ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ РОСТОВЫХ КУКОЛ
Самсонова Людмила Викторовна,
методист ГБОУ Гимназии №1409 г.Москвы
Социально-нравственное воспитание дошкольников закладывает основы личности ребенка. Ведь именно в дошкольном возрасте малыш получает первый опыт общения, он учиться, как правильно вести себя с близкими ему людьми и ровесниками, он усваивает традиции и культуру своего народа, а помогают ему в этом родители и педагоги. При этом важно помнить, что ребенок дошкольного возраста не объект педагогического воздействия, как это принято в авторитарной педагогике, а субъект взаимодействия, в основе которого лежит совместная деятельность педагога и детей. Признавая ребенка субъектом воспитания, необходимо менять средства и методы воздействия, которые позволят представить дошкольнику моральные нормы через его личностное восприятие.
Наш детский сад в качестве средства, помогающего осуществить задачи социально-нравственного воспитания выбрал ростовых кукол, которые живут в нашем детском саду и иногда приходят к ребятам в группу за помощью. Почему были выбраны именно ростовые куклы? Мы все знаем, как иногда сложно бывает объяснить ребенку, как надо и как не надо себя вести, как лучше поступить в данной ситуации, и нам не всегда понятно, усвоил ли ребенок наши ценные указания? Дети воспринимают кукол совсем иначе, нежели нас с вами, поэтому и вести себя начинают «по-взрослому».
С помощью ростовой куклы можно корректировать личностно-ориентированное развитие ребенка. Кукла выступает средством, помогающим “Я реальному” образу ребенку приблизиться к “Я идеальному”. С ее помощью можно более безболезненно получить различный опыт общения, пополнить “банк жизненных ситуаций” ребенка.
Мы попытались отразить в образе куклы как положительные качества (это куклы «Неболейка», «Зубная щетка», «Дядя Степа», кукла «Вежливость», кукла «Женя» - из сказки «Цветик-семицветик»), так и негативные социальные качества (это кукла «Капризка», кукла «Грязнуля», кукла «Борис» – драчун и жадина) - и вот однажды «необычные гости» пришли к детям в детский сад. Они рассказали ребятам о том, что неслучайно оказались в нашем детском саду, им нужна была помощь. Например, Борис не понимал, почему ребята не хотят с ним дружить, почему от «Грязнули» убежали все платья, «Капризка» не хочет делать так, как просят взрослые …
И так закрутилась работа! Ребята согласились помочь «новым жителям» детского сада. Взрослые предложили детям самим выбирать ту куклу, которую они хотели бы пригласить к себе в группу. Такой прием очень важен во взаимодействии воспитателя с детьми, когда не ребенку навязывают мнение, а учитывают его желания. Дети очень активно включились в эту работу. Они рисовали на специальных листочках-письмах куклу-героя, с которой хотели бы встретиться, и отправляли это письмо в специально оборудованный для этого почтовый ящик. Когда же кукла приходила к ним в гости, дети со всей ответственностью поучали, объясняли и воспитывали ее, как нужно общаться, играть, дружить, заботиться о своем здоровье и т.д.
Иногда родители посвящали воспитателей и специалистов в сложившиеся между ними и ребенком проблемы в воспитании. Для этого также работал «почтовый ящик». Тогда кукла приходила в группу к ребятам, рассказывала о том, какой случай с ней произошел, а дети помогали найти выход из сложившейся ситуации.
После такого знакомства с ростовыми куклами мы стали вводить их в театрализованную деятельность. В театрализованной деятельности кукла может отражать “Я реальное” ребенка, с ее помощью можно более безболезненно получить различный опыт общения. Это значительно повлияло на успешность социально-коммуникативного развития дошкольников разных возрастных групп и способствовало формированию положительного опыта межгруппового общения. |