Вторник, 16.01.2018, 20:18

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 193
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Игра и дети » Дидактические игры

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»

Конспект занятия-экспериментирования в старшей  группе на тему: «Удивительные свойства воды»

Кускова Ирина Юрьевна,

воспитатель дошкольного отделения "Радуга"

ГБОУ Лицея № 1571 г.Москвы

 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №4 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

Занятие посвящено детскому экспериментированию – эффективному средству, способствующему формированию знаний о природе у детей  дошкольного возраста.

Цель:

 Развитие у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и навыков и умения применять их на практике через использование экспериментирования как эффективного метода познания.

Задачи:

Образовательные:

-расширить представления детей об окружающем мире через экспериментальную деятельность; расширять  и уточнять знания детей о свойствах воды.

Развивающие:
- учить анализировать, принимать решения; иметь свое мнение.
- развивать логическое мышления;
- стимулировать познавательную активность детей.

- развивать навыки проведения лабораторных опытов.

Воспитательные:

 - воспитывать такие черты характера, как дружба, взаимопомощь.

Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».

Оборудование и материалы:

 Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой,  салфетки, соль, яйца, одноразовые ложечки, халаты для проведения опытов, глобус, макет яблока, бумажные снежинки, экран и ноутбук, ролик « Образование снежинки),сахар, жидкое мыло, зубочистки.

Предварительная работа:

Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, проведение отдельных опытов с водой в детском саду и в домашних условиях.

Орг. момент.

-Ребята, во время последней  нашей встречи мы с вами говорили о воде и её свойствах.

-Какие свойства воды вы знаете?  (прозрачная, без вкуса и запаха…..)

2.Основная часть.

Сегодня мы продолжим знакомство со свойствами воды. Для этого я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и одеть халаты.

-Ребята, обратите внимание, что нового сегодня у меня на столе? (глобус)

-Что это такое?

  -Какого цвета глобус?

-Как вы думаете, что означает голубой цвет? А остальные цвета?

-Чего больше воды или суши?

Вода занимает    ¾ от всей территории земного шара, а суша лишь одну часть.   Чтобы вам было понятно обратите внимание на макет яблока. (показ)

Итак, воды больше, чем суши в три раза. На планете много океанов, морей, рек,  озёр. Наверное,  каждый из вас купался в море или реке. Закройте глаза и вспомните эти прекрасные мгновенья.(звучит музыка «шум прибоя»)

А где вам было легче плавать в море или реке?

-Как вы считаете почему?

1.)     Для того, чтобы это  узнать мы сейчас с вами проведём небольшой     эксперимент. 

Посмотрите, перед вами два  стакана с чистой водой и яйцо. Возьмём сначала  один стакан.

- Как вы считаете, что случится с яйцом, если его опустить в воду?

Аккуратно опустим сырое яйцо в воду. Оно действительно утонуло. Возьмём другой стакан и добавим туда 3 столовые ложки соли. 

-Какая теперь у нас вода?

Опустим в получившуюся солёную воду второе яйцо.

-Что с ним произошло?

Солёная вода плотнее пресной. Яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки.

 Теперь я покажу вам небольшой фокус, который дома вы сможете повторить для родителей. Положу яйцо на дно стакана и буду постепенно подливать воду из наших стаканов. Обратите внимание, что происходит с яйцом?

Вывод:  Соленая вода плотнее пресной. Она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

- Для того, чтобы получить морскую воду , что мы с вами делали?

-А как вы считаете, соль исчезла?

-А возможно ли получить обратно соль?

- Как? (ответы детей: были проведены опыты по выпариванию соли из воды в домашних условиях)

2.)Ребята, какое время года сейчас?

Какие отличительные признаки зимы вы знаете?

На  улице так холодно, давайте немного погреемся.

Физкультминутка.

 На дворе у нас мороз.                          Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз,                                    топают ногами/
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,                       Дети поднимают руки над головой и
Как на сказочной картинке.                    ловят снежинки                                                                                               

Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,                       Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,                   Ходьба на месте с  подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем                            Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.                     Дети садятся на свои места.

 

 

Сколько снежинок мы поймали.

А вы знаете как образуются снежинки?

Я предлагаю вам просмотреть об этом небольшой фильм

Просмотр.

Из чего же образуются снежинки?

А  сейчас попробуем  создать свою снежинку из маленьких кристалликов (аппликация).

Зрительная гимнастика.(с изготовленной снежинкой)

Снежинки. 

Мы снежинку  увидали, -

со снежинкою играли.   

 Снежинки вправо полетели

 Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…   

 Все! На землю улеглись. Глазки закрываем,

Глазки отдыхают. (Закрыть ладошками глаза.)

3.)  Что заставило снежинки двигаться?

Ребята, как вы считаете, вода перемещается? Когда?

Вода может перемещаться по разным причинам. Рассмотрим некоторые из них.

Обратите внимание. На столе стоят глубокие тарелки с водой. Пододвиньте их  к себе поближе. Будем работать парами.

Вода в покое. Наклоняем тарелку, потом дуем на воду. Так мы можем заставить воду перемещаться.

В каких случаях ещё вода может перемещается?

Предлагаю  аккуратно выложим пинцетом зубочистки в центре тарелки с водой в виде солнца, подальше друг от друга. Дождемся, пока вода полностью успокоится, зубочистки замрут на месте. В центр тарелки аккуратно опускаем кусочек сахара, зубочистки начнут собираться к центру.

- Что же происходит? (ответы детей)

  Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, зубочистки "разбегутся"!

 Почему?

Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

Вывод: Не только ветер или неровная поверхность заставляют двигаться воду. Она может перемещаться по многим другим причинам. 

Итог

Какие свойства воды вы сегодня узнали?

1.На сегодня мы заканчиваем наши исследования и переходим к рубрике  «Вопросы и ответы»

Сундук с письмами.

Письмо от Золушки: «Дорогие ребята,  помогите , пожалуйста. Злая мачеха перемешала песок, соль и опилки. Если я их не разделю, то не попаду на бал. А мне так хочется ».

Поможем Золушке?

-Как можно отделить эти предметы?

2.Письмо от Красной Шапочки: «Ребята. У моей бабушки закончилась соль. Мама попросила ей отнести. По дороге мне повстречался серый волк. Я пыталась от него убежать и нечаянно уронила мешочек с солью в ручей. Когда подняла его, то мешочек был пуст. Не могу понять, куда делась соль?».

Это письмо от Иванушки:
«Мою невесту Василису похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Я хочу ее вызволить, но для этого нужен меч - кладинец, который хранится на дне глубокого колодца. Я не знаю, как достать оружие. Дайте мне совет»
• Ребята, как помочь Иванушке? 
(Дети выдвигают возможные гипотезы).

• Ребята, а из какого материала меч? Какой он? (железный, медный, золотой, серебряный, алюминиевый).
• Какими способами можно осуществить это действие (достать оружие)?
(Дети приходят к мнению, что достать меч можно с помощью магнита).
• Как с помощью небольшого магнита достать до дна глубокого колодца?
(Привязать веревку к магниту и осторожно опустить в колодец).
• Какой магнит использовать лучше всего? (обговаривается размер)

Мы сегодня так много говорили о воде . Какими  же свойствами обладает вода? (прозрачная, без цвета и запаха, может перемещаться, может растворять предметы и т.д.)

Также  не зря сегодня заговорили о магните.  При следующей нашей встрече  в лаборатории мы будем знакомиться со свойствами магнита.

И чтобы наша встреча была интересной, советую вам самостоятельно узнать о нём, как можно больше.

 

Список литературы:

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

3. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004.

4. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ

6. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей  детского сада. М., 1994.

7. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

8. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. 

 

Категория: Дидактические игры | Добавил: 461119 (01.10.2016)
Просмотров: 408 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: