Пятница, 29.03.2024, 18:31

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Детский сад в социуме » Детский сад и школа

Новые квалификационные характеристики должностей работников школы и детского сада


Приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2009 № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"» (далее – Приказ № 593) утвержден новый раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Ранее действовавший Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (с изм. и доп.), не содержал квалификационных характеристик, поскольку при определении должностных обязанностей работников образования, а также требований к их знаниям и квалификации применялись тарифно-квалификационные характеристики (требования), согласованные постановлением Минтруда России от 17.08.1995 № 46 (с изм. и доп., внесенными постановлением Минтруда России от 22.11.1995 № 65).

Указанные тарифно-квалификационные характеристики были официально признаны утратившими силу в соответствии с пп. 107, 113 приказа Минздравсоцразвития России от 24.11.2008 № 665 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Министерства труда и занятости населения Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения РСФСР, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации".

Необходимо также иметь в виду, что Приказ № 593, которым утвержден раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, на государственную регистрацию в Министерство юстиции РФ не представлялся, поскольку в соответствии с подп. "г" п. 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. приказом Минюста России от 04.05.2007 № 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации") не подлежат представлению на государственную регистрацию технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т. п.), если они не содержат нормативных предписаний.

Однако, по нашему мнению, такой подход применительно к квалификационным характеристикам должностей работников, которые формируются в соответствующие квалификационные справочники только системно (по разделам с учетом принадлежности к оп­ределенным видам экономической деятельности), представляется неверным, т. к. положения, содержащиеся в квалификационных характеристиках, носят по существу нормативный характер, затрагивая трудовые права работников.

Так, квалификационные характеристики должностей работников содержат конкретные требования к знаниям и уровню квалификации работников для занятия определенной должности. В случае если уровень квалификации работника, претендующего на должность, не будет соответствовать требованиям к квалификации, предусмотренным квалификационной характеристикой, работодатель со ссылкой на эти квалификационные требования может отказать претенденту на вакантную должность в заключении трудового договора.

Серьезные правовые последствия для работников возникают и в других случаях применения квалификационных характеристик, в частности, при прохождении аттестации. Ее результаты (признание работника не соответствующим занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации) могут стать основанием для увольнения работника по подп. "б" п. 3 ст. 81 ТК РФ.

Нормативный характер требований, содержащихся в квалификационных характеристиках, вытекает также из ст. 57 ТК РФ, которая предусматривает, что если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Особенности применения квалификационных характеристик должностей работников образования

Квалификационные характеристики должностей работников образования, утвержденные Приказом № 593, как и все другие квалификационные характеристики должностей, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике (далее – ЕКС), применяются в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм и предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений.

Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" ЕКС состоит, в свою очередь, из четырех подразделов:

I. Общие положения.

II. Должности руководителей.

III. Должности педагогических работников.

IV. Должности учебно-вспомогательного персонала.

Подраздел "Общие положения" квалификационных характеристик должностей работников образования предусматривает особенности их применения к работникам образования в целях повышения результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности, наиболее полного использования профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и обеспечения его эффективности.

В отличие от раздела "Общие положения" Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37), данный подраздел квалификационных характеристик должностей работников образования содержит основные составляющие компетентности руководителей, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала (профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая).

При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия.

В подразделе предусматривается также, что:

квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, определяемых с учетом особенностей организации их труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников;

при необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями;

при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, выполняемых при занятии соответствующей должности в конкретных органи­зационно-педагогических условиях (например: в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников; в случаях отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменения режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п.).

При уточнении перечня работ, свойственных той или иной должности в конкретных организационно-педагогических условиях, руководителям образовательных учреждений следует руководствоваться Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Мин­обрнауки России от 27.03.2006 № 69 (далее – Положение).

Так например, в соответствии с п. 4.2 этого Положения в каникулярный период, а также в период отмены для обучающихся и воспитанников учебных занятий, изменения режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям педагогические работники (за исключением преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования) осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки – педагогической работы), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 Положения.

При этом учителя, осуществляющие индивидуальное обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулярный период привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

Преподаватели образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, в соответствии с п. 4.5 Положения во время зимних каникул, а также в период летних каникул, не совпадающий с их отпуском, привлекаются: к участию в работе методических комиссий, семинаров, предметных цикловых комиссий, к комплектованию учебных кабинетов, лабораторий, к мероприятиям по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий.

Работники из числа учебно-вспомога­тельного и обслуживающего персонала в каникулярный период в пределах продолжительности рабочего времени, установленной по занимаемой должности, могут привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.

Привлечение к работе в каникулярный период, а также в период отмены занятий по указанным выше причинам осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов образовательного учреждения, в которых одновременно уточняются выполняемые работниками обязанности и график работы.

Уточнение перечня работ допускается также согласно п. 8.2 указанного Положения у воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 ч работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 ч работы). Так, в целях отработки воспитателями 36-часовой недельной нормы рабочего времени предусматривается: либо одновременная ежедневная работа двух воспитателей в течение 6 ч в день для каждого воспитателя; либо работа по замене каждым воспитателем в течение этого времени воспитателей, отсутствующих по болезни и другим причинам; либо выполнение работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения и иными локальными актами.

Основанием для уточнения перечня работ педагогических работников могут также служить положения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений". Так, в целях обеспечения для отдельных учителей гарантий выплаты ставки заработной платы в полном размере предусматриваются случаи их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, если учителям не может быть обеспечена полная учебная нагрузка. Об отсутствии возможности обеспечения учителей полной учебной нагрузкой и о догрузке их другой педагогической работой учителя должны быть поставлены в известность не позднее, чем за два месяца.

К таким работникам относятся учителя:

1–4-х классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

1–4-х классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;

физической культуры сельских общеобразовательных учреждений и иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Остальные подразделы Квалификационных характеристик должностей работников образования Единого квалификационного справочника, утвержденные Приказом № 593, сформированы из квалификационных характеристик должностей руководителей структурных подразделений, должностей педагогических работников и должностей работников учебно-вспомогательного персонала, включенных в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования".

Кроме того, подраздел "Должности руководителей" предусматривает квалификационные характеристики должностей руководителей образовательных учреждений с на­именованиями "директор", "заведующий", "начальник" и их заместителей, которые в профессиональные квалификационные группы не формируются.

Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника не содержит квалификационные характеристики должностей профессорско-преподавательского состава учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, а также квалификационные характеристики иных должностей работников этих образовательных учреждений, например, должность "специалист по учебно-методи­ческой работе", поскольку квалификационные характеристики указанных должностей будут включены в другой раздел Единого квалификационного справочника. Проекты квалификационных характеристик должностей этих работников разработаны и находятся в стадии согласования в соответствующих структурах Минздравсоцразвития России.

Кроме того, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника не содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в образовательных учреждениях, но относящихся к общеотраслевым должностям служащих и профессиям рабочих, а также к должностям служащих, типичных для других видов экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.). В связи с этим при разработке их должностных инструкций следует применять квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных органи­зационно-педагогических условиях.

Необходимо также учесть, что при разработке нормативных правовых актов регионального и муниципального уровней (в т. ч. по вопросам оплаты труда работников образовательных учреждений) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе решать вопросы, относящиеся к компетенции федеральных органов исполнительной власти, например:

формировать профессиональные квалификационные группы по своему усмотрению, в т. ч. по принципу: руководители, специалисты, служащие, рабочие;

утверждать квалификационные характеристики должностей служащих и профессий рабочих;

относить должности работников к иной категории служащих, например, относить к категории: педагогических работников – массажистов, хормейстеров, художественных руководителей, аккомпаниаторов, инструкторов по лечебной физкультуре, спортсменов-инструкторов; руководителей 3-го уровня (руководители структурных подразделений) – должности старших воспитателей, являющихся педагогическими работниками, входящими в профессиональные квалификационные группы "педагогические работники"; специалистов или учебно-вспомога­тельного персонала – шеф-поваров, заведующих хозяйством, заведующих складом, заместителей руководителей (заведующих, директоров) по хозяйственной работе, относящихся в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих и должностей служащих к категории руководителей;

устанавливать иные требования к квалификации по должностям руководителей, специалистов и других служащих по сравнению с требованиями к квалификации работников, предусмотренными квалификационными характеристиками должностей работников, утвержденными в установленном порядке;

использовать ненормативные наименования должностей работников (например, применять в общеобразовательных учреждениях наименования должностей "педагог-валиолог", "педагог-библиоте­карь", а в учреждениях начального или среднего профессионального образования – наименование должности "старший преподаватель").

Новации при определении должностных обязанностей работников образования, требований к их знаниям и квалификации

Как и в применявшихся ранее тарифно-квалификационных характеристиках, все квалификационные характеристики должностей работников образования (далее – КХ), утвержденные Приказом № 593, состоят их трех частей: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации".

Вместе с тем их содержание претерпело существенные изменения.

Так, в части "Должностные обязанности" конкретизирован и дополнен перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему соответствующую должность.

Например, содержание должностных обязанностей учителя пополнилось функциями, связанными:

с использованием разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения, в т. ч. по индивидуальным учебным планам и ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

разработкой рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ;

поддержкой разнообразных видов деятельности обучающихся, развитием их познавательных интересов, способностей, организацией их самостоятельной деятельности, в т. ч. исследовательской;

реализацией проблемного обучения, осуществлением связи обучения по предмету (курсу, программе) с практикой;

другими обязанностями.

Вместе с тем, как и прежде, функции, связанные с осуществлением классного руководства, проверкой письменных работ, заведованием отделениями (филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками), руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и некоторыми другими видами деятельности, в прямые должностные обязанности учителей, а также преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, предусмотренные квалификационными характеристиками, не входят, а являются дополнительными затратами их труда, подлежащими дополнительной оплате.

Выплаты за дополнительные трудозатраты в структуре заработной платы относятся к компенсационным выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (предусмотрено в Отраслевом соглашении по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, на 2009–2011 годы (подп. 5.2.7), которое зарегистрировано в Федеральной службе по труду и занятости 19.06.2009 № 127/09-11).

Следует отметить, что в должностные обязанности всех педагогических работников входят функции, связанные с участием в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также с участием в методической работе, проводимой в различной форме; использованием в своей деятельности компьютерных технологий, в т. ч. текстовых редакторов и электронных таблиц; обеспечением охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса; осуществлением связи с родителями (лицами, их заменяющими); выполнением правил по охране труда и пожарной безопасности.

Необходимо обратить внимание и на то, что дополнены требования к знаниям работников образования. Наряду с ранее предъявляемыми требованиями теперь они должны знать:

приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

современные педагогические технологии продуктивного дифференцированного развивающего обучения и реализации компетентностного подхода;

технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

основы экологии, экономики, социологии;

трудовое законодательство;

основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т. п.

Уточнены требования к квалификации руководящих и педагогических работников, содержащиеся в части "Требования к квалификации" КХ.

Квалификационные характеристики должностей работников образования уже не содержат дифференцированных требований к квалификации, учитываемых при оплате труда, поскольку, в отличие от тарифно-квалифи­кационных характеристик, их применение не связано с установлением размеров оплаты труда по разрядам ЕТС. Кроме того, в квалификационных характеристиках требования к квалификации работников существенно конкретизированы.

Так, к претендентам на должности руководителей образовательных учреждений и их заместителей предъявляются требования о наличии высшего профессионального образования по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стажа работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшего профессионального образования и дополнительной профессиональной подготовки в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стажа работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

К претендующим на должности педагогических работников (за исключением тьюторов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, методистов, инструкторов-методистов) предъявляются квалификационные требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, т. е. по-прежнему лица, имеющие среднее профессиональное образование, вправе занимать должности учителей, воспитателей, педагогов-психологов и других педагогических работников, кроме указанных выше.

В то же время квалификационные характеристики большей части должностей педагогических работников содержат теперь требования профессиональной подготовки по направлению "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо к деятельности в образовательном учреждении, что в ранее действовавших тарифно-квалификационных характеристиках предусматривалось лишь по должностям учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов и концертмейстеров.

Однако необходимо учитывать, что отсутствие у руководящих и педагогических работников образования, предусмотренного квалификационными требованиями, не может явиться причиной для их увольнения в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, если это не подтверждено результатами их аттестации.

Относительно приема на работу в образовательные учреждения лиц без высшего или среднего профессионального образования по определенному направлению подготовки также нет жесткого запрета. Пунк­том 10 подраздела "Общие положения" Квалификационных характеристик работников образования предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в части "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ, заведующая правовым отделом ЦК Профсоюза
Ж.П. Осипцова

Эксперт ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ
В.Н. Понкратова 

Категория: Детский сад и школа | Добавил: 461119 (19.05.2013)
Просмотров: 6432 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: