Четверг, 21.09.2017, 08:12

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 182
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Образовательные технологии » Технологии воспитания

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

УДК 372.3

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

    Демко Елена Винидиктовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», Россия, г. Армавир.

 

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №1 журнала за 2017 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, образовательная программа дошкольного образования вместе с интегративными качествами личности и компетенциями дошкольника в различных видах детской деятельностью выделяют личностные и социальные результаты освоения программы дошкольного образования, которые нацелены на готовность ребенка дошкольного возраста к школьному обучению и его социальную успешность.

А.С. Асмолов, в своих научно-методических исследованиях, говорит о том, что институтом  социализации личности и ресурсом  развития общества является образование.

Современные социокультурные условия диктуют современным детям совершенно иную жизнь, чем их предшественникам  тех же лет. Развитие технологического процесса, появление новых технологических условий жизни требуют от родителей наших дошкольников постоянную вовлеченность в производительность труда, тем самым отдаляясь от семьи и своих детей. Ребенок - дошкольник становится «выброшенным» из главного института социализации – семьи, что приводит к негативным фактам социализации современных детей не только дошкольного, но и школьного возраста. Особенно это заметно у современных подростков. Их поведение, чрезмерная агрессивность, отсутствие гуманизма и толерантности к сверстникам, взрослым, животным, отчуждение и изоляция говорит о необходимости выдвинуть проблему социализации детей на первый план, начиная уже с дошкольного возраста.

         Достаточно долгое время в дошкольных организациях происходит эскалация содержания обучения, его расширение, а так же изменение методов, методических подходов, технологий взаимодействия с дошкольниками.

Отсутствие реально работающих технологий социализации, необученность таким технологиям воспитателей, непонимание  членами семей приоритета развития личностных качеств перед обучением, существенно замедляют введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в практику работы педагогов дошкольных организаций.             

     В детских садах отдается явное предпочтение развитию всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика дошкольника в ущерб социально-личностному. Выбирая дошкольные учреждения на рынке образовательных услуг, родители отдают предпочтение тем детским садам, в которых ведется качественная подготовка к поступлению в гимназии, лучшие школы, ну и конечно для коллективизации ребенка – дошкольника. Сами же дошколята (из анализа бесед с детьми старшей и подготовительной  к школе групп) приходят в дошкольные организации играть, рисовать, встретиться с друзьями и т.д.

         По мнению Басовой С.А., если проанализировать жизнь современного дошкольника, то свободное общение детей занимает от 10% до 20% времени их жизнедеятельности. Как  правило, это происходит во время режимных моментов (прогулка, свободная игра). Свободная игра занимает от 30 до 50 минут в день. И это в тот период детства, когда игра – ведущая деятельность ребенка. В большинстве случаев  работа строится так, что для игры и общения постоянно не хватает времени. [1]

Известно, что дети приходят в дошкольные организации в основном из однодетных семей, что не предполагает у них опыта общения в разновозрастном коллективе. Однако в детском саду группы, как правило, одновозрастные, что удобно в первую очередь для организации процесса обучения.

     Это обусловлено, с одной стороны повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой – недостаточной разработанностью технологий социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и заорганизованностью педагогического процесса.

     У детей недостаточно  формируется способность самим решать конфликт, не прибегая к помощи взрослого, не воспитывается умение самоопределяться в своих желаниях,  если они расходятся с желаниями большинства  детей в группе, то есть у дошкольников не происходит развития социальных навыков

Такое положение вещей не позволяет эффективно развивать определенные личностные качества, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребенку предоставляется возможность соотносить свое поведение с требованиями ситуации, ожиданиями других людей.

Дошкольная образовательная организация становится единственным местом, где дети могут без опасения проявлять свою инициативу и самостоятельность, а также взаимодействовать с разновозрастным детским коллективом в разнообразных видах деятельности, которые семья создавать не в состоянии.

     Новой задачей дошкольных образовательных организаций становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у детей дошкольного возраста. Вся жизнь ребенка в ДОУ  должна быть направлена на развитие личности малыша и его взаимодействия с детьми и взрослыми.

     Для этого необходимо изменять технологию образовательного процесса и создать условия для социального развития ребенка.Проблемы социальной жизни, детско-родительских  отношений мы позволили нам определить   задачи социального развития детей дошкольного возраста:

  1. Освоение норм и правил взаимодействия детей с взрослым и друг с другом.
  2. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе.
  3. Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: я – член коллектива, я – член семьи, я – мальчик или девочка, я – житель России, я -  житель Земли.
  4. Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта.

Базой развития социальных навыков у ребенка служит развитие у него саморегуляции поведения, как одной из центральных линий развития детей. Механизмами развития саморегуляции поведения детей в ДОУ являются:

  • создание развивающей  комфортной  среды, единого пространства социализации и включение родителей  в социально значимую для детей деятельность.
  • трансляция всеми участниками образовательного процесса в ДОО значимых образцов социального поведения;
  • регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей;
  • создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми социально-значимую деятельность;
  • разработка технологии создания коллектива единомышленников для овладения новыми методами саморегуляции поведения детей и взрослых в дошкольной организации.

     Возникает вопрос: как создать такие ситуации и формы активности, при которых  развитие саморегуляции, фундамента социализации, протекало бы в максимально адекватных для дошкольного возраста условиях?

     Приблизиться к поэтапному разрешению вышеназванных проблем позволяют авторские современные технологии социализации дошкольника. Одной из таких технологий является технология эффективной социализации детей дошкольного возраста Гришаевой Н.П., направленная на саморегуляцию поведения дошкольника, свободу и выбор, создание в дошкольных организациях единого пространства для социализации, определение наиболее эффективных способов создания команды единомышленников из педагогов и родителей, а так же формирование и внедрение новых методов, систем воспитания и социализации, в том числе, направленных на преемственность дошкольного и начального образования.

         Педагогические технологии эффективной социализации дошкольников Гришаевой Н.П.  (технология социализации «Клубный час», педагогические технологии социализации «Ситуация месяца», «Проблемная педагогическая ситуация», «Социальная акция», «Ежедневный рефлексивный круг», «Дети – волонтеры», «Волшебный телефон», «Развивающее общение»), могут быть использованы как по отдельности, так и все вместе.  Большой воспитательный потенциал для формирования взаимоотношений педагогов и школьников заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Успешность деятельности, срабатываемость ее участников зависят от взаимопонимания взаимодействующих сторон. Взаимопонимание педагогов и учащихся связано, прежде всего, с объективностью и всесторонностью их информированности друг о друге. [3]

Современная система образования дает возможность выбирать и организовывать педагогический и воспитательный процесс, используя различные инструменты и элементы информационных и коммуникативных технологий. Одной из таких эффективных технологий является Public Relations (PR).Public Relations - в просторечье «пиар» - это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание благоприятной коммуникационной среды для учителей, учеников, родителей, властей, ученых, спонсоров и т. п.[4]. Технологии PR опираются на «трех китов» - целевую аудиторию, ключевое сообщение, каналы коммуникаций и нацелены на создание общности мировосприятия ребенка и взрослого, укрепление их сотрудничества, в процессе которого происходит становление новых способов социального взаимодействия.

Таким образом, представленные технологии социализации ребенка, позволяют эффективно сформировать и развивать у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Список использованных источников:

  1. Басова С.Н. Использование современных технологий социализации дошкольника – (http://basova-svetlana.jimdo.com)
  2. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка  в дошкольной образовательной организации: методическое пособие [Текст]:  Н.П. Гришаева. – М.: Вентана – Граф, 2015. – 184 с.
  3. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]:  Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. -160 с.
  4. Технологии процесса социализации учащихся. [Текст]: www.orenipk.ru/rmo2009/Profobraz/3_4.doc)
Категория: Технологии воспитания | Добавил: 461119 (07.11.2016)
Просмотров: 703 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: