Пятница, 19.04.2024, 17:17

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Образовательные технологии » Технологии обучения

Методические рекомендации к комплексу мероприятий по изучению творчества С. В. Михалкова в ДОУ

Задачи:

  • дать представление о жизни С. В. Михалкова;
  • познакомить детей с произведениями С. В. Михалкова;    
  • развивать речь;
  • развивать образное мышление, любознательность;
  • развивать творческие способности, воображение детей;
  • воспитывать интерес к читательской деятельности, бережное отношение к книгам;                                                                                                     
  • воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество;
  • вызвать у детей положительный эмоциональный отклик.

Оборудование:

  • портрет С. В. Михалкова;
  • выставка книг;
  • аудиозаписи: Гимн России, «Песенка друзей»;
  • мультфильм «Дядя Степа»;
  • иллюстрации к произведениям;
  •  фотография памятника дяде Стёпе в Москве;
  •  макет улицы города для оформления книжного уголка.

Мероприятия представляют собой последовательную цепочку действий, задачи которых дополняют друг друга в процессе их решения.

Первым этапом комплекса мероприятий является

Знакомство с биографией С. В. Михалкова

Перед прочтением произведения детям воспитателю необходимо ознакомиться с биографией писателя и донести до детей наиболее интересные, выразительные факты его деятельности.

Далее воспитатель переходит к

Чтению детских книг С. Михалкова

«Дядя Степа», «Мы едем, едем, едем»

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. И перед воспитателем стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т.е. интонационно передавать свое отношение к героям и действующим лицам.

Для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос). Конечно, это очень сложная задача – донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо. И как сказал, Лев Токмаков «Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослых доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка!».

Следующим этапом является

Оформление книжного уголка

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.

Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.

В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. В нашей группе была оформлена выставка, посвященная творчеству С. Михалкова, в которую вошли детские книги писателя, иллюстрации, альбом детских рисунков, макет улицы города с перекрестком и светофором.

Далее организовывается

Просмотр мультфильма

Обращение к мультфильму не случайно. В жизни современного ребенка мультипликация играет большую роль. Мультфильмы на сегодняшний день являются одним из наиболее значимых механизмов социализации дошкольников, влияющим на формирование мироощущения, мировосприятия и системы ценностей. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Мультфильм привлекает ребенка своей яркой образной формой и смысловым близким и понятным содержанием.

  Современную мультипликацию характеризует: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического; добрых и злых сил; доступность и сюжетность; позитивность и добрый юмор. Все эти особенности отвечают потребностям ребенка и поэтому мультфильмы так любимы детьми. Обладая особыми возможностями воздействия на юного зрителя, мультипликация может найти широкое применение в воспитательной и познавательной деятельности. Мультфильмы, пропитанные добротой, теплотой, любовью подают пример для подражания, настраивают детей поступать гуманно с окружающими людьми, обогащают их чувственно-эмоциональный опыт, воздействуя положительно на детское сознание и мышление. Мультипликация стимулирует у маленького зрителя работу воображения, фантазии, вовлекает его в мир обобщённых образных представлений, а по мере его взросления - в мир поэтической метафоры, нравственно-философской притчи, художественного размышления. Дети встречаются с конкретным мультфильмом, просматривают и обсуждают его.    Беседа, как правило, носит проблемный характер, поскольку посвящена решению той или иной нравственной проблемы и предполагает ответы детей на такие вопросы как: «Как вы думаете, правильно ли поступили герои?», «Почему?», «А как бы ты поступил на их месте?», «Может ли такое случиться в реальной жизни?» и др.

Однако необходимо помнить, что главное не «разбирать мультфильм по «косточкам», а пробудить чувства детей, вызвать у них желание обсуждать проблему, высказывать свое мнение.

После обсуждения -  своеобразное подведение итогов, обеспечение условий для плавного перехода из «мира сказки, фантазий и игры» в «мир реальности и обязанности». Для подведения итогов дети рассаживаются в круг, обмениваются впечатлениями, отвечая, например, на такие вопросы: «Что больше всего тебе понравилось?», «Почему?», «Что бы тебе хотелось еще обсудить?».

Работа, связанная с мотивами сюжетной линии мультфильма, может быть продолжена.

Рекомендуется установить тесный контакт с родителями, предусмотреть своеобразные творческие домашние задания по просмотренному мультфильму для совместного выполнения с родителями, например: придумать сценарий продолжения мультфильма, нарисовать рисунок, составить письмо герою и т.д.

Следующим этапом является

Организация экскурсии

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей  и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают. Педагог напоминает детям о правилах поведения в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии  с погодой и сезоном. 

Самым эмоциональным  из этапов мероприятий является

Встреча с интересным человеком

Основой социального развития детей в познавательной сфере являются такие понятия, как: семья, трудовая деятельность, друзья, правила поведения. Охватить все эти понятия помогает необычная форма работы "Встречи с интересными людьми". Такие мероприятия помогают доносить до сознания детей, что труд бывает разный:

-труд для общества (профессия, работа)- это труд для всех людей, которых даже не знаешь;

-труд для себя и семьи (домашний труд и самообслуживание)- это труд для близких и любимых людей;

-труд для души (хобби, увлечения)- труд лично для себя.

В ходе таких встреч обязательно обращаю внимание детей на то, что все люди трудятся, для любого труда нужны знания, умения, навыки и свои орудия труда.

Для полноценного овладения понятием "трудовая деятельность" можно строить работу по двум направлениям:

1. Теоретическое - формирование представлений.

Основные методические приемы: рассказы о труде, демонстрация трудовых действий и результатов труда;

2. Практическое - непосредственное участие в трудовом процессе. Основные методические приемы: приобщение детей к реальным трудовым усилиям с получением результата.

Но вот понятие "профессиональный труд" можно формировать только на теоретическом уровне. Поэтому здесь главная  роль  отводится формированию отношения к профессиональному труду через конкретных людей - представителей определенных профессий: медсестра, повар, стоматолог, полицейский.

Такая форма работы, как "Встречи с интересными людьми" помогает  решать целый ряд важных задач:

-делать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса;

-формировать у детей понятие "трудовая деятельность";

-показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;

-демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека;

-дают возможность накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;

-развивать монологическую и диалогическую речь;

-создавать условия для быстрой адаптации ребенка к незнакомым взрослым;

-помогают поддерживать и развивать избирательное отношение детей к окружающему миру;

-способствуют усвоению детьми нравственных и этикетных норм.

Наравне с родителями детей группы во встречах подобного рода могут принимать участие представители других  профессий, не встречающихся у родителей.

В конечном результате формируют положительное, созидательное отношение к миру.

Старшим воспитателем совместно с воспитателем группы организовывается

Викторина по произведениям автора

 Цель:

  • расширить знания детей о творчестве С.В. Михалкова;
  • прививать любовь к книге, к чтению;
  •  активизировать словарный запас детей;
  •  развивать мышление, воображение;
  •  воспитывать детей на примере стихов.

Оборудование:

  • портрет С.В. Михалкова;
  •  книги;
  •  рисунки детей по произведениям Михалкова.

Главным критерием успешности проведения викторины является эмоциональная окрашенность атмосферы, непринуждённость, естественность поведения детей и взрослых, создание весёлого настроения у детей, чувства принадлежности, раскованности, удовольствия.

Подготовительная работа по организации викторины включает в себя разработку сценария, эстетичность и педагогическую целесообразность оформления помещения, своевременную подготовку атрибутов, игрушек, декораций, костюмов, ТСО.

Завершающим моментом является

Рисование по произведению С.В. Михалкова «Дядя Стёпа»

Педагогом дополнительного образования по изобразительной деятельности вносятся иллюстрации к произведениям писателя, проводится их анализ.

Детский рисунок  создаётся следующим образом:

  1. Ребёнок выбирает для себя близкий его настроению сюжет из прочитанного произведения (дядя Стёпа регулирует движение, вынимает воробья из светофора, спасает старушку, уплывающую на льдине, находит потерявшегося мальчика на вокзале и т.д.)
  2. Ребёнок учится строить фигуру человека: рассматриваются пропорции тела человека при помощи наглядного материала, при исследовании собственного тела;
  3. Набрасывается эскиз рисунка при помощи простого карандаша и ластика, при этом композиция строится по принципу выстраивания  «центра композиции» (главной   фигуры), второстепенных элементов (деревьев, машин, домов, птиц, солнца и пр.) «заднего плана»,  «линии горизонта». Главная  фигура и второстепенные элементы могут меняться местами в зависимости от выбора ребёнком композиционного построения рисунка.
  4. Выстроенная  композиция (одежда человека, машины, деревья, птицы, солнце, светофор и пр.) прорисовывается восковыми карандашами плотной штриховкой;
  5.  Фон выполняется различными техниками при помощи гуаши и акварели. Используется техника «мозаичной» живописи, рисование картоном,  набрызги, тонирование «по-сырому» акварельными красками. Фон выполняет функцию создания настроения, эмоционального восприятия.

При сочетании восковых карандашей и краски появляется интересный эффект  смешения техник, результатом которого  является неординарность, красочность детской работы.

 Смешение техник открывает ребёнку простор для новых ощущений, полёта фантазии, раскрепощения воображения. Дети смело и свободно используют в творчестве различные техники и приёмы работы различными материалами.

Заключение

Для успешной реализации задач важно творческое взаимодействие всех педагогов проекта, единый подход, выработка определённой, чёткой последовательности  этапов проекта.

Важно, чтобы педагоги в единении своих педагогических направленностей  донесли до детей выразительность  произведений С.В. Михалкова, их  социально - патриотическую значимость, пробудили интерес к чтению и самовыражению эмоций ребёнка  в инсценировке, рисунке; пополнили словарный запас детей, обогатили речь образными выражениями, синонимами, глаголами.

 

 

Категория: Технологии обучения | Добавил: 461119 (26.06.2014)
Просмотров: 2981 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: