Четверг, 21.09.2017, 08:13

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 182
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Образовательные технологии » Технологии обучения

Конспект открытого занятия по теме «Ритм»

Конспект открытого занятия по теме «Ритм»

 

Кошкина Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования

 ГБОУ СОШ №1103 г.Москвы

 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №4 журнала за 2016 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

При проведении данного открытого занятия в качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых (педагога и воспитателя)

По мнению Н.Б. Крыловой, для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил. Детство – это не просто уникальная субкультура. Это – «ростки нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами [3].

В такой культурной практике как музыкальная, детям необходимо учиться общаться, слышать и слушать друг друга, играя в ансамбле на музыкальных инструментах, а также пробовать новые способы и формы действий для успешной самореализации (творческие задания). Здесь и происходит интеграция различных областей ФГОС.

«Веселый ритм»

Возраст детей

От 5 -7лет

Образовательные области

(по ФГОС ДО)

 

Художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное развитие

Виды деятельности:

 

Музыкальная, игровая, коммуникативная. познавательно-исследовательская

Культурные практики:

Игра, простейшее музицирование в ансамбле, программное изучение нотной грамоты, коммуникация.

Цель

Цель – интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников

Программное содержание (задачи):

1 развитие чувства ритма

2. развитие творческих способностей

3. начальные навыки игры на музыкальных инструментах (бубен, ложки, колокольчики, фортепиано в ансамбле с педагогом и детей друг с другом

4. приобретение ребенком опыта общения и взаимодействия в команде и со взрослым (педагогом)

Оборудование и материалы

-инструмент (фортепиано);

-интерактивная доска и компьютер; флешка;

-презентация «Веселый ритм» (музыкально-дидактические игры);

-игровой музыкально-дидактический материал (палочки короткие и длинные; матрешки; музыкальное лото; музыкальные шумовые инструменты);

-костюм гнома, корзинка, колпачки скрипичные ключи, сделанные из соленого теста и разноцветные ладошки.

 

Предварительная работа

 

Разработка презентации «Веселый ритм», предварительная работа с ведущим (воспитатель старшей группы) и индивидуальная работа с ребенком подготовительной группы, исполняющим роль гнома.

Организационная часть

 

 

Дети заходят в зал, встают в круг для музыкального приветствия: «Прозвенел звонок - начался урок»

Дети садятся.

Педагог: Добрый день, ребята! Вы в этом году узнали много нового и интересного: изучали музыкальную грамоту, слушали красивую музыку, играли, пели, прохлопывали и записывали ритмы, знакомились с новыми словами, учились рисовать скрипичный ключ, писать ноты на нотном стане, играть на инструментах и много другого. И вот сегодня, мы покажем то, чему научились ребята.

Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I этап

Цель: закрепить у детей понятие длительности, короткие и длинные звуки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: закрепить у детей умение различать длинные и короткие звуки и пропевать песенку на одной высоте;

формирование элементарных математических представлений

 

 

Понятие высокий и низкий регистры

 

 

 

 

Ансамбль с педагогом

 

 

 

Цель: развитие музыкального творчества и звуковысотного слуха

 

 

 

Цель: закрепить понятия длинные и короткие звуки

Ритмизация.

 

 

Динамическая пауза

 

II этап

Цель - закрепить понятие графическое изображение нот; понятии е целая нота, половинка, четверть, восьмые

 

Формирование элементарных математических представлений

 

Коммуникация

 

 

 

 

 

 

 

III этап контрольный.

Цель: вспомнить понятие ритм и метр, размер

 

 

 

 

 

 

 

Подвижная музыкальная игра

Цель: сенсорное развитие детей;

коммуникация.

 

Педагог: Сегодня к нам должен придти веселый музыкант-гном.

Полина, Вера:               (дети слушают стихотворение )

Стоит большой кирпичный дом,

А рядом во дворе

Живёт весёлый добрый Гном – 

На радость детворе.

Листает книжку день и ночь,

Наш сказочный жилец, –

Готов любому он помочь,

Начитанный мудрец.

 

Идёт ли дождь, гремит ли гром,

Иль снег вовсю летит, –

С улыбкой симпатяга Гном

На мир вокруг глядит.

И если нужен мне совет,

Я подойду к нему –

И просто улыбнусь в ответ,

Как другу своему[1].

 

Гном: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам не с пустыми руками. У меня для вас подарки (гном достает из корзинки скрипичные ключи и колпачки, дети одевают их).

Воспитатель помогает детям.

Гном: А сейчас давайте отправимся в музыкальное путешествие. Гном достает из корзинки флэшку.

 

1-4 слайды презентации «Веселый ритм»

Педагог:

Слушай, слушай, различай

звук короткий и протяжный,
Чувство ритма развивай,

это очень, очень важно!
Всё вокруг для нас привычно,

каждый звук для нас не нов.
Но послушай, как ритмично

ходит маятник часов:
Тик-так! Тик-так! Тик-так! Тик-так! (Дети отстукивают ритм)

Вот суворовцы шагают

по широкой мостовой,
Маршировке помогает

барабанный чёткий бой.
Ждёт их доблесть, ждёт их слава

и глядит на них Москва,
Левой…Правой…Левой…Правой…(дети шагают)

Раз, два! Раз, два! Раз, два! Раз, два![2]
 

Педагог: Ребята, давайте вспомним, что такое «длительность»? ( ответы детей)

Слайды 5-7.

Музыкально-дидактическая игра Мишка и белочка»

Педагог: Вы помните песенку-попевку «Мишка и белочка»? (ответы детей)

Давайте с помощью палочек выложим на фланелеграфе ритм песенки «Мишка и белочка». Гномик, посмотри: все дети справились?

Гном: Молодцы!

Педагог: Ребята, давайте исполним эту песенку. Приглашаются два участника: Мишка и Белочка (воспитатель раздает детям муз. инструменты: колокольчики, бубен).

Педагог: какой инструмент возьмет белочка: бубен или колокольчики? В каком регистре поет Мишка, а Белочка? (ответы детей).

Педагог аккомпанирует на фортепиано. Остальные дети отбивают ритм ладошами и поют.

 

Эту же песенку можно исполнить на фортепиано в ансамбле с педагогом. (за инструментом педагог и два ребенка)

Педагог: Гномик, ты же музыкант! Сочини мелодию на ритм этой песенку.

Музыкально-дидактическая игра «Маленький композитор»

Дети пробуют сочинять свои мелодии на слова песенки «Мишка и белочка» вместе с Гномом

 

Педагог: к нам пришли веселые матрешки!

Слайды 8-10

Музыкально-дидактическая игра «Матрешки»

Воспитатель раздает детям большие средние и маленькие матрешки.

Дети внимательно слушают несложный ритм и проставляют матрешки, в соответствии с короткими и длинными звуками

Пальчиковая игра «Кот и мыши»

 

Слайды 11-14 (дети внимательно смотрят презентацию.

Педагог: посмотрите на экран, что изображено на слайде? ( ответы детей)

Слайд 15

Педагог: а сейчас загадки: узнай и просчитай длительности. (ответы детей)

 

Слайд 16

Шаг человека я знаю - длительность четвертная!

Педагог: сколько восьмых в длительности четверть? (ответы детей)

 

Музыкально-дидактическая игра «Оркестр»

Дети делятся на подгруппы и прохлопывают ритм. Гном и воспитатель раздают детям музыкальные инструменты. Одна подгруппа должна исполнять ритмический рисунок четвертями, другая - восьмыми длительностями. Гном дирижирует оркестром.

 

Слайды 17

Педагог: что такое размер, ритм, метр? (ответы детей)

 

Слайд 18

На экране появляется «домик»- такт, в котором «живут» ноты и размер 2/4

Педагог: ребята, скажите, что такое такт? (ответы детей) Сколько четвертей будут жить в «домике»-такте, если размер 2/4?(ответы детей)

Педагог: А сейчас маленький экзамен. Нужно разделить на такты записанный ритм. Детям раздается ритмическое лото. Педагог напоминает детям, что четверти - это шаги, а восьмые –«бегают».

Педагог: Гномик, давай посмотри: все ребята справились с заданием?

Гномик: Молодцы! Приглашаю всех ребят поиграть.

«Цветные ладошки»

Даша, Никита, Миша:

Три гнома решили оладьи испечь.

С вареньем, и мёдом их съесть.

- Гостей позовём, разожжём нашу печь.

Всем будет оказана  честь!

 

Но кончилось масло, и нету муки.

И дров не сыскать за амбаром.

Ох, бедные гномы, дела не легки,

Идут в магазин за товаром.

А там, в магазине стоит патефон.

Шипит, но поёт свои песни.

- О чудо! О чудо! Нам нужен лишь он!

 

Решили три гнома все вместе.

А время идёт, время просто мука.

Ей  доверху  дом заметён.

Оладий никто не дождался пока,

Но слушают все патефон [1].

 

Педагог: Ребята, Гном принес нам еще и «разноцветные ладошки».

Звучит музыка Д. Кабалевского «Клоуны»

Дети выбирают и одевают «цветные ладошки».

«Кадриль» р н мелодия. Музыка трехчастной формы. 1 часть спокойная: дети находят одинаковые цвета и встают парами.2 часть - веселая ритмичная музыка. Дети выполняют любые движения под музыку.3 часть спокойная. Дети провожают друг друга на стульчики.

 

Слайды 20-21 завершающие

 

Заключительная часть

Педагог: Молодцы ребята, спасибо Гномик! Ребята, вам понравилась музыкальное путешествие? (ответы детей).

А гномы - любители музыки все-таки испекли оладьи. Приглашаем всех на чай! (Дети садятся за стол и пьют чай с оладьями).

Методические рекомендации автора:

1.Тема «Ритм» достаточно сложная, поэтому необходимо создать благоприятную эмоциональную обстановку на занятиях. Разделить материал на этапы.

2Найти игровые приемы, помогающие детям освоить эти знания

3.В слайде 18 есть буквы «И», с помощью которой просчитывается ритм.(раз и, два и). В работе с детьми 5-6 лет не рекомендуется использовать именно этот счет, т.к это трудно. Лучше пользоваться счетом: шаг, шаг, бегать.

Приложение

Презентация «Веселый ритм»

 

Источники:

1.Бесс, Алена, Воронец Яна Стихи для детей [Электронный ресурс].- URL: http://ljubimyj-detskij.ru/stikhi/40-detyam-stikhi-pro-gnomikov.html (Дата обращения: 14.06.2016).

2.Кончаловская , Н Стихи для детей [Электронный ресурс].-URL:

http://www.zanimatika.narod.ru/Nachalka_muzika_stihi.htm (Дата обращения: 14.06.2016).

3. Крылов, Н.Б. Итоги вебинара "Культурные практики в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"[Электронный ресурс].-URL|:

 http://tc-sfera.ru/posts/itogi-vebinara-kulturnye-praktiki-v-obrazovatelnom-processe-doshkolnoy-obrazovatelnoy (Дата обращения: 20.07.2016).

 

 

Категория: Технологии обучения | Добавил: 461119 (11.01.2017)
Просмотров: 116 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: