Заседание клуба "Молодая семья": занятие с элементами тренинга по теме: «Я гражданин твой, страна!»
Воспитание гражданина ради
славы Отечества должно
быть во главе воспитания.
(М.В. Ломоносов)
«Гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская
ответственность – это основа человеческого достоинства»
(В.А. Сухомлинский)
Кагарманова Светлана Викторовна, педагог - психолог муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 66 компенсирующего вида» Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Цель:
привлечь внимание участников клуба «Молодая семья» к такой важной теме, как воспитание гражданственности. Показать и рассказать о том, какие первые систематические, элементарные знания и представления о Великой Отечественной войне должны быть сформированы у старших дошкольников, младших школьников. Народ сумел одержать победу, разгромить врагов, потому, что он вёл войну справедливую, Отечественную. Подвиги героев фронта должны быть показаны как пример для подражания, образец мужества, стойкости, патриотизма;
воспитывать гражданственность у детей, восхищение мужеством и героизмом народа, чувство любви к родине, к народу-народу-бойцу, народу-труженику.
Количество участников: 10 -12
Продолжительность: 1,5 -2 часа.
Организация пространства. Музыкальный зал. Стулья по кругу. Мультимедийная доска для показа слайдов; доска; CD- или DVD – проигрыватель.
Домашним заданием родителям было изучение статьи Е.Казаевой, кандидата педагогических наук, Государственного педагогического университета, г.Шадринка. Вопросы теории. Гражданственность как интегративное качество личности.
Ведущий: педагог – психолог.
Ход занятия
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Сообщение темы встречи
Педагог-психолог. Мы собрались сегодня в канун великого всенародного светлого и в то же время скорбного праздника – День Победы. 70 лет прошло, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на смерть, и подвиг труженика ковавшего эту победу. И наш с вами долг - передать память об этом не меркнувшем подвиге и уважение к стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству нашим детям.
Мы после войны рождены,
Войны не знали мы, и всё же
В какой – то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны.
Наверное, главный завет погибших определяется так:
Быть настоящим гражданином своей страны, любить жизнь во всех простых обыденных проявлениях, видеть, как прекрасен каждый миг. Мы живём, исполненные единой жаждой – всем, чем можем помочь стране. И не случайно тема нашей встречи: «Я ГРАЖДАНИН, ТВОЙ СТРАНА!». Нужно ли говорить с детьми о войне? Если да, то, как это делать? На каком материале основываться, из каких предпосылок исходить? Вопросы не простые и, к сожалению своевременные. Их можно объединить в один, звучащий так: как сформировать у ребёнка должное отношение к войне? Начинаем нашу встречу с чтения отрывка из поэмы «РЕКВИЕМ» Р.Рождественского:
Люди!
Покуда сердца стучатся,- помните!
Какой ценой завоёвано счастья,-
Пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полёт,-
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт,- помните.
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтоб запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
Помните!
К мерцающим звёздам ведя корабли,-
Помните!
Встречайте трепетную весну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!...
Но о тех, кто уже не придёт никогда,-
Заклинаю,-
Помните!
Минута молчания
Упражнение №1 «Выработка правил участников клуба «Молодая семья». Если группа их принимает, то кто – то один их произносит, а все повторяют. Правила могут быть такими:
Искренность в общении.
Обязательное участие в группе в течение всего времени.
Право каждого члена группы сказать «стоп».
Каждый участник говорит за себя, от своего имени.
Принимать право каждого на высказывание от своего имени.
Общение между всеми участниками и ведущим на «ты» (по согласованию). Общаться без учета статуса.
Не давать оценок.
Рефлексия в начале занятия и в конце.
Упражнение №2 Ритуал приветствия. «Знакомство друг с другом»
Цель: знакомство участников друг с другом, настрой на тему занятия.
Ход упражнения: назвать по кругу своё имя и рассказать, как вы отмечаете 9мая День Победы в своей семье.
Педагог-психолог. Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война, ведь эта память – наша совесть, она, как силы, нам нужна.
Обсуждение.
Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от упражнения.
Как изменилось ваше состояние в результате выполнения этого упражнения?
Какие у вас возникли вопросы?
Упражнение№3 «Круг ожиданий».
Предлагается ответить на вопросы: Чего я жду от сегодняшней встречи, чем я готов (а) поделиться.
Упражнение№4 «Социометрия»
Цель: снять напряжение, объединить родителей, создать атмосферу психологического комфорта; способствовать мобилизации внимания к воспитанию гражданственности, патриотических чувств у детей в семье.
Ход упражнения: сейчас выйдут в круг и пожмут друг другу руки те, кто, можно просто встать…(далее даётся задание), например:
*кто знакомит сына (дочку) с историей родной семьи, рассматривает семейные альбомы, составляет герб своей семьи;
*кого интересует, как должно меняться содержание патриотического воспитания в условиях фундаментальных социальных, идеологических, экономических и даже территориальных подвижек, происходящих в России;
- кто считает, что важным для патриотического воспитания у дошкольника является воспитание в ребёнке человеческих качеств, начиная с элементарного чувства привязанности. Если ребёнок ни к чему не привязан, как учить его патриотизму? Это будет здание на песке. Начинать надо с привязанности к дому, к детскому саду, к любимому уголку, игрушке, воспитательнице. Чтобы у сына (дочки) были вещи, которые он (она) любит, о которых вспоминает;
· Кто уже составил родословную своей семьи, смог восстановить историю своего рода, открыл новые страницы семейной летописи и понимает, что без прошлого нет будущего.
- кто знакомит детей с историей родного края, страны;
- кто беседует о гербе и флаге России;
- кто считает, что сегодня проблема воспитания гражданина является одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой;
- кто считает, что изучение государственной символике лежит в основе патриотического воспитания, и предлагает детям вопросы к обсуждению на домашней игротеке. Например, вопросы о гербе России к игре «Кто самый умный?»; Какая птица изображена на гербе России? (Орёл.). Сколько голов у орла? (Две.) 3.Что расположено над головами орла? (Три короны.) 4.Какого цвета крылья орла? (Золотого.) 5.На что они похожи? (На солнечные лучи.) 6.А на что похожа сама золотая птица? (На солнце.) 7.Что сжимает орёл правой лапой? (Скипетр.) 8.Что такое скипетр? (Жезл.) 9.Как он украшен? (Резьбой, золотом и драгоценными камнями.) 10.Что у орла на левой лапе? (Держава.) 11.Что такое держава? (Шар с крестом.) 12.Какого цвета держава? (Золотого.) 13.Знаками чего в давние времена служили скипер и держава? (Знаками царской власти.) 14. Что в наше время символизируют эти знаки? (Единство России и независимость от других государств.) Вопросы к конкурсу знатоков истории флага. 1.Государственный символ, который можно увидеть в праздничный день на зданиях. (Флаг.) 2.Флаг - отличительный знак полка в армии, символ защиты Родины и воинской чести. (Знамя.) 3.Часть флага из дерева или металла, к которому крепится полотнище. (Древко.) 4.Часть флага из ткани. (Полотнище.) 5.Название флага в древности. (Стяг.)
- кто разговаривает с сыном (дочкой) о подвигах советских воинов в период Великой Отечественной войны, а также при защите столицы нашей Родины – города Москвы;
- у кого дома есть детские книги о Великой Отечественной войне, и вы их читаете своему ребёнку; кто просматривает вместе с сыном (дочкой) мультфильмы о Великой Отечественной войне;
- у кого в семье живы ветераны Великой Отечественной войны, есть ветераны труда, ветераны России;
- у кого принято в семье устраивать тематические праздники
ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, ветеранам России;
- кто считает, что быть гражданином России, это не просто запись в паспорте, а это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины, на её процветание;
- кто согласен со следующей позицией, гражданин России – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа;
- кто в великий праздник – День Победы ходит с сыном (дочкой) к братским могилам тех, кто своей жизнью заплатил за мирное небо над нами;
- кто уверен, что в этот светлый, но «со слезами на глазах» праздник мы приносим дань глубокого уважения тем, кто отдал жизнь за нашу землю, за её народ, память о них должна жить не только в обелисках и
негасимом огне Великой Победы у священных могил, но и в наших сердцах;
- кто считает, что Победа, которую мы празднуем в 70 раз, была и должна остаться тем источником, который даст нам силы и надежду на лучшее будущее.
Обсуждение и выводы:
Что вы чувствовали, выполняя упражнение? Какие мысли по поводу происходящего возникали?
Педагог-психолог.
Вывод. Итак, цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству; сформировать определённое отношение к собственной стране и народам, населяющим её. Гражданское воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на личность ребёнка, ведущий к возникновению у него основ механизмов регуляции гражданского сознания и поведения, начало осмысления своего общественного значения и становления гражданственности. Реализация гражданского, патриотического воспитания может осуществляться посредством: освоения содержания как в процессе непосредственно образовательной деятельности по базовым дисциплинам в ОУ, особенно гуманитарной направленности, так и в повседневной жизнедеятельности в семье.
Мудрые изречения. Копилка для родителей
Мы видим себя входящими в грядущие времена,
Как клятву, произносящими: «Я ТВОЙ ГРАЖДАНИН, СТРАНА!»
(Ю. Яковлев)
Далее текст всего тренинга можно скачать по ссылке |