Межкомиссионная рабочая группа по общественному контролю за модернизацией образования в городе Москве 24 июня 2015 года провела в Общественной палате круглый стол на тему: "Дошкольное образование в образовательных комплексах: риски и возможности".
Руководитель Межкомиссионной рабочей группы– Александр Фролов - предложил обсудить результаты снижения автономности дошкольной ступени образования в образовательном комплексе. Участники круглого стола рассмотрели ряд проблем, вызванных утратой самостоятельности дошкольного образования в рамках образовательного комплекса и ведущих к экономическим, социальным и образовательным рискам; обсудили изменение целей и задач дошкольного образования в рамках образовательного комплекса и оценка последствий; вопросы и проблемы реализации дополнительного образования в дошкольных учреждениях.
Вниманию читателей журнала предлагается выступление Татьяны Титовой как представителя родительской общественности.
В настоящее время в дошкольных отделениях школ, как называются детские сады после проведенного ДОгМ принудительного объединения, происходит т. н. оптимизация штата — по сути же — безосновательное и недопустимое сокращение педагогов - специалистов, воспитателей и их помощников.
Прежде это уже сделали с медицинскими работниками детских садов - медсестрами и диетсестрами - перераспределив их обязанности по осмотру детей при приеме в группу утром, присмотру и оздоровлению в режиме дня, медико-педагогическому контролю на физкультурных занятиях - между воспитателями. Та часть трудовых функций, которые они при этом продолжают выполнять, приходя из поликлиники, не позволяет своевременно решать задачи профилактики заболеваний и травматизма в группе, т.к. распределена между несколькими корпусами комплекса. Вопросы контроля качества питания вообще остаются без специализированного контроля.
Часть этих функций взяли на себя родительские комитеты и активы. Они вынуждены контролировать качество аутсорсинга услуг питания и прачечных, в частности. И результаты показывают, что фирмы, которые участвуют в этом - одни и те же по всей Москве - и люди в них - повара, дворники, младший обслуживающий персонал - это дешевая сила без знания языка и порой медицинских книжек! Требований САНиПИНов дошкольного образования они не соблюдают, т.к. работают в организациях, которые им не подконтрольны.
Помощники воспитателей, которые работают на группах, при этом приравнены к обслуживающему персоналу, с профанацией функций индивидуальной поддержки детей в организации режимных моментов и формированием вместе с воспитателем культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Это приводит к некачественному выполнению услуги присмотра и ухода, т.к. помощники воспитателей перестают участвовать в образовательном процессе, а занимаются только уборкой помещения, то есть выполняют функции уборщиц в условиях незаконного увеличения объема обслуживаемых помещений: 1 помощник воспитателя на 2 группы. Мы с родительским активом сделали замеры трудоемкости их труда в течение дня и пришли к выводам, что они уже к середине рабочего дня выполняют свою работу со значительной усталостью и сниженным вниманием. Часть прописанных в хронометраже должностных обязанностей при работе на 2 группы в одной из групп была не выполнена или выполнялась со значительным отставанием от указанного в хронометраже.
Аналогично обстоит ситуация с воспитателями, которые работают вместо 1 группы на 2, 3 или 4 группы. Мало того, что они не в состоянии реализовать индивидуально-дифференцированный подход к детям, организовать оптимальные условия для их позитивной индивидуализации и социализации, но не могут выполнить около 38% трудовых функций воспитателя, которые, согласно Стандарту профессиональной деятельности педагога, должны быть связано с накладкой образовательной деятельности с детьми на планирование и контроль образовательного процесса, организацию предметно-игровой среды группы и взаимодействие с родителями и коллегами по координации образовательных услуг. Все эти функции выходят за пределы рекомендованной Трудовым кодексом максимальной 40 часовой нагрузки в неделю на одного педагогического работника. В целом получается у каждого нагрузка в 52, 5 часа (по 10,5 часов в день вместо 7 часов 12 минут). В итоге педагоги работают на пределе своих физических и психологических возможностей. Более того, сейчас идут сокращение воспитателей по физической культуре - и как следствие, увеличивается нагрузка на воспитателей, которые не могут оставить данный раздел образовательной программы полностью нереализованным (это 20% образовательной услуги на реализацию образовательной программы дошкольного образования, в частности, одна из пяти образовательных областей, обязанных к реализации на уровне ФГОС ДО). Кроме того, при таком режиме работы сотрудников неизбежно возникают ситуации, когда дети, находящиеся в группе, остаются без всякого присмотра! Например, как дети, которые не могут посещать бассейн после болезни, а их просто не с кем оставить в группе; или когда воспитатель, работая без помощника или няни, вынужден идти в пищеблок, оставляя детей без элементарного присмотра.
Такая экстремальная ситуация обостряется тем, что во многих ДО отсутствуют или сокращаются в данный момент педагоги-психологи и учителя-логопеды, учителя-дефектологи и социальные педагоги. В этих условиях профессиональное психолого-педагогическое сопровождение детей становится невозможным, тем более, что в Москве много детей с функциональными нарушениями на границе нормы, в частности, детей из билингвальных семей и семей мигрантов, к которым нужен особый подход.
Попытки сотрудников дошкольных отделений нормализовать ситуацию не имеют успеха, т.к. в подавляющем большинстве случаев всё происходит в атмосфере неразглашения информации и психологического давления, без согласования с Профсоюзным комитетом и Управляющим советом Учреждения. В обход положений, обозначенных в коллективном и индивидуальном трудовом договорах, в контрактах. Так сотрудники получают уведомления о сокращении численности штатов и об изменении в трудовой нагрузке, о переводе на другую должность и ставку, о расширении должностных обязанностей, о ежемесячном изменении заработной платы в связи с постановлениями ДОгМ, об увольнении и т.д.
Действительно, эти вопросы находятся в ведомстве руководителя комплекса. В 273 ФЗ «Об образовании в РФ» в Ст.28 п.4 сказано о том, что формирование штатного расписания — компетенция образовательного учреждения. Однако, помимо 273 ФЗ существуют и другие документы, исполнение которых при реализации программ дошкольного образования никто не отменял. К таким документам относятся Постановление №88 Министерства Труда и комментарии МинОбрНауки ко ФГОС ДО, где сказано что первоочередным требованием к реализации программы дошкольного образования является кадровое и методическое обеспечение данного процесса в расчете на группу воспитанников, а не на конкретного ребенка и время его посещения группой. Так называемые "детодни" в этом отношении являются профанацией для оценки эффективности реализации образовательной программы в группе детей, т.к. воспитатель реализует программу, исходя из педагогических ситуаций общения с детьми, а не учебной нагрузки на день. Более того, в их расчет не принимается то, что они закладываются в условиях искусственного превышения нормативов по пребывания ребенка в группе и недооценки того факта, что такой день является неравномерным для трудозатрат воспитателей первой и второй половины дня, специалистов и старшего воспитателя, который вообще на группе не работает, а обеспечивает методическое сопровождение коллектива.
В этих условиях мы как родители имеем права требовать аудита образовательных услуг дошкольного отделения. Ведь госсубсидия идет подушевая, на каждого из наших детей - и мы по Семейному кодексу и ФЗ "Об образовании" имеем право на выбор качественной формы реализации данной образовательной услуги. Однако нас мало кто слушает.
Мы, законные представители воспитанников, крайне обеспокоены создавшейся ситуацией и требуем её решения. Мы не понимаем, по какой причине ДОгМ игнорирует условия, прописанные в документах МинТруда и ФГОС ДО и не разрабатывает комплекты документов, обеспечивающих их координацию на уровне региона. Так, каждая дошкольная группа должна быть обеспечена 2-мя воспитателями и одним помощником воспитателя или же младшим воспитателем. У нас должно быть реализовано право на выбор формы воспитания и обучения детей раннего возраста. Нам при этом говорят: "Пожалуйста, пусть сад открывает ЦИПР (центр игровой поддержки), но платно. Так как государство не финансирует питание этих детей, то есть услуги по присмотру и уходу". По сути дела, с сад можно попасть только с 2,8 лет на полный день. Это дискриминация населения по принципу: есть деньги - есть услуги, нет денег - нет услуг для ребенка. То же самое касается услуг дополнительного образования и возвращения в детский сад педагогов дополнительного образования по ритмике, рисованию и конструированию, дизайну, обучению английскому языку. Все за счет родителей. При этом официально все это включено в вариативный компонент образовательной программы дошкольного отделения и является средством ее реализации и развития, но не получения прибыли.
Констатирую. В родительском Договоре, заключаемым Директором школы от лица Учредителя с законными представителями воспитанников сказано о том, что Учреждение обязуется сохранять жизнь и здоровье воспитанника, обеспечивать условия для укрепления его физического и психического здоровья, организовывать деятельность ребенка в Учреждении в соответствии с его индивидуальными особенностями, но на сегодняшний момент родители констатируют невыполнение каждого из этих пунктов.
Родителей, которые ведут ребенка в «детский сад» волнуют, прежде всего, следующие вопросы:
- Жизнь и здоровье ребенка
- Развитие способностей ребенка и видов деятельности, детского творчества
- Обеспечение равных стартовых возможностей для подготовки к школе
По всем этим пунктам отсутствуют гарантии со стороны учредителей и, в их лице, - государства. Если государственная политика правительства Москвы по оптимизации работы Дошкольных Учреждений будет продолжена, то родителям придется принимать не простое решение: одному из родителей оставить работу, поставив под угрозу благополучие семьи и забрать ребенка из «детского сада» или же обратиться в суд. Ведь по семейному законодательству мы несем ответственность за выбор и форму получения ребенком образования в период дошкольного детства. |