования традиционно. Рисуя традиционно, изображение получается четким и ясным, по мокрой бумаге мы можем добиться эффекта полупозрачности, размытости изображения, создавая нежный и хрупкий объект. Если нужно дорисовать более четкие детали, ждем, когда рисунок высохнет и уже на высохшем листе заканчиваем работу.

Нетрадиционная техника рисования позволяет развивать у ребенка оригинальность, свою индивидуальность, воображение, творчество и главное, самостоятельность.

Что же для нас, педагогов, нетрадиционные техники рисования?

  • Это новые, непривычные приемы, которые посредством использования разнообразных подручных материалов и обиходных предметов, позволяют нам ставить новые задачи и придумывать способы их решения.
  • Нетрадиционные техники рисования – это способы эффективного воздействия на ребенка со стороны педагога в целях обучения дошкольника рисованию в доступной и легкой форме.
  • В нашем понимании – это возможность создания ребенком выразительного художественного образа в условиях создания ситуации свободного выбора.
  • Наконец, это возможность получения ребенком метапредметных, интегрированных знаний, так как сами техники предполагают проникновения обучающихся в другие сферы и дисциплины.

В использовании нетрадиционных техник рисования для нас, педагогов, важно не только формировать у дошкольников умения и навыки художественного творчества. Нам важно, чтобы дети осмысливали и понимали тот художественный образ, который переносится в их воображение из окружающей действительности. Наряду с художественно - эстетическим направлением рисование, организованная образовательная деятельность включает в себя и развитие речи, и ознакомление с окружающей действительностью, и формирование математических представлений или в форме закрепления, или в форме повторения. Данная форма работы позволяет дошкольникам все время насыщаться информацией, расширять свой кругозор, активизирует психические процессы, воспитывает эмоционально положительное отношение к творческому процессу.

Творчество – один из мостиков, ведущих к развитию дошкольника. Поэтому мы стараемся, чтобы ребенок через художественное освоение и осмысление окружающей действительности пришел к пониманию и приятию мира предметов, явлений, эмоций, поступков. Нетрадиционные техники рисования очень интересны дошкольникам. Положительный эмоциональный настрой ребят поддерживает их способность сосредотачиваться, вырабатывает усидчивость. В ходе творческого процесса ребенок испытывает разнообразную гамму чувств: радуется, когда легко вырисовывается образ; огорчается, если что-то не получается; приказывает себе преодолеть трудности, проявляя настойчивость.

Говоря о потенциале нетрадиционных техник рисования, мы выделили для себя несколько аспектов, которые, проникая друг в друга, поддерживают и обогащают не только художественные навыки, но и интеллектуальные возможности. Рассмотрим эти аспекты.

  1. Включение в работу органов чувств. Предмет, который мы рисуем, вначале рассматриваем; явление, которое собираемся воссоздать на листе бумаги, мы наблюдаем; затем, если это возможно, обследуем предмет с помощью руки. Попытка издавать какие-то звуки влияет на слух ребенка. Одним словом, нетрадиционные способы, также как и традиционные, помогают чувственному познанию действительности.
  2. Ознакомление детей с математическими понятиями. Рассматривая и изучая предметы, каждый раз мы уточняем форму предметов, рисуя их предварительно пальцами в воздухе или на столе. Такой ритуал помогает объединять предметы, явления в определенные группы, которым дети могут дать самые интересные и смешные названия, исходя из понравившегося качества предмета, например, летучая мышь в старшей группе получило новое название в ходе исследования: Котокрыл.
  3. Развитие психических процессов. Этот аспект самый значительный, так как возможность нетрадиционных способов рисования безгранична в развитии психических процессов. В данном случае изобразительная деятельность дает основу для полного осмысленного выражения знаний, впечатлений, возможностей от происходящего. Такого рода деятельность развивает память. Мышление, воображение, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и фантазировать, воспринимать и воображать.
  4. Познание мира с помощью слова. При наглядном ознакомлении слово играет большую роль. Словесные методы должны быть подкреплены чувственным опытом. Только, пропуская информацию через свое внутреннее состояние восприятия, можно получить эффект от рассказывания и объяснения. Нетрадиционные техники выигрывают в этом плане больше всего. Обучая детей на таких занятиях, они учатся выделять в предметах и явлениях самое основное. Существенное, что позволяет научиться устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Экспериментирование. Педагог использует на занятиях разнообразный материал.

При взаимосвязи этих аспектов дошкольник может получить необходимые знания и в дальнейшем создавать себе ситуацию свободного самостоятельного выбора. Это выражается в их умении пользоваться предлагаемым материалом для рисования, создавать нужный силуэт и получить художественно законченный образ. От полученного продукта ребенок получает радость удовлетворения.

Нам интересно поделиться опытом нетрадиционной техники рисования каплетерапией, которая используется в большей степени в младшей группе.

Каплетерапия – одна из техник, которая может заинтересовать ребенка любого возраста. Рисование каплями имеет несколько направлений. Мы в своей практике используем обычные пипетки. Набор для рисования состоит из нескольких предметов: пипетки; ячейки из-под коробок для яиц, в которых будут разводиться краски; клееночки; губки; салфетки; альбомные листы; контуры предметов.

Основной принцип рисования каплями: ребенок набирает пипеткой воду и рисует капелькам либо по контуру, либо в свободном направлении. Постепенность обучения заключается в переходе от простых элементов и образов к более сложным фигурам.

В ходе нетрадиционной техники рисования пипетками положительная динамка проявилась в следующем: дети стали внимательнее и усидчивее, движения стали скоординированными, понятнее стала ориентация на листе бумаги, у детей повысилась самооценка.

Работа с детьми в такой технике делает занятия интересными. Баловаться не приходится, так как ребенку интересно получить красивый рисунок, да и рисовать пипетками легче, чем кистью. Высокая концентрация внимания позволяет рисовать аккуратно. Пипетки – это тренировка пальцев рук. Ритмчески равномерные движения «нажатия» и «отпуска» пальцев позволяет ребенку привыкать оперировать ручкой. Карандашом, кистью. Такого рода тренировка вырабатывает устойчивость пальцев рук. Позволяет научиться четко и аккуратно разукрашивать предметы. Это путь к использованию ребенком ножниц.

Каплетерапия – это возможность выражения ребенком своих переживаний и радостей, проблем и моментов счастья.

Нетрадиционные техники рисования используются нами также в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дети этого возраста уже владеют определенными техническими навыками и умениями изобразительной деятельности. Рисунки становятся правильными и технически грамотными. Поэтому в этом возрасте целесообразно использование сложных нетрадиционных техник рисования, которые требуют умения не только рисовать, но и составлять пошаговый алгоритм действий, который нужно соблюдать, не изменяя правила. Иначе техника себя не оправдает. Таким видом работы в нашем опыте является рисование «по мокрому».

Использование рисования по мокрой бумаге или как еще принято называть "рисование по мокрому" позволяет детям увидеть необычное в обычном, благодаря включению фантазии и воображения. Все оборудование ребята готовят сами: лист бумаги при помощи губки смачивают водой. Вот здесь и скрыта тайна: в какой степени увлажнен лист. От этого зависит, как быстро растечется краска и получится ли задуманный образ при наложении рисунка кистью. Дошкольнику достаточно сложно находиться в зависимости от растекающихся по мокрой бумаге мазков. Поэтому ребенок должен работать сосредоточенно и внимательно. Этот способ работы требует постоянного самоконтроля и свободного владения кистью.

Эта техника способствует экспериментированию. В очередной раз ребенок закрепляет, какие свойства приобретает влажная бумага, как смешиваются краски и получаются новые оттенки, более легкие и прозрачные. Ведь рисуя по мокрой бумаге, краски "расползаются" на один-два сантиметра, сливаясь друг с другом.

У детей закрепляются знания об отличиях рисования по мокрой бумаге от рисования традиционно. Если в рисовании традиционными способами изображение получается четким и ясным, то в ходе рисования по мокрой бумаге создается эффект полупозрачности, размытости изображения, создавая нежный и хрупкий объект. Для оформления более четких деталей в рисунке ребенок должен подождать, когда рисунок высохнет и уже по сухому заканчивает работу.

Нетрадиционные техники рисования позволяют развивать у ребенка оригинальность, свою индивидуальность, воображение, творчество и главное, самостоятельность.

Нам интересно поделиться с коллегами своим опытом проведения занятия в младшей группе по теме «Дождик песенку поет»

 

ДОЖДИК ПЕСЕНКИ ПОЕТ

СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ

В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

РАЗРАБОТАЛА И ПРОВЕЛА

ВОСПИТАТЕЛЬ ОДШО №790

Л.В.САВИЦКАЯ

 

ЦЕЛЬ: учить детей создавать образ дождя нетрадиционным способом рисования – способом каплетерапии.

ЗАДАЧИ

• Продолжать знакомить младших дошкольников с явлениями природы

• Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи

• Обогащать словарь детей и активизировать их в речи

• Продолжать формировать умение ориентироваться на поверхности альбомного листа и рисовать дождь пипеткой, равномерно распределяя капли воды в заданном формате

• Учить двигать ритмично пальцами в ходе рисования пипетками

• Воспитывать положительный эмоциональный отклик к рисованию природных явлений

• Побуждать интерес к явлениям окружающей действительности и воспитывать чувство бережного отношения к природе

• Развивать речь, память, мышление, воображение, мелкую моторику.

МАТЕРИАЛ:

иллюстрации и пейзажи с изображением воды, экспериментальный уголок для опытно экспериментальной деятельности – мини-лаборатория «Капелька к капельке», выставка книг о воде и природных явлениях, ИКТ, блокнот для записи интересных историй о воде, картотека игр с водой, картины, открытки, фото для плаката «Вода везде», нарисованные образы тучи, солнца, капелек, игрушка-цветок, лейка, разрезные цветы, разноцветные шаблоны леек, влажная тряпочка, зонт, пипетки, стаканчики с цветной водой, готовые альбомные листы, салфетки, губка, неглубокая чашка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Словесный, практический, наглядный.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

• наблюдения за сезонными изменениями в природе;

• опытно-экспериментальная деятельность с водой;

• чтение произведений на заданную тему, заучивание стихов и малых фольклорных форм по теме «Вода»;

• рассматривание иллюстраций, пейзажей с изображением воды;

• просмотр мультфильмов;

• придумывание интересных историй и рассказов, сказок и чистоговорок о воде;

• проведение игр с водой;

• оформление плаката «Вода везде»;

• постепенное обучение рисованию пипетками.

ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем гостей (дети здороваются) и произнесем волшебные слова.

Дети

-Улыбнусь я тебе,

Улыбнусь я себе.

Улыбаться мне не лень,

Улыбаюсь каждый день.

 

Воспитатель

- Сегодня к нам придет очень интересный герой. О чем пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Зонтик буду я держать,

И стараться их считать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Что же падает опять?

(Включается шум дождя – дети внимательно слушают)

Ответ: капли воды.

- Правильно, ребята, конечно, это капли воды.

Раздается стук в дверь. Приходит кот Леопольд, приносит с собой засохший цветок (поникший цветок в горшке)

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Леопольд (игрушка – воспитатель говорит за кота)

- Здравствуйте, ребята, пошел я на рыбалку. Вижу, засохший цветок в горшочке. Рядом воды не оказалось, на небе тоже ни тучки. Я взял горшок, хотел на речку понести. По пути – детский сад. Вот, думаю, деток попрошу полить. К вам пришел.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, засох цветок, поник головой. Солнце сильно пригрело, всю воду из земли забрала, даже цветку попить не оставило.

(Воспитатель демонстрирует макет солнца, лучи которого падают на цветок)

Леопольд, мы бы рады полить, да у нас тоже воды нет - отключили. Ребята, что делать!? Цветочку надо помочь. Если мы не поможем, что может случиться с цветком?

(ответы детей: он может погибнуть, предлагают разные варианты помощи)

Воспитатель:

- Леопольд, как мы сможем помочь цветку. Ребята много вариантов предложили, какой используем. Где мы можем взять воду?

Леопольд:

-Придумал! Придумал! Ура! У меня с собой есть влажная тряпочка, взял на рыбалку лапы вытирать. Давайте попробуем из тряпочки воду достать.

Воспитатель:

- Ребята, подскажите, как из тряпочки воду достать, я чего-то не пойму.

(ответы детей: тряпочку надо выжать, оттуда будет капать вода)

Воспитатель приглашает ребенка на помощь, выжимают тряпочку, появляется капелька воды.

Ребенок проговаривает «волшебные слова»

-Капай, капай, капелька.

В лейку – поливалку.

(в лейку капает капелька)

Вместе с этим воспитатель выставляет нарисованную капельку воды на прищепках.

Капелька:

Здравствуйте, ребята,

Я водяная капелька.

Я очень вам нужна.

Покапаю, покапаю,

Получится вода.

Ребята, для чего вы меня пригласили?

(ответы детей: полить цветочек, а то она может засохнуть.)

Капелька:

- Хорошо, ребята, я вам помогу. Давайте польем цветочек. Только я не знаю как поливать. Может, кто подскажет?

Воспитатель:

- Кто расскажет, как нужно цветы поливать?

(ответы детей: цветок поливают из лейки, осторожно льют воду не на листья и цветы, а сбоку цветка, выливают воду)

Молодцы, ребята. Вот наша лейка. В лейке так мало воды –всего одна капелька. Цветочек может не напиться.

(ребенок поливает цветок)

А почему цветок может не напиться?

(ответы детей: цветок большой, а капелька одна, нужно много капелек воды)

А где же взять много капелек? (ответы детей)

Я вам предлагаю нарисовать дождь. Тогда все растения польются, начнут быстрее расти и цвести. Но прежде с вами поиграем в игру «Капельки и туча»

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КАПЕЛЬКИ И ТУЧКА»

Дети становятся врассыпную. Все движения выполняют в соответствии текста.

Полетели капельки на землю,

Скучно им поодиночке прыгать.

(прыгают на месте)

Собрались они все вместе

В маленькие ручейки.

(бегут парами врассыпную)

Встретились ручейки и стали большой рекой.

(берутся все вместе и бегут змейкой)

Текла река, текла и попала в море.

(бегут по кругу)

Плавали, плавали в море,

Вспомнили, что мама тучка

Наказала домой вернуться.

(сидят на корточках)

Выглянуло солнышко. Пригрело,

Капельки испарились,

Вернулись к маме-тучке.

Воспитатель:

- Молодцы, ребятки. Понравилась игра? (ответы детей) На самом деле, капельки живут интересной жизнью. Сейчас мы с вами садимся за столы и нарисуем много капелек, порадуем растения.

РИСОВАНИЕ ПИПЕТКАМИ

(дети занимают свои места, на столах - альбомные листы с приклеенными шаблонами тучек, готовые стаканчики с водой синего цвета, пипетки)

Воспитатель в очередной раз напоминает детям принцип рисования пипетками пипетками.

ОБЪЯСНЕНИЕ И ПОКАЗ

Ребята, давайте вспомним, как мы должны рисовать пипетками. Наши пальчики нажимают на мягкую часть пипетки. Чтобы цветная вода попала в пипетку, нужно перестать нажимать пальцами. Вода набралась в стеклянную часть пипетки. Затем снова нажимаем на мягкую часть пипетки и ритмическим сдавливанием переводим капельки на лист бумаги в определенном направлении – сверху вниз.

(Дети рисуют, воспитатель приходит на помощь, кто плохо справляется с поставленной задачей)

Мелкий дождь стучит по крыше,

То погромче, то потише.

Кап-кап, кап-кап.

Но не просто дождь идет-

Дождик песенки поет:

- Кап-кап! Кап-кап!

(Во время рисования звучит песня «Виноватая тучка» - Сл. Ю. Энтина,

муз. Д.Тухманова)

По окончании рисования воспитатель выставляет большой макет облака, которое закрывает солнце и начинается дождь.

( капельки дождя - макеты - появляются из нарисованной тучки)

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО

 

Дождик песенку поет:

Кап, кап...

Только кто ее поймет -

Кап, кап?

Не поймем ни я, ни ты,

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава...

 

Лучше всех поймет зерно:

Прорастать

Начнет

Оно!

Б.В.Заходер

Итог занятия:

1.Что случилось с цветком и почему?

2.Как мы помогли цветку?

3. Понравилось ли рисовать пипетками.

РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель предлагает детям взять цветы (шаблоны)

Красные цветы, если занятие понравилось; синие, если не понравилось.

Исходя из исследований по развитию творческих способностей дошкольников (психолог Дж. Смит), для детей созданы следующие условия.

1. Доступность материала для рисования дает детям возможность в любой момент ими пользоваться.

2.Ребенок может самовыражаться и создавать образы самостоятельно, по своему усмотрению, без страха негативной оценки работы педагогом.

3.Использование нетрадиционных техник рисования позволяет поддерживать у ребенка стремление к творчеству и реализовать свои возможности. В ходе такой деятельности у детей возникают необычные идеи и образы, что является стимулом для развития воображения.

4. У детей возникает множество вопросов, что позволяет быть им в постоянном интеллектуальном напряжении.

Если ребенок желает рисовать в одиночестве, педагог позволяет делать это, так как излишняя опека взрослого может навредить развитию творческих способностей.

Ребенок должен учиться выстраивать свою систему ценностей и удовлетворять основные свои социальные потребности – ощущения безопасности, атмосферу доброжелательности, уважения к себе и принятия. В противном случае его негативное чувство скованности, стеснительности будет тормозить развитие творческих способностей.

Работа подгруппами или индивидуально.

Поддерживая и поощряя созидательное творчество в ребенке, мы можем уменьшить вероятность его нежелательного поведения.

 

Категория: Развитие художественных способностей | Добавил: 461119 (21.06.2017)
Просмотров: 106 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: