Шестеперова Александра Викторовна
ГБОУ Школа №1883 «Бутово» ДО №5. Воспитатель.
Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей с ЗПР
Проводимые психологами исследования свидетельствуют о том, что игровая деятельность детей с ЗПР отличается от игры нормально развивающихся детей.
На первый план выступают существенные трудности в формировании мотивационно - целевого компонента деятельности, недостаточность замысла, отсутствие потребности в усовершенствовании своей деятельности.
Замысел игры ограничен, не стоек, отмечается чрезмерная направленность на осуществление игровых действий, а не на реализацию действия игры.
Выделяются также и особенности в операционной стороне игровой деятельности. В первую очередь недостаточность внешних действий замещения. Часто в игре дети за конкретным предметом закрепляют конкретный заместитель. Так же отмечается, что при овладении ребенком ролью один раз, он её исполняется постоянно.
Слепович Е.С. отмечает, что формирование игровой деятельности у детей с ЗПР подчиняется тем же закономерностям, что и у детей с нормой, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических особенностей:
1.У ребенка с ЗПР к 6 годам сюжетно-ролевая игра находится на ранних этапах развития, которая отмечается и у младших дошкольников;
2. Игры дошкольников с ЗПР носят предметно-образный характер построения, крайне редко используют предметы заместители;
3.Игровое поведение недостаточно эмоциональное. Мир отношений моделируется в игре поверхностно, примитивно, а иногда неправильно.
Возможными причинами данных особенностей игры детей с ЗПР являются:
-Трудности в формировании уровня образования представлений и действий;
-Недостаточность регуляции деятельности;
- Бедность житейского и социального опыта, недостаточность общения ;
- Трудности в выделении, осмыслении и моделировании мира человеческих отношений, в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий.
Без специального обучения к концу дошкольного возраста игра не достигает развития в норме. Поэтому требуется специальная работа по формированию сюжетно-ролевой игры.
В режиме дошкольного учреждения закреплено время для игр. Оно должно строго соблюдаться: нельзя заменять игру какими-либо другими формами работы с детьми. Это промежуток между завтраком и непосредственно образовательной деятельностью, которая тоже должна строиться на игровых приемах с учетом интересов детей, время на прогулке и во второй половине дня.
Для того чтобы игровая деятельность детей с ЗПР достигла такого развития, при котором ее можно использовать в качестве одного из ведущих средств воспитания детей, чтобы она способствовала формированию психических свойств и способностей, усвоению знаний, умений, навыков, надо предварительно сформировать в ней отдельные структуры.
Нарушение игровой деятельности можно условно разделить на два вида:
- связанные с недостаточной сформированностью игры, как деятельности;
- специфические нарушения, характерные для такого вида деятельности, как игра.
Развитие замысла тесно связано с общим умственным развитием ребенка. В связи с тем, что дошкольники с ЗПР не могут самостоятельно создать замысел игры, и реализовать его, им нужна помощь со стороны взрослого. Так как у большинства детей с ЗПР снижена потребность в игре.
При этом основной задачей является формирование положительного эмоционального отношения к игровой деятельности, развитие интереса к сюжетной игре.
В процессе индивидуального общения и в работе с группой детей воспитатели, педагоги задаются эталоны отношений к игре и игрушкам.
Обучают детей основным структурным элементам: игровому замыслу, умению создавать сюжет, придумывать игровые действия, распределять роли, соблюдать правила игры, которые диктуются самой игрой, создаются детьми или предлагаются взрослыми.
Развитие замысла тесно связано с наличием у ребенка определенных знаний, представлений об окружающем предметном и социальном мире, впечатлений о нем. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи педагог расширяет жизненный опыт детей, учит актуализировать его.
Формирование умений строить план-замысел сюжетной игры и осуществлять его реализацию должно включать выработку умений строить алгоритмы различных видов деятельности. Для того чтобы выработать у детей потребность в предварительной организации самостоятельной игры нужно использовать те виды деятельности, результат которых достаточно нагляден: задания по конструированию, изобразительной и речевой деятельности. Обучение детей элементарному планированию игры сначала проводиться на примере простых сюжетов(2 персонажа – одна ситуация), затем переходит к более сложным (несколько персонажей – несколько ситуаций).Приучая детей к планированию сюжетной игры нужно постепенно двигаться от подробного плана к краткому обозначению основных вех сюжета, а затем вообще отказываться от внешнего планирования игровой деятельности.
Как переходный этап к самостоятельным сюжетным играм можно использовать задания Г.Д.Лукова. Под руководством взрослого дети разворачивают сюжетные игры, в которых они выступают в качестве режиссера. Дети, не выполняют ни каких ролей, а только управляют действиями игрушек по составленному предварительному плану реализации сюжета. Остальные дети выступают в качестве зрителей. Затем игра анализируется.
На данном этапе осуществляется обучение умению переносить выработанные способы планирования на сюжетные игры. Также используется анализ сюжета игры, который сообщается детям в виде рассказа:
1)составление картинного плана ситуации(сначала при помощи набора сюжетных картинок, затем фигурок);
2)вычленение персонажей, установление их иерархии;
3)определение системы действий каждого персонажа;
4)определение системы между персонажами;
5)описание необходимых для разыгрывания сюжета игрушек и игровых атрибутов;
6)описание сюжета с опорой на картинный план;
7)реализация сюжета в рамках режиссерской игры.
Таким образом, формирование сюжетной игры как деятельности у дошкольников с ЗПР осуществляется по следующим направлениям:
- формирование положительного эмоционального отношения к игре, игрушкам, взрослым;
- обучение умению строить алгоритмы деятельности с достаточно наглядным результатом;
- перенос выработанных способов планирования на сюжетную игру, в которой дети выступают в качестве ее организатора(анализ сюжета игры, предложенного в виде рассказа, режиссерские игры);
-самостоятельные сюжетные игры.
Также формированию элементов сюжетной игры можно обучать во время проведения подвижных игр и дидактических игр с ролью. Тип отношений в игре обусловливает особенности ее организации, степень самостоятельности и активности детей. При организации игровой деятельности необходимо соблюдать структурную целостность на всех этапах :
На организационном этапе - постановка цели и определение типа взаимоотношений;
На основном – закрепление знании и умений деятельности и общения;
На заключительном – анализ выбранной формы общения, формы взаимодействия.
Формирование игровой деятельности ребенка с ЗПР необходимо и оно не может происходить без помощи взрослого.
Список литературы
1. Артемова Л.В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 1996.
2. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. - С-П.: Союз, 2001.
- Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста М., 1988.
- Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитие ребенка // Вопросы психологии. 1996. № 6.
5. Катаева А.А., Стребелева Е.А Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М.: Владос, 2004
- Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1998.
|