Среда, 22.11.2017, 16:08

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 187
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методики раннего развития » Развитие художественных способностей

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ у старших дошкольников с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕССКОГО РАЗВИТИЯ

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ у старших дошкольников с ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕССКОГО РАЗВИТИЯ

Белехова Дарья Викторовна

Лицей № 507

учитель-логопед

Россия, г. Москва

 Belehova.Daria@mail.ru

 

 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

С каждым годом нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы (ЭВС) диагностируются у всё большего количества детей. Такие дети составляют группу социального риска т.к. любой психический и физический дефект ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающим, в установлении социальных связей, нарушает врастание ребенка в культуру. Вследствие этого проблема коррекции подобных нарушений представляется особо актуальной потому что именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и успешно адаптироваться к меняющейся окружающей среде и выделить свою индивидуальность среди  других людей.

К исследованию эмоционально-волевого компонента развития личности ребенка дошкольного возраста обращались многие отечественные и зарубежные учёные (В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, К. Изард, П.В. Симонов, Н.Л. Кряжева и др.). Говоря о проблемах в эмоционально-волевой сфере детей, они видят их причину в недостатке положительных эмоций и отсутствии волевого усилия, что в свою очередь, неизбежно ведет к непониманию внутренней системы сигналов. Отмечается, что ЭВС – это сложный и многоструктурный феномен психической жизни человека. Эмоции и волевые акты выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Нарушение этого внутреннего языка приводит к неадекватному поведению, неуспешности ребенка среди сверстников, появлению негативных эмоциальных состояний: низкая самооценка, тревожность, агрессия и др.

Существуют различные подходы к коррекции ЭВС у детей с ЗПР: телесно-ориентированный; концептуальный (в основе лежит психологическое сопровождение естественного развития детей); арт-терапевтический.

Последний представляет для нас особый интерес, т. к. он рассчитан на дошкольников с различными нарушениями в развитии и имеет универсальный характер.

Арт-терапия имеет множество видов и подвидов:

  • изотерапия: рисуночная терапия; фототерапия; глинотерапия; песочная терапия; оригами-терапия;
  • имаготерапия: куклотерапия; психодрама; маско-терапия; психодрама;
  • музыкотерапия: вокалотерапия; музыкосоматотерапия; активная музыкотерапия; музыкально-образная медитация;
  • библиотерапия: либропсихотерапия; библиотерапия; сказкотерапия;
  • кинезитерапия: танцетерапия; психогимнастика; лечебная ритмика; хореотерапия.

Экспериментальное изучение особенностей ЭВС у старших дошкольников с ЗПР, находящихся в различных педагогических условиях (часть детей воспитывалась в группе компенсирующей направленности, а другая часть детей - в инклюзивной группе) показало, что у детей с ЗПР наблюдается неспособность к произвольной регуляции эмоций по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Такие дети не умеют направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, дифференцировать и определять их характер. В отличие от нормально развивающихся дошкольников, они не могут сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, неспособны определять конкретные цели своих поступков; находить верные варианты из множества возможных; проверять эффективность выбранных путей (ошибаясь, исправляя ошибки, руководствуясь опытом аналогичных ситуаций); предугадывать конечный результат своих действий; брать на себя ответственность; контролировать агрессию. Кроме того, им присуще неумение устанавливать эмоциональный контакт: воспринимать и различать чужие эмоциональные состояния; сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и чувствовать его эмоциональное состояние); отвечать адекватными чувствами. Следует отметить, что у большинства детей с ЗПР имеется неадекватно заниженная самооценка. Это связано с осознанием своей некомпетентности в определенных видах деятельности (например, игры и занятия ориентированные на скорость выполнения и т. д.).

Из всего вышесказанного следует, что с детьми с ЗПР необходимо проводить специальную коррекционно-педагогическую работу, направленную на исправление нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы, способствующую социально-личностному и социально-коммуникативному развитию.

 Для этого мы предлагаем использовать методы арт-терапии, которые способствуют нормализации личности дошкольника.Хотелось бы представить ряд игр и упражнений с элементами арт-терапии, которые можно использовать на различных занятиях.

Упражнение: «Морские черепашки»

Цель: снять эмоциональное напряжение, снизить тревожность, развивать психические процессы, обучать расслаблению мышц рук, шеи, туловища, ног, обучать восприятию собственных чувств, релаксация.

Оборудование: ковер, магнитофон, аудиозапись «Шум прибоя».

Ход: Детям предлагается лечь на ковер и изобразить черепашек, которые греются на теплом песке. При этом педагог должен сопровождать их действия рассказом:

Черепашки устали, выбрались на берег и прижались животиками к теплому песочку. Нас греет солнышко. Как тепло и хорошо! Мы отдыхаем. Ручки и ножки у нас расслаблены (Звучит аудиозапись «Морской прибой»).

Упражнение: «Веселые приветствия»

Цель: снять эмоциональное напряжение, активизировать творческий интерес, закрепить положительные эмоции от занятия, расширять вариативность поведения, способствовать усвоению социальных норм (ситуация приветствие), активизация позитивного общения между сверстниками.

Оборудование: ковер, разноцветная ленточка.

Ход: Дети сидят на ковре, образуя круг. Им предлагается поздороваться друг с другом необычным способом, которые они должны придумать сами.

Педагог: Я сегодня хочу поздороваться с (имя ребенка, сидящего справа от него) пальцем! И передает разноцветную ленточку.

Затем обращаясь к следующему: Как ты хочешь поздороваться? Каждый придумывает свой способ приветствия.

Упражнение: «Животный театр»

Цель: учить детей нравственно-эстетическим нормам поведения, развивать эмпатию, сгладить негативные эмоциональные проявления, совершенствование произвольности.

Оборудование: картинки с изображением животных, и куклы на руку, марионетки, пальчиковый театр, ширма.

Ход: Педагог разыгрывал за ширмой различные конфликтные ситуации. Например,

1) Жадная  жаба, которая не хочет делиться с Пяточком мячиком;

2) Пяточок грустный, потому что с ним не хочет играть жаба;

3) Хрюшка, которую напугал ёжик;

4) Ёжик недоволен тем, что хрюшка съела его яблоко и не поделилась;

5) Зайчик обзывает котика и дразнит его, показывая пальцем;

6) Котик обиделся на зайчика и больше не хочет с ним дружить;

7) Медведь разбил любимую чашку жирафа и ему стыдно;

8) Жираф сердит на то, что мишка такой неуклюжий.

Затем педагог спрашивал у детей, какие эмоции испытывали животные и почему. Детям предлагается смоделировать и разыграть между собой ситуации на данные темы.

Упражнение: «Воображариум»

Цель: Расширение опыта переживания различных эмоциональных состояний, учить демонстрации различных эмоциональных реакций с помощью мимики и пантомимики.

Оборудование: Ковёр, сюжетные картинки.

Ход: Педагог предлагал детям представить себя в различных образах и продемонстрировать соответствующие эмоции. Примеры: "1) Представьте себя слонятами, которые купаются в реке. Какие чувства вы при этом испытываете? 2) Представьте себя мартышкой, которая увидела гроздь аппетитных бананов. 3) Представьте, что вы цыплята, у которых отобрали зёрнышки. 4) Вы лягушата, которые увидели цаплю. 5) Представьте себя мамонтёнком, который потерял свою маму. 6) Представьте себя пчёлами, у которых украли мёд. 7) Представьте себя красивыми тюльпанами, которые распустились на клумбе. 8) Представьте себя медведем, который нашел малину".

Мы считаем, что предложенный арт-терапевтический подход помогает снизить у воспитанников с ЗПР негативные проявления: агрессию по отношению к окружающим, повышенную тревожность, низкую самооценку, низкий уровень саморегуляции эмоциональных проявлений. Следует так же отметить, что этот метод эффективен в работе как с нормально развивающимися дошкольниками, так и с различными категориями детей с ОВЗ, поскольку является универсальным.

 

Категория: Развитие художественных способностей | Добавил: 461119 (04.11.2016)
Просмотров: 382 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: