Среда, 22.11.2017, 16:08

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 187
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Новые программы воспитания и обучения » Комплексные и парциальные программы

Формирование познавательного интереса дошкольников и младших школьников к традиционной культуре кубанского казачества средствами проектной д

Формирование познавательного интереса дошкольников и младших школьников к традиционной культуре кубанского казачества средствами проектной деятельности

Трибушная Галина Андреевна

к. пед.н., доцент,

ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»,

кафедра педагогики и технологий дошкольного и начального образования, доцент

Россия

 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

В современном образовательном пространстве ДОУ и в образовательном пространстве начальной школы  особое место отводится проектной деятельности, направленной на формирование познавательного интереса, воспитание этических, моральных и общественных принципов.

Актуальна задача не только эффективного усвоения знаний, но и организация и развитие поисковой деятельности, активности, познавательных потребностей детей.

Тематика проектов весьма разнообразна, однако среди многочисленных вопросов, связанных с воспитанием, образованием, развитием личности ребенка, можно выделить один из важнейших - вопрос о приобщении к традиционной культуре детей дошкольного и младшего школьного возраста. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, приобщается к культуре своего народа. На это указывали К.Д.Ушинский, Г.С.Виноградов, Н.С.Шацкая, О.А.Апраксина и др.

Трудно переоценить ту пользу, которую могут принести образовательные учреждения, если они будут проводить планомерную работу по формированию познавательного интереса, в которой народная традиция займет заслуженное место.

Народное творчество является важной составляющей системы воспитания и обучения. Тематика, посвященная традициям и праздникам русского народа, может иметь логическое продолжение и в проектной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками [2].

Предметом познавательного интереса является свойство человека в стремлении проникать в многообразие мира, отражать в сознании сущностные стороны, причинно – следственные связи, закономерности, противоречивость.

Для пробуждения и развития познавательного интереса существенное значение имеет содержание знаний.

Г. И.  Щукина выделила следующие последовательные стадии развития познавательного интереса, где любопытство – элементарная стадия, когда необычные обстоятельства привлекают внимание ребенка, любознательность характеризующется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, познавательный интерес процесс, в котором главное место занимают познавательные мотивы, теоретический интерес, когда теоретические вопросы используются как инструменты познания.

Г.И. Щукина выделяет уровни развития познавательного интереса [4].

Элементарный уровень – непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям.

Более высокий уровень – этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.

Еще более высокий уровень - интерес к  причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, когда интерес связан с элементами исследовательской творческой деятельности.

Проанализировав философскую и психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что интерес это сложное психическое образование с присущими ему чертами: избирательной направленностью, органическим единством интеллектуальных, эмоциональных и волевых компонентов.

Познавательный интерес рассматривается  как эмоционально-познавательное отношение, возникающее из эмоционально-познавательного переживания, к предмету или непосредственно мотивированной деятельности, как отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности.

Необходимым условием для полноценного восприятия традиций народа является активное участие детей в деятельности, которая позволит изучить эту сферу. В традиционной культуре представлен прекрасный материал для дальнейшего укрепления и развития познавательного интереса, эстетических чувств и переживаний учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня [3].

При формировании интереса дошкольников и младших школьников к традиционной культуре кубанского казачества важным является этап накопления впечатлений, способный вызвать более или менее стойкий интерес к этой тематике. При этом используются активные педагогические методы - проектные технологии в обучении.

Существуют различные типы проектов. На музыкальных занятиях  особенно продуктивными являются проекты, включающие исследовательскую, поисковую, творческую, ролевую, игровую деятельность.

Работа над проектом включает:

I. Подготовка к проекту. Этот этап включает: выбор темы. Проект должен отражать интерес к теме и заинтересованность учащихся в конечном результате.

II. Выполнение проекта. Составляются план работы над проектом, где указываются этапы работы, ответственные за их выполнение, определяется количество времени.

III. Презентация проекта. На этом этапе представляют собранный, отработанный и оформленный материал.

IV. Подведение итогов. Критериями оценки являются как содержание проекта, так и владение речевыми навыками, необходимыми для его презентации.

Включение в исследовательскую проектно-фольклорную деятельность осуществляется путем создания определенных педагогических ситуаций, коммуникативных, сопереживательных, эмоциональных.

          Своеобразие работы заключается в том, что ребенок становится не только непосредственным участником, но и творцом самого действа. Особенно это сказывается при подготовки народных праздников. Каковы бы ни были отклонения в восприятии праздничных ситуаций, их общее педагогическое влияние ведет к закреплению ценностей – патриотических, исторических, художественных, формирует отношение к этим ценностям. Результат, рождаемый праздником, расширяет активность человека, способствуют рождению новых потребностей, усиливает творческую составляющую.

Таким образом, использование метода проектов может быть направлено не только на формирование познавательного интереса к традиционной культуре кубанского казачества, но и на:

 - формирование основ музыкальной культуры, в том числе и фольклорной;

 - овладение практическими умениями и навыками в творческой деятельности; развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

                 Проект «Казачий круг» 

Цель: приобщить детей к культуре и традициям кубанских казаков.

Задачи:

  • формировать знания по истории и культуре казачества;
  • развивать интерес к истории и культуре своего народа;
  • способствовать развитию речи, логического мышления;
  • воспитывать интерес и уважение к культуре казачества.

Тип проекта:

  • по содержанию - интегративный;
  • по доминирующему виду - познавательно-творческий;
  • по количеству участников - групповой;
  • по продолжительности - краткосрочный.

Участники проекта: дети дошкольного и младшего школьного возраста, воспитатели, учителя начальных классов, музыкальный руководитель.

Возраст детей – 6-7 лет.

Актуальность. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса. История Кубани тесто связана с казачеством, поэтому изучение быта, обычаев казаков является благодатным материалом для воспитания интереса к прошлому своей земли, к культурным традициям своего народа, любви к Родине.

Проблема. История казачества Кубани, с одной стороны, достаточно широко освещена в литературе, но с другой стороны, нет целенаправленной, системной деятельности по изучению казачества в образовательных учреждениях. У детей слабо сформированы представления о жизни и деятельности казаков, об их роли в истории родного края. Эти противоречия и привели к выбору темы проекта.

Ожидаемый результат:

  • расширение и систематизация знания об истории и культуре  кубанского казачества;
  • создание условий, способствующих духовно-нравственному и патриотическому развитию детей, воспитание творческой личности.
  • повышение уровня родительской активности в совместной деятельности.

Деятельность педагогов

Деятельность воспитанников

Деятельность родителей

I. Этап - организационный

Раскрытие проблемы, определение целей, задач

Вхождение в проект

Знакомство с проектом

II. Этап - основной. Планирование деятельности

Подбор литературы, стихов, загадок, игр

Познавательное развитие: изучение истории казачества, обычаев, традиций

Помощь в создании развивающей среды в группе

Подготовка оборудования, методических материалов

 

Художественно-эстетическое развитие: изготовление из подручного материала модели казацкого куреня, рисование весеннего пейзажа в станице

Помощь в подготовке праздника

 

Изготовление дидактических игр «Национальный костюм казаков», «Найди оружие казаков», презентации «Традиции кубанских казаков»

Речевое развитие: заучивание и чтение стихов, загадок по теме, обсуждение пословиц и поговорок, закрепление терминологии казаков

 

Проведение занятия «Казачьему роду нет переводу»

Музыкальное развитие: разучивание казачьих песен, танцев

 

Проведение бесед: «Казачий быт», «Казачьи обычаи и традиции», «Казаки – люди вольные»

Физическое развитие: разучивание игр и забав

 

Разучивание песен и танцев казаков

 

 

Обучение казачьим играм и забавам

«Заря-зарница», «Курень», «Достань платок», «Игра в шапку», «Казаки», «Жгут»

 

 

Чтение книг, обращение к родителям

 

 

Продуктивная деятельность:

конструирование - «Казачий курень»,

рисование - «Казачья станица»

 

 

III. Этап - заключительный

Проведение праздника «Святки в станице»

Участие в празднике

Участие в празднике

Видеофильм

 

Видео

 

 

 

Список использованных источников

1. Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов [Текст] / Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

2. Бондарь, Н.И. Традиционная духовная культура кубанского казачества Н.И. Бондарь [Текст] // Традиционная культура и дети. - Краснодар, 2009.

3. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности[Текст]// Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей  /Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

4.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 2006.

Категория: Комплексные и парциальные программы | Добавил: 461119 (05.11.2016)
Просмотров: 333 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: