О.В. Дорошенко
Организация занятий по формированию коммуникативно-речевых
способностей детей раннего возраста
На современном этапе развития науки и практики одним из основных направлений модернизации специального образования является ранняя предупреждающая помощь детям на основе своевременного выявления нарушений в развитии (Н.Н. Малофеев, 2007). Это обусловлено возрастающей ценностью раннего возраста как сензитивного периода для становления познавательных процессов и личности ребенка в целом.
В настоящее время открыты новые формы дошкольного образования: службы ранней помощи при детских садах компенсирующего вида и центры игровой поддержки ребенка при детских садах общеразвивающего вида, воспитанниками которых являются дети раннего возраста (с 1 года до 3 лет).
Раннее речевое развитие детей в этих условиях реализуется в двух направлениях:
во-первых, своевременное выявление и профилактика недостатков речи, что предупреждает возможные трудности в процессе обучения и воспитания;
во-вторых, коррекция уже имеющихся речевых нарушений.
Содержание данной работы включает следующие разделы.
Раздел 1. Развитие интонации, мелодики, ритма.
Данное направление логопедической работы реализовывается в два этапа:
§ развитие интонации и мелодики:
— восприятие речи посредством пропевания песен-потешек в музыкальном сопровождении и без него, ритмизованной речи;
— воспроизведение речи посредством сопряженного пропевания слов (совместно со взрослым), фразы вслед за взрослым (отраженно); голосовое модулирование ребенком: пение гласных звуков, слогов (плавно, слитно, с нарастанием и спадом интенсивности, с изменением высоты звучания), подкрепляемое соответствующим движением ведущей руки; протягивание звонких согласных с нарастанием интенсивности голоса;
§ развитие чувства ритма слова, фразы: этот раздел работы строится с учетом онтогенетической последовательности: от двусложных слов с выделением первого ударного слога к двусложным словам со вторым ударным слогов (приемы работы: прохлопывание, пропрыгивание, простукивание ритма слова совместно со взрослым; аккордово-мелодическое сопровождение ритма речи, с помощью которого ребенок самостоятельно прохлопывает, простукивает ритм слова, фразы).
Раздел 2. Формирование фонематического восприятия. Речевая работа по этому разделу строится в следующей последовательности: развитие слухового внимания к неречевым звукам и месту их локализации; дифференциация неречевых звуков через их соотнесение с реальным объектом или сюжетным героем; дифференциация звукоподражаний через их соотнесение с сюжетными героями; дифференциация существительных, сходных по фонетическому оформлению и отличающихся одним-двумя звуками.
Раздел 3. Формирование артикуляционного праксиса (развитие артикуляционной моторики, стимуляция произвольного артикулирования). Основной прием работы — имитация акта жевания, который включает в себя координированные движения мышц рта и глотки, а также элементы логопедического массажа (массаж зубной щеткой, губной захват соломинок с уменьшением диаметра, стимуляция движений языка вперед, вверх, в стороны и т.п.).
Все перечисленные направления работы реализуются на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям в процессе проведения игровых сеансов.
Родители вместе с детьми посещают подгрупповые игровые сеансы от 1 до 4 раз в неделю. С ними, кроме участия в игровых и коррекционно-развивающих сенасов, предполагается, проведение занятий-консультаций.
Структура занятия-консультации состоит из 4-х частей:
1. просмотр видеозаписи интегрированного логоритмического занятия;
2. разъяснение основных методов и приемов, используемых с их детьми (цель, задачи, содержание, технология организации и проведения в домашних условиях);
3. консультирование по различным аспектам речевого онтогенеза;
4. свободный обмен мнениями по поводу достижений или трудностей отдельных детей, с подробным комментарием педагога.
В результате представленной системы работы удается минимизировать отклонения в речевом развитии детей раннего возраста и предупредить возникновение тяжелых форм речевого недоразвития в более позднем возрасте (дошкольном и младшем школьном).
Литература
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Учебное пособие. — М.: Астрель, 2007. — 222с.
2. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь — приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология. — 2003. — № 4. — С.7 — 11.
3. Шереметьева Е.В. Пропедевтическое воздействие при отклонениях речевого развития у детей раннего возраста // Дефектология. — 2007. — № 2. — С.77 — 85.
Дорошенко Оксана Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и специальной педагогики НОУ ВПО «РосНОУ»
|