Воспитание в детском коллективе как средство социализации ребенка
Пантелеева Наталья Георгиевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования
ГБОУ ВПО «Академия социального управления»
член-корреспондент МАНПО
Статья является электронной публикацией - приложением к печатному номеру журнала "Современный детский сад" №7 за 2015 год. Охраняется ФЗ №5351-1 от 09.07.1993 “ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ” (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г. и 1 сентября 2006 года).
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. В связи с этим проект стандарта дошкольного образования выдвигает ряд требований к социально – личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими детьми, развитие у детей чувства ответственности за другого человека. Все эти качества можно развить у детей через формирование детского коллектива[1].
Проблемой развития детского коллектива занимались такие ученые-педагоги Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, А.В.Мудрик и др. Т. Е. Конникова считала, что условием становления детского коллектива являются гуманистические отношения, к ним относила:
- устойчивые, доброжелательные отношения, внимание к друг к другу, готовность прийти на помощь, разделить радость с другими;
-отсутствие замкнутости, изолированности коллектива, группового эгоизма, появление стремления к взаимодействию с другими.
- участие детей в делах на благо людей, преодоление вместе с коллективом трудностей и переживание общих целей.
В работах Новиковой Л.И. и ее сотрудников были рассмотрены вопросы управления коллективом в целях всестороннего развития ребенка. Детский коллектив действует при условии целенаправленного руководства педагогом, под вниманием которого находится система многообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого ребенка. Только при этом условии возможно эффективное руководство развитием детского коллектива. Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Это процесс, по мнению известного отечественного психолога А.В.Петровского, включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга этапов: адаптация, индивидуализация, интеграция личности в коллективе. Каждая из фаз социального развития личности в коллективе имеет серьезные последствия становления и возможностей самореализации. К примеру, неумение личности преодолеть трудности адаптации в коллективе может привести к развитию неуверенности в себе, своих возможностях, к обидчивости и конфликтности поведения. Неспособность проявить свою индивидуальность в коллективе может стать причиной личностного негативизма, агрессивности, неадекватной самооценки. Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности. Однако по отношению к дошкольному возрасту больше принято использовать термин «детское сообщество», а не коллектив. Почему? В дошкольном возрасте еще только начинают складываться черты коллективности в процессе совместного общения детей в разнообразных видах деятельности. Поэтому ученые говорят о детском сообществе.
Детское сообщество - это группа детей, объединенная общей деятельностью (игровой, трудовой, художественно - эстетической и др.) под руководством педагога, который отвечает за ее организацию. Наглядно виды совместной детской деятельности можно представить так:
Значение такой совместной деятельности очень важно – это особая система взаимоотношений и взаимодействия, включающая следующие признаки: наличие партнерской позиции, свобода перемещения, размещения, общения. Для нее требуются умения: распределить обязанности, материал, действовать согласованно, соблюдать договоренность, видеть трудности партнера, вместе исправлять ошибки, устанавливать отношения взаимопонимания и сотрудничества, считаться с товарищами, готовность оказать им помощь советом, показом (Н.А.Короткова, И.А.Модина, Е.Г.Юдина и др.). Сотрудничество в ходе подобной деятельности слагается из деловых умений и личных взаимоотношений, возникающих в процессе партнерской деятельности, какими могут быть: события в группе и детском саду, детские увлечения, сбор коллекций. При этом дети вступают в общение друг с другом, накапливают опыт сотрудничества и межличностных взаимоотношений, сопереживания, совместных усилий, направленных на достижение цели. Такое взаимодействие детей разворачивается на
- информационном уровне (обмен информацией, согласование общих целей, обсуждение возникших проблем, совместный поиск решений),
- деятельном уровне (примеривание к себе всех типов взаимоотношений между людьми, в том числе и ссор, конфликтов, их разрешения; сотрудничество в различных видах коллективной деятельности по интересам),
- эмоциональном уровне (способность понимать состояния других детей, пережить общие чувства, отношения симпатий и антипатий между членами коллектива).
Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в детском сообществе, тем активнее идет их социальное созревание. Для такого – развивающегося - детского сообщества характерны следующие признаки:
- организатор и руководитель детского сообщества – педагог;
- коллективные связи в дошкольном возрасте еще неустойчивы, они только складываются, поэтому легко возникают в различных видах деятельности и легко могут распадаться;
- в детском сообществе преобладают личностные взаимоотношения, основанные на симпатии и ситуативном интересе к сверстнику.
Главная цель развития коллектива дошкольников для педагога заключена в том, чтобы сформировать в их среде модель отношений, с которой они войдут в жизнь социума. Представим этапы его формирования в виде таблицы.
Таблица 1.
Особенности развития детского коллектива в условиях группы детского сада
Этапы развития коллек-тива дошкольников
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей
|
Первоначальный этап сплочения детского сообщества, организация жизни и деятельности детей путем насыщения гуманными отношениями
(младший возраст)
|
Формирует представле-ния о нормах взаимоот-ношений в детском со-обществе, объединяет де-
тей в интересной и содержательной деятельно-сти
|
Появляется устойчи-вый интерес к игровой деятельности сверст-ников, стойкие игровые группировки по 3-5 человек, возникает сплоченность детей
|
Этап объединения маленьких группировок путем вовлечения в разнообразную совме-стную деятельность (средний возраст)
|
Организует детское сооб-щество, помогает распре-делить обязанности, учит детей проявлять чувство доброты, чуткости, отзыв-чивости, дружбы, ответственности во взаимоотношениях, выдвигает более сложные цели совместной деятельности
|
Дети проявляют боль-шую самостоятель-ность, состав объединений становится более устойчивым и длительным
|
Этап формирования навыков самоорганиза-ции: умение планировать свою деятельность, осознавать свои обязан-ности; добиваться поставленной цели, считаться с товарищами
(старший возраст)
|
Создает возможность для объединения нескольких малых подгрупп в одну большую группу для совместной деятельности детей: сюжетно-ролевую игру, объединяющую несколько сюжетов, совместный труд, используя косвенные методы руководства
|
Возрастает количест-во участников детс-кого сообщества. Дети сами объединяются по интересам в разнооб-разных видах дея-тельности, распреде-ляют роли в игре, обязанности в труде, сами регулируют взаимоотношения
|
Таким образом, при целенаправленном руководстве педагога происходит постепенное формирование детского сообщества - от межличностного общения и сотрудничества, возникновения небольших группировок к установлению устойчивых дружеских взаимоотношений, способствующих внутренней общности детей, которая позволит им как можно скорее и с наименьшими потерями включиться в жизнь социума.
Литература
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
2. Дошкольное образование. Словарь терминов /Сост. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Толстикова С.Н. и др. – М.: Айрис-пресс, 2005.
3. Макаренко А.С. О воспитании /Сост. В.С.Хелемендик, 2изд. - М.: Политиздат, 1990.
4. Новикова Л.И.Педагогика детского коллектива.- М.: Педагогика, 1978.
5. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив.- М.: Политиздат, 1982.
6. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. - М.: Педагогика, 1988.
7. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, изд. 5, 1985.
[1] Термин «коллектив» произошел от латинского слова - собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих целостных ориентации и совместной деятельности.
|