Суббота, 20.04.2024, 08:20

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Управление ДОО » Нормативно-правовые основы деятельности

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 37 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

Петросян Снежана Кареновна,

преподаватель кафедры педагогики и

технологий дошкольного и начального образования,

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»,

Российская Федерация, г.Армавир

 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

Рост личности в профессии педагога мы рассматриваем как условие социализации дошкольников и младших школьников, динамический и длительный процесс, который имеет положительное отношение к избранной студентом профессии, потребность и возможности ее приобретения и поддерживающийся определенным состоянием условий, необходимых для освоения будущей профессии.

Процессы профессионального становления очень часто становятся предметом исследований учёных и практиков, что, конечно, подтверждает ее социальную значимость. Самые разные аспекты профессионального становления исследуют специалисты различных профилей: социологами (В.Н.Шубкин, 1985), юристами (Л.И.Шишкина, 1975), экономистами, психологами и педагогами (Е.А.Климов). Конечно, разные специалисты будут придавать разное значение характеристикам этих процессов и связанных с ними понятий.[2]

Анализ научных данных в области становления профессионала позволил выделить два аспекта, предполагающих исследовать профессиональное становление личности, во-первых, с экономической точки зрения, а, во-вторых, с точки зрения психолого-педагогической.

Это деление связано с противоречиями процесса профессионального становления: на социальном уровне ˗ противоречия между потребностями в профессиональных кадрах и профессиональными целями людей; на индивидуально-психологическом уровне ˗ противоречия между желанием быть полезным и потребностью в самореализации.

Процесс профессионального становления мы будем рассматривать с точки зрения психолого-педагогического аспекта, т.е. как личностный, индивидуальный процесс, ведущим элементом которого является личностный выбор (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Е.А.Климов и др.). Этот подход связан с рассматриванием индивидуального роста человека как профессионала и гражданина в системах занятости и образования.[1]

В науке термин «становление» связан с широким кругом понятий таких как, «профессиональный рост», «развитие личности», «личностный рост», «личностно-профессиональный рост» и др.

Все указанные выше категории способствуют раскрытию понятия «профессиональный рост», которое является важным условием социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста, ведь только специалист, готовый расти профессионально, может передать детям всю систему знаний, умений, навыков, форм, ролей и ценностей, чтобы ребенок смог функционировать в конкретно-исторической обстановке.

Проблему профессионального становления личности исследовали отечественные и зарубежные учёные.

Основоположником научно-психологического подхода к проблеме профессионального становления является Т. Парсонс. Согласно предложенному им подходу, каждой профессии соответствует определенный набор психологических и физических качеств индивида, успешность в профессии и удовлетворенность ей находятся в прямой зависимости от степени соответствия качеств человека и  требований профессии.[3] Благодаря этой точке зрения впервые появилось понятие профессионально важных качеств человека.

Работы Ш.Бюллера, Д.Сьюпера и С.Шпранглера выполнены в русле другого направления. Они рассматривают процесс профессионального становления в связи с особенностями выбора профессии в его возрастной динамике.[4]

Наиболее плодотворно исследования жизненного пути представлены в гуманистической психологии Ш. Бюллер (Ch. Buller) [3], которая установила закономерности в смене фаз жизни в достижении чего-то, к чему человек стремится. Ею выделено пять фаз жизненного цикла человека, в основе каждой из которых лежит самоопределение. Д. Сьюпер (D.E. Super), предложил, ставшую популярной за рубежом, теорию профессионального развития, в которой раскрывается положение о том, что профессиональное развитие  имеет ряд последовательных фаз.[2]

Еще одно направление рассматривает проблему профессионального становления с позиции возможностей построения различных типологий (типов профессий и типов личности). К этому направлению относятся, прежде всего, работы О. Липманна и Дж. Холланда (J.H. Holland).[2]

А. Адлер [2], в противоположность предыдущему автору, отмечает, что человек выбирает такую профессию, которая наименее соответствует его индивидуальным особенностям, т. е. стремится компенсировать свои природные дефекты (идея о сверхкомпенсации).

В целом, как считают специалисты, такая теория не находит прямого подтверждения или применения на практике. Однако, по нашему мнению, этот подход нельзя отбрасывать полностью: есть весьма серьезные данные, которые подтверждают сильное влияние стремления компенсировать выбором профессии некоторые из собственных особенностей.

На врожденном стремлении к самоактуализации основана теория самоактуализации А. Маслоу (A.N. Maslow), который считал, что «человек не может сделать хороший жизненный выбор, пока он не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному Я, в каждый момент своей жизни».[1]

У. Мозер (U. Moser), Е. Бордин (E.S. Bordin), Э. Роу (A. Roe) и др. в своих теориях утверждают, главную роль в профессиональном становлении занимают различные формы потребностей. О.Хара и Д.Тидеман  профессиональное развитие представляют как систему ориентировок в принятии профессиональных решений.[2; 3]

Ш.Бюллер, Э.Г. Гинцберг и Э.Шпрангер исследовали юношеский возраст в 20-х гг. прошлого века. Они считали, что при выполнении одинаковых видов деятельности у людей происходит формирование сходных черт личности, которые позволяют выделять типы людей по группам профессий и дать психологическую характеристику профессионала.[2]

Таким образом, большинство зарубежных учёных исследовали результативную сторону становления профессионала, утверждая, что каждый человек предназначен для определенного вида деятельности.

Отечественные психологи ( Б.Г.Ананьев, Е.А. Климов, Т.В.Кудрявцев и др.) особое внимание уделяли процессу формирования личности в профессии, указывая на компенсаторные аспекты психики человека, огромные возможности его профессионального роста.[1]

По мнению Т.А.Казанцевой профессиональный рост и становление ставят своей целью обеспечить надежное поведение индивида в конкретных профессиональных и жизненных условиях, что будет способствовать формированию устойчивых черт личности, характерных для определенной профессиональной деятельности.[4]

А.К.Маркова называла процесс профессионального становления «профессионализацией», указывая, что это одна из сторон социализации.[3]

Необходимость освоения профессии и профессиональной жизни, как одного из основных способов социализации, делает неизбежной трансформацию внутренних условии деятельности, которые имеют нестандартный характер (A.B. Петровский). Результатом данного процесса является профессиональное становление личности (Е.А. Климов).[2;3]

Итак, рассматривая вопросы профессионального становления личности в работах отечественных психологов, следует подчеркнуть их разнообразие. Среди работ советских психологов, имеющих непосредственное отношение к указанной области, Е.С.Романова условно выделяет пять основных направлений. В рамках этих пяти направлений изучаются процессы профессионального становления: в русле общих требований к выбору профессий (Н.К. Крупская, A.C. Макаренко и др.) авторы утверждают, что выбор профессии должен быть свободным, сознательным, самостоятельным всё это обеспечивает удовлетворенность и высокую производительность труда. Данный компонент становится важнейшей составляющей профессионального самоопределения, если рассматривать его с точки зрения места способностей  в процессе профессионального становления (С.П. Крягжде, В.Д. Шадриков и др.).[1;4]

Стратегическим государственным ресурсом является система образования, с помощью которой можно обеспечить кадровый и социальный потенциал роста целого региона, ведь при обеспечении профессионального роста педагога, мы получим специалиста, который будет обладать необходимым набором компетенций, необходимых для социализации дошкольников и младших школьников  Поэтому, мы считаем, что на подготовку специалистов, компетентных в своей области, способных конкурировать на рынке труда, должна быть направлена работа в сфере среднего и высшего профессионального образования.

Список использованных источников:

  1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Избр. пси- хол. тр. / Под ред. А. А. Бодалева. - М. : Ин-т практ. психологии, Воронеж: НПОМОДЭК, 1996.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.
  3. Матейко А. Условия творческого труда. Пер с польск. / Под ред. Я.А. Пономарева / А. Матейко. - М.: Мир, 1970.
  4. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.

 

Категория: Нормативно-правовые основы деятельности | Добавил: 461119 (07.11.2016)
Просмотров: 831 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: