Среда, 22.11.2017, 16:07

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 187
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Новые программы воспитания и обучения » ФГОС дошкольного образования и ФГТ

ОТНОШЕНИЕ К ДЕТСТВУ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

ОТНОШЕНИЕ К ДЕТСТВУ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

 Андриенко Надежда Константиновна

к.пед.н., доцент,

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет,

Факультет дошкольного и начального образования, декан

Россия, г. Армавир

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

Родина для каждого из нас существует в

двух измерениях – это наша земля и наше

детство. И забота о Родине - это не только

забота об устройстве экономики и земли,

а также и об устройстве детства.

                                                А. Прохоров

Состояние детства и отношение к детству в современном обществе – предмет пристального внимания со стороны ученых различных научных областей (социологи, антропологи, философы, психологи, педагоги, социологи и др.). Появление новых международных документов о правах ребенка и регламентирующих отношение к детству (Конвенция ООН «О правах ребенка», 1989, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990 г., Европейская конвенция о защите прав детей, 1996 г. и пр.) еще больше стимулировало   активность научной мысли в этом направлении [В.Г. Безинов, А. Грекалов, В.П. Зеньковский, А.П. Желобов, И.С. Кон, В.А. Кутелев, С.Д. Лихачев, В.П. Щербаков и др.] .

Однако, появление еще большего объема научной информации о детях только усилило противоречия в представлениях о детстве и не сняло напряжения в области отношений мира взрослых с миром детей.

Уместно будет сослаться на высказывание Я.  Корчака, не потерявшего актуальности до наших дней: «Мы детей не знаем… Мы не умеем объяснить даже те противоречия в детском организме, которые бросаются в глаза: с одной стороны, жизнеспособность клеток, с другой – уязвимость. С одной стороны, возбудимость, выносливость, сила; с другой – хрупкость, неуравновешенность, утомляемость, И ни врач, ни воспитатель не знают, является ли ребенок существом «неутомимым» или хронически усталым» [2].

Детство, действительно, уникальный период в жизни человека – это одновременно период становления и развития личности, а также его адаптации к окружающему миру. Одной из важнейших характеристик дошкольного детства является максимальная зависимость от взрослых в удовлетворении всех видов потребностей и минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных факторов среды. Ребенку необходимы взрослые (родители, педагоги), поскольку его личность еще не сформирована, он еще неспособен адекватно воспринимать  реалии окружающего мира, соответствующим образом ориентироваться в них, не готов нести полную ответственность за свои действия.

С точки зрения отечественной психологии [1] это объясняется тем, что психическое и личностное развитие ребенка является результатом присвоения культурного опыта в создаваемой взрослым особой социальной ситуации развития. Выдающийся психолог, Л.С. Выготский указывал, что своеобразие социальной ситуации развития  определяется отношениями, которые устанавливаются между взрослым и ребенком [1] По существу, социальная ситуация развития может быть представлена системой требований, предъявляемых детям со стороны взрослого сообщества, а также теми правами и гарантиями, которые определяются для детей этим сообществом. Д. Б. Эльконин отмечал: «Ребенок присваивает общество. Все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции» [5].

Таким образом, понятие социальной ситуации развития определяет зависимость формирующейся личности от социума, в первую очередь, от конкретных взрослых людей.

С этих позиций трактуется и понятие «детство» в современной психолого-педагогической литературе. Приведем некоторые из них, поскольку существует множество  дефиниций термина «детство», так как он используется широко многопланово и многозначно

Детство – сложный, многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социокультурным факторами [3].

Детство — период активного социального «развертывания» растущего человека, его личностного «вызревания», которое протекает при непосредственном участии взаимодействующего с ним взрослого [5].

Выстраивание отношений двух миров – взрослого и детского –  сложная проблема. Рассматривая ее,   мы акцентируем внимание на ее важности для социальной безопасности ребенка.

В последние годы вопросы социальной безопасности детей поднимаются довольно часто в исследованиях отечественных ученых [М.В. Крыгина, А.В.   Пелихова,  Н.А. Чипеева и др.].

На основании определений социальной безопасности личности, приведенных в исследованиях безотносительно к какому-либо возрастному периоду жизни человека, мы рассматриваем под социальной безопасностью ребенка защиту его жизненно важных интересов и прав, от внешних и внутренних угроз.

Защита жизненно важных интересов и прав ребенка осуществляется в различных сферах:

  • в сфере семейных отношений:
  • в сфере образования:
  • в среде обитания ребенка.

Ребенку должен быть обеспечен определенный уровень жизни (удовлетворение витальных потребностей, охрана физического и психического здоровья), должна быть гарантирована безопасность (физическая, экономическая, социальная), соблюдено право на самореализацию и развитие способностей и возможностей.

Обеспечение безопасности детей должно стать приоритетной задачей для общества и государства, поскольку ее отсутствие приводит к деформации личности, духовной и культурной деградации.  И, надо отметить, что современное российское законодательство содержит соответствующие базовые нормативные положения, позволяющие реализовать приоритетные интересы детей. Следовательно, вопрос в том, что их осуществление не стало повседневной нормой для государственных структур, образовательных организаций, родителей.

Рефлексия социальной ситуации развития современных детей позволяет констатировать факты, неблагоприятные для позитивной социализации ребенка и ряд опасностей для него со стороны социума.

А.В. Пелихова выделяет несколько групп социальных опасностей, представляющих угрозу для детей дошкольного возраста [4].

Первую группу составляют социально-психологические опасности: психологическое насилие со стороны взрослых и сверстников, вербальная агрессия, нежелательные контакты с незнакомыми людьми, семейные конфликты, эмоциональное отвержение, игнорирование родителями интересов ребенка; отвержение сверстниками;

Во вторую группу входят социально-правовые опасности: преступления, совершаемые в отношении детей, нарушение прав ребёнка.

Третью группу составляют социальные опасности: детская безнадзорность, асоциальное окружение, пренебрежение потребностями ребёнка и его заброшенность.

Четвертая группа - социально-экономические опасности: резкое снижение уровня жизни, неудовлетворенность базисных потребностей ребёнка.

Множественность социальных угроз и  амбивалентность отношений взрослого мира к детям являются существенными признаки современного мира, затрудняющими  процессы воспитания и социализации и определяющими новые феномены детства, такие как  феномен растерянности, эмоциональное обеднение, детский суицид, несформированность конструктивного подчинения, низкий уровень коммуникативной компетентности и пр.

На основании вышеизложенного приходим к выводу  том, что социальная ситуация развития ребенка третьего тысячелетия является уникальной в своем роде и нуждается в научном осмыслении. Обращение к данной проблеме очень значимо для современней педагогической науки и практики, так как решение ее связано с перспективами будущего человечества.

В качестве первоочередных задач, на решение которых должны быть направлены усилия ученых и педагогов-практиков следует отметить:

  • психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих несовершеннолетних детей;
  • поддержка взрослыми (родителями, педагогами) жизненного самоопределения ребенка; 
  • интеграция детей в здоровую социальную среду;
  • разработка научно-обоснованных моделей и технологий реализации новой этики отношения к детству.

Глубокие и разносторонние научные  знания в области феномена детства, понимание его законов, осознание и принятие ценностного отношения к детству, помогут взрослым (педагогам, родителям, всем, кто причастен к воспитанию и образованию детей) найти истинные пути, с помощью которых  они компетентно и эффективно будут строить отношения с детьми, достигать высоких результатов в воспитательной деятельности и обеспечивать позитивную социализацию каждому ребенку.

 

Список использованной литературы:

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
  2. Корчак Я. Как любить ребенка. – Калининград, 2002. –  С. 203/
  3. Обухова, Л. Ф. Детская психология: история, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. – М., 1990. – 352 с.
  4. Пелихова  А.В.  Педагогическое  сопровождение  семьи  как  фактор  обеспечения  социальной  безопасности  ребенка.//Вестник  Челябинского  государственного  педагогического  университета.  Научный  журнал  № 4 –  2010  г.,  181-189  с.
  5. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М., 1989.
Категория: ФГОС дошкольного образования и ФГТ | Добавил: 461119 (05.11.2016)
Просмотров: 270 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: