Среда, 22.11.2017, 16:05

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 187
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методики раннего развития » Развитие художественных способностей

Развитие эмоционального компонента социального интеллекта дошкольников: арт-педагогический подход

УДК 373.2

Развитие эмоционального компонента социального интеллекта дошкольников: арт-педагогический подход

Тупичкина Елена Александровна  доктор педагогических наук, профессор,

Армавирский государственный педагогический университет,

Россия, г. Армавир         

 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

Одной из важных составляющих социального интеллекта выступает его эмоциональный компонент, который многими исследователями определяется как эмоциональный интеллект. Под эмоциональным компонентом социального интеллекта старшего дошкольника мы понимаем интегративную способность личности, проявляющуюся в восприятии, идентификации, осмыслении и понимании своего эмоционального состояний и чувств других людей, а также обнаруживающуюся в способности регулировать эмоции, осуществлять самоуправление поведением и  использовать эмоциональную информацию в качестве основы для выработки отношений и принятия поведенческих решений

Анализ педагогической практики и программно-методического обеспечения развития эмоционального интеллекта свидетельствует, что не в полной мере системно используются ресурсы арт-педагогических техник, которые, как мы полагаем, обогатят процесс социально-эмоционального развития, будут способствовать амплификации детских видов деятельности, наполнят деятельность значимым для ребенка содержанием, фор­мами и способами деятельности, позволят ему отражать в рисунке свой опыт, проецировать его в специфическую художественную среду. В ряде исследований мы раскрыли свое понимание сущности арт-педагогики, специфику реализации ее функций в образовании и развитии детей [3]. В данной статье кратко подчеркнем специфические особенности реализации арт-педагогического подхода и обратимся к развивающе-коррекционной  функции арт-педагогики в контексте заявленной темы.

Специфика  реализации арт-педагогического подхода состоит в его главной функции: гармонизации личностной сферы ребенка, его адаптации в современном мире средствами искусства, через художественно-творческую деятельность. Важно отметить, что арт-педагогика, выступающая в качестве средства педагогической поддержки детей, обращается к тому, чего еще нет у ребенка, но в перспективе будет сформировано, в то время как арт-терапия, актуализирует, прежде всего, коррекцию личности, и обращена к тому, что уже присуще индивиду. Следовательно, арт-педагогическое направление занимается не «проблемами» ребенка, а его возможностями, его назначение, поэтому заключается в расширении сферы позитивного потенциала детей, активизации посредством искусства внутренних возможностей, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной деятельности, ресурсов социальной адаптации посредством искусства. В арт-педагогической деятельности важен сам творческий акт, особенности внутреннего мира творца, которые в нем и проявляются. Другими словами важен не результат, а процесс творчества. При этом поощряется произвольное и спонтанное выражение своих внутренних переживаний и не подвергаются оценке изобразительные аспекты работы.

Педагогическая практика накопила значительный арсенал арт-педагогических техник, среди которых можно отметить, изобразительные, пластические, музыкальные, двигательные, речевые и др. Учитывая ограниченные возможности данной публикации, в качестве примера обратимся к педагогическим ресурсам изобразительных арт-педагогических техник в развитии эмоционального интеллекта, которые обусловлены основными задачами его развития. Изобразительные техники, как никакие другие, естественны для эмоционального выражения ребенка-дошкольника, близки его деятельности. Изобразительная деятельность в арт-педагогическом подходе позволяет ребенку усвоить опыт, непосредственно связанный с развитием эмоционального интеллекта, так как через рисунок он не только закрепляет полученные знания, в частности, направленные на осознание собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей, но и способствует рефлексии актуального эмоционального переживания. Педагог при этом помогает ребенку выбрать изобразительные средства, проявить свои чувства и эмоции, помогает детям осознать изображенный сюжет или изображаемую ситуацию, внешне её выразить в рисунке.

Предваряя конкретные примеры использования арт-педагогических техник в развитии эмоциональной сферы детей отметим, что в изобразительной арт-педагогической деятельности мы выделяем две основных формы участие в ней ребенка. Перцептивные формы арт-педагогической  деятельности, которые предусматривают взаимодействие ребенка с готовыми изобразительными средствами: их восприятие, рассматривание, создание на основе увиденного своих фантазий, анализ своего эмоционального отклика на них. Созидательные  формы арт-педагогической  деятельности, предусматривающие непосредственную изобразительную деятельность детей, создание детьми продуктов изобразительного творчества: это могут быть изображения конкретных предметов, абстрактные образы, метафорические картинки и мн. др.

Перцептивные формы арт-педагогической  деятельности связаны, прежде всего, с рассматриванием графических, живописных, и др. картинок, художественных произведений. Данные формы деятельности помогают педагогу решать такие задачи эмоционального развития, как формирование способности ребенка воспринимать и распознавать эмоции, чувства и настроения  свои и других людей (детей и взрослых). В целях реализации данной задачи можно рекомендовать использование таких арт-техник, как работа с игровыми ассоциативными карточками («Азбука эмоций», «Злой, Веселый, Грустный», «Роботы» и др.). Играя ребенок научится определять эмоциональное состояние по мимке лица, по положению тела в пространстве (рук, ног, головы, туловища), по движению изображенного человека. Ассоциативные карточки-пиктограммы эмоций, помогут ребенку приобрести умение стилизованно изображать те или иные эмоциональные состояния человека.

Анализ специально созданных или подобранных сюжетных картинок, отражающих жизненные ситуации, в которых может оказаться ребенок, позволит ему при специальном педагогическом руководстве понять не только эмоциональное состояние всех участников изображенного на карточке события, но спрогнозировать возможные эмоционально-чувственные последствия произошедшего. Особый интерес может вызвать у детей и дать педагогический результат игры с ассоциативными карточками, в которых не проявлена мимика лица, а поза героев может быть оценена неоднозначно. Игровые задачи могут поставить перед детьми проблему моделирования возможных эмоциональных состояний в одной и той же житейской ситуации с учетом различных мотивов поведения ее участников. Игровые карточки позволят детям также ассоциировать эмоции, изображенные на карточках, со своими чувствами, с теми ситуациями, которые происходили с ними.

Большой  педагогический потенциал содержится в работе с живописными жанровыми художественными произведениями, которые учат ребенка не только понимать эмоциональное состояние героев, но и связывать его с изображенным сюжетом, сопоставлять с аналогичными ситуациями, случающимися в жизни с детьми. Данные арт-педагогические техники помогают решать педагогу такие задачи развития эмоционального интеллекта, как: понимать и осознавать эмоциональные состояния и чувства (эмпатия), вербализировать эмоции и чувства (называть их словом).

Созидательные формы арт-педагогической деятельности также имеют значительный развивающий потенциал. Использование различных изобразительных материалов (карандаши, краски, фломастеры, пластические, сыпучие и пр.) позволит ребенку выразить при помощи художественных средств свои эмоции и чувства, отразить их в своих графических, живописных и декоративных работах, а педагогу решить задачу развития эмоциональной экспрессии ребенка. Такая экспрессия может быть выражена в технике графики. Ее примером может послужить графическое арт-упражнение «Линия с характером», предполагающее изображение линии радостной, грустной, сердитой, растерянной и др. с использованием различных графических сред (бумага, песок, пластилин), традиционных и необычных графических материалов (карандаши, краски, палочки, проволока и др.). Интересные в художественном плане проявления экспрессии могут быть получены во фрактальных рисунках, в которых накал эмоций ребенка передает линейный рисунок (создаваемый с закрытыми глазами), а подобранный ребенком цвет многочисленных фрактальных ячеек подчеркивает характер отражения той или иной эмоции.

Ассоциациированию эмоционального состояния и его графического воплощения может способствовать использование в работе с детьми таких графических арт-техник, как кляксография, монотипия, интуитивное рисование и др., в которых ребенок спонтанно создает живописные образы и затем их ассоциирует с возникающими эмоциями и настроением. Интуитивное рисование, основанное на активизации в изобразительной деятельности интуиции, и требующее сосредоточенности рисующего, прежде всего, на процессе изодеятельности «здесь и сейчас», активизирует «дремлющие» участки мозга, способствует активному раскрытию творческих способностей, раскрепощению ребенка и свободному выражению чувств. Медитативное рисование основано на ритмическом повторении рисующим однотипных линий, точек, дуг, элементарных форм и заполнении ими всего листа или обозначенного пространства, при этом из повторяющихся изображений могут комбинироваться разнообразные образы. Такое рисование успокаивает, умиротворяет, релаксирует, позволяет избавиться от умственной усталости и улучшить, гармонизировать эмоциональное самочувствие.

Развитию социальных эмоций коллективного взаимодействия могут способствовать такие коммуникативные арт-техники, как: «рисование по кругу», «разговор двух линий», «коллективная картина» и др. В процессе реализации данных арт-техник дети переживают эмоции совместного творчества, учатся чувствовать и учитывать графическую позицию партнера, вести невербальный экспрессивный диалог, проявлять эмпатию, организовывать коммуникацию в процессе совместной деятельности, радоваться участию в совместном творчестве. Задача управления своим эмоциональным состоянием, отреагирование эмоций также решаема врамках арт-педагогической практики. Специальные игровые графические упражнения, например, «Песочный дождик», «Маски превращений», «Мусорное ведро», «Волшебные превращения» и др.  помогут ребенку снизить тревожность, отреагировать отрицательные эмоции, гармонизировать свое эмоциональное состояние. Ресурсные арт-педагогические техники помогут детям сформировать позитивный эмоциональный настрой, закрепить положительные эмоции, зафиксировать приятные переживания.

Мы полагаем, что любая форма арт-педагогической деятельности (и восприятие картин, картинок, и создание собственных произведений) имеет проективный, а, значит, диагностический характер, и позволяет выявить эмоциональные проблемы и переживания ребенка, неосознаваемые им чувства, поскольку рассматривая изображенное, рисуя, дети воспринимают и отражают мир сквозь призму своих установок, потребностей и желаний.

В данной статье приведены лишь отдельные примеры использования арт-техник в педагогической работе с детьми (безусловно, самих техник и возможностей их использования, значительно больше). Но какие бы арт-техники мы не использовали в работе с детьми дошкольного возраста, необходимо соблюдать требования к организации арт-педагогической деятельности, учитывать специфику ее организации с детьми дошкольного возраста.

В завершении отметим, что результатом реализации арт-педагогического подхода, использование арт-техник в социально-эмоциональном развитии дошкольников является гармонизация их эмоциональных состояний; эффективное эмоциональное отреагирование; осознание своих эмоций, чувств и переживаний; вооружение детей способам и приемам регуляции эмоциональных состояний и реакций; повышение уверенности в себе; улучшение микроклимата в детском коллективе. Все это обеспечивает успешность развития у дошкольников эмоциональных компонентов социального интеллекта, формирование у них стрессоустойчивости, профилактику негативных психоэмоциональных состояний и деструктивного поведения детей и создает условия для эмоционального благополучия в их жизненном пространстве.

Практика работы с детьми в дошкольных образовательных организациях г. Армавира, г. Новокубанска, п. Мостовского, Детского центра интерактивного развития «Радуга», созданного на базе Армавирского государственного педагогического университета, доказала эффективность применения арт-педагогического подхода в эмоциональном развитии дошкольников. Именно данный подход лег в основу разработки таких авторских программ: «Песочные фантазии» (программа обучения рисованию песком на световых планшетах), «Палитра эмоций маленького художника» (программа развития социального интеллекта дошкольников в художественной деятельности), «Песочные настроения» (программа развития эмоционального интеллекта в процессе рисования песочных картин», «Магия рисования» (программа формирования стрессоустойчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительных арт-техник).

Список используемой литературы

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.
  2. Семенака, С.И.  Развитие эмпатийных проявлений у детей как условие формирования эмоционального интеллекта // Начальная школа плюс: до и после.- № 6, 2013,   С.34-38.
  3. Тупичкина Е.А. «Арт-технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками». Семья и личность: проблемы взаимодействия. Научный журнал. С.97-102.
  4. Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — М.: АРКТИ, 2016. — 112 с.
  5. Тупичкина Е.А. Рисование песком как средство развития эмоционального интеллекта и профилактики эмоционального неблагополучия дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2014. № 4. С. 76–85.
  6. Тупичкина Е.А. Формирование стрессоустойчивости у дошкольников средствами изотерапии.  //Детский сад: теория и практика № 7/2015.,С.94-104. 
Категория: Развитие художественных способностей | Добавил: 461119 (07.11.2016)
Просмотров: 264 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: