Пятница, 19.04.2024, 17:30

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методики раннего развития » Развитие нравственности и формирование характера

Игровые коммуникативные ситуации «Достань яблочко» и "Помощники Весны"

Игровые коммуникативные ситуации «Достань яблочко» и "Помощники Весны"

 

Валасина Ася Владимировна, кандидат педагогических наук, автор сайта для родителей и педагогов «Родная тропинка» rodnaya-tropinka.ru

 

Статья является электронным приложением к печатной версии журнала "Современный детский сад", №2 за 2016 год.

Компоненты игровой коммуникативной ситуации:

Адресат речи: другие дети группы и взрослый

Коммуникативная задача: подобрать эпитеты к слову «яблоко»

Игровая задача: подняться по лесенке и достать яблоко (одно подобранное слово – это одна ступенька вверх)

Материалы:

- на доске или мольберте – рисунок яблони и лесенки. Заранее педагог рисует яблоню, а на верхушке дерева прикрепляет яблоко из красного картона. Рядом деревом взрослый рисует две вертикальные линии – это основа лестницы, по которой мы будем подниматься за яблоком. На лестнице не нарисованы горизонтальные ступеньки.

- фломастер для рисования.

Последовательность проведения игровой коммуникативной ситуации

Педагог читает детям стихотворение о вкусном яблоке и предлагает его достать с дерева:

«Самый главный сладкий плод
В нашем садике растёт.
Он янтарный и душистый,
Кисло–сладкий, золотистый.
Крупный, круглый и хрустящий,
Королевич настоящий!
Есть с румяненьким бочком,
И с весёлым червячком.
Наша яблоня на диво
Много яблок подарила:
Очень сладких, ароматных,
И на вкус таких приятных».
 

Дети называют, какое яблоко – подбирая слова. Чем больше слов подобрали –тем выше поднялись по лесенке за яблоком. Одно слово – это одна ступенька. Как только слово найдено, взрослый рисует горизонтальную ступеньку. Нашли второе слово – поднялись на вторую ступеньку (взрослый ее дорисовывает на рисунке). С каждым словом мы поднимаемся за яблоком всё выше и выше. Задача – добраться до верхушки дерева и сорвать яблоко, а значит, нужно подобрать много слов!

Словарь для игры: ароматный, большой, вкусный, безвкусный, кислый, сладкий, румяный, нежный, душистый, сочный, наливной, красный, желтый, золотистый, полосатый, зрелый незрелый, спелый, круглый, овальный, удлиненный, мягкий, твердый, гнилой, червивый, сушеный, крупный, мелкий, вареный, летний, ранний, скороспелый, южный.

Количество ступенек, которые рисует на лестнице взрослый,  зависит от возраста детей. Для самых маленьких достаточно 5- 7 ступенек. Дети старшего дошкольного возраста все вместе могут подобрать и до 20 слов, и даже больше. 

Взрослый называет в игре слова, которые редко встречаются  в бытовом общении (яблоко душистое, ароматное, зрелое), а дети – более простые слова  (яблоко вкусное, румяное, круглое, сладкое, кислое, золотистое, хрустящее)

Когда дети добираются до верхушки, педагог снимает картонное яблоко с картинки. На обратной стороне яблока – сюрприз для детей (загадка, картинка из раскраски, ребус, наклейка из сказки и т.д.. на которой зашифровано следующее задание).

В следующий раз игра повторяется с другими фруктами – дети достают сливу, грушу, абрикос, подбирая эпитеты к новым словам.  

Игровая коммуникативная ситуация «Помощники весны» (фрагмент). Пятый год жизни

Компоненты игровой коммуникативной ситуации:

Адресат речи: Зима (сказочный персонаж)

Коммуникативная задача: подобрать словосочетания со словами «весна», «небо», «солнце»

Игровая задача: разобрать сугроб из снежинок и освободить спрятанный в нем секрет (под снежинками спрятана весенняя картинка).

Материалы: на слайде презентации или на магнитной доске выложен из снежинок сугроб. Под ним спрятан  секрет (картинка подснежника или фигурка весны). Можно использовать для прикрепления деталей снежинок пластины многоразового использования ticky-tack  или uhu patafix (многоразовые клеевые подушечки)

Последовательность проведения игровой коммуникативной ситуации

Зима не хочет пускать Весну в лес, хочет вечно в нем царствовать. Позвала Зима ветры – буйные, снега белые и наколдовала сугробы большие, вьюжные, холодные. Преградила путь весне – не пройти ей в лес! Снова уснул лес, не может Весна в него пройти через сугробы. Попробуем ей помочь!

Посмотрите на картинку: из чего сделала Зима сугроб? (из снежинок). Могут ли снежинки превратиться в воду? Когда такое бывает? Давайте позовем весеннее солнышко нам на помощь – выглянет оно и растопит снежинки.

Мы будем говорить, какое солнышко весной. Одно слово растопит одну снежинку. Педагог называет: «Солнышко лучистое». Посмотрите – исчезла одна снежинка из сугроба! (убирает одну снежинку) Придумайте, какое еще солнышко весной? (как только ребенок называет слово – педагог убирает одну снежинку, постепенно открывается спрятанная под снежинками картинка)

Словарь: солнышко яркое, теплое, лучистое, жаркое, золотистое, сверкающее, большое, огромное, красивое, весеннее.

Иногда дети говорят, что снежинок слишком много и «нам так много слов никогда не придумать». Тогда поясняем – «Да, с такой задачей одному не справится! Но нас много, каждый скажет по слову и получится много слов! Вместе мы точно справимся»

А сейчас давайте назовем, какое небо весной (ясное, чистое, голубое, яркое, красивое, нежное).

Немного снежинок у нас осталось. Давайте похвалим весну – какая она?  (подбор слов, при каждом названном слове педагог убирает одну снежинку с картины)

Постепенно педагог убирает с картинки все снежинки,  и дети видят спрятанную весеннюю картинку (подснежник или Весна), рассматривают ее. Приветствуют Весну закличкой. Радуются, что все вместе придумали много весенних слов и смогли помочь Весне. 

Категория: Развитие нравственности и формирование характера | Добавил: 461119 (02.03.2016)
Просмотров: 874 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: