Вторник, 23.04.2024, 18:15

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа в детском саду » Инновации

Коллекционирование как форма организации культурной практики дошкольников

Коллекционирование как форма организации культурной практики дошкольников

Третьякова Юлия Николаевна, муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 59», город Новомосковск, Тульской области, воспитатель

 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №4 журнала за 2016 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  изменился подход к воспитательно  - образовательному процессу в дошкольной образовательной организации, поэтому я стараюсь сделать воспитательно-образовательный процесс более гибким, таким, чтобы при необходимости можно было внести коррективы и в планирование, и в организацию деятельности с детьми. В работе придерживаюсь основных тезисов организации партнёрской деятельности Н.А. Коротковой:

 -  включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

- открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).

Например, мы решили заняться коллекционированием. Началом нашей коллекции стал «Кабачковый вертолёт Кузя», который прилетел к ребятам в гости на одном из занятий. Чтобы Кузе было не скучно, предложили детям вместе с родителями смастерить для него друзей. И скоро коллекция пополнилась грушевой змеей в тыквенном домике, каштановой и картофельной гусеницами, кабачковыми поросятами и пингвином, семейкой арбузных мышат и корабликом из кабачка и перца.

Собирая эту коллекцию, мы закрепили с детьми названия овощей и фруктов, животных, использовали экспонаты коллекции на занятиях по математике для развития внимания, закрепления количественного и порядкового счета (детям предлагались игры “Кого не стало”, “Четвертый лишний”, “Кто на каком месте стоит”). Дети с удовольствием играли в игру “Узнай по описанию”, рассказывали, из чего сделана поделка.

 Я заметила, что дети любят собирать мелкие игрушки, различные предметы. Они с удовольствием рассказывают о своих находках, тщательно их берегут. Тогда я предложила ребятам стать коллекционерами. Эта идея всем понравилась. Начали мы с того, что стали выяснять, кто такие коллекционеры, чем занимаются, затем выяснили, кому что интересно собирать. Затем я стала побуждать детей к получению информации об объектах коллекционирования (как раньше люди узнавали время, какие бывают часы, …). Дети стали приносить первые «экспонаты». К этой работе присоединились родители и даже сотрудники дошкольной образовательной организации.

Очень многие экспонаты дети приносят из дома, вместе с рассказами о них, о чём – то рассказывают взрослые. Практически каждый день мы стали пополнять наши коллекции. Приехали с отпуска - привезли камушки, ракушки, магнит на холодильник. Вот и экспонаты для коллекции. Съели конфету - пополнили альбом с фантиками. Пришли с прогулки - обогатили гербарий. Так у нас собрались коллекции: марок, открыток, магнитов на холодильник, часов, кукол.  И все это не просто предметы, которые лежат в отдельных коробочках - это мир новых открытий и знаний. Затем мы стали классифицировать «экспонаты». Так из одной общей коллекции магнитов на холодильник появились две самостоятельные: магниты с изображениями городов, в которых ты отдыхал и сувенирные магниты. Тот, кто приносит «экспонат» для коллекции- должен о нём рассказать, вспомнить, где был, что видел. Марки также разделили по тематике: «Спорт», «Животные», «Бабочки», «Выдающиеся люди» и т.д. А заодно узнали о новых видах спорта, олимпийских чемпионах, новых видах животных и знаменитых людях.

Важно ещё и то, что все это мы используем в повседневной жизни. Морские камушки - профилактика плоскостопия (ходим по дорожке из камушков) и материал для конструирования, а ракушки можно послушать.                     

Открытки- украшения к праздникам, гербарий- хорошая гимнастика для глаз и язычка-  попробуй запомни и выговори все названия растений.

Когда собирается внушительная коллекция – мы устраиваем выставки, приглашаем детей из других групп, делимся полученными знаниями, рассказываем об отдельных «экспонатах выставки».

Коллекционирование как вид культурных практик направлено на решение ряда задач:

- способствует проявлению избирательных интересов;

- развивает познавательный интерес и потребности, любознательность;

- прививает навыки культуры оформления коллекции и сбора материала;

- расширяет кругозор ребенка;

  - формирует умение наблюдать, сравнивать и делать выводы;

- формирует умение классифицировать, группировать, обобщать;

- активизирует речевое творчество дошкольников;

- активизирует участие родителей в образовательном процессе.

Сами коллекции хорошо дополняют развивающую предметно-пространственную среду группы, главное, чтобы дети могли сами к ним подойти, рассмотреть, дополнить, обменяться мнениями.

Стойкость отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Для выяснения позиции родителей мы провели анкетирование. Результаты анкетирования показали, что в 79% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календари, стекляшки, солдатиков, кукол, фото актеров, открытки, конфеты, фантики), 15% от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки). В 26% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций).

Коллекционирование интересно тем, что:

- материал можно постоянно пополнять и разнообразить, затрат практически не требуется, что особенно важно в сложившейся экономической ситуации;

- заинтересованы все участники образовательных отношений: педагог, дети, родители и даже сотрудники ДОО;

- реализуются все образовательные области: познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное.

Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность, польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.

Во-первых, познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления.

Во-вторых, в процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.

В-третьих, многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуально это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.

Используемые источники

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

Болдырева Н. Г., Сапрыкина О. В., Чеснокова В. И. О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1096-1098.

Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003

Журнал «Дошкольное воспитание» N3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».

 Куликовская И.Э.,   Совгир Н.Н.Детское экспериментирование, 2003.

Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003. - N3 – с. 12.

 «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004

Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.

 Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.

Современные образовательные технологии, Селевко Г.К., 1998.

Сайт http://moluch.ru/archive/90/18542/; http://uchitelya.com/ 

Приложение: статья с иллюстрациями.

Категория: Инновации | Добавил: 461119 (04.10.2016)
Просмотров: 2109 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Светлана  
0
Очень интересная практика.Вполне можно использовать в работе с детьми.

Имя *:
Email *:
Код *: