КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ — СВОБОДНАЯ ФОРМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
Лыкова Ирина Александровна, доктор педагогических наук, профессор ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», Москва
Аннотация. В докладе раскрывается сущность культурных практик как привычных и желанных для самого ребенка способах самоопределения, самоактуализации, саморазвития. Роль «культурных практик» обосновывается с позиций культурологии образования: описываются базовые культурные умения, раскрывается значение «культурной памяти» и «культурного опыта», дается характеристика индивидуального стиля деятельности детей и позиции педагога. «Картина мира» интерпретируется как результат самоидентификации ребенка в социокультурном пространстве. Желается значимый вывод о необходимости изменения взгляда педагогов на культуру как цель, смысл и содержание образования на всех его уровнях.
Ключевые слова: культура, культурологический подход, культурные практики, культурные умения, культурный опыт, культурная память, картина мира.