«Воспитание социально-нраственных качеств дошкольников посредством применения ростовых кукол»
Старший воспитатель ГБОУ д/с №1556
Самсонова Л.В.
Социально-нравственное воспитание дошкольников закладывает основы личности ребенка. Ведь именно в дошкольном возрасте малыш получает первый опыт общения, он учиться, как правильно вести себя с близкими ему людьми и ровесниками, он усваивает традиции и культуру своего народа, а помогают ему в этом родители и педагоги.
При этом важно помнить, что ребенок дошкольного возраста не объект педагогического воздействия, как это принято в авторитарной педагогике, а субъект взаимодействия, в основе которого лежит совместная деятельность педагога и детей. Признавая ребенка субъектом воспитания, необходимо менять средства и методы воздействия, которые позволят представить дошкольнику моральные нормы через его личностное восприятие.
В программе «От рождения до школы» содержание образовательной области «Социализация» может реализовываться посредством различных игр и посредством театральной деятельности. И здесь очень важно взаимодействие специалистов, воспитателя и педагога допобразования, благодаря которому может быть правильно подобран соответствующий под группу или даже под конкретного ребенка репертуар, когда дети выступают не просто в роли героев театрализованного представления, а они еще непосредственные участники в подготовке к выступлению (подбор атрибутов персонажа, декорации и т.д.).
Наш детский сад в качестве средства, помогающего осуществить задачи социально-нравственного воспитания выбрал ростовых кукол, которые живут в нашем детском саду и иногда приходят к ребятам в группу за помощью. Помогали нам в создании кукол родители, они же порой и делают запрос. При создании мы попытались вложить в образ как положительные так и негативные социальные качества, такие как неряшливость, злость, жадность и другие. Применение такого метода нравственного воспитания было направлено не просто на передачу моральных норм с целью формирования соответствующего практического опыта, а на то, чтобы с применением куклы поставить ребенка в такие условия, в такую ситуацию, при которых поступок становился бы для него личностно значимым.
Ведь довольно часто дети владеют нормами нравственного поведения и знают, что в определенной ситуации нужно поступать так, а не иначе. Но не применяют этих правил на практике. Когда же ребенок сам начинает выступать в роли воспитателя в той или иной ситуации, его нравственные представления переходят совершенно на другой виток – не только знаю, но и претворяю на практике. Наши куклы способствовали как раз формированию таких знаний. Т.е. опосредованно мы воздействовали на социально-нравственные качества детей, но сначала в режимных моментах, в различных игровых ситуациях. После такого знакомства с ростовыми куклами мы стали вводить их в театрализованную деятельность. В театрализованной деятельности кукла может отражать “Я реальное” ребенка, с ее помощью можно более безболезненно получить различный опыт общения. |