Рабочая тетрадь по экспресс - подготовке ребенка к школе (с комментариями психолога)
Кандидат психологических наук, методист отдела мониторинга качества подготовки
управления учебно-методической работы МГПУ
Мария Сергеевна Гринева
Работу по программе подготовки детей к обучению в школе следует начать проводить в октябре, после завершения периода адаптации воспитанников к детскому саду после лета. Нужно понимать, что в ее основе лежит постепенная, а не экстремальная подготовка воспитанника подготовительной к школе группы к другим условиям жизни и деятельности. И, что самое важное, - в щадящем режиме, с опорой на технологии психосбережения и формирования устойчивой личности. Поэтому среди заданий есть задания на формирование психологической готовности к школе и на становление такого качества личности, как социальная устойчивость. Обычно они интегрированы в обучающие игровые задания в виде мотивационной установки для детей на общение или специальных коммуникативных приемов работы с дошкольниками. Заканчивается цикл таких игр-занятий на основе комплекса игровых заданий к лету, в мае.
Набор игр-заданий.
- Запомни и повтори. Игра проходит в кругу. Ведущий называет любой случайный предмет, дальше по кругу все дети должны вспомнить все предметы, которые были названы до него, соблюдая очередность, и прибавить к цепочке свое слово. Таким образом, количество слов постепенно увеличивается и к последнему частнику круга достигает максимума. По желанию, любой из группы может попытаться повторить все слова. Рекомендуется использовать цепочку из 10-15 слов. Даже если круг не закончился, можно предложить начать новую цепочку.
- Запомни фигуры. Детям предлагается запомнить фигуры на доске. Затем фигуры закрываются, а дети должны постараться нарисовать их все по памяти синим карандашом. Затем фигуры открываются и дети должны исправить ошибки на своем рисунке зеленым карандашом.
- Игра со стульчиками. Ведущий просит детей встать справа от стульчика, слева, за стульчик, перед стульчиком, на и под стульчик.
- Путаница. Дети стоят в кругу и держатся за руки. Один из детей отворачивается – это ведущий. В это время, остальные дети стараются «запутаться», не расцепляя рук. Затем ведущий возвращается и, не разрывая круга, должен «распутать» путаницу.
- Кто больше. Игра проводится в кругу. Начиная с ведущего все по очереди должны вспомнить названия на заданную тему (животные, растения, транспорт, еда и т.д.). Нельзя повторяться, называть понятия, не относящиеся к теме или являющиеся понятиями более общего плана (например, в теме растения, ответ цветок – это понятие более широкое, и надо дать конкретное название вида цветка, дерева, травы и т.д.). Если ребенок повторяется или не может найти ответ, он выбывает из игры и становится наблюдателем, цель которого отслеживать правильность ответов других участников. Игра идет круг за кругом, пока не выявиться победитель, или несколько победителей (Яковлева).
- Командиры. Дети стоят лицом к ведущему. Ведущий отдает команды, дети должны выполнять только те из них, которые начинаются с обращения «командиры».
- Кто где сидел? Игра в кругу на стульчиках. Один ребенок запоминает, где сидят все участники игры, выходит из круга и отворачивается. Все игроки быстро меняются местами, а вернувшийся вода должен всех рассадить по своим местам.
- Найди отличия (Н.Я. Головнева, М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, с.20). Дети сначала каждый на своем бланке ищет отличия между двумя похожими картинками. Затем на образце ведущий помечает все найденные детьми отличия, а дети проверяют в своих бланках. В итоге должны быть найдены все 10 отличий.
- Перекличка. Детям напоминается о том, что на следующий год они идут в школу, и предлагается поиграть в начало урока. «Ученики» должны сесть за столы «по-школьному» и когда называются их фамилия и имя должны ответить: «здесь».
- Ракета. Ракету, изображенную на фоне клетчатого поля, необходимо перенести на пустое клетчатое поле, большего размера.
- Узнай по голосу (С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник). Давайте встанем в круг, возьмемся за руки. На нужен один человек внутри круга. Кто хочет встать в центр?.. Отлично, Вася! Все остальные будут вокруг тебя водить хоровод и петь песенку. А Вася пусть ее внимательно слушает и делает то, о чем мы будем его просить. Слушайте песенку…
Вася, ты сейчас в лесу.
Мы зовем тебя: «Ау!»
Ну-ка глазки закрывай, не робей.
Кто зовет тебя – узнай поскорей.
Теперь, Вася, закрой глаза, а тот, до кого я дотронусь, сделает шаг вперед и позовет: «Вася! Ау!» А ты попробуешь угадать, кто тебя звал.
- Прямой счет. Дети встают в линию или полукругом, лицом к ведущему. Ведущий кидает детям по очереди мячик и в случайном порядке называет число. Ребенок, получивший мячик, должен вернуть его ведущему, назвав число большее на единицу чем то, какое ему сказал ведущий. В зависимости от уровня знаний детей диапазон чисел можно ограничить первым, вторым десятком или сотней.
- Копирование образца. На листочки дети должны перенести группы точек с доски.
- Обратный счет. Проходит так же как и прямой счет, но дети называют не большее, а меньшее на единицу число.
- Повтори хлопки. Ведущий предлагает детям повторить за ним прохопаный ритмический узор. Хлопки отличаются по ритму. Например ||| ||| или ||| | |.
- Слушай хлопки (Н.Г. Яковлева). Дети ходят по залу, и как только услышат хлопки, должны сосчитать их и превратиться в заданную фигуру. На 1 хлопок – в цаплю, на 2 – в сову, на 3 – в лягушку, на 4 – снова идти по залу.
- Не пропусти животное. Дети должны хлопать, когда слышат название животного в потоке случайных названий.
- Продолжи образец. На клетчатой бумаге нарисованы сериационные узоры, которые дети должны продолжить, поняв принцип его составления.
- Срисуй образец. Детям раздаются бланки с нарисованными таблицами 5х5. На доске вывешивается такая же таблица, разукрашенная определенным образом. Взрослый анализирует с детьми цвета узора и принцип и последовательность закрашивания ячеек. Затем дети должны разукрасить свой бланк как показано на образце.
- Бусы. Детям раздаются бланки, на которых нарисованы круги с цифрами внутри. Задание: Каждый круг – это ниточка для бус. Надо нарисовать на каждой из них столько бусинок, какое число стоит внутри. Затем бусы надо разукрасить.
- Морщинки (С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник). Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. Отлично… Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос - вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите плечи, стараясь достать до ушей и опустите плечи. Вдох выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!
- Скажи наоборот. Дети по очереди должны называть антонимы прилагательным и глаголам, предлагаемым ведущим.
- Бывает - не бывает. Ведущий называет различные явления, дети хлопают в ладоши, когда произнесенное явление существует и не хлопают, если это небылица. (Варианты небылиц: синяя собака, люди летом в шубах и т.д.)
- Нарисуй нелепицу. Дети должны придумать и нарисовать что-то, чего не бывает. Затем устраивается выставка, где каждый рассказывает о своей идее.
- Четвертый лишний. Из четырех перечисленных ведущим слов надо исключить лишнее слово, а остальные объединить обобщающим понятием.
- Найди одинаковые носки (Н.Я. Головнева, М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, с.61). На бланке изображены перепутанные парные носки. Носки отличаются узором и расположением заплаток. Одинаковые носки надо одинаково разукрасить.
- Чего не хватает. Проанализировав распределение фигур в таблице 3х3, надо вставить в пустую ячейку недостающую фигуру и определенным образом заштриховать.
- Бусы. На линии нарисована последовательность бусин разной величины. От детей требуется понять алгоритм расположения бусин и продолжить цепочку. Затем надо разукрасить получившееся украшение.
- Солнышко. Перерисовать изображение солнышка по клеточкам.
- Дорисуй домики. На бланках изображены домики, в разной степени дорисованных (приложение 10). Задача детей - проанализировать составные элементы всех домиков, понять, как их дорисовать, чтобы все кораблики выглядели одинаково.
- Бабочка из цифр. Соединяя пронумерованные цифры по порядку, дети должны получить изображение бабочки. После выполнения задания дети могут ее разукрасить.
- Лягушки. Разукрасьте всех лягушек, прыгающих направо зеленым цветом, а налево – желтым.
- Нелепицы (Н.Я. Головнева, М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, с.46). На бланке нелепиц надо найти, что перепутал художник и обвести.
- Лабиринт (Н.Я. Головнева, М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, с.84). Поставьте карандаш в середину лабиринта и нарисуйте дорожку к выходу.
- Домик для фигур. Детям раздаются таблички с квадратами по три в шесть рядов и маленькие, вырезанные из бумаги фигуры: 6 треугольников, 6 кругов, 6 квадратов. Табличка – это дом с тремя квартирами на шести этажах. На каждом этаже надо поселить три разные фигуры так, чтобы их порядок не повторялся больше ни на одном этаже.
- Пикколо. Следуя командам ведущего, дети должны выполнять разные действия. Ведущий намеренно показывает неправильные движения с целью запутать игроков. При слове «пикколо» дети должны поднять на уровень плеч ладони, с выпрямленными указательными и средними пальцами при остальных пальцах собранных в кулак, и пошевелить ими как при игре «коза рогатая». При команде «башня» дети перед собой ставят руки «кулак на кулак». После слова «стена» игроки должны поставить прямые ладони ребром к полу, параллельно друг другу, пальцами от себя. «Плоскость» - движения напоминают поглаживание стола из стороны в сторону.
- Графический диктант 1. Следуя инструкциям взрослого, дети должны по клеточкам нарисовать собачку от начальной точки. Для начала необходимо вспомнить с детьми направления вверх, вниз, вправо, влево. Затем дается инструкция. Поставьте карандаш на точку. Теперь от точки нарисуйте вверх линию длинной 4 клетки. Оставьте карандаш там, где закончили рисовать. Теперь проведите линию на 1 клеточку налево. Налево – это в какую сторону? Карандаш не отрываем и продолжаем. 1 клеточку вниз, 6 направо, 3 вверх, 1 направо, 1 вниз, 2 направо, 2 вниз, 2 налево, 3 вниз, 2 налево, 1 вверх, 2 налево, 1 вниз, 2 налево. Что же у нас получилось? Правильно, собачка. Теперь давайте дорисуем собачке ротик, носик и глазки.
- Графический диктант 2. Инструкция. Поставьте карандаш на первую точку точку. Теперь от точки нарисуйте вверх линию длинной 6 клеток. Оставьте карандаш там, где закончили рисовать. Теперь проведите линию на 6 клеточку направо. Направо – это в какую сторону? Карандаш не отрываем и продолжаем. 6 клеточек вниз, 4 налево (это в какую сторону?), 4 вверх, 2 направо, 2 вниз, 1 направо. Что получилось? (Ракушка, лабиринт и т.д.) Теперь поставьте карандаш на вторую точку. 5 клеточек наверх, 2 налево, 1 вверх, 1 направо, 2 вниз, 5 направо, 3 вверх, 2 направо, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 2 направо, 2 вниз, 2 налево, 3 вниз, 1 налево, 2 вверх, 3 налево, 2 вниз, 1 налево.. Что же у нас получилось? Правильно, собачка. Теперь давайте дорисуем собачке ротик, носик и глазки.
- Графический диктант 3 (Н.Я. Головнева, М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, с.83). Детям раздаются листочки в клеточку. С левой стороны одна под одной расположены 3 начальных точки, на расстоянии 4-х клеток друг от друга. Инструкция. Поставьте карандаш на верхнюю точку. 1 клеточка низ, 1 направо, 1 наверх, 1 направо, 1 клеточка низ, 1 направо, 1 наверх, 1 направо. Теперь продолжи узор сам до конца страницы. Поставьте карандаш на вторую точку. 1 клеточка наверх, 1 направо, 1 наверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 клеточка наверх, 1 направо, 1 наверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо. Теперь продолжи узор сам до конца страницы. Поставьте карандаш на третью точку. 3 клеточки наверх, 1 направо, 2 вниз, 1 направо, 2 вверх, 1 направо, 3 вниз, 1 направо, 2 вверх, 1 направо, 2 вниз, 1 направо, 3 клеточки наверх, 1 направо, 2 вниз, 1 направо, 2 вверх, 1 направо, 3 вниз, 1 направо, 2 вверх, 1 направо, 2 вниз, 1 направо. Теперь продолжи узор сам до конца страницы.
- Клубочек. Необходимо передавать клубочек тому, с кем тебя что-то объединяет. Получив клубок, нить обматываешь вокруг руки. В конечном итоге должна получиться паутинка, которую распутываем, вспоминая названные признаки.
- Ориентация на листе 1. Детям раздаются листки в клетку с одной желтой клеткой посередине. Закрашивая клетки, в соответствии с инструкцией взрослого, у каждого ребенка должен получиться цветок. Инструкция. Возьмите красный карандаш и закрасьте от желтой клетки одну вверх, одну направо, две вниз, две налево, две вверх. Возьмите зеленый карандаш и от желтой клетки через одну вниз закрасьте 4 клетки вниз. От нижней зеленой клетки, отсчитайте одну вверх и одну направо. Закрасьте эту клетку. Отсчитайте одну клетку вверх и одну направо и закрасьте эту клетку.
Если у детей возникают затруднения, педагог рисует на доске цветок вместе с детьми, после обсуждения какие клетки и как надо закрашивать.
- Молекулы. Дети превращаются в атомы и начинают хаотично двигаться по комнате. Ведущий называет число, и дети должны образовать круги (молекулы) с названным числом атомов.
- Ориентация на листе 2.
Детям раздаются листки в клетку с одной черной клеткой посередине. Инструкции. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки четыре в право и 5-ю закрасьте красным карандашом. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через 2 клеточки и третью закрасьте синим карандашом. Возьмите зеленый карандаш и клеточку расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее закрасьте зеленым карандашом. Возьмите желтый карандаш, отсчитайте от зеленой клетки вверх 5 клеток и 6-ю закрасьте желтым карандашом.
- Передай соседу (С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник). Сейчас мы будем жестами передавать друг другу воду, цветок, бабочку… Давайте теперь подключим наше дыхание и передадим друг другу «змею». Для этого надо глубоко вздохнуть, набрать воздух, повернуть две руки ладонями вверх к своему соседу слева и выдувать воздух в его сторону на звук «с»…Очень хорошо. Теперь погладим щечку своего соседа теплым, нежным ветерком. Сложим губки трубочкой и плавно выдохнем воздух. Молодцы.
Нумерация данных заданий предусмотрена для того, чтобы педагог мог выписать их на отдельные карточки, и использовать как картотеку для составления занятий. Например.
Содержание занятий
Занятие
|
Задачи
|
Набор игр-заданий
|
№ задания
|
Занятие 1
|
развитие памяти и внимания
|
1. Приветствие.
2. Запомни и повтори.
3. Запомни фигуры.
4. Игра со стульчиками.
5. Путаница.
6. Завершение.
|
1
2
3
4
|
Занятие 2
|
развитие памяти и внимания
|
1. Приветствие.
2. Запомни и повтори.
3. Кто больше.
4. Командиры.
5. Кто где сидел?
6. Игра со стульчиками.
7. Завершение.
|
1
5
6
7
3
|
Занятие 3
|
развитие памяти и внимания
|
1. Приветствие.
2. Найди отличия.
3. Игра со стульчиками.
4. Завершение.
|
8
3
|
Занятие 4
|
развитие памяти, внимания, тонкой моторики
|
1. Приветствие.
2. Перекличка.
3. Ракета.
4. Узнай по голосу.
5. Завершение.
|
9
10
11
|
Занятие 5
|
развитие произвольности, закрепление числового ряда
|
1. Приветствие.
2. Перекличка.
3. Прямой счет.
4. Копирование образца.
5. Обратный счет.
6. Игра со стульчиками.
7. Завершение.
|
9
12
13
14
3
|
Занятие 6
|
развитие произвольности, слуховой памяти, закрепление числового ряда
|
1. Приветствие.
2. Прямой счет.
3. Повтори хлопки.
4. Слушай хлопки.
5. Узнай по голосу.
6. Обратный счет.
7. Завершение.
|
12
15
16
11
14
|
Занятие 7
|
развитие произвольности, закрепление числового ряда
|
1. Приветствие.
2. Прямой счет.
3. Не пропусти животное.
4. Продолжи образец.
5. Обратный счет.
6. Завершение.
|
12
17
18
14
|
Занятие 8
|
развитие произвольности, слуховой памяти, закрепление числового ряда
|
1. Приветствие.
2. Прямой счет.
3. Не пропусти животное.
4. Повтори хлопки.
5. Обратный счет.
6. Игра со стульчиками.
7. Завершение.
|
12
17
15
14
3
|
Занятие 9
|
развитие произвольности, слуховой памяти, закрепление числового ряда
|
1. Приветствие.
2. Прямой счет.
3. Срисуй образец.
4. Не пропусти животное.
5. Повтори хлопки.
6. Игра со стульчиками.
7. Завершение.
|
12
19
17
15
3
|
Занятие 10
|
развитие произвольности, закрепление числового ряда
|
1. Приветствие.
2. Прямой счет.
3. Бусы.
4. Слушай хлопки.
5. Обратный счет.
6. Игра со стульчиками.
7. Завершение.
|
12
20
16
14
3
|
Занятие 11
|
развитие произвольности, закрепление числового ряда
|
1. Приветствие.
2. Прямой счет.
3. Обратный счет.
4. Не пропусти животное.
5. Слушай хлопки.
6. Морщинки.
7. Завершение.
|
12
14
17
16
21
|
Занятие 12
|
развитие образного мышления, воображения
|
1. Приветствие.
2. Скажи наоборот.
3. Бывает - не бывает.
4. Нарисуй нелепицу.
5. Завершение.
|
22
23
24
|
Занятие 13
|
развитие словесно-логического мышления, восприятия
|
1. Приветствие.
2. Четвертый лишний.
3. Бывает – не бывает.
4. Найди одинаковые носки.
5. Завершение.
|
25
23
26
|
Занятие 14
|
Развитие образно-логического мышления, восприятия
|
1. Приветствие.
2. Бывает – не бывает.
3. Чего не хватает.
4. Бусы.
5. Солнышко.
6. Завершение.
|
23
27
28
29
|
Занятие 15
|
развитие мышления, воображения, восприятия
|
1. Приветствие.
2. Бывает - не бывает.
3. Дорисуй домики.
4. Завершение.
|
23
30
|
Занятие 16
|
развитие мышления, пространственных представлений, закрепление числового ряда
|
1. Приветствие.
2. Бабочка из цифр.
3. Лягушки.
4. Завершение.
|
31
32
|
Занятие 17
|
развитие образного мышления, воображения
|
1. Приветствие.
2. Бывает – не бывает.
3. Нелепицы.
4. Лабиринты
5. Завершение.
|
23
33
34
|
Занятие 18
|
развитие логического мышления, произвольности, пространственных представлений
|
1. Приветствие.
2. Бывает – не бывает.
3. Домик для фигур.
4. Пикколо
5. Графический диктант 1.
6. Завершение.
|
23
35
36
37
|
Занятие 19
|
развитие произвольности, пространственных представлений
|
1. Приветствие.
2. Пикколо.
3. Графический диктант 2.
4. Завершение.
|
36
38
|
Занятие 20
|
развитие произвольности, внимания, пространственных представлений
|
1. Приветствие.
2. Пикколо.
3. Графический диктант 3.
4. Игра со стульчиками.
5. Путаница.
6. Завершение.
|
36
39
3
4
|
Занятие 21
|
развитие произвольности, пространственных представлений
|
7. Приветствие.
8. Клубочек.
9. Ориентация на листе 1.
10. Игра со стульчиками.
11. Завершение.
|
40
41
3
|
Занятие 22
|
развитие произвольности, внимания, пространственных представлений
|
12. Приветствие.
13. Молекулы. Пикколо.
14. Ориентация на листе 2.
15. Игра со стульчиками.
16. Передай соседу.
17. Завершение.
|
42
43
3
44
|
Литература:
- Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. Подготовка к школе – СПб. Дельта, 2001.
- Хухулаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998.
- Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослым и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев: «Штиинца». 1987. – 136с.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М., 2000.
|