Четверг, 21.09.2017, 08:11

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 182
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методики раннего развития » Развитие нравственности и формирование характера

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в художественно-игровой деятельности

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в художественно-игровой деятельности

Бородина Елена Николаевна,

к.п.н., ассистент кафедры

эстетического воспитания

ИПиПД УрГПУ г. Екатеринбург

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения — приоритетное направление современной образовательной политики. В программных документах Правительства Российской Федерации проблема воспитания личности, укорененной в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны, рассматривается как условие стабильного развития общества, идущего по пути социально-экономических преобразований, его способности противостоять внешним вызовам.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» об образовании говорится как об едином целенаправленном процессе «воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, далее определены в целевые ориентиры развития человека интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического развития человека» [4]. В определении термина «воспитание» указывается основа процесса развития личности, это «опора на социокультурные, духовно-нравственные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения» [4].

В ФГОС ДО определяются пути духовно-нравственного воспитания детей через приобщение к традициям семьи, общества и государства, формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках. Подчеркивается необходимость учета этнокультурного контекста для передачи из поколения в поколение опыта, традиций и видения мира. В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, акцентируется актуальность и «необходимость создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям» [12].

ФГОС НОО направлен на обеспечение: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать, приведем пример некоторых из них:

1)                 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

2)                 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)                 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;

4)                 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

5)                 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально и нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

6)                 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

7)                 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

В ряде задач ФГОС ДО и НОО, актуализируется обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Таким образом, документ «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (далее Концепция), решающий задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей, подростков и молодежи, адресованный средней школе, способен решать задачи ФГОС ДО. Концепция, представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Концепция определяет национальный воспитательный идеал: «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации.

Идеи русских философов о ментальной нераздельности «духовности» и «нравственности» в человеке, нашли свое воплощение в трудах ученых-педагогов русского зарубежья ХХ века С.И. Гессена, А.В. Ельчанинова, В.В. Зеньковского, С.И. Карцевского, С.С. Куломзиной, Н.Е. Пестова. В частности, идеи В.С. Соловьева и И.А. Ильина развивал В.В. Зеньковский, который видел процесс нравственного развития в соединении духовного и эмпирического опыта человека, развитии души и тела в слитной и нераздельной связи с духом. По мнению ученого, духовное начало пронизывает всего человека, духовность есть «живая сердцевина» жизни человека, определяющая логику и ритм его духовного развития. При этом «развитие начала личности, развитие духовных ее сил — разума и свободы, творчества и саморегуляции» происходит с самого раннего детства. В учении В.В. Зеньковского человек наделен целостным духовно-душевно-телесным сознанием, которое взращивается, питается, преобразовывается, возделывается на основе духовного (религиозного, в понимании В.В. Зеньковского) ориентира в процессе всей жизни [2].

История отечественной и зарубежной педагогики свидетельствует, о том, что не существовало ни одной педагогической системы, которая бы не испытывала на себе влияния мировоззренческих и педагогических идей христианства. Таким образом, анализ литературы приводит нас к выводу, что в традиции российской философской и психолого-педагогической науки проблема патриотического воспитания и развития личности всегда рассматривалась в неразрывной связи с проблемой совершенствования всей духовно-нравственной сферы личности, в контексте с базовыми национальными ценностями и традиционными христианскими представлениями о человеке, семье, окружающем мире.

В.А. Петровский, один из авторов Концепции образования детей дошкольного возраста, выделяет роль «серьёзного искусства в образовательном процессе и художественной деятельности как средства развития личности». Художественная деятельность – это специфическая по своему содержанию и формам выражения развивающая активность человека, направленная на эстетическое освоение мира через знакомство и приобщение к искусству.

Игра, это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В педагогической практике игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную, коммуникативную, самореализации, игротерапевтическую, диагностическую, коррекции,  межнациональной коммуникации, социализации, т.е. включения в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. т.е. принятии и усвоении культурных норм семьи, общества и государства, к которому принадлежит ребенок, принятии общезначимых общечеловеческих образцов деятельности и поведения в традициях отечественной культуры.

Игровая деятельность является эффективным средством становления личности детей периода детства. Во время игровой деятельности дети в непринужденной обстановке получают информацию о семейных ролях, о взаимоотношениях в обществе. Знакомятся с окружающим миром, тем самым формируется картина мира, приобретаются и закрепляются культурные практики взаимоотношения, деятельности, поведения. Играя в настольные игры, дети развивают речевые, физические и умственные навыки, нравственные качества.

Опираясь на вышеизложенное, дадим определение понятию художественно-игровая деятельность, - это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность человека, вид деятельности, направленная на эстетическое освоение мира, на воссоздание и усвоение общественного опыта правил и норм поведения, опыта деятельности через встречу с произведениями изобразительного искусства.

Игровой комплекс «Наследие», относится к разделу дидактические игры, которые направлены на обучение - усвоение или закрепление детьми знаний, умений и навыков, развитие их умственных способностей и воспитание нравственных, коммуникативных качеств.

Методологической основой игрового комплекса «Наследие» стали, аксиологический, культуроцентрический, культурологический, антропологические подходы. В качестве основополагающей идеи выступает передача культурного опыта, как абсолютно ценного, почитаемого, созданного и запечатленного прошлыми поколениями в художественных образах, через художественно-игровую деятельность. В комплекс настольных игр «Наследие» вошло (9 игр): Времена года; Евангельские сюжеты; Жизнь русских святых; Лента времени; Князь Владимир; Семейные ценности; Реставрация картин (семейные традиции); Уютный дом; По дороге к храму.

Около 200 фрагментов произведений отечественных художников наполняют содержание игрового комплекса «Наследие». Важным компонентом комплекса является, набор из 430 наименований нравственных и безнравственных качеств личности человека.

Познавательное насыщение художественно-игровой деятельности способствует:

-                      ценностно-смысловому переживанию привязанности и принадлежности к культуре, традициям и истории своей семьи, своего рода, народа;

-                      формированию осознанной эмоционально-ценностной позиции по отношению к миру семьи, миру родных людей, миру истории и культуры Отечества, миру родной природы;

-                      развитию нравственных и патриотических представлений;

-                      становлению одухотворенного нравственно-патриотического поведения.

Воспитание через искусство – это не рассказ об искусстве, а удивительный процесс, когда само искусство воздействует на чувства и мысли ребенка. Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человеческому, заставляет с большим вниманием, пониманием, милосердием и состраданием относиться к чужой боли, к чужой радости, быть чутким к тем, кто рядом.

В процессе игры ребенок становится активным участником, он высказывается, предполагает, анализирует, обобщает, сравнивает, устанавливает причинно-следственные связи, что соответствует целевым ориентирам ФГОС ДО и НОО. Игра относится к косвенному методу педагогического воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а является полноправным субъектом деятельности. В игровом действии прокладывается путь от чувства к действию, и от действия к чувству. Перенося ценностные образы с картины на реальную жизнь, ребенок сам погружается в ту или иную ситуацию, и тогда в этом сложном психическом процессе развивается, обогащается и преобразовывается его личность.

Литература:

1.                  Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности [Текст] / ред.-сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т, Флинта, 1999. — 310 с.

2.                  Бородина Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография / Е.Н. Бородина, ФГБОУ ВПО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2015. - 192 с.

3.                  Даль, В.И. Толковый словарь [Текст]: в 2 т. / В.И. Даль. — М.: Изд. Центр «Терра», 1995. — 789 с.

4.                  Законы России. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ». — 2014 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii- 2013/2/.

5.                  Зелинский, К.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы [Текст]: учеб.-метод. пособие / К.В. Зелинский / под ред. В.И. Слободчикова. — М.: Планета, 2010. — 288 с.

6.                  Ильин, И.А. О национальном воспитании. Путь духовного обновления [Текст] / И.А. Ильин // Путь к очевидности. — М., 1993. — 237 с.

7.                  Лосский, Н.О. Характер Русского народа [Текст] / Н.О. Лосский. — М.: Изд-во «Ключ». 1957. — 64 с.

8.                  Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов [Текст] / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. — 640 с.

9.                  Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с. — С. 265.

10.       Петракова, Т.И. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе [Текст]:    научно-методические рекомендации / Т.И. Петракова, Е.Б. Евладова, С.Г. Макеева. — М.: ИМПЭТО, 2004. — 96 с.

11. Толковый словарь Ушакова. Нравственность / Д.Н. Ушаков [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/887658 (дата обращения: 12.08.2015).

12. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj    -

gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 6.08.2015).

 

Категория: Развитие нравственности и формирование характера | Добавил: 461119 (22.11.2016)
Просмотров: 352 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: