Четверг, 25.04.2024, 12:11

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Игра и дети » Здоровье и игра

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Статья является электронным приложением к журналу "Современный детский сад" за февраль (№1) 2016 года. Охраняется ФЗ "Об авторских правах" и имеет рецензию Экспертного совета журнала.

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Зинченко Мария Николаевна,

педагог-психолог МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №29 «Дубравушка»

Вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования особое внимание уделяет решению задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, созданию благоприятной среды для успешной социализации и личностного развития. 

Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Особого внимания требует к себе решение проблемы развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми патологиями.  Всё чаще логопедами ставятся такие диагнозы, как алалия, дизартрия, ринолалия. В данной статья я, как педагог-психолог, хотела бы рассказать о своем опыте работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Воспитанники с общим недоразвитием речи являются особой  категорией детей, которые нуждаются в комплексной помощи всех специалистов дошкольной образовательной организации. Помимо несформированности речевых компонентов, у таких детей наблюдаются трудности в познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально - волевой сферы.  Детям, страдающим общим недоразвитием речи, нелегко запомнить сложные инструкции, элементы и последовательности заданий. Наблюдается отставание в развитии словесно-логического мышления, в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память.  На низком уровне находится общая работоспособность, в связи с быстрым утомлением и ослабленностью. Отставание в развитии двигательной сферы проявляется в нарушении координации движений. Всё это – неполный список проблем, с которыми сталкиваются в своей работе воспитатели и специалисты детского сада.  Не стоит забывать и о проблемах коммуникативного характера. Большинство детей с общим недоразвитием речи с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной. Изучая речевое общение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности, Л.Г. Соловьева делает вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Особенности речевого развития детей явно препятствуют осуществлению полноценного общения, что выражается в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм) [1].

Как педагог-психолог, я использую разнообразные методы работы для развития познавательной сферы, коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи. Но особое место в моей работе занимает использование кинезиологических упражнений.

Название “кинезиология” происходит от греческого слова “кинезис” (kinesis), что означает “движение”. Греческое же происхождение имеет и слово “логос” (logos), которое обычно переводят как “наука”. Таким образом, кинезиология— научная  и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий [2].

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях психики.   Поэтому коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» от движения к мышлению, а не наоборот.

Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, развивают мелкую и крупную моторику, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают устойчивость внимания, развивают мелкую моторику, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю. Из всего этого мы можем сделать вывод, что кинезиологические упражнения являются необходимыми в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

  На первом этапе я включила в свою работу отдельные элементы: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на снятие мышечного напряжения. Познакомиться с ними можно в специализированной печатной литературе и воспользовавшись интернет-источниками, где подробно описывается процесс выполнения данных упражнений.

Со своими воспитанниками я стала более активно использовать элементы кинезиологии. Для начала изучили с детьми различные движения (кулак-ребро-ладонь, «Оладушки», «Лезгинка», обозначение животных и предметов, природных явлений и др.), закрепили постепенно умение правильно их выполнять.

Я задумалась о том, как соединить кинезиологические упражнения и речь, ведь речь в социализации является основным коммуникативным фактором. Пришла идея построить игровой сеанс таким образом, чтобы интегрировано решать вопросы развития связной речи, формирования навыков сотрудничества. С помощью уже знакомых движений воспитанникам было предложено пересказать рассказ «Друзья-котята». Положительные эмоции детей явились катализатором для сочинения мною собственного рассказа. В ходе игрового сеанса мы с детьми совместно придумали движения рук для каждого героя и для каждого действия. Появился термин «Ручные истории», которые представляют собой авторские рассказы педагога-психолога на различную тематику в стихотворной форме. Воспитанники были в восторге от «ручных историй». Неумело, постепенно дети стали сами придумывать истории повествовательного характера. Основной ценностью было проявление детской инициативы в сочинении собственной истории. Среди заявленных целевых ориентиров в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается особая важность развития инициативности дошкольника. В последующем я предложила детям сочинить «ручную историю» всем вместе.

Основная проблема, с которой мы столкнулись при сочинении совместного рассказа – это неумение договариваться, приходить к единому решению, неумение уступать и т.д. А это одна из основных проблем эффективной коммуникации. После споров, не придя к единому мнению, ребята сами убедились, что невозможно вместе сочинить рассказ, если мы не найдем способ договориться. Я рассказала воспитанникам о различных вариантах договора. Больше всего им понравилась идея со жребием и с голосованием, для того, чтобы выбрать человека, который будет принимать последнее решение, выслушав всех. Если на следующее занятие выбранным оказывается этот же человек, то он имеет право передать свои полномочия другому, кто еще не был (т.е. «уступить»).

Естественно не все и не сразу могли смириться с выбором сверстников или с решением жребия. Но сейчас я отмечаю, что дети стали более сплоченными, возникает гораздо меньше спорных моментов, исчезли частые обиды. Таким образом, мы видим ощутимую пользу от предложенного варианта использования возможностей кинезиологии.

В своей работе я использую лишь элементы кинезиологии, которые включаю в свои игровые сеансы. Безусловно, для наибольшей эффективности, необходимо каждый день, хотя бы по 10 минут уделять этим упражнениям. И желательно в первую половину дня. Консультируя воспитателей, я познакомила их с кинезиологическими упражнениям, донеся пользу этого метода. Многие воспитатели стали активно пользоваться данными упражнениями, вводя их в повседневную практику.

При обсуждении особенностей детей с речевыми нарушениями, логопеды поделились проблемой закрепления пространственных предлогов. Выяснилось, что и этот вопрос можно решить, с помощью «ручных историй», проигрывая положение рук. Были придуманы новые «ручные истории», позволяющие закреплять пространственные предлоги.

Таким образом, было отмечено, что благодаря такой форме работы решаются следующие проблемы:

1) развитие познавательных процессов;

2) развитие связной монологической речи;

3) закрепление пространственных предлогов;

4) развитие коммуникативных навыков и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Интегрированные игровые сеансы с включением кинезиологических упражнений являются эффективной формой работы с детьми с общим недоразвитием речи для решения задач социально-коммуникативного развития. Именно этой образовательной области в федеральном государственном стандарте дошкольного образования уделяется первостепенное значение. Используя возможности своей фантазии, свой педагогический опыт, опираясь на уже имеющиеся разработки в данной области, педагог может комплексно решать поставленные цели и задачи. Ребенок растет и развивается «здесь и сейчас» во всех сферах своего физического и психического развития. Следовательно, наибольшего результата в своей работе мы можем добиться путем именно комплексного подхода.

Зарядка «Наши пальчики».

Раз ладошка, два ладошка, поиграем мы немножко (по очереди показываем ладошки и хлопаем).

Это правая рука – ох, она у нас крепка (крепко сжимаем пальцы в кулак).

Это левая ручка – тоже крепкая штучка (крепко сжимаем пальцы в кулак).

Познакомьтесь девочки и мальчики – это наши пальчики (крутим ладошками в разные стороны).

Чтобы время не терять, мы должны их посчитать.

Но просто так считать не годится,

Каждый пальчик должен поклониться (По очереди сжимаем пальчики, считаем).

Посчитали? Замечательно.

А теперь покажите мне пальчик указательный (быстро сжимаем указательный пальчик).

А теперь на план передний выступает пальчик средний (быстро сжимаем средний пальчик).

А этот пальчик тут как тут, его безымянным все зовут (быстро сжимаем безымянный пальчик).

А кто это прячется здесь за ладошкой (прячем за ладошкой другой руки большой палец),

Ой, да это пальчик большой – он стесняется немножко (выглядывает из-за ладошки).

А ещё он любит в гости ходить,

Со всеми пальчиками хочет дружить (попеременно соединяем большой палец с другими, сначала одной рукой, потом другой).

Если наши пальчики дружными называются,

То они с любым заданием справятся.

Сложите ваши пальчики в замок (складываем пальцы в замок),

Чтобы никто его открыть не смог (крепко сжимаем пальцы в замке).

А теперь у нас чудо получается…

Подули и замочек открывается (дуем на замок из пальцев и потихоньку их разгибаем).

Кто получился? Правильно ежик, ни головы, ни ножек (шевелим пальчиками, как иголками).

Теперь из пальцев сложим стол (буква Т из ладоней).

Ой, сломался, по нему прошелся?  Слон! (топаем ладошками по столу).

Но у нас остался стул! (перевернутая набок буква Т из ладоней).

На нем в клубочке котик наш заснул (одну руку сжимаем в кулачек, а другой ладонью накрываем).

Не торопится шибко, ползет к дому улитка (все пальцы в кулак, а мизинчик выпрямляем и ползем по столу).

А в доме то такая тишь, лишь под столом скребется мышь (подносим палец ко рту и говорим: «Тссс», показываем стол из ладошек, затем скребем пальчиками по столу).

Молодцы ребята, а наши пальчики утомились.

Попрощались друг с другом (Соединить подушечки пальцев обеих рук)

И спать удалились (побегать пальчиками по столу).

 

Литература

1. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1996. № 1.

2.Поваляева М.А. Справочник логопеда. Р-на-Д., 2003

3.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: "Гном-Пресс", 1999. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).

Категория: Здоровье и игра | Добавил: 461119 (18.12.2015)
Просмотров: 2061 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: