Среда, 22.11.2017, 16:09

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 187
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Новые программы воспитания и обучения » Комплексные и парциальные программы

Сравнительный анализ образовательных программ как условие выбора модели реализации ФГОС дошкольного образования в детском саду

Сравнительный анализ образовательных программ как условие выбора модели реализации ФГОС дошкольного образования в детском саду

 

 

Румянцева Ирина Сергеевна, магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ

Сидоренко Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент ИППО ГАОУ ВО МГПУ

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №4 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

 

 

В 2013 году Минобрнауки России приказом № 1155 был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), - совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. себеВ целом подчеркнуто важнейшей задачей видах дошкольного образования, с формируемой учетом положения возраста ФГОС ДО, совокупность является поддержка людям индивидуальности ребенка и утвержден развитие его образованию потенциала.

В ФГОС ДО после раздела «Общие положения» сразу следуют требования к структуре освоения основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему, далее требования к условиям, и оканчивается текст стандарта требованиями к результатам.

В п. 2.11 определена структура Программы:1) целевой раздел, 2) содержательный раздел, и 3) организационный. В каждом из указанных разделов должна быть воспроизведена обязательная часть и часть, которая формируется участниками образовательных отношений: в соотношении 60% на 40 %.

В соответствии с этим документом, в настоящее время разными авторами разработаны различные образовательные программы дошкольного образования: «Вдохновение» (И.Е. Федосова), «Детский сад - дом радости» (Н.М. Крылова), «Детство» (А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаева, О.В. Солнцева), «Истоки» (Л.А. Парамонова), «Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов), «Мир открытий» (И.А. Лыкова, Л.Г. Петерсон), «Мозаика» (Н.В. Гребёнкина, В.Ю.Белькович, И.А. Кильдышева), «Первоцветы» и «На крыльях детства» (Н.В. Микляева); «От рождения до школы» (Т.С. Комарова, Н.Е. Веракса, М.А. Васильева); «Развитие» (А.И. Булычева); «Радуга» (Е.В. Соловьёва); «Успех» (Н.В. Федина) и др.

Проанализируем содержательные и качественные характеристики некоторых примерных программ дошкольного образования на предмет их соответствия ФГОС ДО.

Вариативная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» включает целевой раздел, содержательный и организационный разделы. В пояснительной записке к целевому разделу Программы отмечены цели и задачи Программы; ценности, научные основы, принципы и подходы; планируемые результаты освоения Программы.

В содержательном разделе Программы «Вдохновение» отмечены основные направления развития: социально-коммуникативное; познавательное (математика, окружающий мир); речевое развитие; художественно-эстетическое; физическое; коррекционно-развивающая работа с детьми.

Организационный раздел Программы содержит: общие положения; психолого-педагогические условия; адаптацию ребенка при переходе из семьи в дошкольную организацию; организацию образовательного процесса (познавательно-исследовательская деятельность, игра); формирование разновозрастных групп; планирование образовательной деятельности; планирование образовательного процесса; кадровые условия реализации; учебно-методическое и материально-техническое обеспечение; финансовые условия; организацию взаимодействия с семьей и т.д.

  • «Вдохновение» создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО c учетом результатов психолого-педагогических исследований в области дошкольного образования. В распоряжение педагога программа предоставляет выверенный педагогический инструментарий для достижения целей образования. Кроме содержательный того, программа «Вдохновение» развернутым обеспечивает преемственность с области начальным уровнем организационный образования.

Основным лейтмотивом Программы «Истоки» является уход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка со взрослым, детей между собой, диалога педагогов друг с другом и родителями.

Содержание Программы «Истоки» предполагает также диалоги культур и поколений. Система отличается комплексным интегративным подходом, расширяющим смысловой контекст деятельности дошкольников, способствует развитию мотивационно-потребностной сферы дошкольников, и в результате ведет к обобщению имеющегося опыта, выстраиванию новых психологических структур, предопределяющих успешность их развития в дальнейшем:

- формируются условия не только для получения определенных знаний, навыков и умений, но и вырабатывания таких базовых характеристик личности, как инициативность, самостоятельность, компетентность;

- у дошкольников вырабатывается языковая, интеллектуальная и социальная компетентности;

- отношения между взрослым и ребенком выстраиваются на основе уважения и доброжелательности;

- создаются условия, обеспечивающие свободу выбора средств, способов и общего содержания).

Важное значение в организации жизнедеятельности дошкольников отводится принципу связи теории и практики для того, чтобы та или иная информация была усвоена детьми. С этой целью в группах организуются небольшие «мастерские», то есть места, в которых находятся бумага, ножницы, клей, краски, цветная бумага, природный и другие материалы для поделок и аппликаций.

В «Радуге», как и в иных образовательных программах, для каждого возрастного периода определены соответствующие задачи развития деятельности, личности дошкольника. По своим целям и задачам программа не имеет существенных отличий от традиционной программы. Ее главными ориентирами являются укрепление и охрана здоровья дошкольников, обеспечение условий для полноценного психического развития каждого ребенка. Вместе с тем, в установлении конкретных задач психического развития детей программа «Радуга» весьма отлична от традиционной.

В частности, для детей 2 – 3лет (младшая группа) таким критерием является вырабатывание способности целеполагания, то есть развитие представлений, предвосхищающих результат деятельности; для детей 5 – 6 лет (старший дошкольный возраст) – это умение управлять своим поведением и личнымиВажнейшие психическими процессами (формирование и развитие памяти, также произвольного внимания и др.). Развитие методически указанных параметровспособами может быть реализовано в различных человеческуювидах для деятельности детей. Виды деятельности новообразований детей-дошкольников отмечены в комплект программе разными цветами Важнейшие радуги (из чего и вытекает название детей данной программы).

Программа «Развитие» основывается на психологической теории Л.С. Выготского, согласно которой сущность развития ребенка заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение средствами, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими в культуре способами. Культурные средства, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Анализ программы «Развитие» позволил нам сделать вывод о том, что:

- программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, в том числе его индивидуальности;

- программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста;

- авторы программы сделали акцент в своей программе не на содержательной стороне обучающего материала, а на способах действия с этим материалом, что имеет первостепенное значение для развития способностей;

- при отборе программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми, и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

Достоинствам программы является четкая выстроенность, детальная проработанность учебного материала, обеспеченность каждого занятия конкретным развернутым планом работы, учебно-методическими и наглядно-дидактическими пособиями.

Многолетнюю проверку прошла образовательная программа «Детство», которая зарекомендовала себя как качественный программно-методический комплекс, который включает:

- комплексную программу для детей-дошкольников от 3 до 7 лет;

- научно-методическое снабжение программы;

- методическое обеспечение процесса подготовки педагога по реализации Программы;

- мониторинг развития ребенка и педагогического процесса.

При этом спецификой программы широкое взаимодействие детей с различными культурными сферами общества: музыкой и изобразительным искусством, детским литературным творчеством и родным языком, эстетикой, экологией, математикой, игрой и трудовой деятельностью.

Таким образом, образовательная программа представляет собой один из важных педагогических условий, оказывающих влияние на эффективность и качество образования детей в дошкольном образовательном учреждении. Она определяет организацию воспитательно-образовательного процесса (формы, содержание) в дошкольной организации. При этом следует отметить, что образовательная программа является ориентиром творческой деятельности педагога, так как определяет содержание образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Список литературы

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета. – 2013. - № 265.
  2. Манузина Е.Б. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебное пособие / Е.Б. Манузина, А.Ю. Арутюнян; Алтайская гос. академия обр-я им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2013. – 116 с.
  3. Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный ресурс] // Минобрнауки РФ ФГАУ «Федеральный институт образования». – URL: http://www.firo.ru/?page_id=11684 [Доступ свободный, дата обращения 21.09.2017].
Категория: Комплексные и парциальные программы | Добавил: 461119 (08.11.2017)
Просмотров: 22 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: