Четверг, 25.04.2024, 02:00

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Образовательные технологии » Технологии воспитания

Организация занятий по формированию коммуникативно-речевых способностей детей раннего возраста

О.В. Дорошенко[1]

 

Организация занятий по формированию коммуникативно-речевых

способностей детей раннего возраста

 

На современном этапе развития науки и практики одним из основных направлений модернизации специального образования является ранняя предупреждающая помощь детям на основе своевременного выявления нарушений в развитии (Н.Н. Малофеев, 2007). Это обусловлено возрастающей ценностью раннего возраста как сензитивного периода для становления познавательных процессов и личности ребенка в целом.

В настоящее время открыты новые формы дошкольного образования: службы ранней помощи при детских садах компенсирующего вида и центры игровой поддержки ребенка при детских садах общеразвивающего вида, воспитанниками которых являются дети раннего возраста (с 1 года до 3 лет).

Раннее речевое развитие детей в этих условиях реализуется в двух направлениях:

во-первых, своевременное выявление и профилактика недостатков речи, что предупреждает возможные трудности в процессе обучения и воспитания;

во-вторых, коррекция уже имеющихся речевых нарушений.

Содержание данной работы включает следующие разделы.

Раздел 1. Развитие интонации, мелодики, ритма.

Данное направление логопедической работы реализовывается в два этапа:

§   развитие интонации и мелодики:

восприятие речи посредством пропевания песен-потешек в музыкальном сопровождении и без него, ритмизованной речи;

воспроизведение речи посредством сопряженного пропевания слов (совместно со взрослым), фразы вслед за взрослым (отраженно); голосовое модулирование ребенком: пение гласных звуков, слогов (плавно, слитно, с нарастанием и спадом интенсивности, с изменением высоты звучания), подкрепляемое соответствующим движением ведущей руки; протягивание звонких согласных с нарастанием интенсивности голоса;

§  развитие чувства ритма слова, фразы: этот раздел работы строится с учетом онтогенетической последовательности: от двусложных слов с выделением первого ударного слога к двусложным словам со вторым ударным слогов (приемы работы: прохлопывание, пропрыгивание, простукивание ритма слова совместно со взрослым; аккордово-мелодическое сопровождение ритма речи, с помощью которого ребенок самостоятельно прохлопывает, простукивает ритм слова, фразы).

Раздел 2. Формирование фонематического восприятия. Речевая работа по этому разделу строится в следующей последовательности: развитие слухового внимания к неречевым звукам и месту их локализации; дифференциация неречевых звуков через их соотнесение с реальным объектом или сюжетным героем; дифференциация звукоподражаний через их соотнесение с сюжетными героями; дифференциация существительных, сходных по фонетическому оформлению и отличающихся одним-двумя звуками.

Раздел 3. Формирование артикуляционного праксиса (развитие артикуляционной моторики, стимуляция произвольного артикулирования). Основной прием работы — имитация акта жевания, который включает в себя координированные движения мышц рта и глотки, а также элементы логопедического массажа (массаж зубной щеткой, губной захват соломинок с уменьшением диаметра, стимуляция движений языка вперед, вверх, в стороны и т.п.).

Все перечисленные направления работы реализуются на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям в процессе проведения игровых сеансов.

Родители вместе с детьми посещают подгрупповые игровые сеансы от 1 до 4 раз в неделю. С ними, кроме участия в игровых и коррекционно-развивающих сенасов, предполагается, проведение занятий-консультаций.

Структура занятия-консультации состоит из 4-х частей:

1.      просмотр видеозаписи интегрированного логоритмического занятия;

2.      разъяснение основных методов и приемов, используемых с их детьми (цель, задачи, содержание, технология организации и проведения в домашних условиях);

3.      консультирование по различным аспектам речевого онтогенеза;

4.      свободный обмен мнениями по поводу достижений или трудностей отдельных детей, с подробным комментарием педагога.

В результате представленной системы работы удается минимизировать отклонения в речевом развитии детей раннего возраста и предупредить возникновение тяжелых форм речевого недоразвития в более позднем возрасте (дошкольном и младшем школьном).

 

Литература

 

1.       Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Учебное пособие. — М.: Астрель, 2007. — 222с.

2.       Малофеев Н.Н. Ранняя помощь — приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология. — 2003. — № 4. — С.7 — 11.

3.       Шереметьева Е.В. Пропедевтическое воздействие при отклонениях речевого развития у детей раннего возраста // Дефектология. — 2007. — № 2. — С.77 — 85.

 


[1] Дорошенко Оксана Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и специальной педагогики НОУ ВПО «РосНОУ»

Категория: Технологии воспитания | Добавил: 461119 (29.08.2013)
Просмотров: 1983 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: