Воскресенье, 22.04.2018, 05:24

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 196
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Управление ДОО » Нормативно-правовые основы деятельности

Правовой практикум

Правовой практикум

Сергей Владимирович Кандриков, руководитель АНО ЦПП «Профзащита»

О признании у ребенка ограниченных возможностей здоровья

Вопрос:

Кто делает заключение о признании у ребенка ограниченных возможностей здоровья и дает рекомендации: ПМПК учреждения или окружная ПМПК? Нужно ли воспитателям и музыкальным руководителям пройти специализированные курсы и отдельно разрабатывать программы и образовательные маршруты для детей с ОВЗ?

Ответ:

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №273-ФЗ) содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой.

Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Закона №273-ФЗ).

Разработка и утверждение адаптированной образовательной программы относится к компетенции образовательной организации и осуществляется в соответствии с порядком, принятым и закрепленным локальным актом данной образовательной организации.

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ч. 10 ст. 79 Закона №273-ФЗ).

Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ч. 3 ст. 79 Закона №273-ФЗ).

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях, так и совместно с другими детьми (ч. 4 ст. 79 Закона №273-ФЗ).

Это также следует из Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», который регламентируют порядок организации обучения, в том числе детей с ОВЗ.

Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).

Деятельность ПМПК, включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, регламентируется Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 №1082 (далее – Положение).

Согласно указанному Положению комиссия может быть центральной или территориальной.

Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.

Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

В соответствии с данными положениями и на основании Приказа Департамента образования города Москвы от 01.12.2014 №897 «Об организации работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы», создана центральная психолого-медико-педагогическая комиссия города Москвы (сокращенное наименование: ЦПМПК г. Москвы) и утвержден порядок ее работы.

Одними из основных направлений деятельности комиссии являются проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций.

Кроме того, Центральная комиссия осуществляет координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий; проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.

Территориальные подкомиссии ЦПМПК г. Москвы расположены по адресам: ул. Нижняя Красносельская, д. 45/17, стр. 1; ул. 1905 года, д. 5; ул. 1-я Дубровская, д. 5а; ул. Фадеева, д. 2; Фрунзенская наб., д. 36/2; Орликов пер., д. 8.

В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются:

- обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии, либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

- рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

На базе образовательного учреждения, в свою очередь, создается психолого-медико-педагогический консилиум (далее ПМПк), деятельность которого регулируется локальным актом образовательной организации.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Таким образом, именно ЦПМПК г. Москвы и ее территориальные подкомиссии формируют заключения о необходимости создания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья специальных условий для получения им образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, а также рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи.

Заключение комиссии является основанием для создания образовательными организациями рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе проектирование и реализацию индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

Индивидуальная образовательная программа – документ, определяющий специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания.

Индивидуальная образовательная программа реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения.

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ определяется государственным заказом, запросами родителей или законных представителей воспитанников, возможностями учебного учреждения, а также индивидуальными особенностями ребенка и уровнем его развития.

Следует отметить, что Индивидуальная образовательная программа для детей с ОВЗ разрабатывается только с согласия родителей.

Что касается требований к квалификации педагогических работников, работающих с детьми с ОВЗ, то согласно ч. 1 ст. 46 Закона №273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Требования к квалификации педагогических работников определены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н (далее – ЕКС), а также Приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Как следует из ЕКС, для занятия должности воспитателя требуется высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Профстандартом, в свою очередь, установлено, что воспитатель должен иметь: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Из этого следует, что для педагогических работников, работающих в организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, отдельные квалификационные требования не применяются.

Как было указано выше, условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой.

Следовательно, дополнительные условия к квалификации педагогических работников могут быть установлены соответствующей образовательной программой.

Необходимость повышения квалификации определяется организацией самостоятельно, с учетом профиля ОВЗ обучающихся.

Об удлиненном отпуске воспитателя, работающего с детьми с ОВЗ

Вопрос:

Я работаю в общеобразовательной группе, в ней есть пять детей с ОВЗ. Положен ли мне отпуск 56 дней?

Ответ:

В соответствии со статьей 334 Трудового кодекса РФ и пунктом 3 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Конкретная продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников и руководителей образовательных организаций, а также педагогических работников организаций, осуществляющих обучение, урегулирована постановлением Правительства РФ от 14 мая 2015 года №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».

Согласно данному документу право на отпуск и его продолжительность зависят от наименования должности, типа образовательной организации, а также особенностей здоровья обучающихся детей, с которыми сотрудник работает.

Поскольку дошкольное отделение является структурным подразделением общеобразовательной организации (школы), то отпуск работникам дошкольного отделения будет предоставляться на тех же условиях, что и работникам общеобразовательной организации, то есть в соответствии с разделом III. Общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования.

Пунктом 4 раздела III Приложения №1 к Постановлению Правительства РФ от 14 мая 2015 года №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» установлено, что воспитателям, музыкальным руководителям, работающим в группах для обучающихся дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, устанавливается удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Следует отметить, что из содержания указанного Постановления не усматривается зависимость права воспитателей или музыкальных руководителей на отпуск продолжительностью 56 дней от количества воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в группе.

Такое право напрямую связано особенностями их деятельности.

То есть для предоставления воспитателям или музыкальным руководителям ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 дней не требуется обязательное формирование группы только детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

При этом следует учитывать, что организация образовательной деятельности с обучающимися (в том числе из числа обучающихся с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении) в дошкольных образовательных организациях или в соответствующих структурных подразделениях образовательных организаций осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

В соответствии с указанным Порядком образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.

Категория детей, в отношении которых применяется понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», определена законодательством Российской Федерации как с точки зрения собственно ограничений у детей по здоровью, так и с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования исходя из решения коллегиального органа – психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

В частности, как следует из пункта 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к обучающимся с ОВЗ относится физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Согласно приказу Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» указанная комиссия формулирует заключение о необходимости создания для ребенка с ОВЗ специальных условий для получения им образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, а также рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи.

Из этого следует, что основанием для работы воспитателя, музыкального руководителя с детьми с ОВЗ, в том числе в составе группы комбинированной направленности, являются необходимые рекомендации ПМПК, подготовленные на основе реализации положений данного приказа.

Таким образом, воспитатели и музыкальные руководители, работающие в соответствии с такими рекомендациями с обучающимся с ОВЗ, находящимся в составе группы комбинированной направленности (независимо от того, в какой образовательной организации создана такая дошкольная группа комбинированной направленности и количества детей с ОВЗ в ней), имеют право на отпуск продолжительностью 56 дней.

Руководитель АНО ЦПП «Профзащита» Сергей Кандриков

Категория: Нормативно-правовые основы деятельности | Добавил: 461119 (02.04.2018)
Просмотров: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: