Пятница, 26.04.2024, 22:56

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая работа в детском саду » Инновации

"Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается": из опыта патриотического воспитания дошкольников

"Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается": из опыта патриотического воспитания дошкольников

Методист структурного подразделения дошкольного образования Методического центра СЗОУО Департамента образования города Москвы Аралина Наталья Анатольевна

 

         Страшные годы Великой Отечественной войны отходят все дальше и дальше. Остаётся всё меньше и меньше участников и очевидцев этого события. Но хорошо известна истина – народ, забывший своё прошлое, теряет право на будущее.

         Современные дети знают о звездных воинах, мультяшных и киношных суперменах, космических рейнджерах, война для них забавное шоу, приключение, игра. Но говорить о войне нужно серьёзно, так как именно они, современные дети, будут завтра занимать ответственные посты, поэтому важно, чтобы их воспитание осуществлялось в духе гуманистических ценностей.

         Ребенок по природе своей обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. Мы взрослые должны использовать эту особенность при ознакомлении дошкольников с фактами истории нашей Родины, в частности с подвигом народа в Великой Отечественной войне.

         Главным средством фиксации истории является музей. Его социокультурная среда становится мощным средством, помогающим детям ощутить принадлежность к своей земле, своему народу. Но это ощущение не приходит само по себе необходимо чуткое руководство взрослого.

         Приближается великая дата 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Многие исторические и краеведческие музеи открывают экспозиции, посвящённые этому событию. В Москве самым крупным памятником, посвящённым подвигу народа - защитника Отечества от гитлеровского нашествия является Мемориальный комплекс на Поклонной горе. Многие придут сюда в канун великого праздника, чтобы почтить память погибших и отдать дань уважения всем кто выстоял в жестокой битве.

         Что можно рассказать ребенку о войне? Как это сделать доходчиво, вызвать интерес и не утомить его? На эти вопросы мы и попытаемся ответить.

         Прежде всего, необходимо помнить о том, что восприятие детьми нового не безгранично, требует постоянного переключения и смены деятельности. Всю информацию, которую вы хотите предложить детям, нужно разделить на несколько частей, так как установлено, что старший дошкольник наиболее полно воспринимает информацию впервые 15-20 минут. Поэтому мы предлагаем разделить ознакомление с памятником на этапы:

1- прогулки по парку Победы и открытым выставочным площадкам;

2- посещение Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Первый этап. Один, два дня посвятите только прогулкам по экспозициям, находящимся на открытых площадках и аллеям парка Победы.

         Дома, или по дороге к Мемориалу расскажите ребёнку историю его создания. Ещё в годы Великой Отечественной войны родилась идея создания памятника воинам. В 1955 году маршал Советского Союза Г.К.Жуков предложил «в ознаменование разгрома фашистских агрессоров под Москвой и всемирно- исторической победы народа и его армии соорудить величественный памятник- монумент в г. Москве или Подмосковье на месте исторического сражения».

         23 февраля 1958 г. на высшей точке Поклонной горы был поставлен гранитный закладной камень с надписью: «Здесь будет сооружён Памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», состоялся митинг и парад войск Московского гарнизона. В1961 г. на Поклонной горе был разбит парк Победы. 9 мая 1995 г., в день 50-летия Победы, состоялось торжественное открытие всего комплекса Мемориала Победы на Поклонной горе. Это уникальное архитектурно - художественное сооружение, построено по проектам архитекторов Н.Томского и А.Полянского, художник З. Церетели.

***

         Мемориальный комплекс простирается от площади Победы, где начинается входная часть ансамбля парка Победы. Прежде чем подойти к главному Монументу Победы (стеле) нам нужно преодолеть пять вымощенных брусчаткой ступеней – террас, символизирующих пять лет войны. Это центральная аллея парка- аллея «Годы войны», она отражает труднейшую дорогу к Победе.

         Рекомендации. Проходя «дорогой войны» сосчитайте количество ступенек, обратите внимание на их длину. Предложите детям вспомнить: сколько месяцев в году, их последовательность, количество в году. Пройдя все террасы, сосчитайте, сколько месяцев шла война (для детей младшего дошкольного возраста можно сосчитать времена года). Это поможет детям осознать продолжительность войны. Обратите внимание малыша на величественные ели и мощные струи фонтанов, они как солдаты несут почётную вахту вдоль трудного пути воина. Пройдя весь путь, оглянитесь назад, отметьте торжественное и строгое убранство аллеи, как долго вам пришлось идти «повторяя путь» воина - победителя. Прочитайте стихи А.Плотникова «Ода солдату»:

Солдату я слагаю оду.

Был ратный путь его тяжёл.

Он всё прошёл: огонь, и воду,

И трубы медные прошёл.

***

         Аллея «Годы войны» вливается в круглую центральную площадь Победителей, которую венчает Монумент Победы (стела высотой 141,8 метра, что символизирует 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны).

         Рекомендации. Подойдя к Монументу, отметьте высоту стелы, сияющий венок Славы в руках богини победы Ники, который она возносит над площадью Победителей и символом русского воинства Святым Георгием Победоносцем (поражающего дракона, как символ гитлеровского нашествия). Обратите внимание детей на то, что подиум Монумента установлен на насыпном кургане, являющимся как бы местом погребения всех погибших воинов. Прочитайте стихотворение о войне или процитируйте слова из песни «День Победы». С.Михалков « Слава нашим генералам…»

Слава нашим генералам

И солдатам рядовым!

Слава павшим и живым,

От души спасибо им!

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь, отдав на поле боя

За народ, за нас с тобой.

 

***

         Свернув влево от Монумента Победы, мы попадаем на художественно оформленные аллеи парка, носящие символические названия: «Танкистов», «Моряков», «Лётчиков», «Юных героев» и другие. Всего в парке насчитывается 15 аллей, на которых можно увидеть памятники «Пропавшим без вести» и «Защитникам Земли Российской», скульптурную композицию «Трагедия народов», памятный знак «Дух Эльбы», а так же культовые сооружения. Особое место занимают экспозиции боевой и военно-морской техники, инженерных сооружений.

         Рекомендации. Гуляя по парку Победы, называйте каждую аллею, по которой вы проходите. Расскажите о тех память, о ком увековечена в названиях аллей. Используйте художественные произведения о войне для детей, их содержание интересно и доступно пониманию ребёнка (список прилагается в разделе «Помните!»). Отметьте, что на защиту Отечества встали люди разных национальностей и вероисповеданий, поэтому в парке можно увидеть православный храм, Мемориальную мечеть и синагогу, поставленные в память о погибших. Только объединив усилия можно победить врага. Возложите цветы к памятникам, постойте молча, вспоминая погибших и пропавших без вести.

***

         Аллея «Артиллеристов» (слева от стелы) приведёт вас к экспозиции инженерных сооружений и боевой техники. Проходя по траншеям, покажите детям: стрелковые ячейки, деревоземляную огневую точку (ДЗОТ), выясните, почему даны такие названия. Ходы сообщений приведут вас к блиндажу и землянке, обратите внимание детей на быт солдат, на суровые условия жизни. Отметьте, что окопы рылись вручную и летом и зимой во времена длительных боёв они становились домом и крепостью солдат, но не всегда они спасали от снарядов и пуль.

         На площадках представлено много разнообразной техники: танки, пушки, зенитные установки, самолёты, катера и многое другое. Дайте ребёнку возможность почувствовать всю мощь и силу боевой техники: обратите внимание на величину, предложите дотронуться до холодной стали, представить какой звук могут издавать те или иные машины, познакомьте детей с характеристиками заинтересовавшего их экспоната, поднимитесь на танк или палубу эсминца. Это позволит понять силу духа человека способного противостоять и повелевать таким мощным оружием.

         Второй этап. Посещение Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

         Главное назначение музея - объективное и наиболее полное отражение истории Великой Отечественной войны. В комплекс музея входят четыре самостоятельные экспозиции: военно-историческая; шесть диорам; художественная галерея; выставка боевой техники, которую мы посетили на первом этапе нашего знакомства с Мемориалом.

         Рекомендации. Обойти все экспозиции трудно для детей дошкольного возраста. Чтобы удержать их внимание, мы предлагаем объединить все залы музея двумя взаимосвязанными экскурсиями.

1-ая экскурсия: «И помнит мир спасённый…»- посещение Зала Памяти и диорам, находящихся на 1-м этаже здания;

2-ая экскурсия: «Путь к Победе»- посещение Зала Полководцев и военно-исторической композиции, а завершить экскурсию в Зале Славы.

Опишем подробнее первую из них.

Экскурсия №1 «И помнит мир спасённый…»

Зал Памяти. Проходя по полутёмному залу, обратите внимание детей на книги Памяти, расположенные по сторонам. Они издавались всеми республиками и регионами для увековечения памяти 26 миллионов 600 тысяч наших соотечественников, погибших или пропавших без вести. Если в вашей семье есть погибшие, вы можете найти их имена в электронной Книге Памяти. Малыш получит редкую возможность почувствовать свою причастность к истории, через судьбы родных. Расскажите детям, где воевали и где погибли их родственники. Рассмотрите потолок зала, обратите внимание на «хрусталики» висящие на латунных цепочках, спросите какие ассоциации они вызывают у детей? Объясните, что «хрусталики» символизируют слёзы, выплаканные по погибшим, а светильники на стенах зала напоминают поминальные свечи. В центре зала – скульптурная группа «Скорбь», выполненная из белого мрамора. Постойте, послушайте звучание музыки «Реквиема» Моцарта, прочитайте отрывок из стихотворения Р. Рождественского.

Помните! Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда, - помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!..

Люди, покуда сердца стучатся, - помните!

Какою ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните!

Выясните, какие чувства вызвало у детей посещение зала? Пройдя «дорогой скорби», вспомнив о погибших, познакомьте детей с отдельными эпизодами войны, представленных в диорамах музея.

         Диорамы посвящены крупнейшим военным операциям Великой Отечественной войны: контрнаступлению советских войск под Москвой, Сталинградской битве, блокаде Ленинграда, Курской битве, форсированию Днепра и штурму Берлина.

Рассматривая диорамы, обращайте внимание детей на чувства и состояния солдат, окружающей их природы, постарайтесь выяснить, какие чувства хотел передать художник, какими средствами он этого добивается. Что помогает понять тяжесть сражений и состояния человека? Обратите внимание на мужество солдата, идущего, может быть, в свой последний бой, на разрушения, на поведение мирных жителей в блокадном Ленинграде. Прочитайте детям отрывки из стихотворений О. Берггольц (они написаны на стенах зала). Попросите найти на картине знамя Победы («Штурм Берлина»), расскажите о тех, кто водрузил его на крыше рейхстага, что хранится оно в Центральном музее Вооружённых Сил СССР.

Расскажите детям:

Диорама «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г.»

Осенью 1941 года фашисты рвались к Москве. Обойти Москву с севера, с юга, схватить оборонявшие город войска в огромные клещи. Сжать, раздавить, уничтожить. Таков был план фашистов. Германские войска остановились в 25 километрах от Москвы.

Около разъезда Дубосеково произошло сражение, память о котором осталась в сердцах народа.

Ранним морозным утром 16 ноября к окопам советских солдат двинулись 20 фашистских танков с пехотой. Вооруженные одним ПТР, винтовками и автоматами, гранатами и бутылками с горючей смесью, наши воины оказали ожесточённое сопротивление врагу. В жестокой неравной схватке было уничтожено 14 вражеских танков. Остальные вместе с автоматчиками отступили. Понесли потери и советские воины. На оставшихся в живых, двинулись еще 30 вражеских танков. И опять никто не дрогнул. Это был тяжелый, кровавый бой. После четырехчасового боя враг отступил, потеряв 18 танков и многих солдат. Встав насмерть, советские воины закрыли гитлеровцам путь на Москву. Это о них поется в песне «Моя Москва», ставшей гимном Москвы (музыка И. Дунаевского, слова М. Лисянского):

Мы запомним суровую осень,

Скрежет танков и отблеск штыков,

И в веках будут жить двадцать восемь

Самых храбрых твоих сынов.

А слова политрука роты Василия Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва» стали девизом всех защитников Москвы.

До самых последних дней героической обороны Москвы и контрнаступлением, командовал войсками, генерал армии Георгий Константинович Жуков. Первая победа армии под Москвой вселила уверенность и надежду в солдат.

Диорама «Сталинградская битва. Соединение фронтов».

Разбитые под Москвой германские войска, собрав свежие силы, начали наступление на Сталинград. Ставка Верховного Главнокомандования разработала план разгрома фашистов. Ударами с двух сторон окружить вражеские войска, штурмующие Сталинград, зажать их в огромное кольцо, а затем разгромить или заставить сдаться в плен. 19 ноября 1942 года оглушительный грохот потряс Приволжские степи. Это открыла огонь артиллерия. Заработали миномёты. Ударили знаменитые «катюши». Затем в бой ринулись грозные танки. Неудержимо рванулась вперёд пехота. Фашисты упорно сопротивлялись. Четыре дня с севера и с юга шли на встречу советские армии и вот они встретились, 91 тысяча немецких солдат и офицеров сдались в плен (диорама). В целом в Сталинградской битве, с обеих сторон, участвовало 2 миллиона человек. Продолжалась она 200 дней и ночей, изменивших весь ход войны.

Диорама «Блокада Ленинграда»

В первые месяцы Великой Отечественной войны, фашистские полчища подошли и окружили Ленинград. Около двух с половиной лет (900-дневная блокада) длилась героическая оборона города. Мужество ленинградцев в эти дни поражало весь мир. Город-фронт. В тяжёлых и кровопролитных боях части Красной Армии срывали попытки противника овладеть городом. Город жил и боролся: жестокие бомбёжки и артиллерийские обстрелы, голод, холод уносили жизни горожан и защитников Ленинграда. Но трудовая и интеллектуальная жизнь города не останавливалась.

Диорама «Курская Битва»

Новое мощное наступление немецких войск готовилось под Курском, они хотели уничтожить вклинившиеся в линию их обороны советские войска. В тяжёлых оборонительных боях, с хорошо укреплённых и защищённых позиций, наши воины, смогли разбить много вражеских танков, пушек, самолётов и перешли в наступление. Курская битва стала – битвой военной техники.

В самом крупном танковом сражении участвовало 1200 танков, а в целом в Курской битве принимало участие 4 миллиона человек, 69 тысяч орудий, 12 тысяч самолётов и более 13 тысяч танков.

ПОД ПРОХОРОВКОЙ

                                                                                              М. Андронов

Случалось в тех сраженьях даже так,

Что, загораясь ненавистью страшной,

Покинув навсегда горящий танк,

Танкисты бились насмерть в рукопашной.

Пускались в ход ножи и кулаки,

И пламя боль в сердцах не заглушало.

Хваленые фашистские полки

Святая ярость наша сокрушала.

За горло цепко взяли мы врага.

Вовек ему такое и не снилось.

Тогда Орловско-Курская дуга,

В боях спружинив, к славе распрямилась.

Диорама «Форсирование Днепра»

Наступление Красной Армии шло успешно, стремясь остановить, его германское командование пыталось использовать, как преграду Днепр. Днепр - могучая, широкая река. У солдат не было больших кораблей для переправы, не было надёжных мостов и времени на их сооружение. На высоких берегах расположились вражеские орудия, которые обстреливали противоположный берег и водную гладь. Используя любые подручные средства, солдаты приступили к форсированию реки. Трудно было переправиться на маленьких лодках, наскоро сколоченных плотах, вокруг падали мины и снаряды, поднимая огромные столбы воды, переворачивая плоты и топя солдат с их оружием. Но передовые части армии переправлялись через Днепр и захватывали плацдармы, вели тяжёлые бои за их удержание, чтобы дать возможность всей армии форсировать реку и перейти к дальнейшему наступлению.

Диорама «Штурм Берлина»

Последняя битва Великой Отечественной войны - битва за Берлин. Нашим войскам предстояло прорвать очень сильную оборону противника. Штурм города начался ночью с ураганного огня артиллерийских и минометных батарей (длился он 30 минут). Огненный шквал оборвался неожиданно, всё затихло. Вспыхнули мощные прожекторы и ночь превратили в день. Слепит неприятеля свет, помогает, освещает дорогу нашим войскам. Наступают танкисты, артиллеристы, пехотинцы и лётчики. Борьба за Берлин носила особо ожесточённый характер, каждую улицу и дом приходилось брать с боем. По словам маршала Г.К.Жукова, схватка шла не на жизнь, а на смерть. Две недели шли уличные бои, 2 мая сопротивление противника полностью прекратилось, а в ночь на 9 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции.

Отрывок из стихотворения С. Михалкова «День Родины»:

«Не забыть нам этой даты,

Что покончила с войной

Той великою весной.

Победителю-солдату

Сотни раз поклон земной!

Много лет, как миновало

С исторического дня.

А в Берлине, с пьедестала,

Он, отлитый из металла,

Так и смотрит на меня...»

     Таким образом, можно в доступной форме объяснить детям, зачем нужно  помнить героев, отдавших свою жизнь за Родину, и почему так важно стремится быть похожими на них. Потому что без прошлого у нас нет будущего. Эти смыслы детям может передать только взрослый. Поэтому так важно организовать не просто просмотр кинофильмов и картин военно-патриотической тематики, но и их обсуждение, беседы с детьми, посещение мест воинской славы и организацию продуктивной деятельности по следам увиденного, например, в форме коллективного рисования.

Литература:

  1. Жариков А.Д. Растите детей патриотами - М.: Просвещение, 1980.
  2. Пантелеева Л.В. Музей и дети – М: Изд. «Карапуз», 2000.
  3. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской – М: ТЦ Сфера, 2004.
  4. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром – М.: Педагогика, 1988.
  5. Парфенов Л., Козлова С. Новый патриотизм // Обруч, 2003, № 6, стр.4
  6. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч, 2003, №6, стр.8

 

Категория: Инновации | Добавил: 461119 (30.10.2016)
Просмотров: 1421 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: