Пятница, 29.03.2024, 16:40

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Новые программы воспитания и обучения » Взаимодействие с семьей

Роль детского сада в материнских и отцовских практиках ухода за дошкольниками

Роль детского сада в материнских и отцовских практиках ухода за дошкольниками

Ольга Борисовна Савинская,

к.соц.н., доцент Национального исследовательского университета

Высшая школа экономики г.Москва

 

Проблема распределения обязанностей и выполнения домашней работы в современной семье продолжает оставаться дискуссионной. Как показывает статистика, российские женщины остаются в рядах занятого населения[1] и при этом продолжают нести на себе основную нагрузку по выполнению домашних дел[2], претворяя в жизнь традиционные гендерные установки[3]. Как показывает исследование Е.С. Балабановой, «в разделении домашней работы между супругами работает логика гендерного дисплея, замаскированная под рациональный экономический обмен»[4], то есть культурные предписания гендерного разделения ролей в семье оказывают доминирующее влияние на практику различной вовлеченности супругов в выполнение домашней работы.

Рождение детей только усугубляет разрыв в объемах времени на домашний труд. Как показывает исследование Т.А.Гурко, чуть менее, чем в 2/3 семей основной уход за детьми до трех лет оказывает мать ребенка, почти в 1/3 семей – бабушка[5]. Несмотря на то, что в последние годы в России формируется новая модель «вовлеченного отцовства», предполагающего «постоянное активное участие в процессе ежедневного бытового ухода за ребенком и заботы о нем»[6], общая закономерность, отмеченная Е.С.Балабановой, пока еще остается основным трендом в практиках российских семей. Детский сад как современный институт профессионального внесемейного ухода за ребенком разгружает родителей и предоставляет им институциональную возможность вернуться к оплачиваемой профессиональной занятости. Однако, проблема неравномерного распределения обязанностей и практик их выполнения между родителями остается.

В данном исследовании предпринята попытка детально изучить, как услуга детского сада влияет на включенность родителей – матерей и отцов – в выполнение своих обязанностей по уходу за ребенком и как она в целом вписана в образ жизни матерей и отцов. Для достижения поставленной цели был применен метод массового опроса родителей детей-дошкольников в г. Москве в рамках более масштабного проекта «Гендерная дискриминация на рынке труда»[7]. Для анкетирования молодых родителей в проекте реализована двухступенчатая целевая выборка. На первом этапе были отобраны территории для проведения опроса с учетом критерия степени удаленности от центра города. Необходимость соблюдения этого условия при проведении опроса обусловлена дифференциацией условий жизни населения в центральных и «спальных» районах столицы, а также социальной инфраструктурой и доступностью организаций образования и социальных служб. На втором этапе в каждом из выбранных муниципальных округов осуществлен систематический отбор домохозяйств с ребенком 3-4 года и работающими родителями (или находящимися в отпуска по уходу за ребенком) по спискам, предоставленным в детских районных поликлиниках. Объем выборки составил 388 человек.

Опрос показал, что в семьях практикуется «многосубъектный» уход за ребенком, то есть в течение дня ухаживают несколько человек – кроме родителей на помощь приходят другие члены семьи, няни, а также профессионалы, представляющие институт дошкольного образования. Полученные данные согласуются с данными репрезентативного опроса РиДМиЖ-2007, который показал, что услуги разных субъектов по уходу за ребенком совмещаются в 80% домохозяйств с детьми-дошкольниками[8].

Внутри же семьи, распределение обязанностей по уходу за ребенком среди родителей крайне неравномерно. Значительно чаще уход осуществляет мать ребенка, это отметили 58,8% опрошенных (таблица 1). Каждая четвертая семья прибегает к услугам других членов семьи, чаще всего бабушек. Только каждый восьмой респондент (12,6% от всех ответивших) отметил, что уходом за ребенком занимается отец. К услугам няни московские семьи с малолетними детьми прибегают достаточно редко, только каждая 20-ая семья может себе это позволить. Это экономически оправдано. Средняя стоимость услуг няни за 40-часовую рабочую неделю в Москве в 2012 году составляла 30-35 тыс. рублей. При уровне средней заработной платы в 40 тыс. рублей, на которую в среднем может рассчитывать один из работающих родителей, не каждая семья сочтет эту услугу выгодной для семейного бюджета. Таким образом, наиболее популярными формами решения проблемы присмотра за ребенком являются материнский уход и услуги дошкольного образовательного учреждения.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Кто в настоящий момент осуществляет уход за Вашим младшим ребенком?» (респондентам предлагалось отметить не более трех вариантов).

 

Варианты ответов

 

В % от всех опрошенных

(N=388)

В % от всех, чьи дети посещают детский сад (N=261)

В % от всех, чьи дети не посещают детский сад

(N=127)

Мать

58,8

59

58,3

Отец

12,6

16,5

4,7

Другой член семьи

26,5

20,3

39,4

Няня

4,9

1,9

11,0

Ребенок ходит в детский сад или ясли

67,3

100

0

 

Рассмотрим подробнее, как распределяется обязанность по уходу за ребенком в семьях, пользующихся услугами детского сада, и в семьях, в которых дети остаются на домашнем воспитании. Данные показывают, что принятие решения о посещении ребенком детского сада опосредовано разными ролевыми моделями, сформировавшимися в семье. Участие матери в уходе за ребенком не зависит от факта посещения детского сада – в том, и в другом случае мать оказывается главным субъектом, осуществляющим уход за ребенком. Однако, роль других членов семьи сильно различается. Казалось бы парадоксально, но роль отца в воспитании ребенка существенно выше в тех семьях, где ребенок ходит в детский сад: родители детсадовских детей оценили, что 16,5% отцов ухаживают за своими детьми, в то время как за «домашними» детьми следят только 4,7% отцов. Таким образом, в семьях, пользующихся услугами детского сада, в большей степени сформирован или продолжает формироваться тип гендерно-равноправной семьи, проявляется тенденция выравнивания участия родителей в воспитании детей. В семьях же, где ребенок остается на домашнем воспитании, доминирует традиционная патриархатная модель воспитания ребенка: отцы в подавляющем большинстве устраняются от воспитания ребенка, а за ребенком вместе с матерью ухаживают и воспитывают его бабушки и другие члены семьи. Также в этих типах семей чаще на помощь приходят няни.

Неравномерное распределение обязанностей по уходу за ребенком согласуется с разным уровнем занятости родителей. Матери выбирают стратегию перерыва в работе, оформляя отпуск по уходу за ребенком и далее ограничивая себя в возможностях возвращения к оплачиваемой профессиональной деятельности. Так, среди опрошенных женщин только 75% работают; 17,4% находятся в длительном отпуске по уходу за ребенком; 6,2 % описали в разделе «другое» различные формы неполной, гибкой, временной занятости. Среди мужчин работают почти все или 98% опрошенных, и только 1 респондент-мужчина отметил, что находится в отпуске по уходу.

Каким образом посещение ребенка детского сада связано с реализацией возможности трудоустроиться для матерей? Если сравнить две группы женщин – тех, кто водит детей в детский сад и тех, кто не водит, – то различия окажутся статистически значимыми (таблица 2.) Среди женщин, чей ребенок посещает детский сад, работают 82%, а среди тех, чей ребенок не посещает детский сад, работают только 61% от всех ответивших. Эти данные показывают, что посещение ребенком детского сада в целом позитивно сказывается на факте возвращения матери в сферу профессионального труда.

Таблица 2. Занятость матери в зависимости от посещения ребенком детского сада. В % от всех опрошенных женщин. N=288.

 

Какая позиция лучшим образом характеризует Ваше положение в настоящее время?

Ребенок ходит в детский сад или ясли

Итого

Да

Нет

Работаю

81,8

61,1

75,3

Нахожусь в длительном отпуске, в том числе по уходу за детьми

12,1

28,9

17,4

Учащийся (учащаяся)

0,5

2,2

1,0

Другое

5,6

7,8

6,2

Итого

100,0

100,0

100,0

         

Рассмотрим подробнее, как обстоят дела с услугой по присмотру и уходу за ребенком в московских детских садах. По данным ФСГС РФ, в 2011 году в г. Москве 364808 детей посещали дошкольные образовательные учреждения. Численность детей, состоящих на учёте для определения в дошкольные учреждения в муниципальных образованиях г. Москвы в 2011 и 2012 гг. равна нулю[9]. Однако, по данным Роспотребнадзора, очередь все же имеется[10]. Так в Москве под надзором этого ведомства в 2011 г. находилось 2139 дошкольных организаций разного вида собственности, их посещало 359 тыс. детей. При этом 16687 детей нуждались в дошкольных организациях, что составляет 2,5% от всех детей в возрасте от 0 до 7 лет, в основном эта очередь создается детьми от 0 до 3 лет. Так, 12084 ребенка от 0 до 3 нуждается в услугах дошкольной организации, что составляет 3,9% от этой возрастной группы. Также следует отметить, что в 2011 году детские сады разной формы собственности в Москве посещало только 53,86% от всех детей дошкольного возраста (от 0 до 7 лет). В основном, столь низкий процент охвата детей дошкольным образованием связан его низкой доступностью для детей от 0 до 3 лет, даже если официальная очередь дает не столь высокий процент очередников.

Наш опрос подтверждает это утверждение. Так, ответы на вопрос: «Сколько полных лет было ребенку, когда он начал ходить в детский сад?» показали, что более половины детей опрошенных родителей, пользующихся услугами детского сада, устроили туда своих детей в три года. Популярными оказываются также и ясельные группы, принимающие детей с 2 лет. 35,8% детей ходят в садик с двух лет. Однако опыт наших родителей демонстрирует, что институт яслей в Москве исчез[11]. Отдать ребенка в ясельном возрасте – это стало редким исключением – только трем родителям из нашей выборки (N=388) удалось это сделать (Таблица 3).

Таблица 3. Возраст ребенка, когда он начал посещать детский сад. N=260.

 

Количество опрошенных

В % от всех посещающих детский сад

Один год

3

1,2

Два года

93

35,8

Три года

142

54,6

Четыре года

22

8,5

Итого

260

100,0

 

Анализ социально-демографических групп показывает, что больше всего детей в двухлетнем возрасте удалось устроить в детский сад молодым матерям – от 18 до 24 лет. Во-вторых, легче было устроить детей в детский сад многодетным матерям – среди них 47,4% устроили своих детей в двухлетнем возрасте. Для сравнения, это удалось только трети матерей, у кого в семье только один или двое детей. Также следует отметить, что в четыре года устроили своих детей в детский сад в равных пропорциях (8-9%) матери, имеющие одного или двух детей. Все многодетные матери устроили в детский сад своих детей в два или три года. Таким образом, эти данные показывают, что льготы для учащихся (куда в большинстве попали матери в возрасте от 18 до 24 лет), а также для многодетных матерей реализуются, и эти категории имеют возможность реализовать свое право первоочередного поступления в детский сад.

Эта же нацеленность на пользование услугами детского сада среди многодетных семей проявилась и в ответах на вопрос о том, ходит ли ребенок в детский сад. Таблица 4 показывает, что чем больше детей проживает в семье, тем больший процент детей ходит в детский сад. Таким образом, скорее всего[12], оказывается несостоятельной гипотеза о том, что многодетные семьи в большей степени ориентированы на семейное воспитание. Скорее наоборот, именно в этих семьях наиболее остро ощущается большой объем неоплачиваемого труда по уходу и присмотру за детьми, и для таких семей оказывается наиболее актуальным искать помощь у профессионалов-воспитателей детского сада. То есть, льготы по устройству в детский сад вполне востребованы как среди семей учащихся, так и среди многодетных семей.

Таблица 4. Доля детей, посещающих детский сад, в зависимости от количества детей, проживающих в семье.

Количество детей, проживающих в семье

Ребенок ходит в детский сад/ясли

Все опрошенные

да

нет

Один

64,7

35,3

100,0

Двое

68,9

31,1

100,0

Трое

82,6

17,4

100,0

Четверо

100,0

 

100,0

Пятеро

50,0

50,0

100,0

Всего

67,3

32,7

100,0

 

Данные опроса позволяют сделать несколько выводов. Во-первых, фиксируется неравное распределение и выполнение обязанностей по уходу за ребенком между отцом и матерью. Основной уход за ребенком в семье оказывают матери, ограничивая свою занятость: оформляя отпуск по уходу за ребенком на первых годах его жизни и выбирая такое место работы, которое бы соответствовало режиму работы детского сада в последующий период, после возобновления оплачиваемой профессиональной занятости. Эти результаты еще раз подтвердили традиционность установок на разделение домашнего труда между супругами и действенность модели действующей в России семейной политики – «два кормильца / государство и женщина осуществляют уход», предложенной Ж.В. Кравченко, А.Мотеюнайте[13]

С другой стороны, результаты исследования обнажают необходимость введения более гибких графиков работы детских садов в целом и отдельных групп в каждом детском саду в частности. Эта мера может повлиять на повышение доли отцов, участвующих в уходе и воспитании своих детей в вечерний период в будние дни. И даст возможность матерям больше возможностей реализовывать свое право на труд. Столь низкий процент  соответствия графиков работы отцов часам работы детского сада говорит и о недостаточной включенности работодателей в создание институционально закрепленных механизмов формирования оптимального графика труда для сотрудников с семейными обязанностями.

Кроме того, появилась дифференциация функций детского сада по отношению к семье, которая тоже влияет на практику материнского и отцовского ухода за детьми. В этой связи примечательно небольшое, но принципиальное изменение, произошедшее в публичном дискурсе в связи с принятием нового закона «Об образовании в РФ»[14], вступившем в силу с 1 января 2013 года. Закон вводит очень важное концептуальное разделение в функционировании дошкольных образовательных учреждений. Если предыдущая редакция закона определяла, что основная услуга, которая оказывается в детском саду, – это образование. Вместе с тем, для оказания этой услуги предполагалось выделение средств на «содержание» ребенка. Новый закон разделяет два вида услуг: «образование» и «присмотр и уход». На региональном уровне, это разделение уже обрело нормативный характер, в том числе и финансовый. В городе Москве этот норматив «финансового обеспечения оказания государственных услуг в расчете на одного воспитанника в год в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования» зафиксирован в приложении к Постановлению Правительства Москвы от 31.08.2011 N 407-ПП (ред. от 19.06.2012) "О мерах по развитию дошкольного образования в городе Москве" и 79,4 тыс. рублей в год или 6,6 тыс. руб. в месяц для детей от 3до 5 лет. Для сравнения стоимость образования для детей от 3 до 5 лет составляет 35,6 тыс. рублей в год. Таким образом, услуга по присмотру и уходу за детьми оказывается достаточно дорогой. Новый закон также снимает обязательство государства о выплате 80% стоимости услуги по присмотру и уходу за ребенком, что в будущем может сделать эту услугу недоступной для многих родителей с низкой заработной платой, и особенно для одиноких матерей и отцов.

Принципиальный уход от оценки «материального обеспечения ребенка» (содержания) к оценке оказания данной услуги (вместе с текущими материальными расходами) становится стратегически важным. «Домашний труд», в том числе и уход за детьми, долгое время в общественных науках оставался невидимым и неучитываемым. Именно эта системная оценка одного из видов «домашнего труда», вынесенная в институциональную форму, в будущем может дать толчок для оценки труда тех членов семей, кто оказывает уход за детьми на дому – прежде всего, как показало наше исследование, матерей. В ситуации сочетания двух видов труда, что чаще всего оказывается в образе жизни работающих матерей-дошкольников, эта дополнительная трудовая нагрузка должна учитываться.

Приведенные выше нормативы финансового обеспечения также содержат оценку труда по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет. Однако, как показывает наше исследование, детские сады для этой категории детей пока еще малодоступны. «Государственная целевая программа по развитию образования в РФ» пока делает акцент на детях от 3 до 7 лет, пытаясь восстановить сеть дошкольных учреждений хотя бы для этой категории детей. Однако, востребованность услугами по уходу за детьми до 3 лет высока[15], что отражается в масштабном росте ранка негосударственных услуг по присмотру и уходу за ребёнком[16]. В связи с этим, необходимо ввести компенсацию за непредставление детского сада, равную величине норматива финансового обеспечения оказания государственных услуг в государственных дошкольных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Эта компенсация уравняла бы шансы выхода на рынок труда тех родителей, кто устроил детей в детские сады и тех, кто по разным причинам не сделал или не сумел сделать этого.

 

 

Литература:

  1. Авдеева А.В. "Вовлеченное отцовство" в современной России: стратегии участия в уходе за детьми // Социологические исследования. 2012. № 11. С. 95-104.

2.     Балабанова Е.С. Домашний труд как символ гендера и власти // Социологические исследования. 2005.  № 6. С. 109-120. 

  1. Градскова Ю. Когда отдавать ребенка в детский сад и платить ли воспитателю? Родительство, гендер и учреждения // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010.  № 3. С. 44-58.
  2. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2008.
  3. Иудин А.А., Шпилев Д.А. Основные направления исследования проблем семьи в современной Германии // Социологические исследования. 2012.  № 1. С. 94-105.
  4. Конобеева Е.А. Домашний детский сад: социальное предпринимательство или гражданская инициатива? // Вопросы образования. 2012.  № 2. С. 207-221.
  5. Кравченко Ж.В., Мотеюнайте А. Женщины и мужчины на работе и дома: гендерное разделение труда в России и Швеции // Журнал исследований социальной политики. 2008. Т. 6. № 2. С. 177-200.
  6. Постановление Правительства Москвы от 31.08.2011 N 407-ПП (ред. от 19.06.2012) "О мерах по развитию дошкольного образования в городе Москве".
  7. Работа и семья в жизни женщин с детьми-дошкольниками: опыт города Москвы / Под ред. О.Б. Савинской. - М.: Вариант, 2008.
  8.  Ржаницына Л.С. Молодые семьи с детьми: кто такие, как живут, чего хотят? // Социологические исследования. 2011.  № 3. С. 85-94.
  9. Рождественская Е. Ю. Возможности концепции баланса жизни и труда на фоне изменений биографического тайминга // Журнал исследований социальной политики. 2011.  Т. 9. № 4. С. 439--454.
  10. Селиверстова И.В. Доступность дошкольного образования: влияние территориального фактора // Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 95-103. 
  11. Сухова А.С. Услуги по уходу за детьми: масштабы и факторы потребления российскими семьями // Журнал исследований социальной политики. 2011.  Т. 9. № 4. С. 473-494.
  12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

 

 

[1] Доля занятых женщин в общей численности женского населения в возрасте 15-72 года составила 60,1%, уступая мужчинам на 10%. Госкомстат. Доступно на сайте: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ (проверено 31.10.13.)

[2] Балабанова Е.С. Домашний труд как символ гендера и власти // Социологические исследования. 2005.  № 6. С. 109-120.

[3] Кравченко Ж.В., Мотеюнайте А. Женщины и мужчины на работе и дома: гендерное разделение труда в России и Швеции // Журнал исследований социальной политики. 2008. Т. 6. № 2. С. 177-200. Стр. 190.

[4] Балабанова Е.С. Домашний труд как символ гендера и власти // Социологические исследования. 2005.  № 6. Стр. 115.

[5] Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2008. Стр. 197.

[6] Авдеева А.В. "Вовлеченное отцовство" в современной России: стратегии участия в уходе за детьми // Социологические исследования. 2012. № 11. С. 96.

[7] Руководитель проекта М.Е. Баскакова, д.э.н., проф. Института экономики РАН, проект реализован при поддержке аппарата Уполномоченного по правам человека г.Москвы. Опрос проводился в ноябре 2012 года.

[8] Сухова А.С. Услуги по уходу за детьми: масштабы и факторы потребления российскими семьями // Журнал исследований социальной политики. 2011.  Т. 9. № 4. С. 484-485.

[10] Мы обратились к данным Роспотребнадзора, опубликованным на сайте этого ведомства, ввиду отсутствия опубликованных и доступных данных за 2011 год Мосгоркомстата.

[11] Мосгоркомстат также демонстрирует исчезновение института яслей. Отдельный учет этих дошкольных организаций уже не ведется с начала 2000-ых годов.

[12] Данная выборка недостаточно большая, чтобы можно было говорить о статистической значимости данного утверждения. Однако об имеющейся тенденции говорить имеет смысл.

[13] Кравченко Ж.В., Мотеюнайте А. Женщины и мужчины на работе и дома: гендерное разделение труда в России и Швеции // Журнал исследований социальной политики. 2008. Т. 6. № 2.  Стр. 196.

[14] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

[15] Работа и семья в жизни женщин с детьми-дошкольниками: опыт города Москвы / Под ред. О.Б. Савинской. - М.: Вариант, 2008. Стр. 104.

Категория: Взаимодействие с семьей | Добавил: 461119 (20.02.2015)
Просмотров: 862 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: