Межкомиссионная рабочая группа по общественному контролю в сфере образования Общественной палаты города Москвы 24 июня 2015 года провела круглый стол на тему: "Дошкольное образование в образовательных комплексах - риски и возможности".
В ходе работы круглого стола участники обсудили проблемы утраты самостоятельности и целостности дошкольного образования в рамках образовательного комплекса, рассмотрев экономические, социальные и образовательные риски; изменение целей и задач дошкольного образования в рамках образовательного комплекса и оценка последствий; вопросы и проблемы реализации дополнительного образования в дошкольных учреждениях.
По итогам Круглого стола разработана резолюция и поданы предложения в Правительство и Департамент образования города Москвы.
Проект резолюции
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ГОРОДА МОСКВЫ
Межкомиссионная рабочая группа по общественному контролю за модернизацией
сферы образования в городе Москве.
Резолюция 24 июня 2015 года круглого стола по теме:
дошкольное образование в образовательных комплексах - риски и возможности.
Дошкольное образование является в нашей стране уровнем общего образования, который ориентирован на решение определенных задач. Между тем, эксперимент города Москвы по объединению школ и детских садов привел к уничтожению последних как самостоятельного звена, ориентированного на задачи дошкольного развития и воспитания. Это означает, что как структурная единица, обладающая своей кадровой спецификой и комплексом условий, детские сады перестали существовать. Это выразилось в объединении счетов, штатных расписаний и смещении требований к трудоемкости труда учителей на трудоемкость воспитателей, в непроизвольном переносе системы стимулирования труда с персонала, связанного с реализацией школьной программы и внеклассной работы, на деятельность сотрудников дошкольных отделений.
Ситуация осложняется искусственной недокомплектацией групп или дошкольных отделений в структуре комплекса и перераспределением детей между другими группами, отделениями и зданиями с целью использования зданий ради нужд начальной школы или подготовки к школе, при организации ступенчатой системы обучения. Многие проблемные вопросы решаются за счет дошкольных отделений, а в итоге - за счет изменения условий для получения образования для дошкольников. Особенно это касается остро выраженной проблемы предоставления услуг для детей до трех лет: под предлогом недокомлектации закрываются Центры игровой поддержки детей, но взамен не открываются ясельные и младшие группы, хотя запросы со стороны родителей в этом есть и более того.
Участники круглого стола, считают, что причиной этого является установленное Департаментом образования города Москвы соотношение услуг присмотра, ухода и оздоровления как более дешевых, к образовательным услугам как более дорогостоящим и лучше финансируемым со стороны государства: например, 43% к 67% в младших группах и 27% к 93% в старших группах без специальных корректирующих коэффициентов (например, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 31 августа 2011 года N 407-ПП). Аналогично обстоит ситуация с повышающими коэффициентами для компенсирующих групп и нормативами подушевого финансирования для детей с инвалидностью и ОВЗ.
Большой системной проблемой, по мнению экспертов, является присвоение детям, посещающим дошкольные отделения, статуса учащихся в отличие от предшествующего статуса воспитанников. Известны факты, когда администрация комплекса старается включить в детсадовскую программу как можно больше материала для подготовки к школе и требует замены воспитателей учителями в подготовительных к школе отделениях, использует практику вступительного ЕГЭ и тестирования, что противозаконно. Вместо приоритетного игрового направления в дошкольной программе, декларированного в новом Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, упор делается именно на подготовку ребенка к организованному обучению и формированию у него системы универсальных учебных действий в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования.
Также участники круглого стола высказали позицию, что положения Приказа № 40 Департамента образования города Москвы противоречат Постановлению Министерства труда и социальной защиты населения РФ ОТ 21.04.93 N 88 "Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)" и письму Министерства образования и науки РФ Департамент общего образования от 28 февраля 2014 года N 08-249 "Комментарии к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования" (комментарии к разделу III пункта 3.4.1.).
Негативно оценена участниками круглого стола ориентированность заработанной платы воспитателей и педагогов на количество "детодней". Образовательная программа финансируется государством в расчете на дошкольную группу (ФЗ "Об образовании в РФ", Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), а не на определенное количество детей и дни их присутствия в ней. Обратное противоречило бы Конституции РФ и необязательному характеру дошкольного образования для детей и их родителей.
Участники круглого стола подвергли критике государственную политику в области передачи на аутсорсинг услуг питания, прачечных, клиринга, бухгалтерии и т.д. - в ущерб качеству самих услуг. Часто такая практика не только финансово не оправдана (например, услуги по аутсорсингу обходятся дороже), но и не позволяет родителям и руководителям структурных подразделений контролировать качество этих работ.
Участники круглого стола, анализируя представленные доклады и выступления, сделали следующие выводы:
1. Разрушение современной научной концепции дошкольного воспитания, где главным является признание самоценности периода дошкольного детства, приоритетными являются развивающая и воспитательная функции образования, которые способствуют становлению личности ребенка и его социализации в коллективе сверстников и обществе, а также сокращение финансирования нужд на дошкольное образование являются ошибкой.
2. Чрезвычайно низкий уровень обратной связи между структурами, разрабатывающими и реализующими реформы в сфере образования, с одной стороны, и научно-педагогическим и родительским сообществами, с другой стороны, вызывает недоверие к профессионализму и истинности декларируемых реформаторами намерений. Коррективы в реформы, если и вносятся, то с существенным опозданием и соответствующими издержками как для реформируемой сферы, так и для взаимоотношений общества и власти.
3. Потенциальные возможности объединения детских садов и школ расцениваются общественностью как риски, связанные с недостаточно качественной реализацией программы дошкольного образования, как на уровне условий, так и на уровне процесса. В качестве приоритетных для дошкольного образования становятся задачи самосохранения и соответствующие стратегии, в ущерб остальным стратегиям. Особенно заметно это на примере образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и одаренных дошкольников, а также в условиях перехода с одной ступени образования на другую (как на уровне профанации равных стартовых возможностей вследствие недостаточности работы по подготовке к общению и обучению в условиях школы, так и на уровне условного для руководителей комплекса присвоения дошкольникам статуса учащихся и проведению специальных дрессирующих их мероприятий, связанных с тестированием или преждевременным обучением в классно-урочной форме).
Предложения:
Правительству города Москвы:
1. Разработать нормативно-правовые механизмы координации постановлений Министерства труда и социальной защиты населения РФ и Министерства образования и науки РФ на региональном уровне, касающиеся составления примерных типовых положений о дошкольных группах и обеспечения их деятельности на уровне примерных штатных расписаний.
Департаменту образования города Москвы:
1.Информировать общественность о результатах исследований, посвященных анализу ситуации в московском образовании (в том числе в дошкольном образовании – динамика развития за последние 5 лет), проведенных по заказу Департамента образования города Москвы, путем общественного обсуждения, с участием представителей заинтересованных социальных групп и независимых экспертов.
2. Организовать курсы повышения квалификации по дошкольному образованию для руководителей образовательных комплексов, у которых нет заместителей по дошкольному образованию.
3. Разработать конкретную процедуру выхода структурных подразделений ( школ и детских садов) из образовательных комплексов по инициативе общего собрания родителей воспитанников/учеников, управляющих советов.
4.Ввести при поступлении ребенка в детский сад логопедический паспорт, в котором имеется характеристика дефектов речи ребенка, рекомендации по их профилактике и коррекции для родителей и специалистов соответственно.
5.Представить в Общественную палату города Москвы концептуальное, научное, правовое и экономическое обоснование целесообразности проведенного объединения школ и детских садов в единые комплексы, в результате чего детские сады лишились юридической и финансовой самостоятельности.
6.Предоставить экономическое обоснование перевода услуг питания, прачечных, клиринга, бухгалтерии дошкольных отделений на аутсорсинг.
7.Инициировать внесение изменений в Постановление Правительства № 781 от 2002 года "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) с целью изменения названия должностей педагогических работников в соответствии с реформированием системы образования города Москвы.
Общественной палате города Москвы:
1.Провести общественную экспертизу нормативно-правового актов Департамента образования города Москвы (приказов):
- № 130 от 23 марта 2012 года «Об утверждении нормативов финансового обеспечения оказания государственных услуг, расчетно-нормативных расходов на содержание имущества, первоначально рассчитанных корректирующих коэффициентов для государственных учреждений, находящихся в ведении Департамента образования города Москвы» со всеми приложениями;
- № 371 от 25 апреля 2014 года "О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы № 966 от 29.12.2012 г» со всеми приложениями;
- № 807 от 27 ноября 2013года «Об утверждении нормативов и порядка объема расходов на содержание имущества образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, реализующих отдельные образовательные программы» с приложениями;
- № 966 от 29.12.2012 "Об утверждении индивидуальных корректирующих коэффициентов для госучреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы" со всеми приложениями;
- № 779 от 01.10.2014 года «О внесении изменений в приказы Департамента образования города Москвы»;
- № 40 12.02.2015 года «Об утверждении Рекомендаций по разработке системы оплаты труда работников государственных образовательных учреждений,…».
2. Обратится в Министерство труда и социальной защиты населения РФ, Министерство образования и науки РФ и Роспотребнадзор за разъяснением выполнения Постановления Министерства труда и социальной защиты населения РФ ОТ 21.04.93 N 88 "Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)" и письма Министерства образования и науки РФ Департамент общего образования от 28 февраля 2014 года N 08-249 "Комментарии к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования" (Комментарии к разделу III пункта 3.4.1 по расчету численности работников дошкольных отделений, в соответствии с приказом Департамента образования города Москвы № 40 от 12.02.2015).
Московской Городской Думе:
1.Создать комиссию, рабочую группу с привлечением независимых экспертов, представителей общественности, счетной палаты для проведения всесторонней экспертизы результатов реформирования городской системы образования в части объединения школ и детских садов в единые многопрофильные образовательные комплексы.
2. Инициировать изменения в нормативную базу (Санитарные Правила и Нормы РФ) в части: возвращения нормы по предельной наполняемости групп дошкольников, уточнения соотношения «педагог-воспитанник», нормирования труда педагогов дошкольного образования.
Приложение 1
Приложение 2 |