Вторник, 07.05.2024, 02:46

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Новые программы воспитания и обучения » ФГОС дошкольного образования и ФГТ

Знаменательные даты дошкольного образования

 2013 год  − особенный в истории дошкольного образования. На территории современной России 150 лет назад был создан первый детский сад. Он был платным и организован частными лицами в 1863 г. в Санкт-Петербурге.

Необходимость усиления общественного влияния на подрастающее поколение и устранение детской безнадзорности, а также подъем общественно-педагогического движения в к. 60-х гг. ХIХ в. обеспечили усиление внимания к распространению общественных форм воспитания дошкольников. В этот период общественные деятели и педагоги прилагали много усилий к развитию дошкольного воспитания, организации детских учреждений, подготовке специалистов, к лоббированию в государственных органах предложений о детских учреждениях и т. д. В последующие годы стали открываться другие платные дошкольные учреждения и в различных  городах России (Воронеж, Москва, Тула и пр.). Спустя три года в 1966 г. в России как благотворительное учреждение открылся и первый бесплатный детский сад при «Обществе дешевых квартир»[3, с.155-158]. В последующие годы общественно-педагогическая деятельность и этнокультурные процессы оказывали значительное влияние на становление дошкольного образования в отдельных регионах, в том числе на территории Мордовского края.[1]

Развитие сети дошкольных учреждений непосредственно на территории Мордовского края осуществлялось при содействии Темниковского «Общества дошкольного воспитания», которое следует причислить к числу  просветительских, поскольку в Мордовском крае оно содействовало развитию важного звена образовательной системы − дошкольного воспитания. Инициатором создания «Общества» следует считать Алексея Ивановича Рудявского, сосланного за вольнодумство в 1909 г. в Темников. Являясь заведующим земской больницы, секретарем уездного отделения Красного креста, членом правления общества взаимопомощи учителей начальных училищ и секретарем общества взаимошествования бедным ученицам женской гимназии, он сумел сплотить врачей, учителей и агрономов города и организовать «Общество дошкольного воспитания», деятельность которого имела организационно-практическую направленность.

Первые учреждения для детей дошкольного возраста в Мордовском крае были организованы в 1913 г.: один детский сад в городе Кадоме (просуществовал только год) и один в городе Темникове (он с момента открытия активно действовал около 80 лет), основными воспитанниками которых изначально   являлись  дети различных  социальных слоев [11, с. 2].В последующие годы в летний период, наряду с детскими садами, «Обществом дошкольного воспитания» организовывались детские ясли и детплощадки. В 1915 г. ясли имелись в Новоселках, Шалах и Лаврентьеве, в 1916 г. ясли действовали в Новоселках и Щеголове. В течение двух летних месяцев в Темниковском уезде работала детская площадка. В 1916 г. для посещения площадки записалось 551 человек, из них мальчиков 250 человек и девочек 301. Средняя посещаемость площадки была следующей: утром 82 человека, вечером 77. Всего в день 159 человек. Их открытие и финансирование  вышеуказанных дошкольных учреждений в Мордовском крае осуществлялось за счет членских взносов «Общества дошкольного воспитания», субсидий от губернского и уездного земств, а также  ассигнований от Темниковского городского управления.

В 2013 г.  исполняется ровно 100 лет с года открытия первых детских садов  на территории современной Республики Мордовия. С  момента открытия первых учреждений и по настоящее время условно можно выделить шесть этапов: этап открытия первых дошкольных учреждений (1913–1917 гг.); этап становления сети дошкольных учреждений как важной составляющей  государственной образовательной системы (1917 – начало 30-  гг.);  этап интенсивного развития многофункциональной дошкольной сети (30–50-е гг. ХХ в.); этап устойчивого развития и укрепления сети дошкольных учреждений (60-80-е гг. ХХ столетия); этап муниципализации и модернизации сети учреждений дошкольного образования (90-е гг. ХХ в. – 2010 г.); современный этап  (с 2010 г. и по настоящее время).

Вековой опыт убеждает, что развитие сети ДОУ во многом определено общероссийскими тенденциями развития дошкольного образования. Однако складывающаяся социально-экономическая, демографическая, социокультурная ситуация в регионе  во многом предопределяет национальную самобытность воспитательно-образовательной работы и предметно-развивающей среды учреждений, позволяет либо усиливать, либо сдерживать влияние общероссийских факторов. Успешное решение многих проблем в области дошкольного образования во многом зависит от эффективности диверсификации и видового многообразия дошкольной сети. В настоящее время диверсификация дошкольного образования определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса[9, с. 16-20]. Рассмотрим вековой опыт диверсификации дошкольного образования на примере одного региона.

Период становления сети дошкольных учреждений в Мордовском крае в нач. ХХ в. ознаменован организацией детских яслей, площадок и садов. По продолжительности  работы в течение календарного года эти учреждения, можно подразделить на сезонные и постоянные. К числу постоянных (или стационарных) учреждений относились детские ясли и детские сады, функционировавшие в течение всего календарного года в соответствии с установленной для них продолжительностью рабочего дня и длительностью рабочей недели. К числу сезонных относились учреждения, открываемые в сельской местности, для работы на непродолжительный период, преимущественно, в летний сезон. В эти годы отмечалось доминирование сезонной сети, что обуславливалось преобладанием сельского хозяйства и сезонной занятостью большей части населения.

В 30-50-е гг. ХХ в. видовое разнообразие учреждений возросло. По степени благоустроенности и направлениям работы дошкольные учреждения этого периода можно подразделить на образцовые, массовые и примитивы.

Распространение образцовых учреждений в 30-х гг. считалось перспективным и важным способом качественного обновления содержания, форм и методов работы воспитателя с дошкольниками. В этой связи по Мордовской области уже в 1932 г. планировалось в каждом районе организовать показательный образцовый детский сад, а к началу сельскохозяйственных работ оборудовать  показательные ясли. В середине 30-х гг. действовало несколько образцовых детских садов в Дубенском, Темниковсом, Краснослободском районах, а также образцовые ясли в Рузаевском и Атяшевском районах Мордовии [5, с. 2; 7, с. 3; 10, с. 2; 15, с. 2]. Изначально предполагалось, что каждое образцовое учреждение будет хорошо оснащено, иметь удобное расположение для поддержания тесных связей с другими дошкольными учреждениями и местными органами управления образованием, педагогически грамотно организовывать работу с воспитанниками отслеживать и распространять передовой педагогический опыт. Однако, образцовые учреждения не получили должного распространения в связи с кадровым дефицитом, несбалансированностью распределения финансовой, методической и иной помощи между образцовыми и всеми остальными учреждениями. В итоге они очень скоро были преобразованы в массовые учреждения [16, с. 3].

Учреждения-примитивы предназначались для присмотра за дошкольниками в период производственной, общественной и иной занятости родителей, прежде всего, матерей. Характеризовались слабой материально-хозяйственной базой и ограниченностью выполняемых ими функций. К числу примитивов относились детские комнаты, ясли-передвижки, ясли на летних станах, летние детские площадки, большинство из которых действовали только в разгар весенне-летних сельскохозяйственных работ.

Детские комнаты организовывали для непродолжительного пребывания детей дошкольного возраста,  в период когда их родители голосовали на избирательных участках, посещали курсы или пункты ликвидации неграмотности, собрания и т.д. Как правило, такие комнаты открывались в непосредственной близости при ликпунктах, избирательных участках, сельских советах и пр.

Ясли-передвижки функционировали в сельской местности и располагались в шалашах или повозках в непосредственной близости от основной работы матерей воспитанников. Они  позволяли своевременно кормить грудных детей без длительного отрыва от сельскохозяйственного труда. Только в 1933 г. на территории Мордовии действовало 70 полевых передвижных точек с охватом 800 детей[18, с. 133].

Мы полагаем, что ясли на летних станах имели сходное с яслями-передвижками функциональное назначение, но обладали более постоянным местонахождением. К примеру, в 1934 г. на территории республики их было 550[17, с. 14].

Летние детские площадки открывали для детей дошкольного возраста в летний период. Они часто располагались в зданиях школ и имели слабую материально-техническую базу. Деятельность в таких учреждениях зачастую сводилась к кормлению детей и присмотру за ними.

Массовые дошкольные учреждения − учреждения для детей раннего и дошкольного возраста с более или менее удовлетворительной, по сравнению с примитивами и образцовыми, материально-технической базой и качеством воспитательно-образовательной работы.

Сложные условия  в период Великой отечественной войны привели к ухудшению здоровья многих детей, поэтому в 40-е гг. ХХ в. для сохранения и укрепления здоровья ребят стали открываться специальные дошкольные учреждения, обозначенные нами как оздоровительные. Круглогодично действовали санаторные сады, в педагогическом процессе которых приоритетными являлись оздоровительные мероприятия.  В летний период наряду с санаторными садами в г. Саранске, в Ардатовском и Краснослободском районах Мордовии функционировали дошкольные оздоровительные дачи и площадки. В первую очередь в них принимались дети из семей военнослужащих, инвалидов Отечественной войны, рабочих. Хотя оздоровительные учреждения на территории Мордовии были немногочисленными, но они играли важную роль в восстановлении и поддержании здоровья нуждавшихся в этом детей благодаря периодическому изменению состава воспитанников в каждой смене.

В конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ в. началось обновление дошкольной сети за счет нового вида учреждений – ясли-сада. Принципиально важным было то, что он охватывал своей деятельностью детей не только дошкольного, но и раннего возраста Необходимость его создания была продиктована рядом причин. С одной стороны, изучение особенностей развития детей раннего возраста способствовало изменению бытовавшего ранее мнения об определяющем значении питания и санитарно-гигиенических условий в развитии детей (решением этих вопросов занимался  на тот момент Минздрав), с другой − со стремлением создать последовательную и преемственную систему воспитания детей раннего и дошкольного возраста, отвечающую задачам последующего обучения в школе. Как правило, открытие таких учреждений первоначально осуществлялось путем объединения  в одном здании прежде автономно существующих детских садов и яслей. В итоге удавалось увеличивать полезную площадь на каждого ребенка за счет переоборудования хозяйственных помещений объединенных учреждений, которые ранее располагались рядом. Наряду с этим, объединение дошкольных учреждений во многом обусловило распространение в Мордовии 2-х или 3-х комплектных учреждений и работу не только со смешанными, но и с моновозрастными группами. В 1960 г. в республике действовало уже  92 учреждения[19, с. 18; 20, с. 1].

В первой половине ХХ вв. накоплен интересный опыт дошкольных учреждений с различным режимом работы. В отельные исторические периоды практиковалось как кратковременное пребывание детей в детских комнатах, так и продолжительное в отдельных учреждениях и группах (12 ч., 14 ч., 24 ч.) практика показывает, что многообразие видов дошкольных учреждений выступает важным условием для укрепления и стабильного развития дошкольной сети. Особо ценным представляется разновременной режим работы отдельных учреждений и групп, учитывающих характер трудовой занятости родителей воспитанников и тем самым обеспечивающий  востребованность учреждений. Поэтому, несомненно, позитивной для периода становления системы дошкольного образования Мордовии являлась тенденция обновления видового многообразия учреждений с учетом динамично изменяющейся социокультурной ситуации.

Однако, на протяжении 60-80-х гг. ХХ в.  в Мордовии сосредоточились на  создании стационарной сети и ограничивались функционированием лишь трех видов дошкольных учреждений. Этому содействовали демографическая ситуация послевоенного периода, необходимость решения ряда остро стоявших проблем (недостаточно высокий республиканский показатель охвата детей общественным дошкольным воспитанием, переуплотненность в городских учреждениях). Особое внимание уделялось лишь развитию  дошкольной сети за счет детских садов, яслей и ясли-садов. Однако динамика прослеживалась лишь в увеличении сети, изменении количественного соотношения трех видов дошкольных учреждений, изменения соотношения сезонных и постоянных дошкольных учреждений в пользу стационаров, изменения количества сельских и городских учреждений. Это не позволяло в полной мере и более адресно решать проблемы с нехваткой учреждений, как в городах, так и сельской местности в отдельных районах республики.

На рубеже ХХ и ХХI  вв. сложились предпосылки для открытия различных видов дошкольных учреждений, обеспечивающих широкий спектр образовательных услуг, охрану и укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и коррекцию нарушений развития с учетом индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семей в них. В эти годы в Мордовии функционировали:

- детские сады общеразвивающего вида или с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников таких, как интеллектуальное, физическое, художественно-эстетическое и пр. (они составляют около половины от общего количества),

детские сады комбинированного вида, в состав которых входят в разных сочетаниях общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы (примерно 1/3 от общего количества),

- детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в психическом и физическом развитии воспитанников (около 80 учреждений для детей с ослабленным зрением, с умственной отсталостью и другими нарушениями в физическом и психическом развитии),

- центры развития ребенка, т.е. учреждения с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников (в Саранске, Рузаевке, Ковылкинском и Чамзинском районах),

- учебно-воспитательные комплексы «Ясли-детский сад-начальная школа», реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного и начального школьного образования  (большинство расположены в г. Саранске) и т. д.[8, л. 12-16; 12, с. 34].

Удалось создать национально-культурный фон для успешного изучения языка и культуры населяющих ее народов. Стали активно действовать учреждения дошкольного образования, обеспечивающие естественное вхождение ребенка в духовный мир и традиционную жизнь родного народа, в культуру нации как составную часть  общечеловеческой культуры. Много внимания  в ДОУ уделяется созданию условий для обучения дошкольников на родном для них языке.

На протяжении последних лет более гибким становиться режим работы дошкольных учреждений в Республике Мордовия: часть учреждений перешли с пятидневного на шестидневный режим работы, есть группы, в которых возможно 24 часовое пребывание дошкольников и т.п. Начиная с 90-х гг. ХХ в. активно внедряются новые формы дошкольного образования, обеспечивающие кратковременное пребывание дошкольников в образовательных учреждениях и содействующие повышению охвата детей общественным дошкольным воспитанием. В 1999 г. в республике на базе ДОУ действовало уже 60 групп кратковременного пребывания детей. Этот показатель в последующие годы неоднократно изменялся. Количество функционирующих групп кратковременного пребывания на свободных площадях школ и учреждений дошкольного и дополнительного образования детей постепенно возрастает: 2007 г. –  259 групп, 2008 г. – 285, 2009 г. – 287, 2010 – 294. На рубеже ХХ и ХХI столетий в Мордовии накоплен положительный опыт открытия различных групп кратковременного пребывания (адаптационные, физкультурно-оздоровительные, группы развития и подготовки детей к школе, выходного дня и т.д.) [2, с. 18; 13, с. 45; 14, с. 44].

Усилению вариативности  дошкольного образования в республике содействует открытие в 2010 г. частного детского сада,  открытие  Центра продленного дня для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на базе Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева  и т. д.

В связи с демократизацией и распространением вариативности содержания образования, организацией различных видов учреждений расширяется спектр образовательных услуг, предусматриваемых в Уставах дошкольных образовательных учреждений. Особой большим спросом среди населения республики пользуются театральные, хореографические и изостудии, а также кружки плавания, аэробики, гимнастики, по обучению детей иностранным языкам [6, с. 8; 8, с. 12-16].

В перспективе инфраструктуру  дошкольных учреждений можно пополнить  и кардинально обновить, осуществляя работу в нескольких направлениях одновременно: 1) открытие  новых объектов как в городских округах, так и районах республики, 2) расширение функциональных возможностей отдельных дошкольных учреждений, 3)  поддержка на первых порах учреждений, которые приступили к внедрению новаций или расширению спектра медицинских и развивающих услуг и т. д., 4) активное внедрение новых форм дошкольного образования, рассчитанных на разнообразные образовательные потребности населения различных социальных групп [4, с.108].

Важным следует считать составление карт-схем микрорайона города или села, где содержится перечень всех учрежде­ний, оказывающих образовательные, оздоровительные, коррекционные, или развлекательные услуги семьям с детьми дошкольного возраста (театры, кинотеатры, выставочные залы, музеи, детские библиотеки,  дворцы культуры, дома творчества, стадионы, детские парки, санатории и т. п.). В картах-схемах следует указывать адреса учреждений, виды услуг, режим работы и другую полезную информацию, которая может быть использована и родителями, и воспитателями детского сада при организации работы с детьми и для расширения культурно-образовательного пространства растущей личности. Следует согласиться  с мнением А. А. Даниляк [1, с. 51]  о том, что чем ниже иерархический уровень управления, тем в большей степени на этом уровне важно использовать принципы ситуационного подхода. Это объясняется рядом причин. Безусловно, опосредованное влияние на каждое  конкретное дошкольное учреждение оказывает макросреда, позволяя установить приоритеты и ценностно-целевые ориентиры решения программно-методических, управленческих и иных вопросов, инвариантную часть  воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения. Региональная среда предопределяет содержательное наполнение национально-регионального компонента, решение организационно-практических и кадровых проблем и т. д. Однако каждое конкретное  учреждение как сложная социально-педагогическая система выбирает свой индивидуальный путь развития, находясь в определенном социуме, в котором своеобразная  культурно-массовая и культурно-образовательная среда и уровень развития техносферы.

Итак, 2013 год – юбилейный для дошкольного образования. Отмечается 150-летие с момента открытия первых садов в России и 100-летие с  момента открытия первых детских садов на территории Республики Мордовия. Учитывая накопленный опыт организации дошкольных учреждений важно подчеркнуть, что многообразие видов дошкольных учреждений, ориентированных на характер трудовой занятости населения и образовательные запросы родителей выступает важным условием для ее укрепления и стабильного развития, поскольку обеспечивает востребованность учреждений. Разновременной режим работы отдельных учреждений и групп, разнообразие направлений в их работе выбранных с учетом социально-экономической и образовательной ситуации в республике всегда будут содействовать успешному развитию дошкольного образования, достижению высокого процента охвата детей общественным дошкольным воспитанием и обеспечивать его доступность для всех социальных слоев населения.

 

Список использованных источников

1.     Даниляк, А. А. Организационно-педагогические условия модернизации муниципальной системы дошкольного образования (на материале города Салехард): дис. ... канд. пед. наук / А. А. Даниляк. – Москва, 2006. – С. 51

2.     Дошкольные учреждения Республики Мордовия: стат. бюллетень № 757. Саранск, 2004.  – С. 18.

3.     История дошкольной педагогики / под ред. Л. Н. Литвина. – М.: Просвещение, 1989 -352 с.

4.     Кондрашова, Н.В. Состояние и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений в Республике Мордовия: монография;  Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск,  2008. 127 с.

5.     Косырева. Краснослободский детский сад – образцовый // Красная Мордовия. – 1935. –10 апреля. – С. 2.

6.     Кочетова С. В какой детский сад отдать своего ребенка? // Вечерний Саранск. 2003. – 29 октября. – С. 8.

7.     Куликова, В. Детские сады республики // Красная Мордовия. – 1936. – 12 мая. – С. 3.

8.     Лотванова Г. А. Дифференциация сети дошкольных учреждений в муниципальной системе образования г. Саранска // Проблемы детства и подготовки будущего педагога дошкольного образования: межвуз. сб. науч. тр. Вып 3.; Мордов гос. пед. ин-т. Саранск, 2001.  – С. 12-16.

9.     Майер А.А. Модернизация дошкольного образования / А. А. Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. –  № 2. – С. 16-20.

10.                       Москвитина, А. Почему не открыты детские ясли? // Красная Мордовия.           – 1935. – 15 июня. – С. 2.

11.                       Не хочется верить, что он отжил свое // Темниковские известия. – 1998.  – 31 октября. – С. 2.

12.                       Образование в Республике Мордовия: информационно-аналитический сборник. Саранск, 2004.  – С. 34.

13.                       Образование, наука и культура в Республике Мордовия за 2005 год.  Саранск, 2006. – С. 45.

14.                       Образование, наука и культура Республики Мордовия : стат. сб. № 744.  Саранск, 2007.  – С.44.

15.                       Образцовые ясли // Красная Мордовия. – 1935. – 6 июня. – С. 2.

16.              Преобразование образцовых и опытных детских садов // Красная Мордовия.– 1937. –  С. 3.

17.                       ЦГА РМ, фр-150, оп. 1, д. 25, л. 14.

18.                       ЦГА РМ, фр-150, оп. 1, д. 28, л. 133.

19.                       ЦГА РМ, фр-464, д. 2471, л. 1, л. 4, л. 18.

20.                       ЦГА РМ, фр-464, оп. 1, д. 2628, л. 1.

 



[1] В статье употребляется понятие Мордовский край, под которым понимается часть Поволжского метарегиона, уезды и волости Пензенской, Тамбовской, Симбирской (Ульяновской), Нижегородской, Саратовской, Самарской губерний, которые вошли в состав Республики Мордовия и где в рассматриваемый период преобладало мордовское население России, проживавшее в тесном контакте с русским, татарским и другими народами (понятие сформулировано на основе определений, данных в исследованиях Е.Г.Осовского, С.В. Грачева, Л.В. Кудаевой, Н.В. Кузнецовой и др.). Вместе с тем  используются понятия Мордовский округ (1928 - 1930 гг.), Мордовская автономная область (1931-1934 гг.) и МАССР (с 1934 г.), когда описываются события, происходившие в периоды поэтапного становления мордовской автономии.

Категория: ФГОС дошкольного образования и ФГТ | Добавил: 461119 (09.05.2013)
Просмотров: 1674 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: