Понедельник, 21.09.2020, 16:06

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 220
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Новые программы воспитания и обучения » Комплексные и парциальные программы

Комплексные игровые развивающие занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Комплексные игровые развивающие занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста, направленные на развитие сюжетно-ролевой  игры и ознакомление с окружающим миром с элементами комментированного рисования

 

Доможирова Наталья Геннадьевна – воспитатель

Циркунова Дарья Александровна – педагог-психолог

ГОУ Д/С №2526 г.Москвы

 

Игра – основная деятельность детей дошкольного возраста, она также является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. В игре формируется личность ребенка, его воля, произвольность и самоконтроль, воображение,  а также происходит социализация. Однако по данным ученых (Смирнова Е. - Во что играют наши дети. – Москва 2009) за последние десятилетия в особенностях игры дошкольников произошли значительные изменения:  дети стали меньше играть, ролевые игры возникают реже, длятся недолго, часто дети во время свободной деятельности демонстрируют отдельные предметные действия (катание машинок,  бросание мяча), рассматривают книжки, занимаются с конструктором. Многие дети на предложение поиграть брали с полки коробки с настольными дидактическими играми. В целом у подавляющего большинства дошкольников уровень развития ролевой игры снижен, и игра не достигает своей развитой формы, а остается на самом низком примитивном уровне.

Для решения проблемы развития сюжетно-ролевой игры на базе детского сада № 2526 была разработана серия совместных игровых занятий воспитателя и педагога-психолога  для детей среднего и старшего дошкольного возраста, по развитию сюжетно-ролевой игры с элементами комментированного рисования.  Для уменьшения нагрузки, особенно в связи с тенденциями последнего времени – увеличения количества занятий в режиме дня (многие дети ходят на дополнительные занятия после детского сада) большая часть занятия посвящена свободной игре детей. Основой занятия является организованная воспитателем сюжетная игра-проживание, а также  рефлексия прожитых событий с помощью комментированного рисования.

С точки зрения педагогического процесса такие занятия являются хорошей формой для актуализации и закрепления  знаний по окружающему миру (темы занятий: Зоопарк, транспорт: подземный – метро, наземный транспорт, профессии).

Основной целью занятий с точки зрения психолого-педагогического сопровождения работы воспитателей, является то, что программа таких занятий помогает воспитателю методично и систематически развивать сюжетную игру у детей в группе, помогает формированию партнерской позиции взрослого и детей. Внутри сюжета у детей много свободы, это дает возможность воспитателю играть вместе с детьми, что бывает сложно на фронтальных занятиях.

Важной целью взрослого является обучение детей взаимодействовать в игре, делать игру совместной, помогать включаться тем детям, у которых есть сложности с играми в коллективе. Этому также помогает совместное рисование в конце занятия, например, на одном большом листе.

         Задача взрослого на занятии – пробудить желание играть, фантазировать, рисовать; стимулировать, поддерживать и направлять спонтанную игровую фантазию детей; создать ситуации, в которых проявляется речевая и интеллектуальная активность ребенка. Взрослый находится в позиции более опытного игрового партнера, при этом заинтересованного в проявлении активности самих детей: он предлагает идеи для развития сюжетной линии, но не настаивает на своем, поддерживает идеи детей. Педагог не обязательно придерживается плана занятия, так как свободная игра у детей может разворачиваться самым непредсказуемым образом. Он обогащает сюжетную линию игры, подавая детям идеи, но следит за тем, чтобы их не навязывать.

Игровое занятие состоит из 4 частей:

Первая часть – подготовительная, в ходе которой взрослый актуализирует и расширяет представления детей об одной из тем  окружающего мира и предстоящей игры. 

Во второй части происходит «погружение» детей в игровой сюжет (выбор ролей, предварительное продумывание сюжета). Третья часть – свободная сюжетно-ролевая игра.

В заключительной части занятия, по окончании свободной игры, проводится рефлексия прожитых событий, эмоций, которая проводится в форме комментированного рисования. Это помогает упорядочить впечатления. С помощью вопросов взрослого, дети восстанавливают события игры и в творческой форме отражают те события, которые были лично значимы  для каждого из детей. В процессе рисования дети комментируют свой рисунок, делятся своими переживаниями. Задача взрослого организовать обсуждение  так, чтобы каждый из детей был услышан, поддерживать высказывания и размышления детей, дать каждому ребенку почувствовать, что его мнение очень важно для окружающих, получить удовлетворение от общения и эмоциональной сплоченности со взрослым и детьми.

В ходе такой творческой деятельности дети учатся работать и играть в коллективе, слушать друг друга, осмыслять и выражать пережитые события через речь и рисунок, быть внимательными к тому, что происходит на занятии. Интересные события, пережитые в ходе игры,  побуждают высказываться, делиться впечатлениями, выражать их в рисунке.  

.

 

Примеры конспектов комплексных игровых развивающих занятий в средней группе, направленных  на развитие сюжетно-ролевой игры, ознакомление с окружающим миром с элементами комментированного рисования.

Занятие №1.

Тема «Бабочки»

Цель: развитие и обогащение сюжетно-ролевой игры,

Задачи:

- умение работать и играть в коллективе.

- расширять представления об окружающем мире по теме «Насекомые»

- стимуляция свободной творческой активности детей (самому говорить, самому пробовать рисовать, самому фантазировать...)

- развитие творческого воображения, произвольного внимания, слухоречевой памяти

- совершенствовать навыки связной речи;

- развитие способности выражать пережитые события, эмоции с помощью связной речи и рисунка

-воспитание толерантного отношения к ответам других детей

Ход занятия:

  1. Подготовительная часть: чтение текста о бабочках, беседа о жизни бабочек, пользе, которую они приносят и об особенностях жененного цикла.

2. Погружение в игровую ситуацию. Дети выбирают, какой бабочкой они хотели бы стать. Взрослый предлагает картинки с изображением бабочек, дети дают словесное описание, выбирают себе игровое имя. В ходе беседы с воспитателем дети вспоминают, чтобы стать бабочкой, необходимо сначала побыть гусеницей. С помощью воспитателя дети превращаются в гусениц (у каждого может быть особый атрибут гусеницы – например, рожки).

3. Сюжетно-ролевая игра. Воспитатель предлагает детям поиграть в гусениц, построить свой домик. Дети начинают строительство, распределяют роли, выстраивают сюжетную линию.

Педагог может предлагать идеи игровых ситуаций, в которых могут оказываться герои игры и разыграть их с детьми:

1) Сделать грядки и посадить любимое лакомство гусениц - капусту.

2)  Поползать как гусеницы на животе по скамейкам-дорожкам.

3) Организовать спячку гусениц. По желанию детей, воспитатель заворачивает ребенка в кокон (например, обматывает туалетной бумагой) и накрывает тканью. По окончании спячки происходит превращение детей в бабочек.

4) Танец-полет бабочек (под музыку), сбор цветочного нектара.

  1. Комментированное рисование.

При помощи вопросов воспитателя, дети восстанавливают картинку игры.

Воспитатель: - Посмотрите, на большой лист бумаги. Пусть он будет ковриком, на котором мы играли в игру. Вы мне будете помогать (рассказывать, как вы играли), а я буду рисовать вас на нашем листе-коврике. А вечером, мы покажем нашу картину мамам и папам. Вы сможете показать им и рассказать игру.

Воспитатель схематически зарисовывает игру, дополняет ответы детей, делает их грамматически правильными. Добивается, чтобы ребёнок повторил фразу (предложение) правильно. И с помощью рисунков и комментариев детей восстанавливает события игры проживания.

- Катя, а рядом с чьим домиком был твой домик?

- Вика, спроси у Миши, в какую игру он играл, когда был гусеницей?

- В какую бабочку ты превратился?

- Кто хочет рассказать нашу игру по рисунку.

Дети по желанию рассказывают.

Повесим нашу картину в раздевалке.

Вечером за вами придут родители и посмотрят, как вы играли. А вы им всё расскажите!

 

Занятие №2.

Тема: «Космическое путешествие»

Цели и задачи:

- развитие и обогащение сюжетной игры,

- умение работать и играть в коллективе.

- расширять представления об окружающем мире по теме «Космос» -вызвать интерес к космическому пространству, расширить представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии;

- совершенствовать навыки связной речи;

- развитие способности детей выражать пережитые события, эмоции с помощью связной, последовательной речи и  рисунка

- развитие творческого воображения, произвольного внимания, слухоречевой памяти

Материалы и оборудование: «чёрный ящик» с разрезными картинкам, разноцветные картонные звёзды, спортивные модули, бумага, восковые мелки

Ход занятия:

1.Подготовительная часть.

Педагог:

Ребята, а вы любите путешествовать? ( Ответы детей).

Куда же мы сегодня полетим, поплывём, или может быть пойдём? (Ответы детей).

Ой, ребята, подождите, а что это за чёрный ящик, может он нам поможет выбрать курс? (Из чёрного ящика достаём разрезные картинки, на которых изображён сюжет, связанный с темой занятия. На оборотную сторону картинки наклеивается лист цветной бумаги, тогда у каждой картинки получается "рубашка" своего цвета. Все дети делятся на группы у кого какой цвет картинки. Когда все картинки собраны, дети их рассматривают и делают предположение, что путешествие будет космическим.)

Педагог: Ну, что, отправляемся в космос? А если мы полетим в космос, то кем мы будем ?... Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других планетах? Есть ли жизнь?

12 апреля 1961 года мечта эта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на корабле «Восток». Это было огромным радостным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Все люди нашей планеты радостно приветствовали первого космонавта.

Космонавты во время полета видят и наблюдают очень много интересного и много работают. Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли и сообщают на Землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении ураганов, тайфунов, о случившихся стихийных бедствиях, о пожарах в тайге, уточняют прогноз погоды, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь. Вот какая сложная и интересная работа у космонавтов.

Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на Луну.

Упорно мечтают они о Луне

И даже летают ... но только во сне.

 

Ребята, а какие космонавты?

Какие у них качества характера? ...

- (Здоровые, сильные, знающие, трудолюбивые, мужественные, выносливые, упорные и т.д.)

- Послушайте, я вам расскажу о тех испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле, чтобы справиться с подобными нагрузками в космосе.

- Представьте, что если бы кого-то из вас посадили в большущий шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Что бы вы почувствовали при этом? (ответы детей)

- А вот еще одно испытание: космонавта сажают в кресло, пристегивают ремнями, и машина начинает кружить это кресло со страшной быстро той: вверх, вниз, туда, сюда.

- А вот еще: когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в машину-вибратор, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадешь.

- Испытания очень серьезные, но все космонавты справляются с ними легко. Все космонавты - мастера спорта. Они ежедневно бегают, прыгают, занимаются различными видами спорта.

- Ребята, после моего рассказа вы, наверное, испугаетесь поступать в отряд космонавтов? Чтобы быть готовым к полету, мы тоже проведем вот такую тренировку.

2. Погружение детей в игровой сюжет. Педагог предлагает детям потренироваться и пройти испытания для зачисления в отряд космонавтов. По результатам испытаний происходит торжественное посвящение в космонавты.

Варианты испытаний для детей:

1) Игра «Удержи равновесия в невесомости». Детям завязывают глаза, раскручивают их по часовой стрелке, снимают повязку и предлагают пройти по прямой линии…

2) Подвижная игра на внимание «Сделай так и не делай так...»

- Молодцы! Все справились, все зачисляются в отряд космонавтов. Теперь надо решить, что необходимо космонавту в полете.

3) Загадки.

Педагог: - Ребята, ведь в космосе много тайн и загадок, а вы умеете разгадывать загадки?

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски … (Космонавт)

 

Из какого ковша не пьют, не едят,

А только на него глядят?

(Созвездия: Большая Медведица или Малая Медведица)

 

У бабушки над избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают, достать не могут. (Месяц)

 

Желтая тарелка на небе висит.

Желтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

 

Обгоняя ночь и день, вкруг земли бежит олень.

Задевая звезды рогом, в небе выбрал он дорогу.

Слышен стук его копыт, он Вселенной следопыт. (Спутник)

 

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его - полоска света,

А зовут объект… (Комета)

 

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все: и млад, и стар,

Что она – большущий шар. (Земля)

4) Игра «Какие предметы космонавт возьмет в полет».

Итак, мы прошли тренировку, взяли необходимые вещи. Чего же еще у нас не хватает?

 

5) Торжественное посвящение в космонавты. Педагог:  - Дети, усаживайтесь поудобнее, скоро вы взлетите, а я останусь на Земле и буду следить за вашим полетом. Вы справились со всеми заданиями, и я хочу вам подарить "звёзды удачи", которые будут вам помогать и светить во время путешествия. (Дети выбирают разноцветные звёзды по желанию и надевают их на себя.)

 

3. Сюжетно-ролевая игра. Воспитатель предлагает детям отправиться в полет в космос. Дети распределяют роли, выстраивают сюжетную линию.

Педагог может предлагать идеи игровых ситуаций, в которых могут оказываться герои игры и разыграть их с детьми:

1) Строительство ракеты: Чтобы полететь в космос, что нам необходимо для этого сделать? На чём мы отправимся в путь? ( Дети предлагают соорудить ракету из модулей). Начинается игра-строительство.

2) Запуск ракеты.

Педагог: Теперь прошу космонавтов надеть шлемы и занять свои места на корабле. Внимание! Приготовились к запуску ракеты. (звучит музыка, детям предлагается закрыть глаза. Дети считают от десяти до единицы и с командой "Пуск! "» взлетают...)

Вот ракета зашумела, всё громче, громче, потом оглушительно взревела, шевельнулась и плавно пошла вверх. Земля за окном стала проваливаться вниз.

Взвилась ракета в небеса

И в тот же миг умчалась.

Лишь в синем небе полоса,

Как снег белеть осталась…

 

3) Выход в «открытый космос». (Включается музыка и дети под музыку выходят в "открытый космос". Своими движениями имитируют невесомость, наблюдают за космическими объектами…)

4) Встреча с инопланетянами (знакомство, общение, угощение их своим космическим обедом…)

5) Изучение поверхности планеты Земля (дети рассматривают модель Земли - глобус. Находят разные континенты, океаны, моря…)

6) Возвращение на Землю.

5. Рисование, подведение итогов.

- Ребята, а на память о космосе у нас ничего нет. А что можно сделать на память? Конечно же, фотографию. Дети делают фотоснимки космических пейзажей (на отдельных листах рисуют самые запомнившиеся фрагменты космического путешествия. Проявляют свою творческую фантазию).

Никита нарисовал себя и Диму в скафандрах в "открытом космосе", пролетают над Землёй…

Настя строит ракету, Саша ей помогает. Они готовятся к полёту…

Максим нарисовал, как он проходит испытания, чтобы пройти в отряд космонавтов…

Из готовых сюжетных рисунков дети восстанавливают свою "прожитую" игру, делятся своими впечатлениями, полученными знаниями.

 

Занятие №3.

Тема: «Поездка на метро»

Цели и задачи:

- развитие и обогащение сюжетной игры,

- умение работать и играть в коллективе.

-  уточнять и расширять знания детей о работе метрополитена,

 правилах поведения в метро;

 - расширять представления об окружающем мире по теме «Подземный транспорт», закреплять знания о видах транспорта.

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Метро».

- совершенствовать навыки связной речи;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать логическое мышление, внимание, память

-развитие творческого воображения

-воспитание толерантного отношения к ответам других детей

- развитие способности выражать пережитые события, эмоции с помощью связной речи и рисунка

 

Ход занятия:

 

1.Подготовительная часть.

1. Педагог загадывает детям загадки:

1) Перед нами дом,

Буква М на нём.

 Что это за дом? (Метро).

2) Под землею с давних пор

Понарыто много нор,

И по ним туда-сюда

Быстро ездят поезда.

                             (Ответ: Метро)

3)Там много станций интересных:        

 Известных мне и неизвестных.

 Хоть под землёй все глубоко,

 На них попасть совсем легко.

 Зашёл туда и - через миг

 Громадной глубины достиг.

 

Проводится беседа о том, что дети знают о метро.

 

- Какие станции вам известны?

- Ездили ли вы в метро?

-Куда и с кем вы ездили?

-Что вам больше всего запомнилось?

 

Дети рассматривают иллюстрации станций метро, фотографии, карту метрополитена.

Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Метро».

 

3.Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Метро»

 Вот дом стоит, буква «М» на нём,

(Указательные пальцы выпрямлены, а большие соединяются кончиками (М),

остальные поджаты)

 Мы дверь откроем и войдём.

(Ладони сложены лодочкой. Пальцы прижаты друг к другу;

то раскрывают ладони, то соединяют)

 В метро турникет, прохода нет

(Ладони на себя, пальцы переплетены между собой,

выпрямлены и тоже направлены на себя)

 Нам нужно сунуть в щель билет.

(Ладони прямые, пальцы сжаты, потирают ладони друг о друга,

горизонтально полу)

 Волшебная лестница едет вниз,

(Волнообразные движения руками сверху вниз.

 Ты за перила сам держись.

(Ладони прижаты друг к другу. Пальцы одной руки лежат на тыльной

стороне другой)

 Идут к платформе поезда:

(Ладони выпрямлены, пальцы сжаты, водят руками над полом вперёд-назад,

то сгибая, то выпрямляя локти)

 За маму там держись всегда!

(Ладонь одной руки обхватывает кисть другой и сжимает её)

 

Педагог проводит обсуждение разных  ситуаций  поведения в метро, к чему это может привести (дети подходят к стене, где размещены картинки-   ситуации поведения в метро).

 

2. Погружение в игровую ситуацию. Педагог предлагает детям отправиться в поездку на метро, выбрать станции, на которые они хотели бы отправиться. Обговаривается план игры.

3. Сюжетно-ролевая игра. Педагог может предложить детям следующие игровые ситуации:

- изготовление проездных билетов

- продажа билетов в кассе: дети по- очереди могут побыть в роли кассиров и пассажиров

-прохождение через турникет

-спуск на эскалаторе

-строительство поезда из мягких спортивных модулей                       

- поездка в поезде

- остановка станция метро «Краснопресненская», посещение зоопарка:  

1) Игра-пантомима «Угадай животное». По считалке выбирается водящий. Он загадывает животное и при помощи мимики, жестов и движений пытается показать, кого же он загадал. Остальные дети отгадывают.

2) Танец зверей (дети под музыку танцуют, имитируют движения любого животного: медведя, тигра, лисы…)

 

-возвращение в детский сад: взрослый сообщает, что пора возвращаться в детский сад, и путешествие подходит к концу. Дети снова проходят все этапы поездки в метро (покупка проездного билета, турникет, эскалатор…) и возвращаются в детский сад.

 

4. Комментированное рисование.

Свои впечатления от игры-путешествия дети переносят на бумагу. Берут фломастеры и начинают рисовать запомнившиеся фрагменты игры, проговаривая вслух то, что хотят нарисовать или, что уже нарисовали. Педагог предлагает детям воспользоваться трафаретами (животных) по желанию детей, для изображения их на своих рисунках.

Готовые работы вывешиваются друг за другом, как кадры киноплёнки. Дети остались очень довольны, делятся своими впечатлениями друг с другом

 

Занятие №4.

Тема: «Наземный транспорт».

Цели и задачи:

- развитие и обогащение сюжетной игры,

- умение работать и играть в коллективе.

- расширять представления об окружающем мире по теме «Наземный транспорт», вызвать интерес к профессии водителя;

- развитие творческого воображения, произвольного внимания, слухоречевой памяти

- совершенствовать навыки связной речи;

-воспитание толерантного отношения к ответам других детей

- развитие способности выражать пережитые события, эмоции с помощью связной речи и рисунка

 

Ход занятия:

1.Подготовительная часть:

Педагог включает аудиозапись «Шум большого города», показывает детям фотографии, иллюстрации улиц города. Дети их рассматривают, прислушиваются к шуму транспорта, угадывают какой это транспорт. Далее проводиться беседа о видах наземного транспорта, правилах дорожного движения у пешеходов и пассажиров, работу светофора.

2. Погружение в игровую ситуацию. Детям предлагается стать водителями, выбрать транспортное средство которым они будут управлять, построить свою машину.

3. Сюжетно-ролевая игра, разыгрывание игровых ситуаций.

Воспитатель предлагает детям поиграть (построить гаражи, дорогу, пешеходный переход, светофор из мягкого конструктора LEGO или крупных модулей). Дети начинают строительство, распределяют роли, выстраивают сюжетную линию.

Педагог может предлагать идеи игровых ситуаций, в которых могут оказываться герои игры и разыграть их с детьми:

  1. Поездка по оживленному шоссе со светофором и пешеходным переходом. Педагог может стать постовым милиционером, который регулирует движение машин и пешеходов. Далее предложить детям побыть в этой роли.
  2. Перевозка грузов
  3. На мойке
  4. На заправке
  5. Ремонт машин и др.

4. Комментированное рисование.

При помощи вопросов воспитателя, дети восстанавливают картинку игры и делают совместный рисунок, отражающий пережитые в игре события. Педагог помогает детям, задает дополнительные вопросы.

 

Список использованной литературы:

  1. Смирнова Е. и другие. Во что играют наши дети?Игры и игрушки в зеркале психологии. – М.:Ломоносовъ, 2009г.
  2. Микляева Е.В. Развитие способностей детей средствами двигательно-игровой деятельности. – М.: УЦ Перспектива, 2010г.
  3.  Микляева Е.В. Развитие способностей детей средствами комментированного рисования. – М.: УЦ Перспектива, 2010г.
  4. Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии. Сост. Лесина С.В., Попова Г.П., Снисаренко Т.Л.. – Волгоград: Учитель, 2011г.
  5. Волчкова В.Н. Познавательное развитие дошкольников. Учебно-методическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009
  6. Вахрушев А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей. – М.: Баласс, 2009
Категория: Комплексные и парциальные программы | Добавил: 461119 (22.04.2015)
Просмотров: 2580 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: