Культурные практики в формировании основ гражданско-правовой культуры у старших дошкольников
Солнцева Светлана Николаевна,
старший воспитатель МАДОУ№12 г.Армавир
Основы гражданско-правовой культуры необходимо закладывать в детстве, так как данный период наиболее благоприятен для усвоения норм, правил поведения, формирования социальной позиции личности ребенка, способности принимать самостоятельно решения.
Формирование основ гражданско-правовой культуры дошкольников начинается с проектирования в детском саду предметно-пространственной среды, создающей условия для воспитания свободной и ответственной личности, знающей свои права и способы поведения в случаях, если они нарушаются; обладающей чувством собственного достоинства и проявляющей уважение к окружающим людям. При этом используются разнообразные правовые культурные практики.
В первую очередь, игровые культурные практики. Приведем несколько примеров:
Подвижная игра: «Я знаю …»
Цель: закрепление представлений детей о разнообразии имен сверстников, упражнение в уважительном отношении к имени другого человека.
Игра проводится со скакалкой.
Ход игры: ребенок прыгает через скакалку и называет имена девочек или мальчиков на каждый прыжок. Игра может проводиться в виде соревнования.
Игра: «Когда я стану взрослым, меня будут называть…»
Цель: упражнение в произношении «взрослых» имен людей; развитие речи.
Ход игры: воспитатель называет имя, а дети говорят полное имя. (Например, Надя – Надежда, Костик - Константин). В игре также можно использовать мяч.
Социально-коммуникативная игра «Спасатели».
Цель игры: закрепление представлений детей о праве на жизнь.
Ход игры: детям предлагается спасти игрушки, которые оказались на льдине (на острове, под дождем). На линии старта дети получают задание и инструкции по способу его выполнения, которые могут быть разнообразными. В качестве «льдины» можно использовать обруч. Задания проводятся в форме игры-эстафеты.
Задание 1. Детям предлагается встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «льдины», взять игрушку, положить её на руки и вместе принести назад в безопасное место.
Задание 2. Детям предлагается встать парами. Взявшись за руки, нужно преодолеть «дорожку препятствий» (например, перешагнуть вдвоем через цилиндры), взять игрушку в руки и принести её на линию финиша, в безопасное место.
Если все движения эстафеты отработаны, можно предложить старшим детям самостоятельно выбрать «способ спасения» игрушки.
Подвижная игра «Я умею».
Цели игры: закрепление представлений детей о содержании права на жизнь; формирование осознания нравственной сущности жизни человека: жизнь дана на добрые дела!
Ход игры: дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею…», или «Я помог маме (папе, бабушке), называя те добрые дела, которые они совершают по отношению к близким людям.
Дидактическая игра: «Я имею право».
Цель: закрепление правовых знаний дошкольников.
Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН. Картинки с изображением ситуаций (ребенок катается на велосипеде, поливает цветы и т.д.)
Ход игры: дети выбирают поочередно те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции о правах ребенка. Взяв картинку в руки, ребенок обосновывает свой выбор: «Я имею право..».
Такие игровые практики сочетаются с чтением художественной литературы и драматизацией проблемных отрывков, касающихся нарушения и восстановления героев в их правах. При этом обязательным условием организации совместной деятельности с детьми является атмосфера свободы выбора решения и способа своего самовыражения, сотворчества, сотрудничества взрослого и детей.
Список литературы
- Козлова С.А. Я - человек: программа приобщения ребёнка к социальному миру. - М.: МГПУ, 1997. - 22 с.
- Программа «Я - ребёнок, и я имею право» / Н.Г.Зеленова, Л.Е. Осипова. - М.: «Скрипторий», 2007. - 96 с.
- Сапогов В.М. Правовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации. – Псков: ПОИПКРО – 2008, 159с.
- Федотова С.В. Правовое образование в детском саду и обучение дошкольников правам человека // Современное образование: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов. - Москва, 1998. - С. 94-96.
- Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. - М.: Сфера, 2008. - 144 с.
|