Воскресенье, 22.10.2017, 00:03

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 182
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Семейное воспитание » Семейный досуг

Модель сопровождения личностного развития дошкольников в социокультурном сельском пространстве «Детская усадьба»

Модель сопровождения личностного развития дошкольников в социокультурном сельском пространстве «Детская усадьба»

 

Е.В. Данилкова, заведующий  муниципальным  автономным  дошкольным образовательным учреждением, детский сад № 29 Ст. Старая станица, г. Армавир, armavirmadou29@mail.ru

 

Е.Е. Кривенко, старший воспитатель муниципального автономного  дошкольного образовательного учреждения, детский сад № 29 Ст. Старая станица, г. Армавир, kalenae@yandex.ru

 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

 

Приобщение ребенка к миру взрослых людей, присвоение общественного опыта является важной задачей, от решения которой в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования будет зависеть характер социализации детей. Создание условий для освоения  детьми уже с раннего возраста социокультурных, нравственных норм и правил поведения в обществе является сегодня одной из приоритетных задач современного детского сада. МАДОУ № 29  принимает активное участие в решении  данной задачи, имея специфику своего расположения – в сельской местности (Старая Станица муниципального образования г. Армавир Краснодарского края)  и начало открытия функционирования ДОО – ноябрь 2015 года. Эти особенности стимулируют  поиск новых форм, методов социализации детей раннего и  дошкольного возраста, согласованных с условиями сельской жизни.

 Согласно опубликованных данных Федеральной службы Госстатистики Краснодарского о численности населения на начало 2016 года практически половина жителей Кубани проживают в условиях сельского социума, изучение особенностей которого позволит максимально использовать его потенциал в социализации детей раннего и дошкольного возраста [5 ].

Знакомство с опытом работы сельских дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о том, что потенциал этнопедагогики и сельского этнокультурного пространства мало используется педагогами и родителями в развитии детей раннего и дошкольного возраста. Это дало основание для разработки и реализации инновационного проекта «Технология сопровождения личностного развития дошкольников в социокультурном сельском пространстве «Детская усадьба» на основе этнокультурного подхода».

Актуальность предлагаемой Модели обоснована многоаспектностью проблемы социального развития ребенка и требует комплексного исследования. Несмотря на наличие большого количества исследований  (Л.В.Коломийченко, А.А.Майер, Н. В.Микляева, Е.В.Петрова и др.) проблемы социального воспитания детей раннего и дошкольного возраста, многие актуальные вопросы по созданию психолого-педагогических условий в сельском этнокультурном пространстве для успешной социализации детей в трех взаимосвязанных системах – в детском саду, семье и этнокультурном пространстве села требуют дальнейшего исследования [1,2,3,4].

В сельском социуме проблема социализации детей раннего и дошкольного возраста является актуальной по многим параметрам, среди которых следует отметить нехватку мест в группах раннего возраста и недостаточное научно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Реализацию инновационного проекта в дошкольной образовательной организации  рассматриваем как основу для разрешения данной проблемы, а также укрепления конкурентоспособности и развития инфраструктуры ДОО. Понятие «инфраструктура»  обычно рассматривается с позиции совокупности составных части общего устройства какой-либо системы в целом. Под инновационной образовательной инфраструктурой нами рассматривается система необходимых условий, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в том числе с учетом потребностей детей раннего возраста. Инновационная инфраструктура МАДОУ № 29 создана в целях обеспечения модернизации и развития дошкольного образования, с учетом более полного удовлетворения образовательных потребностей родителей в получении качественных образовательных услуг для детей раннего и дошкольного возраста в условиях сельского социума.

Таким образом, в Модель инновационной инфраструктуры МАДОУ № 29 вошли:

- инновационные ресурсные образовательные модули: «Детская усадьба», «Виртуальная экскурсия», «Интерактивный салон», игровой физкультурно-оздоровительный комплекс  «Будь здоров!»,  «Мягкие модули», «Сенсорные модули», «Мой родной край», «История возникновения Старой станицы», «Сухой бассейн «Наша Станица», «Детский агрокомплекс», «Казачий курень», «Казачья хата», «Кубанская горница», «Дидактический игровой домик», «Крошечные шедевры», «Маленький Леонардо» и пр.;

- Центр психолого-медико-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья;

- Центр игровой поддержки развития детей раннего возраста (включая дистанционные формы педагогической поддержки детей и родителей);

- группы кратковременного пребывания;

- адаптационные группы для детей раннего возраста;

- консультативный пункт для родителей детей как посещающих, так и не посещающих детский сад;

- Семейный клуб «7-Я»;

-  научно-методический совет;

- педагогический клуб «Здоровый педагог- здоровые дети»;

- общественный Совет социальных партнеров МАДОУ № 29.

Все перечисленные  структурные элементы инновационной инфраструктуры детского сада позволяют реализовывать требования ФГОС дошкольного образования на основе этнокультурного подхода.

Основная цель Модели: разработать технологию сопровождения личностного развития дошкольника (в том числе детей раннего возраста) в социокультурном сельском пространстве «Детская усадьба» на основе  эффективного  использования его субъектами всех ресурсов образовательного процесса средствами, как основного, так и дополнительного образования.

Для реализации цели Модели определены основные задачи проектного исследования:

1.      Разработать систему научно - методических, психолого-педагогических, социальных и деятельностных условий для социализации детей в условиях сельского социума в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

2.  Спроектировать и реализовать модель деятельности развивающего комплекса «Детская усадьба», способствующего процессу социализации разных категорий детей раннего и дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.

3. Разработать нормативно-правовую базу функционирования развивающего комплекса «Детская усадьба».

3. Разработать и внедрить инновационные  технологии и модули предметно-развивающей среды для детей раннего и дошкольного возраста, в том числе и для детей с ОВЗ.

4. Внедрить в практику работы с родителями технологии социально-делового и психолого-педагогического партнерства, а также  дистанционной педагогической поддержки родителей детей раннего возраста.

5. Создать программно-методические продукты по сопровождению личностного развития  детей раннего и дошкольного возраста в социокультурном сельском пространстве на основе этнокультурного подхода.

6. Обеспечить условия для развития творческого потенциала педагогов, повышения их профессиональной компетентности и мотивации к организации инновационной образовательной деятельности.

7.      Расширить партнерские взаимосвязи сельского детского сада  с социокультурными учреждениями Старой Станицы, города Армавира, Краснодара и другими регионами РФ.

Реализация Модели осуществляется в тесном сотрудничестве с ФГБОУ ВО «Армавирский государственный  педагогический университет» (АГПУ) и ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (научный руководитель: Н.В.Микляева). Детский сад является участником федеральной инновационной площадки по теме: «Разработка программно-методического обеспечения ВООП «Первоцветы» на базе научно-методического объединения  при журнале «Современный детский сад» (Комитет РФ по печати ООО «АРКТИ» Приказ № 5 от 01.09.2016г.).

На сегодняшний день уже сделаны первые шаги в реализации инновационной программы, которые описаны в достижениях детского сада.

В рамках реализации Модели осуществлен следующий комплекс мероприятий:

  1. Разработана Модель предметно-пространственной инновационной среды «Детская усадьба», учитывающая расположение детского сада в сельской местности и максимально использующей ее образовательный потенциал, географический ландшафт для реализации образовательной программы детей раннего и дошкольного возраста.
  2. Сформирована деятельностно насыщенная пространственно-развивающая, комфортная среда, отражающая колорит сельского социума Краснодарского края и обеспечивающая индивидуально-личностное развитие детей  в соответствии с требованиями ФГОС.
  3. Обеспечена индивидуализация образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста благодаря слаженной работе МППК (медико-психолого-педагогической комиссии, педагогов и родителей воспитанников).
  4.  Создана система развития творческих способностей различных категорий детей за счет партнерства с педагогами дополнительного образования и  иных социальных партнеров.
  5. Для разных категорий детей (часто болеющих, не посещающих детский сад, детей-инвалидов) разработаны модели дистанционного сопровождения образовательной программы, организации совместно с родителями воспитанников творческой деятельности и индивидуальные образовательные маршруты. 
  6. Начала работу Школа тьюторов для родителей детей-инвалидов, в которой осуществляется комплексная поддержка трех детей с 3-й и 5-й группами здоровья.
  7. Разработана система мониторинга адаптационного периода к условиям МАДОУ.
  8.  Увеличена доля использования в образовательном процессе интерактивных образовательных и педагогических технологий, образовательных развивающих модулей.
  9. Зафиксирована положительная динамика адаптации и социализации детей раннего возраста; удовлетворенность родителями воспитанников условиями, качеством предоставляемых образовательных услуг в инновационных формах: адаптационная группа, группа кратковременного пребывания детей раннего и дошкольного  возраста «Ребячья усадьба», «Семейный клуб», Консультативный пункт.
  10. Разработана модель взаимодействия с образовательными учреждениями Старой станицы  по социализации детей  в условиях сельского детского сада.
  11. Созданы условия для профессионального развития и творческой самореализации педагогов, повышения их профессиональной компетентности через различные формы обучения и активное участие в деятельности педагогического клуба «Здоровый педагог - здоровые дети».
  12. Обеспечена ценностно-смысловая  и мотивационная готовность педагогического коллектива к участию в инновационной деятельности.
  13.  Разработаны программно-методические и инновационные продукты:
  • Перспективное планирование образовательной деятельности в группах раннего возраста.
  • Интерактивная программа «Виртуальная экскурсия».
  • Авторские интерактивные модули для дошкольников.
  • Тематические модули «Казачество».
  • Изо-практикум «Фантазия»
  • Коммуникативный тренинг «Азбука общения»
  • Этно-практикум «Ребячья усадьба»
  • Практическое  пособие «Здоровый педагог – Здоровые дети»- (материалы из опыта работы).
  • Сборник народных и Кубанских игр для детей раннего и дошкольного возраста.
  • Сборник авторских сказок «Сказки Старой Станицы».

Дальнейшая реализация Модели предполагает учет  условий  поликультурности Краснодарского края и  сочетания национально-региональных, межрегиональных, общероссийских интересов. Это соответствует положению о развитии и сохранении культурной идентичности ребенка в условиях постоянного меняющегося  современного общества, и будет способствовать развитию детской субкультуры на основе регионально-этнической направленности содержания дошкольного образования и развития детей раннего возраста.

Список использованных источников:

  1. Коломийченко, Л. В. Сущность и генезис педагогических инноваций по проблеме социального развития детей дошкольного возраста [Текст]/ л. В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 3. – С. 21 – 35.
  2. Майер, А.А. Управление процессом социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовании : автореф. дисс….доктора пед.наук . – Барнаул : АлтГПА, 2011. – 40 с.
  3. Микляева, Н. В. Социально-эмоциональное развитие дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 160 с.
  4. Петрова, Е.В. Социальное воспитание старших дошкольников в сельском этнокультурном пространстве: автореф.дисс…канд.пед.наук.- Йошкар-Ола, 2010,- 20с.

 

Интернет-ресурсы:

5. http://www.vesti.ru/doc.html?id=2736787 Численность населения Кубани превысила 5 миллионов человек. 

Категория: Семейный досуг | Добавил: 461119 (04.11.2016)
Просмотров: 200 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: