Вторник, 13.04.2021, 20:30

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 220
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Детский сад за рубежом » Детские сады: классика и инновации

Особенности организации адаптационной (прогулочной) группы для детей раннего возраста

Особенности организации адаптационной (прогулочной) группы

для детей раннего возраста

Старший воспитатель МАДОО №215 г. Кемерово

Измаденова Анастасия Васильевна

 

       Проблемы адаптации ребенка раннего возраста должны и могут являться предметом особой заботы старшего воспитателя и руководителя детского сада. Понимая это, коллектив МАДОО №215 «Центр развития ребенка – детский сад» г.Кемерово разработал Положение об адаптационной (прогулочной) группе, особую программу адаптации детей к детскому саду посредством организации работы прогулочной группы, перспективное планирование работы по комплексному сопровождению адаптационный группы специалистами детского сада на август – сентябрь.

       Кадровое сопровождение прогулочной группы включает себя педагогических и медицинских работников, работающих непосредственно с детьми и родителями: заведующая МАДОО №215, врач-педиатр, старшая медицинская сестра, воспитатели, младшие воспитатели адаптационных групп, старший воспитатель. Для каждого их них составлен график наблюдений, распределены обязанности педагогов и специалистов. Так, старшая медсестра принимает детей, отслеживает состояние здоровья, ежедневно проводит консультации. Педагог – психолог знакомится с малышами и их родителями, наблюдает за прохождением адаптации к детскому саду, социализации ребенка и т.д.

     Целью их совместной деятельности является сближение интересов семьи и детского сада, разработка стратегии совместного воспитания, знакомство родителей с особенностями работы с детьми в условиях ДОО.

     Задачи работы прогулочной группы:

     1. Координация деятельности всех участников адаптационного периода (дети, родители, сотрудники ДОО).

     2. Формирование устойчивого интереса к детскому саду у ребенка, заинтересованности в сотрудничестве у родителей.

     3. Комплексное здоровьесберегающее сопровождение процесса адаптации, социализации.

    4. Создание единого информационного поля для всех участников воспитательно-образовательного процесса.

     Этапы работы по организации прогулочной группы начинаются с подготовительного. Подготовка к организации работы прогулочной группы включает в себя несколько направлений:

  • Здоровьесберегающее сопровождение процесса адаптации.
  • Информационное сопровождение.
  • Педагогическое сопровождение адаптационного периода.
  • Психологическая коррекция осложнений и консультирование родителей.

        Как это происходит на практике?

       Сначала оформляются договор между родителями и дошкольным учреждением.  Родителей также своевременно информируют о том, как оформляется медицинская карта.

      За 1-2 месяца до прихода детей в группу проводится собрание родителей будущих воспитанников, на котором разъясняются все моменты, характерные для периода адаптации. В первую очередь, уточняются режимы - и семье рекомендуется перевести ребенка на соответствующий возрасту режим. Затем обращается внимание на навыки, привычки, которыми должны владеть дети того или иного возраста, способы кормления, укладывание, сон и так далее.

      За несколько дней до приёма малыша его родителей приглашают на индивидуальную беседу. Ведётся разговор о режиме ребёнка, о том, как его укладывают спать, о характере его бодрствования, общения и так далее. Воспитателю важно знать, какие игрушки предпочитает малыш, как его ласково называют дома, чтобы можно было переключить внимание, увлечь и успокоить ребёнка. Он объясняет, почему усилия родителей должны быть направлены на установление контакта ребёнка с воспитателем и как это важно для адаптации малыша.     Для установления более тесного контакта вновь поступающих детей с воспитателем, первоначально принимается группа не более 4-5 человек, далее, с интервалом в 4-5 дней, подходят остальные дети.

        Впервые ребёнка приводят на площадку к 9:00 и забирают примерно в 11:00 - 11:30. Малыш с утра завтракает дома. Воспитатель совместно с детьми и родителями организует знакомство, наблюдения, беседы и игры, после чего прощается и приглашает их прийти завтра. В последующие дни, когда ребенок установил контакт с воспитателем, родитель может уйти на 1-2 часа. Далее время отлучения будет увеличено до 2-3 часов. Через 2-4 недели детей пригласят в группу на обед, после которого его заберёт мама. Ещё через 1 неделю ребенка можно будет начать приводить к 8:00 на завтрак. Далее малыша начинают оставлять на «сончас».

      В этом режиме большое значение отводится прогулкам. Важно, что прогулочная группа может находиться на площадке с организованными детьми. Это даже рекомендовано, так как связано с рядом положительных моментов:

     - Родители воочию видят работу педагога в реальных условиях, что позволяет развить чувство доверия к воспитателю.

      - Возникает «круг доверия»: ребёнок убеждается в безопасности нового места для игр (детской площадки), знакомиться с новым взрослым в его окружении и привязывается к нему, внутренне принимает новый режим дня.

       - Малыши тянуться к более старшим детям во время игры, отвлекаются от матери, что стимулирует скорость социализации ребёнка.

      Может быть также реализован вариант, когда дети и родители из прогулочной группы гуляют отдельно. В этом случае вместе с воспитывающими взрослыми обсуждаются правила ее организации. Правила прогулки для детей и родителей такие[1]:

  • Важно, чтобы первые правила для малыша в детском саду вводили родители.
  • Хорошо приучить детей выходить на прогулку и уходить с нее всем одновременно.
  • Гуляем только на отведенном участке.
  • Педагоги-психологи выносят на прогулку игрушки детского сада (желательно не приносить свои).
  • Дорогие родители! Научите ребенка и покажите на своем примере, что прикосновение к другому человеку может быть только с его согласия.
  • Каждую прогулку старайтесь запомнить имена не менее двух родителей и двух детей.
  • Договоритесь в паре с другим родителем, что будете присматривать за детьми друг друга.
  • Старайтесь приучить ребенка, что на площадке детского сада он может обратиться за помощью и получить ее от любого взрослого.
  • Старайтесь поддерживать доброжелательные отношения с детьми и взрослыми. В такой атмосфере вашему ребёнку будет комфортнее.
  • Нештатные ситуации во взаимодействии с другими детьми и родителями решаются через психолога.

     Эти правила регулируют взаимоотношения между детьми и родителями на протяжении всей прогулки. При этом важно, что у самой прогулки как со-бытия взрослых и детей, направленного на развитие адаптационных способностей малышей, есть своя логика – она отражена в структуре прогулки[2]:

  • Встреча. При этом педагоги обходят каждого родителя, отмечают их в табеле, задают вопросы: «Нравится ли вам и вашему ребенку приходить в детский сад? Как ведет себя ребенок дома после посещения детского сада?  Не капризничает ли, хорошо ли засыпает, хорошо ли кушает и др.? С кем из взрослых и детей вам удалось познакомиться? Назовите по именам тех, с кем познакомились. Встречаетесь ли с этими родителями и детьми за пределами детского сада? В прошлый раз вы не гуляли с нами, у вас что-то случилось?» И др.
  • Игра для родителей. Например, в виде игрового упражнения «Поменяйтесь местами». Суть его заключается в том, что ведущий называет какой-либо признак и просит тех, кому подходит данное определение, поменяться местами, например: «Поменяйтесь местами те, у кого в семье двое детей; поменяйтесь местами мамы девочек и т.д.»
  • Упражнения родителей с детьми, направленные на обретение большей автономии.
  • Игра-занятие для детей. Организация самостоятельной познавательной, игровой и коммуникативной, трудовой деятельности малышей. Для этого используется картотека прогулок для детей из младшей и средней группы, составленная на основе пособия Кравченко И. В., Долговой Т. Л. "Прогулки в детском саду. Младшая группа и средняя»[3].

       В течение всего времени как прогулки, так и работы самой прогулочной группы, врач – педиатр и старшая медицинская сестра следят за поведением детей, корректируют рацион питания, беседуют с родителями. Необходимо заметить, что прививки и другие процедуры, травмирующие детей, отменяются на период адаптации. Со своей стороны, воспитатель ежедневно заполняет адаптационный лист. Обобщение опыта такой совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей показывает, что традиционно лёгкую степень адаптации имеет 70%  воспитанников, средней тяжести – 27%, тяжелую – 3%. Динамика адаптированности положительная.

 

 

[1] http://ds2317.msk.ru/spg.html

[2] Там же.

[3] http://detsad-kitty.ru/metod/18004-kartoteka-progulok-dlya-mladshej-gruppy-detskogo.html

Категория: Детские сады: классика и инновации | Добавил: 461119 (10.04.2015)
Просмотров: 1364 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: