Суббота, 20.04.2024, 10:20

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методики раннего развития » Развитие нравственности и формирование характера

Воспитание в детском коллективе как средство социализации ребенка

Воспитание  в детском коллективе как средство социализации ребенка

                                               Пантелеева Наталья Георгиевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования

                            ГБОУ ВПО «Академия социального управления»

                                        член-корреспондент МАНПО

    Статья является электронной публикацией - приложением к печатному номеру журнала "Современный детский сад"  №7 за 2015 год. Охраняется ФЗ №5351-1 от 09.07.1993 “ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ” (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г. и 1 сентября 2006 года).

       В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности  и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. В связи с этим проект стандарта дошкольного образования выдвигает ряд требований к социально – личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям  сотрудничества с другими детьми, развитие у детей чувства ответственности за другого человека. Все эти качества можно развить у детей через формирование детского коллектива[1].

       Проблемой развития детского коллектива занимались такие ученые-педагоги Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, А.В.Мудрик и др.  Т. Е. Конникова  считала, что условием становления  детского коллектива являются  гуманистические отношения, к ним относила:

    - устойчивые, доброжелательные  отношения, внимание к друг к другу, готовность  прийти  на помощь,  разделить радость с другими;

    -отсутствие замкнутости, изолированности  коллектива, группового эгоизма, появление стремления к взаимодействию с другими.

     - участие детей в делах на благо людей, преодоление вместе с коллективом трудностей и переживание общих целей.

      В работах Новиковой Л.И. и ее сотрудников были рассмотрены  вопросы управления  коллективом  в целях всестороннего развития ребенка. Детский коллектив  действует при условии целенаправленного руководства педагогом,  под  вниманием  которого находится система многообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого ребенка. Только при этом условии возможно эффективное  руководство развитием детского коллектива. Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Это процесс, по мнению известного отечественного психолога А.В.Петровского, включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга этапов: адаптация, индивидуализация,  интеграция личности в коллективе. Каждая из фаз социального развития личности в коллективе имеет серьезные последствия становления и возможностей самореализации. К примеру, неумение личности преодолеть трудности адаптации в коллективе может привести к развитию неуверенности в себе, своих  возможностях,  к обидчивости и конфликтности  поведения. Неспособность проявить  свою индивидуальность в коллективе может стать причиной личностного негативизма, агрессивности, неадекватной самооценки. Задача педагога  состоит в том, чтобы  способствовать созданию в детском коллективе  условий для  благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности. Однако по отношению к дошкольному возрасту больше принято использовать термин «детское сообщество», а не коллектив. Почему? В дошкольном возрасте еще только начинают складываться  черты  коллективности в процессе совместного общения детей в разнообразных видах деятельности. Поэтому ученые говорят о детском сообществе.

      Детское сообщество - это группа детей, объединенная общей деятельностью (игровой, трудовой, художественно - эстетической и др.) под руководством  педагога, который отвечает за ее организацию. Наглядно виды совместной детской деятельности можно представить так:

     

 

 

 

Значение такой совместной деятельности очень важно – это особая система взаимоотношений и взаимодействия, включающая следующие признаки: наличие партнерской позиции, свобода перемещения, размещения, общения. Для нее требуются умения: распределить обязанности, материал, действовать согласованно, соблюдать договоренность, видеть трудности партнера, вместе исправлять ошибки, устанавливать отношения  взаимопонимания и сотрудничества, считаться с товарищами, готовность оказать им помощь советом, показом (Н.А.Короткова, И.А.Модина, Е.Г.Юдина и др.). Сотрудничество в ходе подобной деятельности слагается из деловых умений и личных взаимоотношений, возникающих в процессе партнерской деятельности, какими могут быть: события в группе и детском саду, детские увлечения, сбор коллекций. При этом дети вступают в общение друг с другом, накапливают опыт сотрудничества и межличностных взаимоотношений, сопереживания, совместных  усилий, направленных на достижение  цели. Такое взаимодействие детей  разворачивается  на

  • информационном уровне (обмен информацией, согласование  общих целей, обсуждение возникших проблем, совместный поиск решений),
  • деятельном уровне (примеривание к себе всех типов взаимоотношений между людьми, в том числе и ссор, конфликтов, их разрешения; сотрудничество в различных видах коллективной деятельности по интересам),
  • эмоциональном уровне (способность понимать состояния  других детей, пережить общие  чувства, отношения  симпатий и антипатий между членами коллектива).

       Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия  детей в детском сообществе, тем активнее идет их социальное созревание. Для такого – развивающегося - детского сообщества характерны следующие признаки:

    - организатор и руководитель детского сообщества – педагог;

     - коллективные связи в дошкольном возрасте еще неустойчивы, они только складываются, поэтому легко возникают в различных видах деятельности и  легко могут распадаться;

     - в детском сообществе преобладают личностные взаимоотношения, основанные на симпатии и ситуативном интересе к сверстнику.

     Главная цель развития коллектива дошкольников для педагога заключена в том, чтобы сформировать в их среде  модель  отношений, с которой они войдут в жизнь социума.  Представим этапы его формирования в виде таблицы.

Таблица 1.

 

Особенности развития детского коллектива в условиях группы детского сада

 

Этапы развития коллек-тива  дошкольников

Деятельность  педагога

Деятельность   детей

Первоначальный этап сплочения детского сообщества,  организация жизни и деятельности детей путем  насыщения гуманными отношениями

(младший возраст)

Формирует представле-ния о нормах взаимоот-ношений в детском со-обществе, объединяет де-

тей в интересной и содержательной деятельно-сти

Появляется устойчи-вый интерес к игровой деятельности  сверст-ников, стойкие игровые группировки по 3-5 человек, возникает сплоченность детей

Этап объединения маленьких группировок путем вовлечения  в  разнообразную совме-стную   деятельность (средний возраст)

Организует детское сооб-щество, помогает распре-делить обязанности, учит детей проявлять чувство доброты, чуткости, отзыв-чивости, дружбы, ответственности во взаимоотношениях, выдвигает более сложные цели совместной деятельности

Дети проявляют боль-шую самостоятель-ность, состав объединений становится более устойчивым и длительным

 

Этап формирования  навыков самоорганиза-ции: умение планировать свою деятельность, осознавать свои обязан-ности; добиваться поставленной цели, считаться с товарищами

 (старший возраст)

Создает возможность для объединения нескольких малых подгрупп в одну большую группу для совместной деятельности детей: сюжетно-ролевую игру, объединяющую несколько сюжетов, совместный труд,  используя косвенные методы руководства

Возрастает количест-во участников детс-кого сообщества. Дети сами объединяются по интересам в разнооб-разных видах дея-тельности,  распреде-ляют роли в игре, обязанности в труде, сами регулируют взаимоотношения

 

      Таким образом, при целенаправленном  руководстве педагога  происходит  постепенное формирование детского сообщества - от межличностного общения и сотрудничества, возникновения небольших группировок к установлению  устойчивых дружеских взаимоотношений, способствующих внутренней общности детей, которая позволит им как можно скорее и с наименьшими потерями включиться  в жизнь социума.

 

Литература

 

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

2. Дошкольное образование. Словарь терминов /Сост. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Толстикова С.Н. и др. – М.: Айрис-пресс, 2005.

3. Макаренко А.С. О воспитании /Сост. В.С.Хелемендик, 2изд. - М.: Политиздат, 1990.

4. Новикова Л.И.Педагогика детского коллектива.- М.: Педагогика, 1978.

5. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив.- М.: Политиздат, 1982.

6. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. - М.: Педагогика, 1988.

7. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, изд. 5, 1985.

 

[1]   Термин «коллектив» произошел от латинского слова - собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих целостных ориентации и совместной деятельности.  

Категория: Развитие нравственности и формирование характера | Добавил: 461119 (01.02.2016)
Просмотров: 2468 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: