Суббота, 20.04.2024, 04:29

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Новые программы воспитания и обучения » Взаимодействие с семьей

Взаимодействие детского сада и семьи как условие профилактики отклонений в развитии эмоционально-смысловой сферы дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи как условие профилактики отклонений в развитии эмоционально-смысловой сферы  дошкольников

 

Педагог-психолог ГОУ №№ 2526, 249 г. Москвы Лопатина О.Г.

 

Взаимодействие с родителями является важным направлением профессиональной деятельности педагогов ДОУ. К ним относится большой спектр совместных мероприятий: родительские собрания, оформление территории сада, помещений,  различные конкурсы, праздники, досуги, выставки, проектная деятельность и многие другие формы. Все эти направления работы помогают родителям участвовать в обогащении жизни детей в детском саду, активнее участвовать в развитии своих детей не только дома, но и в другой, «общественной» жизни ребенка. Стоит отметить, что необходимость взаимодействия семьи и ДОУ вытекает из многих естественных причин:

1. Объективная тесная эмоциональная связь ребенка с семьей и ее влияние на его поведение в ДОУ.

2. Неизбежность координации усилий родителей и педагогов при оказании помощи ребенку в его нормальном развитии или при возникновении проблем.

3. Признание родителями полезности пребывания ребенка в ДОУ для его общего развития с одной стороны и признание педагогами важности родительской компетентности в воспитании ребенка, с другой стороны.

Родители, отдавая ребенка в ДОУ, ожидают (данные опроса), что профессиональный педагог не только поможет им воспитывать, обучать ребенка, но в некоторых аспектах образовательного процесса окажется гораздо лучше, например - дисциплина, социализация, воспитание хороших манер, подготовка к школе, умственное и личностное развитие. Некоторые родители даже слишком надеются на воспитателей, видят в них еще одних мам, нянек для своих детей. Не секрет, что участие родителей в формальных (для галочки) или редких шоу- мероприятиях, не может удовлетворить потребность и запрос педагогов и родителей в профилактике отклонений в эмоциональной сфере ребенка, оказания психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей. Эта область взаимодействия профессионалов ДОУ и семьи остается всегда актуальной.

Чтобы помощь специалистов и педагогов была более эффективной, часто невозможно это сделать изолированно от контактов с родителями детей. Поэтому педагоги всегда стремятся привлечь внимание родителей к детям с проблемами агрессивного поведения детей, упрямства, неуверенности, страхов, тревожности, замкнутости, подавленного эмоционального состояния, внешней неопрятности, неумении играть со сверстниками, нарушения внимания на занятиях, снижения познавательной мотивации и т.д. Часто подобная неприятная информация о ребенке отпугивает родителей и разрушает контакт педагога с близким взрослым ребенка. К психологу воспитатели нередко обращаются за консультацией о том, как лучше поговорить с родителями, которые «игнорируют, не понимают», «не хотят слушать советов, не ведут  ребенка к специалистам» и т.д. Педагогам и специалистам сада приходится уделять много своего профессионального времени беседам с родителями, которые не видят проблему ни в ребенке, ни в себе.

Такие ситуации часто возникают в детском саду. Например: 1) Мама малышки, не стремится сама воспитывать своего ребенка, тяготится от общения с ней, надеясь в основном на приходящую няню, которая «все сделает, как надо». В результате, девочка не умеет играть с другими детьми, не желает слушаться воспитателя ДОУ, не хочет сама одеваться, пассивна и не разговорчива в общении со взрослым. 2) Мальчик часто бьет детей группы при малейшем конфликте. Причина – рукоприкладство старшей сестры, которая так «воспитывает» младшего брата при полном одобрении отца. 3) Воспитанница старшей группы стала очень грустной, апатичной, потерявшей интерес к занятиям, играм. Выяснилось, что она страдает от частой разлуки с мамой, которая слишком занята на работе и редко общается с дочкой.

Известно, что эффективная профилактика нарушений эмоционально-личностного развития у детей нередко должна начинаться с родителей ребенка. Положительным итогом такой работы является улучшение взаимопонимания в семье, изживание негативных паттернов общения с ребенком, которые и являются причиной возникших отклонений в эмоциях и поведении. Необходимо также, чтобы родители приобрели более позитивный взгляд на своего ребенка, полнее понимали и принимали его индивидуальность, осознавали вред и пользу своих воспитательных воздействий.

Именно в приобретения конструктивного взгляда на проблемы ребенка состоит профессиональная помощь педагога, психолога родителям воспитанников. Хорошо, если учитывается индивидуальность родителей, так как некоторым людям требуется больше времени, иная подача информации, уровень доверия, уважения собеседников.

Для этих целей можно рассмотреть более редкие формы взаимодействия с родителями, которые призваны просвещать родителей, проводить профилактику эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, преодолевать конфликтные отношения с ребенком. К ним относятся встречи родителей с педагогами, специалистами детского сада (своими и приглашенными), родительских университетов, гостиных, дискуссий по определенным проблемам воспитания и обучения детей, игровых тренингов для родителей и детей, педагогов и родителей и т.д.

Основной акцент этих встреч должен быть сделать на познание взрослыми (родителями и педагогами) особенностей психологии детей разного возраста, существующих уровней эмоциональной регуляции своего поведения у детей, адекватных приемов общения с ребенком, рефлексии задач и стилей воспитания, собственной родительской позиции. Важно также учесть запрос родителей в преодолении у ребенка стереотипных реакций (трудность переключения на новую одежду, игру, еду), чувствительности к внешним раздражителям (плач, истерики, страхи, застенчивость), нежелательных форм поведения(агрессия, импульсивность, упрямство).

Родителей можно пригласить к участию в родительской гостиной - «Встречи в гостиной», на которых разные специалисты предлагают детям и родителям разного рода занятия, задания, беседы на интересные для участников темы, коммуникативные и развивающие игры, с использованием музыки, драматизации, разной творческой деятельности. Причем, это не яркое шоу, требующее больших эмоциональных и временных затрат от родителей и детей, скорее наоборот, организованное по желанию детей и родителей, приятное и интересное времяпрепровождение.

В начале, приглашаются родители с детьми (от младшей до подготовительной группы), гостиная проводится один раз в неделю в вечернее время. Продолжительность до1 часа. Гостиную может вести психолог один или в паре со специалистами детского сада.  Из опыта работы видно, что на первые встречи приходит очень мало человек 2-3 родителя с детьми. Потом «гостей» становится больше. Для ведущего целью этих встреч в гостиной является поддержка детей и родителей в стремлении общаться друг с другом, делать что-то вместе, переживать что-то новое сообща, открывать внутренний мир другого человека. Для родителей целью является дать ребенку полезное и интересное. Сюрпризом для родителя может являться неожиданные проявления ребенка.

Мы можем предложить несколько сценарием «Встреч в  гостиной», которые должны тщательно продумываться и корректироваться в зависимости от настроений и проблем участников. Можно использовать разные упражнения, которые применяются во многих игровых, коммуникативных тренингах или придумывать новые формы общения.

Сценарий №1. Цель: знакомство с участниками, ориентация на партнера, непринужденная эмоциональная атмосфера.

1)Знакомство. Звучит приятная негромкая музыка. Ведущий благодарит всех собравшихся за то, что они уделили время и пришли. Сообщает примерные цели и формы работы. «Мы рады, что вы нашли время и пришли к нам. Надеемся, что вы не пожалеете и узнаете много нового, интересно проведете время. Мы будем общаться на интересные для нас темы, играть с детьми, творить вместе – рисовать, лепить, учиться выражать свои эмоции и чувства, проигрывая роли реальных и сказочных персонажей,  потренируемся напрягать свою память, внимание и мысли, а также получим повод любить , уважать себя и своего ребенка еще больше. Мы также надеемся, что каждый участник внесет со временем посильную лепту в то, чтобы наше общая встреча стала еще интереснее, радостнее. Ваши инициативы будут очень желательны. Если вы согласны с данными намерениями, то начнем прямо сейчас».

2)Приветствие, комплименты. Все стоят по кругу или сидят на стульях и по очереди называют свое имя, остальные участники  повторяют его нараспев в уменьшительно-ласкательной форме (Надя –Наденька). Примечание: если ребенок смущается и не говорит свое имя, то за него произносит родитель или другой ребенок. Потом дети и взрослы по кругу говорят что-нибудь приятное своему соседу – «Ты красивая девочка», « у тебя приятная улыбка» и т.д. Такое упражнение вызывает затруднения у детей, которые не очень общительны или не имеют подобный опыт в семье и ДОУ. Кстати, это также трудно и для взрослых по тем же причинам. Поэтому, тренироваться нужно почти на каждой встрече.

3)Игра «Найди своего ребенка». Родителю завязываются глаза. Дети выстраиваются в ряд. Можно изменить банты, прически, некоторые детали одежды, чтобы труднее было опознать. Инструкция: «Взрослый ощупывает детей по очереди и в конце концов находит «своего»». Примечание: Дети очень волнуются, с интересом и замиранием наблюдают за взрослыми, иногда прячутся среди других детей, смеются, когда их не находят. Аналогично можно опознавать своих мам, бабушек. Тогда «найди свою маму» можно предложить детям, завязав им глаза.

4)Игра на партнерское взаимодействие «Кто больше соберет шаров». Можно включить быструю, веселую музыку. Инструкция: «А теперь подвигаемся. Сейчас я раскидаю по комнате (залу) много разноцветных шаров (пластмассовые шары небольшого размера), а вы должны собрать их в корзины. Учтите, что нужно это сделать в паре с партнером, с которым вы держитесь крепко за руки, а свободной рукой собираете шары и кладете их в сою корзинку. Победит та пара, которая не разжала рук и больше всех собрала мячей». Примечание: пары участников создаются по желанию, возможны варианты ребенок-ребенок, взрослый-взрослый, ребенок-взрослый. Оптимально, когда участвуют 2-3 пары, остальные  «болеют», подбадривают. Игра вызывает большое оживление и желание продолжать, но нужно не дать детям переутомиться.

5)Командная игра «Помоги найти предмет звуком». Инструкция: « Сейчас мы будем искать предмет в комнате. Вот он ( небольшая игрушка). Тот, кто будет водить выйдет из комнаты, а мы спрячем в это время предмет в комнате. Когда водящий вернется, мы поможем ему найти предмет, издавая звук «ш-ш-ш» (можно другие звуки). Если водящий подходит ближе и ближе, то мы шипим все громче и громче, а если удаляется, то тише и тише. Так мы поможем найти ему предмет, который спрятали, но запомните ребята, что показывать руками и сообщать, где предмет лежит нельзя». Выбирается ребенок, лучше два, если ребенок боится это делать один, удаляется из комнаты в коридор. Остальные прячут предмет. Далее дети и взрослые своими звуками направляют поиски, пока предмет не будет найден. Примечание: почти каждый ребенок хочет попробовать. Нужно постараться, чтобы каждый желающий это исполнил, поэтому, бывает необходимо отправлять за дверь по два, три водящих.

6)Завершение встречи. Все участники приглашаются в круг. Инструкция: «Сейчас, держась за руки, мы будем вместе изображать большое животное, которое дышит. Вдох – все участники бегут в центр, выдох – двигаются из центра, максимально расширяя круг. Так несколько раз. После этого ведущий спрашивает, какое упражнение, игра больше понравились, взрослые и дети говорят о своих впечатлениях.

Потом все по кругу пожимают руки, обнимаются, похлопывают соседа, улыбаются, говорят спасибо всем.

Сценарий №2. Цели: Развитие чувствительности к партнеру, ощущения взаимопомощи и поддержки взрослого, тренировка спокойного переживания неудачи.

1)Знакомство, приветствие, комплименты. Повтор начала первой встречи, т.к. появляются новые гости, а также для поддержания определенного ритуала и закрепления навыка доброжелательного общения.

2)Игра «Угадай, кто сказал». Инструкция: «Сейчас один из вас выйдет и повернется к остальным спиной. По моему знаку, один из вас (ребенок или взрослый) назовет имя водящего. Он же должен отгадать, кто его позвал». Проигрывает несколько раз. Иногда нужно попросить немного изменить голос, чтобы было интереснее угадывать. Игра также вызывает большой интерес у участников.

3)Игра с музыкальным сопровождением (мелодичная медленная музыка) «Рыбки плавают в море». Дети изображают рыбок, которые плавают между «водорослей» и «волн», которыми стали взрослые, вставшие в круг. Взрослым раздаются в руки бумажные ленты, которыми нужно размахивать, изображая движение воды и водорослей. По сигналу рыбки «плавают», медленно  плавно передвигаясь, потом (по сигналу) ложатся на дно и «засыпают». Игра повторяется несколько раз.

Второй вариант. Взрослым дается одно на всех большое капроновое покрывало (другая легкая ткань), держась за которое они плавно опускают и поднимают его. «Рыбки» (дети) должны успеть проплыть под покрывалом, которое изображает волны, пока оно не опустилось. Играют несколько раз. Примечание: игра может вызвать опасение у робких детей, они могут отказываться «проплывать» под покрывалом. Следует их подбодрить или сделать это вместе со взрослым.

4)Игра «Морская фигура замри». Дети и взрослые изображают любые фигуры после сигнальной фразы «Море волнуется раз,…два,   три, морская фигура замри». Ведущий отгадывает, что задумали участники. Примечание: если ребенок не может ничего изобразить, стереотипно повторяется или стесняется, тогда родитель может подсказать или делает с ним вместе.

5)Соревновательная игра «Успей сесть на стул». Инструкция: Вот стулья, которые стоят по кругу. Все бегают вокруг стульев, но когда музыка кончится, то одного стула не хватит, Тот, кто не успеет сесть на стул, отходит в сторонку и наблюдает за игроками. Победит тот, кто останется в игре до конца и займет последний стул». Игра вызывает очень большое оживление даже у малышей.

Особое замечание: Дети среднего возраста (4-5 лет) особенно остро реагируют на неуспех, могут  начать капризничать, заплакать. Поэтому, целесообразно сделать так, чтобы такие дети дольше продержались в игре за счет взрослых или соревновались вместе (занимали один стул). Подобная реакция может возникать и у старших детей из-за высоко уровня притязаний. В таких случаях нужно дать детям проиграть снова или ввести приз за сдержанное отношение переживания неудачи, подкрепить всеобщей похвалой остальных участников.

6)Завершение встречи. Все встают в круг, взявшись за руки. Все произносят звук «О», потом «И», «У», начиная с тихого звука и кончая громким. И так несколько раз. Примечание: упражнение дает возможность детям поупражняться в модуляциях голоса, снять зажимы мышц дыхательных путей. Особенно это полезно для робких, тихих детей.   Потом все по кругу высказывают добрые пожелания друг другу.  Прощаются. 

Сценарий №3. Цели: Развитие творческих способностей, воображения, креативного отношения к действительности у детей и взрослых, преодоление стереотипов восприятия, улучшение переключаемости эмоций.

1)Знакомство, приветствие, комплименты.

2)Упражнение «Дорисуй фигуру». Родителям и детям раздаются листы бумаги, на которых изображены разные незаконченные фигуры (фантазия ведущего), карандаши, фломастеры. Все сидят за общим столом, родитель и ребенок рисуют на одном листе, придумывают вместе, если ребенок затрудняется. Инструкция: «Сейчас мы попробуем дорисовать разные изображения, чтобы получилась  завершенная картинка. Все зависит от вашей фантазии, начинайте». Примечание:  Задание вызывает большой интерес у детей, особенно тем, что мама и ребенок «творят вместе», имеют общую смысловую цель – придумать что-то новое. Данное занятие рекомендуется для гармонизации детско-родительских отношений. Предлагается каждой паре по 3-4листа с нарисованными фигурами.

3)Подвижная игра «Разорви сеть». Все встают в круг, сцепляя руки. Один или два ребенка находятся внутри круга. Инструкция: « Представьте себя рыбками, попавшими в рыбацкую сеть. Но вы можете сами уплыть из нее, если постараетесь найти слабое звено и разорвать его, проплыть сверху или снизу».

Можно включить бодрую музыку. Примечание: Дети хотят все попробовать, надо обязательно дать всем  желающим такую возможность. Упражнение укрепляет волю ребенка, уверенность в своих силах. Взрослые и дети сами подбадривают и где-то подыгрывают наиболее робким детям. Рекомендуется для укрепления сплоченности группы и усиления взаимопомощи.

4)Игра «Назови по-другому». Участники встают в круг или сидят на стульях. Ведущий берет любой предмет геометрической (шар, кубик, кольцо, палка…) или абстрактной формы ( полоски бумаги, колбаски пластилина, причудливые игрушки). Инструкция: «Сейчас я вам дам шарик, каждый может вообразить, что это не шарик, что-то другое. Повторять уже придуманное не нужно, лучше придумать что-то новое. Предмет передаете по кругу и следите за тем, чтобы не повторяться». Примечание: Ведущий следит за тем, чтобы правило выполнялось, сам помогает придумывать, стимулирует взрослых в помощи детям избежать повторов. Игра имеет общую для участников смысловую цель, поэтому полезна для улучшения взаимопонимания между детьми и взрослыми.

5)Упражнение – релаксация «Буря и покой на море». Музыкальное сопровождение- сначала звучит бурная музыка (1мин.), потом медленная, успокаивающая, под которую все участники ложатся на ковер, изображая покой и тишину на море. Ведущий сопровождает действия участников  медитативным текстом. Инструкция: «Сейчас мы будем изображать волнение на море. Надо двигаться по комнате, изображая бурные волны, когда зазвучит тихая музыка, это означает, что море успокоилось – это тоже надо показать своими движениями, лечь на пол и представить, что вам тихо и спокойно после бури. Текст медитации произносится в спокойной интонации: «Вот буря и волнение на море закончилось. Вы оказались в лодочке, которая тихо колышется на воде, море дышит спокойно – вдох-выдох, вдох-выдох. Вам очень приятно качаться на медленной воде – вдох-выдох. Лодочка никуда не хочет плыть сама, ей приятно плыть по течению. Вы лежите в лодочке, греетесь на солнышке, а она вас медленно и плавно несет к красивому песчаному пляжу. Там тихо колышутся пальмы. Вы оказываетесь в их ласковой тени и продолжаете нежиться на белом мягком песке рядышком». Через 5-10 минут в зависимости от способности детей выполнять релаксацию ведущий возвращает участников обратно в реальность: «Вы хорошо отдохнули, расслабились, а теперь медленно просыпаемся и возвращаемся из своего путешествия все вместе. Теперь обнимите друг друга. Давайте поговорим о том, что мы испытали». Участники садятся в круг и по желанию рассказывают о своих переживаниях. В первую очередь дают высказаться детям, потом говорят родители. Примечание: Упражнение позволяет родителям и детям ощутить телесную и эмоциональную близость в ситуации расслабленного и бесконфликтного контакта. Дети и родители получают такой опыт и учатся ценить его, помогая детям достичь успокоения и «блаженства».

6)Завершение встречи. Все встают в круг, держась за руки. Все произносят общий звук «и-и-и» тихо и громко. Потом пожимают друг другу руки, обнимают и говорят «Всем спасибо, до свидания».

Сценарий №4. Цель: Улучшение контакта, взаимопонимания, эмоционального сближения ребенка и взрослого, преодоление зажимов в общении.

1)Приветствие, комплименты.

2)Рисуночный диалог». Участники сидят за общим столом. На столе

лежит большой лист бумаги и фломастеры или карандаши. Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать общий рисунок. Каждый по очереди нарисует что-нибудь свое или добавит в рисунок другого участника. Разговаривать необязательно, нужно сосредоточиться на рисунке, потому, что мы будем беседовать и обмениваться мыслями с помощью наших рисунков. Качество рисунков не обязательно должны быть очень хорошими, но фантазия и доброжелательность приветствуются, начали». Дети и взрослые рисуют, получается изображение, состоящее из отдельных фрагментов или рисунков, объединенных общим замыслом.

Другой вариант. Лист бумаги передается по кругу и каждый добавляет в рисунок партнера. Если участников более 7, то можно дать отдельные листы для пары родитель-ребенок. Примечание: данная методика является также диагностической для определения конфликтности отношений в диаде. Ведущий должен отслеживать такие моменты, помогать их разрешить конструктивным способом, чтобы улучшить взаимопонимание между родителем и ребенком.

3)Упражнение «Гамак». Двое взрослых участников  берут за ноги и руки ребенка и раскачивают его как гамак. Инструкция: «Всем известно, что дети любят необычные движения, поэтому взрослые сейчас вас покачают, взяв за руки и ноги. Кто хочет первым попробовать?». Примечание: Большинству детей это упражнение нравится, но есть дети, которые не очень активны в физическом контакте с родителями. Некоторые родители также не  очень комфортно чувствуют себя во время физического контакта со своими детьми. Следует родителям показать пользу физической ласки для ребенка.

4)Упражнение «Погладь котенка». Родители и дети составляют пару. Инструкция: «Представьте, что вы на улице встретили маленького котенка и захотели его приласкать, погладить. Котенок может урчать от удовольствия, прогибать спинку. В роли котенка может быть как ребенок, так и взрослый». Потом партнеры меняются ролями. Примечание: Упражнение может обнаружить проблемы физического контакта мамы и ребенка. Ведущий должен помочь им удержаться в рамках ролевого и эмоционального поведения.

5)Игра «Кот-сторож». Эта подвижная игра подходит и для большого количества участников. Один участник  (можно двое родитель ребенок, ребенок-ребенок) изображает кота, который сторожит сыр в амбаре. Инструкция: «Кот охраняет от мышек-воришек сыр, который лежит перед ним. Мышки из другого конца комнаты наблюдают за ним и ждут, пока он не заснет. Тогда они на мягких лапках, чтобы кот не услышал и не проснулся, тихо подкрадываются и воруют сыр (мячики), убегают в норку. Если вы будете топать или пищать, то кот мгновенно проснется и будет вас ловить. Кого он поймает, то садится на стул рядом с котом в качестве трофея». Примечание: Родители должны показывать детям, как тихо ходить, помогают им быть смелее.

6)Завершение встречи. Участники встают в круг. Потом встречаются в центре этого круга, обнимают друг друга, говорят  всем спасибо!

 

Сценарий №5. Цель: эмоциональная регуляция дистанции в общении, изучение желаний партнера, усиление положительных социальных эмоций.   

1)Приветствия, добрые пожелания.

2)Игра «Мыльные пузыри». Участники в зависимости от количества образуют один большой или 2-3 кругов поменьше. Инструкция: «Сейчас вы должны изобразить то, как мыльные пузыри летают по комнате. Образовав круг, вы передвигайтесь, не разжимая рук, по комнате, стараясь не сталкиваться с другим «пузырьком». Если столкновение произошло, вы «лопаетесь» и объединяетесь с ними в новый больший по количеству участников «пузырь». И так до тех пор, пока не получится один  большой «пузырь» из всех наших «пузырьков»». Примечание: игра является также диагностикой чувства дистанции, обособленности и сплоченности участников от остальных. В начале, дети и взрослые могут удерживаться в рамках своего круга, потом им интереснее «лопаться» и объединяться с другими участниками.

3)Командная игра «Цветик - семицветик». На полу лежат 2-3 бумажных цветка: сердцевина и вокруг 7 разноцветных лепестков -фиолетовый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, белый. Участники разбиваются на команды по желанию (количество должно быть равномерным). Инструкция: Сейчас вам нужно собрать лепестки цветика -семицветика, которые буду разбросаны по комнате. Кто быстрее соберет цветок, тот самый ловкий. Начали». Примечание: игра вызывает желание у детей обязательно выиграть, поэтому в случае капризов и слез некоторых детей лучше дать возможность проиграть снова, но в другом составе команды.

4)Упражнение «Взаимные пожелания». Все садятся за общий стол. Каждая пара родитель ребенок получает по 7 небольших листков бумаги и карандаши. Инструкция: «В каждой паре по 7 бумажек. Нужно написать каждому ребенку 3 желания за маму (угадать то, о чем она мечтает) а маме 3 желания за ребенка, а 7-ой листок предназначен для общего желания для мамы и ребенка. Взрослый  (ведущий, другой родитель) может помочь ребенку, если он не умеет писать. Потом мы эти пожелания зачитаем, и узнаем, можем ли мы угадывать желания другого». Дети и взрослые напряженно думают, сочиняют, иногда вскрикивают «Я знаю что!». Кто-то делает быстрее, кто-то медленнее. Желания самые разные от цветов до  новой квартиры и работы. 7-летняя девочка пожелал своей бабушке (она заулыбалась) послушных внучек и т.д. Примечание: Бывает, что ребенок или взрослый недоволен пожеланием партнера, выражает это мимикой или словами. Ведущий должен реагировать на это и попросить других участников высказать свои добрые пожелания недовольному партнеру.

5)Игра « Злой коршун». Взрослых просят встать так, чтобы закрыть своей спиной ребенка. Один или двое участников (взрослые или дети) изображают злого коршуна, который хочет обидеть «птенчиков». Инструкция: «Каждая птичка защищает своего птенца от злого коршуна, который машет крыльями -руками, вытягивает клюв и шипит. Мама-птичка закрывает собой птенца и не дает украсть коршуну. Надо делать это энергично, иначе птенчик пострадает. Потом ребенок и взрослый меняются ролями, дети защищают своих мам от коршуна. Начали». Можно включить подходящую музыку. Примечание: игра очень нравится детям, они просят ее повторить еще и еще. Однако, некоторые робкие дети не всегда сразу могут активно защищаться. Им надо помочь и встать рядом с ребенком, помогая ему бороться. Можно из роли коршуна изобразить, что ребенок очень напугал коршуна и тот улетел.

6)Завершение встречи. Все садятся на ковер и называют по очереди то, чем они хотели бы поделиться со всеми участниками или с мамой, другим партнером. Примечание: ведущий и взрослые могут обратить внимание детей на то, что делиться можно не только предметами,  конфетами, но и хорошим настроением, удачей.

 

Сценарий «Рабочей встречи» с родителями. Участники: родители, посещающие гостиную, другие желающие родители, психолог, педагог.

Цель: Обсуждение с родителями впечатлений от участия детей в проведенных играх и упражнениях в гостиной, анализ причин нежелательного поведения и проблем воспитания, предложения по оптимизации занятий и оказания психолого-педагогической поддержки родителям и детям

Ход встречи.

1)Участники знакомятся снова, если есть новые «гости». Все сидят за общим столом, на котором чай и легкое угощение.

2)Ведущий объявляет тему беседы «Капризы и упрямство детей, что делать?». Вступительное слово ведущего: «Когда мы видим ребенка недовольным, плачущим, то начинаем беспокоиться, так как он кажется несчастным, страдающим. Мы наблюдали на наших занятиях и в жизни, что ребенок может реагировать истерикой на вполне безобидное замечание. Мы пытаемся сочувствовать малышу, пытаемся его успокоить, но если это не помогает, взрослые еще больше попадают в зависимость от капризов ребенка, начинают их бояться и разражаться на ребенка. Поэтому давайте постараемся понять, почему ребенок так себя ведет, что мы можем сделать в этой ситуации. Прежде всего, не надо их бояться. Эти эмоции не редкость у детей и частично являют чертой возраста, а не характера ребенка. Остро упрямство проявляется во время кризиса 3-х лет (2,5-3г), потом сглаживается. Вторая волна капризности и упрямства ребенок возникает в среднем дошкольном возрасте в примерных границах от 4-до 5 лет. По-видимому, причина в том, что дети среднего дошкольного возраста встают перед необходимостью усвоить быстро новые социальные требования поведения в обществе, а нервная системы у них еще только формируется, например: системы эмоциональной регуляции, произвольности поведения. Очевидно дети, не могут еще поступать точно так, как хотят взрослые. У взрослых же другая проблема- они продолжают видеть в подрастающих детях все тех же малышей, которые совсем недавно можно было просто отвлечь и подчинить, и не всегда считаются с новыми потребностями подрастающих детей в любознательности, экспериментировании, желании быть успешным и занять свое место в ближайшем окружении. Энергичный ребенок бывает чаще упрям, он настаивает на своем –«Дай, я буду, хочу». Ребенок с более слабой нервной системой чаще капризничает в форме отказа «Не хочу, не буду». У некоторых детей это поведение бывает иногда, у других закрепляется как привычка. Ему может понравиться капризничать и таким образом управлять взрослыми. Во многом это зависит от семейного воспитания, а не только от возраста ребенка. Как должен поступать родитель в такой стрессовой ситуации? Давайте вместе подумаем над этим».

3)Дискуссия родителей. Обсуждение случаев капризов и упрямства у детей, эффективных и не очень реакций взрослых, рассказ о положительном опыте преодоления капризов и упрямства у детей.

Ведущий знакомит присутствующих с заранее заготовленными текстами возможного поведения родителей, вопросами, над которыми стоит подумать:

А) В каких ситуациях чаще капризничает ваш ребенок, что вы ему говорите?

Б) Все ли ваши члены семьи придерживаются одинаковых требований к ребенку и могут сказать ему «нет»?

В) Какая причина капризов вашего ребенка – недостаток внимания, резкость отказа, его затаенная обида, обостренное чувство справедливости, ревность к братьям, сестрам, вы чаще не можете отказать ребенку из-за боязни криков и слез, другие причины?

Г) Согласны ли вы с тем, что капризы и упрямство можно преодолеть, если: а) оказывать чаще эмоциональную поддержку ребенку, хвалить егоза самостоятельность и старание. б) строгим наказанием, отвержением. в) не нужно обращать внимание на капризы, в остальное время общаться как обычно.

4) Подведение итогов дискуссии.

Участники встречи приходят к выводу, что детям с острой эмоциональной реакцией на неудачу, капризами необходимо чаще хвалить, подбадривать во время занятий в ДОУ и в семье, подобрать больше упражнений и игр, в которых ребенок мог бы почувствовать себя компетентным.

5)Завершение дискуссии, обмен впечатлениями и планами на будущее, прощание.

Следует отметить, что потребность в серьезном обсуждении эмоций и поведения детей на занятиях и дома появляется у родителей довольно часто. Поэтому такие рабочие встречи специально для родителей помогают им активнее включаться в происходящее, более грамотно решить проблемы в воспитании и развитии своего ребенка, повышает доверие и интерес к работе специалистов детского сада.

Можно отметить, что профилактика нарушений эмоциональной сферы у детей, психолого-педагогическая работа с родителями должна проводиться регулярно, но обязательно в непринужденной эмоционально теплой атмосфере, чтобы родители захотели прийти еще и еще. Мы привели для примера несколько сценариев, которые опробовали в ДОУ. Их больше, но работа продолжается и ставит новые цели, обнаруживает новые тонкости, которые необходимо учитывать. Например, следует отдельно собирать родителей с детьми и младших и старших групп, так как эмоциональные проблемы и возможности этих детей разные. Разрабатывать для маленьких детей специальные программы. Также мы заметили в процессе занятий повышение эмоциональной чувствительности родителей не только к своим детям, но и чужим, желание им помочь, поддержать. Оказалось, что эмоциональные отклонения детей легче преодолеваются, когда ребенка окружает много доброжелательно настроенных взрослых. Например, это повышенная застенчивость у детей, страх неудачи. В наших занятиях обнаружилось три ребенка (4-6 лет), которые боялись произносить свое имя, говорить, плакали в случае проигрыша в соревнованиях. Взрослые обнаруживали неумение вести диалог с ребенком, спокойно реагировать на его капризы, слезы, упрямство. Родители, чувствуя поддержку окружающих, начинают более позитивно воспринимать своего ребенка, охотнее преодолевают свои воспитательные стереотипы. Ведущим можно только пожелать проявлять творчество и высокий профессионализм в работе с нашими уважаемыми родителями и детьми, а также найти их поддержку, понимание и заинтересованность.

Категория: Взаимодействие с семьей | Добавил: 461119 (22.04.2015)
Просмотров: 1503 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: