Среда, 22.11.2017, 16:05

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 187
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Новые программы воспитания и обучения » Комплексные и парциальные программы

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВИДАХ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТЕРРЕНКУРА

УДК 373.2

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ

В РАЗНЫХ ВИДАХ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТЕРРЕНКУРА

Родионова Оксана Николаевна
к. пед. н., доцент,
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»,
кафедра педагогики и технологий дошкольного и начального образования, доцент
Россия
 

Тыртышникова Нина Александровна

старший воспитатель МАДОУ №25 г. Армавира

Россия
 

 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

Современная социокультурная ситуация в России определяет процесс качественного обновления образования с опорой в его содержании на личностный ресурс. Наше общество нуждается в активной личности, способной к самореализации, к проявлению социальной активности и творчества в решении жизненно важных проблем.

Первоосновы личности закладываются в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина, Е.Н. Герасимова, Н.Б. Шумакова, И.Э. Куликовская и др.). В дошкольном возрасте происходит формирование социальных навыков, усвоение нравственных норм и правил человеческого общества, приобщение к миру культуры, общечеловеческих ценностей и утверждение себя как субъекта социальной действительности.

В психолого-педагогических исследованиях социализация трактуется как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида социальным существом (И.В. Бестужев-Лада, Б.З. Вульфов, Б.С. Гершунский. Р.Г. Гурова, М.В. Крупенина, А.И. Кочетов, Т.Н. Мальковская, Ю.С. Тюнников, Г.Н. Филонов и др.).

Процесс социализации создает для ребенка возможность жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Система дошкольного образования способствует формированию социальной компетентности дошкольников, оптимальной адаптации ребенка к сложившимся социаль­ным условиям и ак­тивному участию подрастающего поколения в общественной жизни [1].

В соответствии с ФГОС ДО (2013) одним из направлений дошкольного образования является социально-коммуникативное развитие детей, ориентированное в том числе на развитие социального интеллекта. Мы разделяем позицию о том, что «социальный интеллект – интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации» [2, С. 9].

На наш взгляд, развитие социального интеллекта у дошкольников обеспечивается обогащением индивидуальных ресурсов личностного развития ребенка на основе овладения культурными средствами деятельности (ФГОС ДО), в том числе разными видами культурных практик.

Термин «культурные практики» широко используется в работах Н.Б. Крыловой. С точки зрения Н.Б. Крыловой, «практика ребенка становится культурной - …когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура — сущностное качество любой формы деятельности)» [3, с. 134].

По мнению исследователя М.В. Корепановой в содержании культурных практик можно выделить: получение опыта игровой деятельности как результат и способ познания мира; освоение детьми социокультурных норм поведения, деятельности, отношений как способ интеграции в ближайшем социуме; приобретение опыта исследовательской деятельности и познавательных действий как способа преобразования окружающего мира [4].

 Все мы знаем, что в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования к развивающей предметно - пространственной среде дошкольной организации, делающие акцент на территории, прилегающей к образовательной организации. Развивающая предметно-пространственная среда стимулирует общение и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность дошкольников, а также возможности для уединения.

Мы полагаем, что обогащение культурных практик дошкольников потенцирует ресурсы социального интеллекта, а пространством осуществления разнообразных форм активности в различных видах деятельности становятся специально организованные пешеходные маршруты (терренкуры) по территории дошкольной образовательной организации.

Развитию социального интеллекта детей в разнообразных видах культурных практик в условиях образовательного терренкура способствует создание проблемных, игровых, практико-ориентированных ситуаций и широкое использование естественных ситуаций, объективно требующих применения  детьми разнообразного опыта [5].

 На территории МАДОУ № 25 г. Армавира разработаны специальные образовательные терренкуры, стимулирующие развитие социального интеллекта дошкольников в разных видах культурных практик. Образовательный терренкур по территории ДОО дает возможность для детей посещать образовательные центры, зоны, островки, способствующие оздоровлению организма воспитанников, повышающие уровень двигательной активности дошкольников, развивающие познавательную активность и раскрывающие творческий потенциал каждого ребёнка.

Каждый маршрут имеет свою протяжённость и предполагает остановки в образовательных центрах. На карте маршруты обозначены определённым цветом. Оборудование и оснащение образовательных центров ориентировано на каждую возрастную группу дошкольников. Образовательные маршруты между собой переплетаются, интегрируются. Каждый маршрут предполагает реализацию задач определенных образовательных областей программы дошкольного образования.

Так например, маршрут №1. Приоритетное направление развития детей - физическое развитие. Данный маршрут самый протяжённый (цвет на карте территории-зеленый) начинается он с игр на асфальте, где есть традиционные классики, зигзаги, дорожки затем плавно переходит на тропу здоровья, игровой городок, а заканчивается маршрут спортивной площадкой, где ребята закрепляют основные виды движений, играют в подвижные и спортивные игры.

Маршрут №2. Направление – речевое развитие дошкольников. Небольшой по протяжённости, цвет на карте территории-желтый. Он начинается с аллеи писателей и предполагает остановку в беседке сказок. Там ребята слушают любимые сказки и художественные произведения, далее встречаются с сказочными Василисами, которые олицетворяют одно из времён года, и составляют о них рассказы по мнемотаблицам, рассказывают знакомые стихи о данном времени года, а заканчивается маршрут звуковой дорожкой.

Маршрут №3. Направление развития детей – познавательное. Маршрут окрашен красным цветом и предполагает путешествие по экологической тропе, остановку в исследовательском центре, там дети экспериментируют, проводят опыты с песком, водой, воздухом, магнитами. Данный маршрут включает в себя площадку по БДД, интеллектуальный островок и конструкторское бюро.

Маршрут № 4. Направление - художественно-эстетическое развитие. Маршрут окрашен в синий цвет и начинается с посещения центра изобразительного искусства, где дети занимаются продуктивной изобразительной деятельностью и каждый ребёнок может проявить творчество и инициативу. Следующей остановкой этого маршрута является мини-галерея, где выставлены картины известных художников и заканчивается он театральной сценой, там ребята показывают инсценировки, кукольные театры, выполняют этюды по ритмопластике.

Подробнее хочется остановиться на маршруте № 5, который построен с учётом приоритетного направления работы дошкольной организации: развитие социального интеллекта детей в процессе этнической социализации.

Армавир многонациональный город, здесь сошлись и пересеклись разные народности и культуры. В детском саду, который посещает 430 малышей, есть воспитанники разных национальностей: русские, армяне, белорусы, черкесы, адыгейцы.

 Пятый маршрут самый длинный по протяжённости на карте обозначен он оранжевым цветом и начинается с ознакомления дошкольников с жильем и основными предметами быта народов проживающих на Кубани. Для этого на территории детского сада давно обустроено кубанское подворье с предметами утвари и быта казаков. Пополняется уголок - армянского жилища глахтун, который украшен коврами, сундуком, полками с глиняной и медной посудой, а недавно родители принесли печь- «тондыр».

Следующая остановка в мастерской национального костюма позволяет ребятам закрепить элементы женского и мужского костюма, там дети сами могут попробовать изготовить элементы костюма или украсить головной убор и др. Ребята очень любят всё примерять, знают, чем отличались костюмы бедных и богатых людей у разных национальностей, могут подобрать орнамент для украшения любой одежды.

Далее на литературной полянке мы знакомимся с устным народным творчеством разных национальностей с творчеством писателей и поэтов. Так- же здесь проходят викторины, конкурсы, где ребята показывают знания народных пословиц, сказок, объясняют друг другу значение слов, рассказываю стихи. Это позволяет формировать интерес к литературному народному творчеству народов проживающих на Кубани, воспитывать чувства патриотизма, любовь к малой родине.

Далее образовательный маршрут включает островок искусства, где на сцене ребята показывают театральные представления и концертные номера, звучат народные инструменты балалайка, армянский дудук, здесь проходят совместно с родителями традиционные народные праздники масленица, вардавар. Например, на вардавар, летний народный праздник армян, дети с самого утра все поливают друг друга и взрослых водой, кто из чего может. Никто не высказывает недовольство, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой. Вардавар единственный в своем роде праздник, который знаменует объединение и который сопровождается традиционными песнями, танцами и играми.

Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, поэтому продолжается образовательный маршрут экологической тропой, где дети наблюдают объекты живой природы Кубани, проводят исследования, трудятся в огороде и цветнике. Затем останавливаются на туристической базе, дети с удовольствием показывают как собирать рюкзак, как ставить палатку, ориентироваться по карте, а также могут отдохнуть в домике лесника Лесник расскажет интересные факты о животных, напомнит правила поведения в лесу и познакомит с красной книгой Краснодарского края. Заканчивается образовательный маршрут на спортивной площадке, здесь ребята играют в народные подвижные игры это способствует не только физическому развитию детей, но и закладывает нравственные основы личности (чувства товарищества, взаимопомощи, уважение к народным традициям.

Перспективы дальнейшей работы по данному направлению связаны с апробацией и внедрением научно-методических рекомендаций по развитию социального интеллекта детей дошкольного возраста в разных видах культурных практик в практику работы дошкольных организаций региона.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов позволит совершенствовать работу в условиях непрерывного дошкольного и начального образования и несомненно создаст в педагогическом сообществе устойчивое мнение о необходимости развития социального интеллекта детей дошкольного возраста в разных видах культурных практик.

 

Список использованных источников:

 

1.Малыш, И.Г., Родионова, О.Н. Развитие социальной компетентности у детей 5-6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения. [Текст]/ И.Г. Малыш, О.Н. Родионова//Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: А.А. Сукиасян. 2014. с. 191-194.

2.Фатихова Л.Ф., Харисова А.А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста[Текст]: учебно-методическое пособие/ Л.Ф.Фатихова, А.А.Харисова . - Уфа: Изд-во Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2010. - 69 с.
3.Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике[Текст]/Н.Б.Крылова /.Личность в социокультурном измерении: история и современность. – М.: Индрик, 2007.

4.Корепанова М.В. Культурные практики как основа проектирования образовательной деятельности дошкольников.// Детский сад: теория и практика.-2015,-№5 с. 32

5.Семенака, С.И. Использование проблемных ситуаций в развитии эмоционального интеллекта дошкольников[Текст]/С.И.Семенака // Детский сад: теория и практика.- № 4, 2014. С. 86-95.

 

Категория: Комплексные и парциальные программы | Добавил: 461119 (05.11.2016)
Просмотров: 365 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: