Четверг, 21.09.2017, 08:11

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 182
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Семейное воспитание » Семейный досуг

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЛЬТФИЛЬМ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 373.2

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЛЬТФИЛЬМ  В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

Дроговцова Наталья Олеговна

педагог-психолог,

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 48,

Россия, г. Армавир,

Ревина Наталья Петровна

 старший воспитатель,

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 48,

Россия, г. Армавир,

Тупичкина Елена Александровна

 доктор педагогических наук, профессор,

Армавирский государственный педагогический университет,

Россия, г. Армавир,

      

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

В дошкольный период начинается процесс социализации ребенка, формируется его связь с основными сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям и культуре. Исследования педагогов и психологов свидетельствуют, что именно дошкольный возраст сензитивен к развитию эмоциональной отзывчивости. Допущенные в развитии ребенка потери невосполнимы в последующей жизни. Эмоциональная отзывчивость важна при усвоении социально-нравственного опыта общества, при познании внутреннего мира других людей. В развитии отзывчивости воплощен процесс растущего объединения ребенка с миром, через отражение в его сознании и поведении ценности мира и другого человека как личности. Ряд авторов (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов и др.) считают, что в акте взаимодействия человека с произведением искусства эмоциям отводится центральное место [1, с.38].

Работая над реализацией проекта «Мультпедагогика как средство социально-нравственного развития дошкольников» в МАДОУ № 48 г. Армавира, мы обратили внимание на то, что детьми не осознается собственное эмоциональное отношения к содержанию мультфильмов. А, как известно, непонимание «языка эмоций» отражается на всей ситуации социального общения, на процессе социальной адаптации и интеграции в общество [4].

Мы разделяем позицию авторов, которые считают, что нужно формировать у детей так называемый «словарь эмоций» (Б.И.Додонов, В.Г. Ражников). А мультипликационные фильмы как раз выступают в качестве того вида искусства, который  особенно привлекателен для  детей [2,3].

Согласно мысли Б.М. Теплова, переживание чувств, возникших в результате эмоционального отклика на художественное произведение, определяет способ понимания его эмоционального содержания [5]. Старшему дошкольнику это доступно в силу его возрастных особенностей: эмоциональной отзывчивости, образной памяти и богатству воображения.

Эмоциональная отзывчивость на мультипликационный фильм – это процесс переживания чувств, возникших в результате эмоционального отклика на просмотренный мультфильм, обусловливающего понимание ребенком его эмоционального содержания (осознание чувства, значимого для выражения художественного образа того или иного героя). Правильное определение эмоционального содержания мультфильма и совпадающее с ним личностное переживание характеризуют высокий уровень эмоциональной отзывчивости. Мы строим работу по  развитию эмоциональной отзывчивости на мультфильм у детей старшего дошкольного возраста поэтапно:

1. Эмоционально-ориентационный этап. Целью этапа - развитие у детей способности к определению характера, настроения главных героев; значимых событий, происходящих в мультфильме. На данном этапе у ребенка развивается способность эмоционально откликаться на просмотренный мультфильм и выражать настроение от просмотренного. Этот этап являются основой, на которой выстраиваются последующие этапы. В ходе данного этапа рекомендуется использовать такие словесные методы, как: метод первоначальной ориентировки в произведении, метод контрастного сопоставления; методы использования сравнений, метафор, словообразов.

2. Эмоционально-смысловой этап. Основная цель этого этапа - развитие у детей способности понимать эмоциональное содержание произведения в процессе переживания чувств, возникших в результате эмоционального отклика на мультфильм. На данном этапе каждый ребенок через сопоставление собственной житейской эмоции с эмоцией, выражаемой мультгероями, приходит к пониманию эмоционального содержания мультфильма. Данный этап может быть реализован посредством  таких словесных методов, как: метод рассуждения; метод сопереживания; метод обобщения.

3. Эмоционально-творческий этап. Цель  этого этапа - развитие у детей способности воплощать эмоциональные переживания в разных видах детской творческой деятельности (выразительное слово,  рисунок,  мимика и пантомимика, движение, и т.д.). В ходе рассматриваемого этапа каждый ребенок включается в игру, где может посредством рисунка, слова, выразительного движения, пения создать творческий продукт (рисунок, сказку, песню), в котором воплощается переживание, возникшее у него при восприятии мультфильма. Эмоционально-творческий этап может быть реализован с помощью разнообразных практических методов: метод воплощения чувств в собственной творческой деятельности; метод  действенного уподобления характеру мультгероя; метод озвучивания ребенком интонации мультгероев,  собственных переживаний.

В ходе развития эмоциональной отзывчивости на мультфильм у детей формируются способности эмоционально откликаться на мультфильм и определять его настроение, характер, понимать эмоциональное содержание произведения, стремление воплощать переживание, возникшее при просмотре в разнообразных творческих видах деятельности.

 

Список использованных источников. 

  1. Выготский Л.С. Психология искусства /Предисл. А.Н. Леонтьева. – М.: Искусство, 1986. — 573 с.

2. Тупичкина, Е.А. Педагогические возможности использования видео в образовательном процессе детского сада / Е.А. Тупичкина, Н.В. Олейник // Детский сад: теория и практика. – 2011. - №5. – с.42-51

3. Тупичкина, Е.А. Мультфильм: друг или враг?»: Решаем вместе с детьми и родителями / Е.А. Тупичкина, Н.В. Олейник // Детский сад от А до Я. – 2012. - № 5 – С. 89 – 97.

4. Тупичкина, Е.А. Развитие у старших дошкольников понимания эмоционального содержания мультфильма / Е.А. Тупичкина, Н.П. Ревина // Начальная школа плюс До и После. – 2014. - №5. – с. 27-32

5. Олейник, Н.В. Тупичкина, Е.А. Психолого-педагогические основы формирования зрительской культуры у детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Олейник,  Е.А. Тупичкина // Детский сад: теория и практика. – 2014. - №9. – с. 68-75

Категория: Семейный досуг | Добавил: 461119 (06.11.2016)
Просмотров: 202 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: