Четверг, 18.04.2024, 06:53

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Образовательные технологии » Технологии воспитания

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей с ЗПР

        Шестеперова Александра Викторовна

ГБОУ Школа №1883 «Бутово» ДО №5. Воспитатель.

 

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей с ЗПР

 

        Проводимые психологами исследования свидетельствуют о том, что игровая деятельность детей с ЗПР  отличается от игры нормально развивающихся детей.

      На первый план выступают существенные трудности в формировании мотивационно - целевого компонента деятельности, недостаточность   замысла, отсутствие потребности  в усовершенствовании своей деятельности.

 Замысел игры ограничен, не стоек,  отмечается чрезмерная направленность на осуществление игровых действий, а не на реализацию действия игры.

      Выделяются также и особенности в операционной стороне игровой деятельности. В первую очередь недостаточность внешних действий замещения. Часто в игре  дети за конкретным предметом закрепляют конкретный заместитель. Так же  отмечается, что  при овладении  ребенком ролью один раз, он её  исполняется постоянно.

      Слепович Е.С. отмечает, что формирование игровой деятельности у детей  с ЗПР подчиняется тем же закономерностям, что и у детей с нормой, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических особенностей:

     1.У ребенка с ЗПР к 6 годам сюжетно-ролевая игра находится на ранних этапах развития, которая отмечается и у младших дошкольников;

      2.  Игры дошкольников с ЗПР  носят предметно-образный характер построения,  крайне редко используют предметы заместители;

      3.Игровое поведение недостаточно эмоциональное. Мир отношений моделируется в игре поверхностно, примитивно, а  иногда неправильно.

 Возможными причинами данных особенностей игры детей с ЗПР являются:

    -Трудности в формировании уровня образования представлений и действий;

     -Недостаточность регуляции деятельности;

     - Бедность  житейского и социального опыта, недостаточность общения ;

  - Трудности в выделении, осмыслении и моделировании мира человеческих отношений, в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий.

       Без специального обучения к концу дошкольного возраста игра не достигает развития в норме. Поэтому требуется специальная работа по формированию сюжетно-ролевой игры.

       В режиме дошкольного учреждения  закреплено время для игр. Оно должно строго соблюдаться: нельзя заменять игру какими-либо другими формами работы с детьми. Это промежуток между завтраком и  непосредственно образовательной деятельностью, которая  тоже  должна строиться на игровых приемах с учетом интересов детей,  время на прогулке и во второй половине дня.

Для того чтобы игровая деятельность детей с ЗПР достигла такого развития, при котором ее можно использовать в качестве одного из ведущих средств воспитания  детей, чтобы она способствовала формированию психических свойств и способностей, усвоению знаний, умений, навыков, надо предварительно сформировать в ней отдельные структуры.

Нарушение игровой деятельности можно условно разделить на два вида:

 - связанные с недостаточной сформированностью игры, как деятельности;

 - специфические нарушения, характерные для такого вида деятельности, как игра.

Развитие замысла тесно связано с общим умственным развитием ребенка. В связи с тем, что   дошкольники с ЗПР не могут самостоятельно  создать замысел игры, и  реализовать его,  им нужна помощь со стороны взрослого. Так как у большинства  детей с ЗПР снижена потребность в игре.

При этом основной задачей является формирование положительного эмоционального отношения к игровой деятельности, развитие интереса к сюжетной игре.

В процессе индивидуального общения и в работе с группой детей воспитатели, педагоги задаются эталоны отношений к игре и игрушкам.

Обучают детей основным структурным элементам: игровому замыслу, умению создавать сюжет, придумывать игровые действия, распределять роли, соблюдать правила игры, которые диктуются самой игрой, создаются детьми или предлагаются взрослыми.     

Развитие замысла тесно связано с наличием у ребенка определенных знаний,  представлений об окружающем предметном и социальном мире, впечатлений  о нем. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи педагог расширяет жизненный опыт детей, учит актуализировать его.

Формирование умений строить план-замысел сюжетной игры и осуществлять его реализацию  должно включать выработку умений строить алгоритмы различных видов деятельности. Для того чтобы выработать у детей потребность в предварительной организации  самостоятельной игры нужно использовать те виды деятельности, результат которых достаточно нагляден: задания по конструированию, изобразительной и речевой деятельности. Обучение детей элементарному планированию игры сначала проводиться на примере простых сюжетов(2 персонажа – одна ситуация), затем переходит к более сложным (несколько персонажей – несколько ситуаций).Приучая детей к планированию сюжетной игры нужно постепенно двигаться от подробного плана к краткому обозначению основных вех сюжета, а затем вообще отказываться от внешнего планирования игровой деятельности.

Как переходный этап к самостоятельным сюжетным играм можно использовать задания Г.Д.Лукова.  Под руководством взрослого дети разворачивают сюжетные игры, в которых они выступают в качестве режиссера. Дети, не выполняют ни каких ролей, а только управляют действиями игрушек по составленному предварительному плану реализации сюжета. Остальные дети выступают в качестве зрителей. Затем игра анализируется.

На данном этапе осуществляется обучение умению переносить выработанные способы планирования на сюжетные игры. Также используется анализ  сюжета игры, который сообщается детям в виде рассказа:

 1)составление картинного плана ситуации(сначала при помощи набора сюжетных картинок, затем фигурок);

 2)вычленение персонажей, установление их иерархии;

 3)определение системы  действий каждого персонажа;

 4)определение системы между персонажами;

 5)описание необходимых для разыгрывания  сюжета игрушек и игровых атрибутов;

 6)описание сюжета с опорой  на картинный план;

 7)реализация сюжета в рамках режиссерской игры.

Таким образом, формирование сюжетной игры как деятельности у дошкольников с ЗПР  осуществляется по следующим направлениям:

- формирование положительного эмоционального  отношения к игре, игрушкам, взрослым;

- обучение умению строить алгоритмы деятельности с достаточно наглядным результатом;

- перенос выработанных способов планирования на сюжетную игру, в которой дети выступают в качестве ее организатора(анализ сюжета игры, предложенного в виде рассказа, режиссерские игры);

-самостоятельные сюжетные игры.

   Также формированию элементов сюжетной игры можно обучать во время проведения подвижных игр и дидактических игр с ролью. Тип отношений в игре обусловливает особенности ее организации, степень самостоятельности и активности детей. При организации игровой деятельности необходимо соблюдать структурную целостность на всех этапах :

  На организационном этапе  - постановка цели и определение типа взаимоотношений;

  На основном – закрепление знании и умений деятельности и общения;

  На заключительном – анализ выбранной формы общения, формы взаимодействия.

 Формирование игровой  деятельности  ребенка с ЗПР необходимо и оно не может происходить без помощи взрослого.

Список литературы

1.        Артемова Л.В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольно­го возраста в игре // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 1996.

2.        Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. - С-П.: Союз, 2001.

  1. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста М., 1988.
  2. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитие ребенка // Вопросы психологии. 1996. № 6.

5.        Катаева А.А.,   Стребелева  Е.А  Дидактические  игры   в   обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М.: Владос, 2004

  1. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1998.

 

 

 

Категория: Технологии воспитания | Добавил: 461119 (18.12.2014)
Просмотров: 3707 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: