Среда, 22.11.2017, 16:05

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 187
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Новые программы воспитания и обучения » Комплексные и парциальные программы

Проблемы адаптации младших школьников с ЗПР к школе и пути их решения

Проблемы адаптации младших школьников с ЗПР к школе и пути их решения на основе совместной образовательной деятельности

Удрас Анастасия Эдуардовна

магистрант

ФГБОУ ВПО «Московский Педагогический Государственный Университет»

ГБОУ Школа №1000

Учитель начальных классов

Россия, г. Москва

 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

При переходе дошкольника в первый класс каждый ребёнок испытывает большое количество проблем: адаптация к новым (школьным) требованиям, смена вида деятельности, приспособление к новому коллективу, педагогам, старшеклассникам.

Особенную трудность к адаптации в школе имеют дети с ОВЗ. С широким введением инклюзии в общеобразовательные школы, вылилась на свет большая проблема адаптации первоклассников с ОВЗ к школьному обучению. Данное понятие обширно, поэтому я хочу остановиться только на детях с ЗПР.

Если ребёнок с ЗПР до школы был в компенсирующей или комбинированной группе детского сада и ему оказывалась соответствующая его потребностям помощь, да ещё и высококвалифицированными специалистами, то всё равно, чаще всего, большее время он не выходил за пределы группы, поэтому его круг общения был ограничен. Вот почему корректировать значительную часть проблем, как правило, приходится классному руководителю.

Многие родители, полагают, что 1 сентября, любой ребёнок, как по волшебству становится первоклассником, а именно: приобретает каллиграфический почерк, мыслит, словно великий математик, возвращаясь домой (по пути делая всевозможные открытия, опираясь на изучение через подробное рассмотрение явлений и событий окружающего мира) сразу же берёт самый большой том энциклопедии и начинает читать. Вслух.

Естественно, всё вышеперечисленное не случается ни с одним ребёнком сразу. Для достижения таких результатов нужны: интерес, мотивация и время. Первого, второго, и даже двадцать седьмого сентября, первоклассник остаётся всё таким же дошкольником, которому нужно помогать. Вот почему мы говорим об адаптации детей к школе, как важном факторе дальнейшего социально-личностного и социально-коммуникативного развития детей с ЗПР младшего школьного возраста.

Адаптация у всех проходит по-разному. Можно встретить стремглав летящего на уроки ребёнка с ЗПР, так же как и его нормально развивающегося сверстника, непонимающего, почему он не может вернуться в детский сад. Адаптация проходит индивидуально и в разные сроки. Зависит от многих факторов и причин. К сожалению, не все дети с ЗПР понимают организацию такой структуры как школа.

В школе, на этапах адаптации ребёнок с ЗПР может столкнуться с рядом проблем. Данные трудности перечислены ниже, в том числе и с опорой на личные наблюдения.

Проблема понимания требований учителей. Соблюдение правил поведения в классе. Далеко не всем детям с ЗПР понятен смысл ритуала вставать в начале урока, вставать, если вошёл другой учитель и так далее. При подробной беседе с детьми, они предлагали здороваться с учителем вслух, так их быстрее заметят. Сложности вызывает  также организация рабочего места. Дети с ЗПР, как и нормально развивающиеся сверстники держат на парте много лишних предметов: игрушек, еды, бутылок с водой, учебников по всем предметам сразу и т.д. Во время беседы становится ясно, что игрушки напоминают о доме и скором перерыве, как еда, вода и другие отвлекающие предметы. Поднятая рука. Одно из самых сложных правил. Ребята считают, что учитель их и без руки услышит. Также сложности возникают в ситуациях выхода во время урока без разрешения учителя, ответы и записи у доски на произвольную тему. Многие дети с ЗПР любят писать, больше всего мелом или на интерактивной доске, и отвечать у доски. Им нравится сам процесс. Во время ответа дети оказываются в центре внимания. Если ребёнок до похода в школу не посещал дошкольное учреждение, то могут возникнуть сложности с самообслуживанием. Вследствие чего могут возникнуть проблемы в коммуникации со сверстниками.

Очевидно, что данные проблемы не применимы ко всем детям с ЗПР, это перечень из наиболее распространённых, вот почему очень важно знать причину происходящего, если ребёнок идёт на контакт с учителем, то часто звучат вопросы «зачем и почему».

Каким же образом можно построить помощь в социально-личностном и социально-коммуникативном развитии детей с ЗПР младшего школьного возраста?

Установить контакт с ребёнком, т.к. для ребёнка с ЗПР классный руководитель, действительно становится второй мамой, к которой он приходит с большим количеством вопросов и жалоб на непонятные вещи и события. Специалистам сопровождения провести разъяснительную работу с педагогами, работающими с этим ребёнком. Проводить постоянный контроль за адаптацией ребёнка.

Одним из действенных методов социально-личностного и социально-коммуникативного развития детей с ЗПР, опираясь на личный опыт, становится совместная деятельность детей. Можно объединить группы по интересам, по возможным компенсациям недостающих элементов развития (в рамках инклюзии в одном классе можно объединить в команду ребёнка с заиканием, ребёнка с задержкой психического развития, но хорошо поставленной речью и нормально развивающегося сверстника с высокой мотивацией и предложить им хором прочитать маленькое стихотворение, лучше выучить его вместе в классе, при грамотной корректировке педагогом, получится громкое совместное прочтение стихотворения у доски, где нормально развивающийся сверстник поможет ребёнку с ЗПР заучить стихотворение, а ребёнок с заиканием не будет чувствовать страха перед ответом у доски, так как его поддерживают ещё два человека) и по другим признакам в зависимости от цели.

Стоит отметить, что для социально-личностного и социально-коммуникативного развития может помочь активное развитие творческих способностей у детей, хоть они и индивидуальные, помогающие созданию новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления. Сегодня особый спрос на всесторонне и гармонично развитых, творческих и предприимчивых людей. Так, нашей задачей становится научить современного ребёнка учиться самостоятельно, находить взаимосвязи, обобщать и анализировать. Видеть ситуацию шире и глубже, умея думать нестандартно. А приобрести данные умения дети с ЗПР могут через совместное и персональное творчество. Если у ребёнка появилось новое умение, важно найти ему применение в реальной жизни, самое простое в классе, через выполнение совместных с другими детьми заданий, где успешность выполнения готового продукта будет отчасти зависеть от ребёнка. Важно дать ребёнку осознать, что люди делают вклад в общее дело, инвестируя и в своё будущее. Каждая роль – важная.

В заключении хочется сказать, что данные приёмы, это только малая часть того, что может придумать учитель. Главное соблюдать системность и регулярность подобной работы.

Категория: Комплексные и парциальные программы | Добавил: 461119 (04.11.2016)
Просмотров: 329 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: