Четверг, 21.09.2017, 08:07

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 182
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа в детском саду » Инновации

Международное сотрудничество как фактор сотворчества педагогов при формировании единого образовательного пространства

Международное сотрудничество как фактор сотворчества педагогов при формировании единого образовательного пространства

Волкова Татьяна Валерьевна, научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования»

 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №3 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

 

Цели и направления международного сотрудничества и участия в международных проектах актуальные у российских специалистов на текущий момент:

• повышение профессиональных компетенций специалистов

• обмен опытом и инновационными образовательными практиками

• обсуждение актуальных вопросов современного образования

• реализация совместных долгосрочных проектов

• укрепление международных связей, популяризация российской системы образования за рубежом

В свете современных тенденций развития образования:

• обмен опытом управления образовательным комплексом,

• обсуждение актуальных на сегодняшний день вопросов развития дополнительного, среднего профессионального образования и профориентации.

 

Соответствующие им формы сотрудничества

  • научно-исследовательские проекты

  • образовательные программы для руководителей и педагогов образовательных организаций, специалистов системы образования

  • практические стажировки для студентов педагогических колледжей и вузов, для педагогов образовательных организаций

  • участие в международных профильных мероприятиях: конференции, семинары, мастер-классы, круглые столы, вебинары

Примеры реализация международного сотрудничества с использованием данных форм:

  • Научно - исследовательские и практические проекты:

С 2013 года немецкое агентство Agentur für internationale Bildungszusammenarbeit e.V. («Агентство международного сотрудничества по развитию образования», Германия) совместно с ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской Академии Образования» реализует научно-исследовательские проекты по направлениям:

- Кросскультурные исследования в области развития и обучения детей на разных этапах онтогенеза, в том числе детей-билингвов,

- Анализ закономерностей психофизиологического и социокультурного развития детей,

- Разработка эффективных методик обучения и развития,

- Профессиональные компетенции кадрового состава работников системы дошкольного образования.

Проекты реализуются при участии мюнхенского государственного института ранней педагогики (Staatsinstitut für Frühpädagogik), мюнхенского университета прикладных наук (Hochschule für angewandte wissenschaften München), государственных структур системы образования г. Москвы, образовательных организаций г. Москвы и регионов РФ.

  • Образовательные программы для руководителей, педагогов образовательных организаций и специалистов системы образования дают возможность

- познакомиться с системой образования (структура, управление, технологии, методики)

- обсудить актуальные вопросы современного образования, долгосрочных проектов сотрудничества

- сравнить подходы и технологии в работе коллег с российской образовательной практикой

- укрепить международных связей

  • Практические образовательные стажировки студентов и педагогов образовательных организаций дают возможность

- посмотреть изнутри, как работает система дошкольного образования, сравнив зарубежные и российские подходы и практику в работе;

- обмена инновационными образовательными практиками дошкольного образования;

- принять непосредственное участие в занятиях с детьми в детских садах и в школе;

- применить полученный опыт в своей профессиональной деятельности. То есть полноценно погрузиться в воспитательно-образовательный процесс, когда педагог/студент проводит в дошкольных учреждения полный рабочий день, наблюдая и участвуя во всех режимных моментах.

 

Чтобы не быть голословными, приведем примеры мнений российских и зарубежных специалистов, посетивших дошкольные образовательные учреждения друг друга в последнее время.

Мнение зарубежных участников:

«Нас приятно удивило наличие в учреждениях садов-огородов с фруктами, овощами и лечебными травами; бассейны; особое внимание к физическому, музыкальному и экологическому развитию детей; гибкость в использовании образовательного пространства, обширные знаниям коллег в использовании компьютерных техник в образовательном процессе.

Двусторонние стажировки полезны с точки зрения анализа профессиональной деятельности педагогов, они способствуют выявлению различий/сходств, направлений работы и помогают понять сильные стороны каждой системы. Разница в подходе к образовательному процессу российских и немецких специалистов, как нам показалось, объясняется разными целями и задачами со стороны законодательных актов и педагогических концепций стран, что продуктивно сказывалось на диалоге и вызвало взаимный интерес к его продолжению», - делятся впечатлениями руководители детских садов из Франкфурта-на-Майне.

Мнение российских участников:

"Время посещения детских садов федеральной земли Мекленбург, в Германии, наиболее ярко запомнилось, как дети самостоятельно знакомились с причинно-следственными связями в явлениях природы, например, как дождь через водосток попадает в землю, сколько лампочек может гореть от накопленной энергии солнечных батарей, установленных прямо на крыше детского сада.

Заинтересовал нас опыт детских садов по взаимодействию с родственниками воспитанников в процессе организации проекта «Разноуровневый огород». Огород доступен для всех родственников в буквальном смысле от мала до велика, включая и родственников с ограниченными возможностями здоровья. А какая интересная работа проводится по взаимодействию родителей, педагогов и детей: детские кафе, сопровождение ребенка в период адаптации, особое внимание к неполным семьям, недавно переехавшим в страну, а также неблагополучным семьям. В этом вопросе было чему поучиться», - делятся руководители и педагоги московских образовательных организаций.

 

Приложение

Актуальные мнения российских участников образовательной стажировки, прошедшей в апреле 2017 в образовательных учреждениях Берлина («Социально-психологическая работа с детьми с ОВЗ. Опыт Германии». Bildungsmobilität: “Sozial-psychologische Arbeit mit Kindern mit besonderem Förderbedarf“ - integrativer Ansatz in Deutschland).

Шалупина Татьяна Владимировна, учитель – дефектолог ГБОУ города Москвы "Школа № 518":

«Очень понравилось, что много практической деятельности, как мне показалось, акцент в обучении именно не на набор академических навыков, а на предметную работу с материалом. Очень продуманы и применяются междисциплинарные связи, например, собрал кораблик - прикрепил к нему солнечную батарею - запустил ее в воду. Во всей деятельности прослеживается практическое назначение, "я это делаю для чего-то", а не просто потому, что "учитель дал такое задание". Привлекает внимание средовой подход - то, что я увидела в Берлине - гораздо более функционально и адаптивно, чем то, что я видела в России.

Использование жестов, именно как средства коммуникации нейротипичных детей с особыми неговорящими, визуальные жестовые подсказки точно буду использовать в своей педагогической практике.

Думаю, всё можно модернизировать и адаптировать к любым условиям, но лично мне не очень понравилось то, что нет помещений для сна, отдельных спален, как у нас. Мне кажется, что гораздо уютней прийти в помещение, где нет лишних игрушек, разложены постели и переключиться, отдохнуть, но это просто личное ощущение.

Было интересно посмотреть, как обучение устроено у кого-то еще, что-то перенять для себя, что-то вспомнить. Здорово, что в личных беседах с немецкими коллегами мы могли рассказать о своих учреждениях, опыте».

Крылова Александра Сергеевна, студент Московского педагогического государственного университета:

«На мой взгляд, за неделю довольно сложно полностью понять систему образования другой страны. Но у меня сложилось впечатление, что наши коллеги более творчески подходят к планированию и контролю процесса обучения. Нет строго регламентированных планов и рамок, мешающих как раз-таки осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Удивила возможность заниматься ребенку, имеющему определенную трудности социализации до школы в специальном учреждении и затем в зависимости от его возраста поступать в соответствующий класс, а не идти в первый.

В инклюзивных школах, дети с ОВЗ во время таких основных уроков, как математика или немецкий язык, имеют возможность заниматься в малых группах, с другими детьми имеющими нарушения, что позволяет более тщательно проработать материал и заложить базу доступную в данный момент для них, и, тем не менее, на остальных уроках дети с особенностями развития являются полноценными участниками класса и обучаются вместе с остальными детьми. Поскольку мой опыт не велик, но на сколько я могу судить, в России практикуется больше индивидуальное сопровождение таких детей, а не сопровождение всей группы или класса вместе с особым ребенком.


Также хочется отметить, что меня порадовало больше всего. В тех школах, колледжах, детский садах и специальных учреждениях, которые мы посетили, везде чувствовалось, что детям дается больше инициативы, возможности размышлять самому и формировать свое личное мнение, получать информацию, через свой личный опыт. Учитель служит помощником для усвоения знаний, сопровождающим весь процесс обучения, он не дает жесткие указания, а лишь направляет мысль воспитанника или ученика.

С системой российского образования я тоже пока на этапе знакомства. Мое личное мнение, что существенной разницы я не увидела. Существуют определенные особенности и отличия, но обе стороны в первую очередь заинтересованы в социализации каждого ребенка. Что хочется отметить, что немецкие коллеги довольно много уделяют профориентации детей, их возможности найти свой путь.

Сложно сказать, что что-то из увиденного невозможно вписать в систему российского образования. Но существует различная правовая и экономическая база, определенные стандарты и организационные правила, которые отличаются в наших странах.

Такие практические стажировки позволяют расширить рамки восприятия образовательной среды, увидеть другие подходы, возможно, увидеть недочеты в своей системе образования или внедрить что-то новое.

Практический обмен между педагогами всегда полезен, поскольку происходит передача личного опыта, личных примеров. А международный обмен еще более интересен. поскольку мы существуем в разных системах, у нас разные менталитеты, разная история».

 

Комарова Светлана Владимировна, учитель-логопед МАДОУ детский сад №61 Таширово Наро-Фоминского района Московской области:

«Мне понравилась работа по профориентации, которая ведется системно, грамотно, методически выверено с ранних лет дети привыкают к труду, как основополагающей форме жизнедеятельности, т.е. их “взращивают” с мыслью, что нужно быть не только потребителем всяческих благ, но и уметь физически работать, обслуживать себя и овладеть рабочей профессией. Дети знакомятся с ранних лет, а в среднем возрасте, они начинают определяться. Это здорово, так как у нас в стране людей с высшим образованием стало больше, а уровень связанных с ним жизненных компетенций весьма низкий.

Понравилось интересное оформление пространства в помещениях, исследовательская деятельность. Запрет на всяческие гаджеты в дошкольных учреждениях – восхитил, нам тоже необходимо обдумать использование в детском саду различных гаджетов, которые приносятся из дома. Дети должны больше двигаться, быть на свежем воздухе – здоровье подрастающего поколения в приоритете. У немецких коллег нет аттестации – есть диплом, в котором указан специальность и ее не нужно обосновывать и периодически подтверждать. Просто повышай свой профессиональный уровень по своему усмотрению.?

Если говорить о существенной разнице в подходе к образовательному процессу, то у нас – учиться, учиться, и еще раз учиться; у них – развивайся, а там посмотрим....


Создание развивающей среды в теории совсем другое, нежели на практике увидеть не только саму среду, но и в действии. Поэтому такие двусторонние стажировки поморгают понять, что лучшее нужно перенять, и отсеять (убрать) бесполезное. Подобный международный обмен практическим опытом между педагогами нужен, даже обязателен; даже исходя из того, чтобы показать, что российские педагоги имеют значительный накопленный опыт воспитания и обучения, и мы с уважением относимся ко всем образовательным стандартам и системам мира».

 

Категория: Инновации | Добавил: 461119 (03.08.2017)
Просмотров: 24 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: