Понедельник, 18.12.2017, 02:05

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 191
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Блог

Главная » 2016 » Октябрь » 31 » Мониторинг потребностей родителей в инклюзивном, интегрированном и специальном образовании для детей с ОВЗ
13:58
Мониторинг потребностей родителей в инклюзивном, интегрированном и специальном образовании для детей с ОВЗ

Мониторинг потребностей родителей в инклюзивном, интегрированном и специальном образовании  для детей с ОВЗ

 

С 10 по 23 октября 2016 года студентами Института детства МПГУ при поддержке журнала "Современный детский сад" и Ассоциации лучших дошкольных образовательных организаций и Московского родительского клуба проводилось веб-анкетирование "Мониторинг потребностей родителей в разных формах инклюзивного, интегрированного и специального образования".  Участникам родительского клуба была сделана электронная рассылка с указанием адреса веб-анкет (для родителей нормально развивающихся дошкольников и детей с ОВЗ: http://webanketa.com) - были задействованы социальные сети "Facebook", "ВКонтакте" и "Одноклассники", включена регистрация респондентов по электронным адресам.

Характеристика выборки

В веб-анкетировании приняло участие 202 человека. Из них 28% - родители нормально развивающихся детей, которые выразили свое отношение к происходящему, т.к. их дети посещают инклюзивные и интегрированные формы обучения и воспитания вместе с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Остальные 72% - родители обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ.  Среди них преобладают родители детей с нерезко выраженными нарушениями здоровья.

Ответы

%

Нерезко выраженные нарушения здоровья (развития)

71,43

Выраженные нарушения здоровья (развития)

14,29

Множественные нарушения здоровья (развития)

0

Инвалидность

14,29

 

 

Дети посещают разные виды групп: компенсирующей, комбинированной и общеразвивающей направленности.

Ответы

%

Группу оздоровительной направленности

0

Группу общеразвивающей направленности

14,29

Группу комбинированной направленности

42,86

Группу компенсирующей направленности

42,86

 

 

Родители также отмечают наличие выбора между разными формами интеграции и инклюзии с нормально развивающимися дошкольниками

Ответы

%

в условиях инклюзии в общеразвивающую группу

28,28

в условиях интеграции в комбинированной группе

18,62

в условиях компенсирующей группы ДОО

36,55

в условиях предоставления дополнительных коррекционно-развивающих услуг на базе психолого-медико-педагогических центров

16,55

 

Характеристика ответов родителей нормально развивающихся дошкольников

 

1. Есть ли у Вас представление о том, что такое "ограниченные возможности здоровья" у ребенка  дошкольного возраста?

 

Ответы

%

Да

98

Нет

2

 

Большинство считает, что у них есть представление о детях с ОВЗ.

2. Как Вы относитесь к возможности его интеграции в группу нормально развивающихся детей?

Ответы

%

Положительно в целом

26,53

Отрицательно в целом

12,24

Есть "плюсы" и "минусы"

67,35

Не знаю

0

 

В основном, родители реально смотрят на ситуацию интеграции и могут назвать ее плюсы и минусы.

3. Среди "плюсов" интеграции что бы Вы могли отметить?

Ответы

%

Желание воспитать гуманность и сострадание в ребенке

68

Желание воспитать ребенка разносторонне развитой личностью

44

Возможность индивидуальной психолого-педагогической поддержки со стороны специалистов

30

Усиленное внимание психолога к работе с данной группой

22

Высокий уровень подготовки детей к школе

12

Более богатая предметно-развивающая среда и оборудование группы

20

Использование специальных методов и приемов обучения

26

Наличие усиленного медико-педагогического контроля

30

Другое

8

 

Основным плюсом интеграции является социально-нравственные аспекты развития личности и воспитания ребенка с условной нормой развития, а также индивидуальная психолого-педагогическая и медицинская поддержка со стороны специалистов.

4. Среди "минусов" интеграции что бы Вы отметили в первую очередь?

Ответы

%

Страх, что мой ребенок начнет действовать по подражанию  детям с нарушениями в развитии

14

Нежелание, чтобы мой ребенок был обделен вниманием воспитателей

30

Необходимость группе приспосабливаться под особые образовательные потребности детей с с ОВЗ

32

Сбои в режимных моментах из-за другого темпа деятельности детей с ОВЗ

46

Отсутствие индивидуальной поддержки ребенка с ОВЗ со стороны тьютора

60

Неподготовленность к интеграции со стороны кадров и администрации

66

Неподготовленность к интеграции со стороны создания безбарьерной среды

52

Большее количество ситуаций, связанных с нарушением требований к безопасности жизнедеятельности детей

30

Другое

4

 

Основными минусами интеграции, по мнению родителей, выступают организационные вопросы: неподготовленность к интеграции со стороны кадров и администрации, неподготовленность к интеграции со стороны создания безбарьерной среды, отсутствие индивидуальной поддержки ребенка с ОВЗ со стороны тьютора, сбои в режимных моментах из-за другого темпа деятельности детей с ОВЗ.

5. Как Вы относитесь к инклюзии ребенка с ОВЗ в общеразвивающую группу? Прокомментируйте свой ответ, пожалуйста.

В основном, родители комментируют еще большую неготовность к инклюзии, чем к интеграции, со стороны администрации учреждения и педагогического персонала общеразвивающих групп. Отмечают, что детям с ОВЗ необходима индивидуальная поддержка тьютора (каждому!) и что воспитатель не в состоянии распределить внимание между детьми с ОВЗ (от 3 до 7), особенно, с инвалидностью, и переполненной группой (свыше 25 человек). Есть негативные высказывания по поводу отсутствия специальных психологических и социально-коммуникативных тренингов с группами детей и их родителей, которые помогли бы наладить отношения между участниками образовательного процесса и сгладить трения.

6. Согласны ли Вы со следующим утверждением: "Инклюзия осуществляется стихийно".

Ответы

%

Поэтому ее следует запретить

4

Поэтому к ней нужно быть готовым и оказывать содействие педагогам и администрации

10

Поэтому ее нужно оптимизировать, проанализировав все плюсы и минусы

22

Поэтому нужно разработать паспорт готовности учреждения к инклюзии

10

Поэтому нужно сохранять альтернативы в виде комбинированных и компенсирующих групп

54

 

Большинство родителей предпочитают наличие альтернатив в выборе между инклюзивными, интегрированными формами обучения и специальными (компенсирующими) группами.

7. Изменится ли Ваше отношение к инклюзии и интеграции, если на каждого ребенка с ОВЗ в такой группе будет выделяться тьютор?

Ответы

%

Да, в сторону принятия

40

Вполне возможно, в сторону принятия

36

Не знаю

10

Нет, этим проблемы не решить, но вынуждены будем смириться

2

Категорически против интеграции и инклюзии

12

 

Большинство родителей нормально развивающихся детей готовы изменить отношение к инклюзии и интеграции, если на каждого ребенка с ОВЗ будет выделен тьютор. Однако в комментариях они отмечают, что в начальной школе этого уже будет недостаточно. Ссылаются на переполненность классов и  большую психологическую неподготовленность учителей, одноклассников и их родителей к принятию детей с ОВЗ, чем в детском саду. Предлагают альтернативу в виде частичной интеграции.

8. Какие формы работы с Вами необходимы, чтобы сделать процессы интеграции и инклюзии более успешными?

Ответы

%

Консультации со стороны работников психологической службы

33,33

Семинары-практикумы с логопедами и дефектологами

28,89

Индивидуальные беседы с логопедами и дефектологами

17,78

Оказание индивидуальных коррекционно-развивающих услуг, если у моего ребенка появятся проблемы в освоении материала

46,67

Коммуникативные тренинги для всех воспитанников

60

Проведение открытых мероприятий для родителей

57,78

Организация тренингов толерантности для всех родителей

51,11

Организация Академии родителей и организация бесплатного абонемента, включающего мастер-классы специалистов

37,78

 

По мнению родителей, сделать процессы интеграции и инклюзии более успешными помогут проведение открытых мероприятий для родителей и организация тренингов толерантности для всех родителей.

Характеристика ответов родителей детей с ОВЗ

1. Вам понятен механизм присвоения ребенку статуса "имеющий ограниченные возможности здоровья" (ОВЗ) через территориальные (городские) ПМПК? 

 

Ответы

%

не понятен, нет запроса  на его объяснение          

25,52

понятен, нет запроса на его объяснение

31,03

понятен, есть запрос на его объяснение

28,97

не понятен, есть запрос на его объяснение

14,48

 

Не более половины родителей ориентируется в том, каким образом дети получают статус ОВЗ. Им необходима консультативная помощь.

 

2. Отметьте известные Вам варианты подтверждения статуса ОВЗ для ребенка, уже посещающего ДОО

Ответы

%

Заключение территориального (городского) ПМПК

100

Заключение психолого-педагогического консилиума (ППК) ДОО или СОШ

14,29

Медицинская справка из поликлиники в дополнение к заключению ППК

57,14

Все ответы верны

0

Все ответы неверны

0

 

Родители не вполне ориентируются в двойном механизме подтверждения статуса ОВЗ и негативно комментируют излишнюю бюрократизацию данного процесса в ситуации с повторным прохождением городского ПМПК вместо получения заключения местного ППК и справки из районной поликлиники.

 

3. Знаете ли Вы, в каком случае ребенку предоставляются специальные условия для получения образования в связи с ограниченными возможностями здоровья?

 

Ответы

%

Да

66,9

Нет

33,1

 

Не все родители понимают, как статус ОВЗ влияет на возможность предоставления специальных условий для образования. Судя по комментариям, они не дифференцируют возможности получения образования в соответствии с адаптированной образовательной программой в специальной группе или на основе индивидуальной образовательной программы в интегрированной или инклюзивной группе - не понимают разницы в комплексном и индивидуальном сопровождении детей с ОВЗ на момент прихода в общеразвивающую группу, функционирующую как интегрированная или инклюзивная. Запросы повышенные, не соответствующие реальным кадровым и организационным условиям.

4. Назовите "плюсы" интеграции или инклюзии для Вашего ребенка

 Все родители отмечают возможности общения с нормально развивающимися сверстниками и потенциальные условия для благополучной социализации ребенка с ОВЗ.

5. Назовите основные трудности, с которыми сталкиваетесь Вы как родитель, получая услуги для ребенка, который находится в интегрированной группе

Родители отмечают проблемы общения и взаимодействия с одногруппниками, особенно, если у детей с ОВЗ отмечаются речевые проблемы или тяжелые ментальные нарушения, нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения. Дети с ОВЗ замыкаются или становятся агрессивными, еще более усугубляя свое положение в группе. Им необходимы регулярные коммуникативно-речевые практикумы с психологом и логопедом, но в условиях интеграции эти специалисты, в основном, занимаются с детьми индивидуально. В режиме дня и сетке занятий нет места для адаптационных тренингов и таких практикумов.

Интегрированная группа чаще всего представляет собой комбинированную группу. В нее набирают детей с инвалидностью, ОВЗ и нормально развивающихся. По численности она всегда превышает рекомендованные САНиПИНами 17 человек. При этом воспитатель физически не в состоянии своевременно организовать группу на проведение режимных моментов, если в ней находятся более, чем 3-4 инвалида (часто это дети со сложной структурой дефекта, например, умственно отсталые и безречевые), не говоря уже о присутствии еще 5-7 детей с менее выраженными ОВЗ. Ставок тьюторов на этих детей не выделяют, если речь идет о комбинированной группе. Тьюторы есть только в редких общеразвивающих группах детского сада и в начальной школе.

Сетка занятий в интегрированной группе перегружена из-за работы по двойной программе: программы воспитания и обучения с нормой развития и адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ. Дети устают и не успевают играть. Работающий на группе дефектолог не имеет при этом возможности работать с детьми, имеющими сложную структуру дефекта, за двоих специалистов: за дефектолога и за логопеда. Между тем, именно проблемы речевой коммуникации усугубляют проблемы интеграции детей с ОВЗ в группу и в социум. Логопедический пункт учреждения при этом не предполагает интегрированных групповых форм работы по освоению вербальных средств общения у детей с  ОВЗ и с нормой развития.

 

6. Назовите основные трудности, с которыми сталкиваетесь Вы как родитель, получая услуги для ребенка, который находится в инклюзивной группе 

Основной проблемой родители считают неподготовленность системы и менталитета всех участников инклюзивного процесса. Сюда относится профессиональная и организационная неподготовленность воспитателей к работе с детьми с ОВЗ в условиях большого количества детей (25 и более человек) и невладение ими коррекционно-развивающими методиками (например, приемами специальной терапии для детей с ранним детским аутизмом), неумение пользоваться специальной звукоусиливающей аппаратурой (они не контролируют, когда ребенок забыл включить слуховой аппарат и не знают, как обращаться с ним) и т.д.

Кроме того, отмечается недостаточность объема квалифицированной коррекционно-развивающей помощи со стороны логопедов логопунктов (их нагрузка распределяется на всех детей комплекса, включая начальные классы), еще более острая нужда отмечаются в индивидуальной поддержке со стороны дефектологов (один дефектолог на комплекс, который работает со всеми дошкольными отделениями и 8 классами школы). Дефектологов подменяют собой психологи, которые тоже не владеют коррекционно-педагогическими технологиями и не могут обеспечить равные стартовые условия для подготовки детей с ОВЗ  к школе по математике, ознакомлению с окружающим и родному языку.  Другой огромной проблемой является отсутствие преемственности дошкольного и начального образования детей с ОВЗ в условиях инклюзии.

 

7. На Ваш взгляд, готова ли система дошкольного образования к предоставлению услуг в сфере инклюзивного образования?

 

Ответы

%

больше готова на уровне финансовых условий          

3,45

на уровне материально-технических условий

4,14

на уровне кадровых условий               

3,45

на уровне социально-педагогических условий

2,76

на уровне психолого-педагогических условий

11,03

 система не готова ни по одному пункту условий

75,17

 

Исходя из комментариев респондентов, в анкету было добавлено несколько вопросов, ориентированных на варианты оптимизации системы, работающей в форме инклюзии и интеграции, специального образования.

 

1. Как Вы относитесь к большому количеству детей с инвалидностью в одной группе?

Ответы

%

Не нужно ограничивать - таких может быть половина группы

0

Нужно ввести пропорцию с общим количеством детей в группе

0

Нужно ввести пропорцию относительно других детей с ОВЗ

42,86

Нужно ограничить количество до 2-3 детей в группе

0

Нужно сокращать контингент детей в группе при увеличении числа инвалидов

28,57

Нужно вводить ставки тьюторов при увеличении числа детей-инвалидов

28,57

 

2. С чем должна соотноситься ставка тьютора?

Ответы

%

с числом детей с ОВЗ в 1 группе - на каждого ребенка с ОВЗ нужно выделять по тьютору

71,72

распределяться на несколько групп - тьютор будет иметь гибкий график работы и сопровождать детей в соответсвии с ним

24,14

 тьютор выделяется на учреждение и вызывается для сопровождения ребенка с ОВЗ во время проведения межгрупповых мероприятий

4,14

 

3. Тьютор необходим для индивидуальной психолого-педагогической поддержки ребенка, преимущественно, в каких условиях?

Ответы

%

инклюзивная группа           

31,03

интегрированная группа         

17,93

компенсирующая группа

4,14

для всех видов групп и их организационно-правовых форм

68,28

 

В комментариях родители указали острую необходимость в тьюторской поддержке не только в интегрированных и инклюзивных, но и в компенсирующих группах. Данные соотносятся с количеством детей-инвалидов в группе: то есть потребность резко возрастает, если в группе есть несколько инвалидов.

4. Для коррекционно-педагогического сопровождения Вашего ребенка достаточного одного специалиста?

Ответы

%

Да, вполне

0

Не всегда достаточно

0

Недостаточно

14,29

Крайне необходимо комплексное сопровождение

85,71

 

 

5. Зависит ли эффективность коррекционно-педагогической работы с Вашим ребенком от количества детей в группе?

Ответы

%

Зависит от количества нормально развивающихся детей

28,57

Зависит от количества детей с ОВЗ в группе

57,14

Зависит от количества детей-инвалидов в группе

14,29

Не зависит от количества детей в группе

0

 

6. На Ваш взгляд, к чему  должны быть привязаны ставки специалистов коррекционного профиля?

 

Ответы

%

К 1 группе - для каждого вида групп и формы интеграции или инклюзии должно быть составлено свое штатное расписание

71,03

Ставки должны быть привязаны к количеству групп (например, 1 ставка логопеда на 2 группы)

15,17

Ставки должны быть привязаны к наличию логопункта или дефектологического пункта и касаться работы всего учреждения, а не отдельных групп

13,79

 

Родители обосновывают запрос на разработку модельного штатного расписания для каждой организационно-правовой формы функционирования дошкольной группы (специальной, интегрированной и инклюзивной).

 

7. Как Вы относитесь к необходимости присутствия медицинского работника в течение дня в детском саду?

Ответы

%

не нужен вообще

1,38

нужен временно, при проведении диспансеризации

4,14

нужен для первичного осмотра детей с утра и разрешения на допуск в группу

28,97

нужен для индивидуального медицинского сопровождения постоянно, в т.ч., для  организации приема лекарств

48,97

нужен для оказания первой медицинской помощи

45,52

нужен для осуществления медико-педагогического контроля на занятиях и в режимных моментах

39,31

 

Очень выраженный запрос родителей как детей с ОВЗ, так и нормально развивающихся дошкольников, на возвращение в штат учреждения специалистов медицинского профиля. Отмечают, что без параллельного лечения детей с ОВЗ, которое возможно только при наличии медика в детского саду (терапевт, медсестра-ортоптистка, медсестра по массажу и др.), инклюзия является вредительством.

Комментарии по поводу мониторинга потребностей родителей детей с ОВЗ в разных формах инклюзивного, интегрированного и специального образования

Родители единогласны в том, что такой мониторинг нужно проводить регулярно:

-  для квалифицированной помощи детям в разных образовательных и социальных ситуациях, для определения мер консультативной и правовой поддержки родителям;

 - для контроля эффективности осуществления интеграции и инклюзии, для выявления нарушений и их исправления, корректировки образовательной программы с учетом новых обстоятельств.

Выводы:

На основании результатов мониторинга потребностей родителей в различных формах инклюзивного, интегрированного и специального образования:

1.    Необходимо принятия межотраслевого соглашения между органами управления образованием и здравоохранением,

-  характеризующего двойственный (гибкий, вариативный) механизм присвоения ребенку статуса "ребенок с ограниченными возможностями здоровья" (через территориальные ПМПК и через запрос поликлинике от психолого-педагогического консилиума организации по результатам динамического наблюдения за ребенком и заявления от родителей на реализацию индивидуальной образовательной программы);

- предполагающее разработку моделей совместных скрининг - программ, позволяющих своевременно обнаруживать ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребности у  детей раннего возраста, посещающих дошкольные образовательные организации.

2.    В рамках системы медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и их семей:

-  требуется ввести консультативные пункты для родителей детей раннего возраста, если по результатам скрининг-программы количество воспитанников, находящихся в "зоне риска", составляет более, чем 25 человек на дошкольную образовательную организацию;

- вернуть ставки медицинских работников  для индивидуального медицинского сопровождения  детей с ограниченными возможностями здоровья и функциональными отклонениями (первичный утренний осмотр и допуск в группу, прием необходимых лекарств по состоянию здоровья, первичная медицинская помощь);

- ограничить процент детей-инвалидов от общего контингента компенсирующей и комбинированной группы (не более 20%) или ввести ставки тьюторов, исходя из 1-6 детей с инвалидностью на дошкольную группу.

3. Для оптимизации работы инклюзивных, интегрированных и специальных групп:

- необходимо разработать Инструктивное письмо, описывающее модельную методику расчета примерного штатного расписания, исходя из своеобразия специальных образовательных потребностей обучающихся, вида группы (оздоровительная, общеразвивающая, комбинированная, компенсирующая) и ее организационно-правового статуса (интегрированная, инклюзивная) (в частности, при сочетанных и множественных нарушениях развития детям по заключениям ПМПК может быть рекомендованы групповые и индивидуальные занятия не только с учителем-логопедом, но и учителем-дефектологом и педагогом-психологом);

- требуется разработать паспорт готовности организации к психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного дошкольного образования (финансовые, материально-технические, кадровые условия) и его преемственности по отношению к следующему - начальному школьному - уровню образования.

 

 

 

 

Категория: Видео-лекции и семинары для родителей и педагогов | Просмотров: 602 | Добавил: 461119 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: