Пятница, 19.04.2024, 15:26

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Семейное воспитание » Семейный досуг

Культурные практики в формировании основ гражданско-правовой культуры у старших дошкольников

Культурные практики в формировании  основ гражданско-правовой культуры у старших дошкольников

Солнцева Светлана Николаевна,

старший воспитатель  МАДОУ№12 г.Армавир

 

 

Основы гражданско-правовой культуры необходимо  закладывать в детстве, так как данный период наиболее благоприятен для усвоения норм, правил поведения, формирования социальной позиции личности ребенка, способности принимать самостоятельно решения.

Формирование основ гражданско-правовой культуры  дошкольников начинается с проектирования в детском саду  предметно-пространственной среды, создающей условия для воспитания свободной и ответственной личности, знающей свои права и  способы поведения  в случаях, если они нарушаются; обладающей  чувством собственного достоинства и проявляющей уважение  к окружающим людям. При этом используются разнообразные правовые культурные практики.

В первую очередь, игровые культурные практики. Приведем несколько примеров:

Подвижная игра: «Я знаю …»

Цель: закрепление представлений детей о разнообразии имен сверстников, упражнение  в уважительном отношении к имени другого человека.

Игра проводится со скакалкой.

Ход игры: ребенок прыгает через скакалку и называет имена девочек или мальчиков на каждый прыжок. Игра может проводиться в виде соревнования.

Игра:  «Когда я стану взрослым, меня будут называть…»

Цель: упражнение в произношении «взрослых» имен людей; развитие речи.

Ход игры: воспитатель называет имя, а дети говорят полное имя. (Например, Надя – Надежда, Костик - Константин). В игре также можно использовать мяч.

Социально-коммуникативная игра «Спасатели».

Цель игры: закрепление представлений детей о праве  на жизнь.

Ход игры: детям предлагается спасти игрушки, которые оказались на льдине (на острове, под дождем). На линии старта дети получают задание и инструкции по способу его выполнения, которые могут быть разнообразными. В качестве «льдины» можно использовать обруч. Задания проводятся в форме игры-эстафеты.

Задание 1. Детям предлагается встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «льдины», взять игрушку, положить её на руки и вместе принести назад в безопасное место.

Задание 2. Детям предлагается встать парами. Взявшись за руки, нужно преодолеть «дорожку препятствий» (например, перешагнуть вдвоем через цилиндры), взять игрушку в руки и принести её на линию финиша, в безопасное место.

Если все движения эстафеты отработаны, можно предложить старшим детям самостоятельно выбрать «способ спасения» игрушки.

Подвижная игра «Я умею».

Цели игры: закрепление  представлений детей о содержании права на жизнь; формирование  осознания нравственной сущности жизни человека: жизнь дана на добрые дела!

Ход игры: дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею…», или «Я помог маме (папе, бабушке), называя те добрые дела, которые они совершают по отношению к близким людям.

Дидактическая игра: «Я имею право».

Цель: закрепление правовых знаний дошкольников.

Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН. Картинки с изображением ситуаций (ребенок катается на велосипеде, поливает цветы и т.д.)

Ход игры: дети выбирают поочередно те картинки, которые  соответствуют статьям Конвенции о правах ребенка. Взяв картинку в руки, ребенок обосновывает свой выбор: «Я имею право..».

Такие игровые практики сочетаются с чтением художественной литературы и драматизацией проблемных отрывков, касающихся нарушения и восстановления героев в их правах. При этом обязательным условием организации совместной деятельности с детьми является атмосфера свободы выбора решения и способа своего самовыражения, сотворчества, сотрудничества взрослого и детей.

Список литературы

 

  1. Козлова С.А. Я - человек: программа приобщения ребёнка к социальному миру. - М.: МГПУ, 1997. - 22 с.
  2. Программа «Я - ребёнок, и я имею право» / Н.Г.Зеленова, Л.Е. Осипова. - М.: «Скрипторий», 2007. - 96 с.
  3. Сапогов В.М. Правовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации. – Псков: ПОИПКРО – 2008, 159с.
  4.  Федотова С.В. Правовое образование в детском саду и обучение дошкольников правам человека // Современное образование: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов. - Москва, 1998. - С. 94-96.
  5. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. - М.: Сфера, 2008. - 144 с.
Категория: Семейный досуг | Добавил: 461119 (22.12.2016)
Просмотров: 1167 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: