Понедельник, 01.06.2020, 16:39

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 217
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Детский сад в социуме » Детский сад и школа

Рабочая тетрадь по экспресс - подготовке ребенка к школе (с комментариями психолога)

Рабочая тетрадь по экспресс - подготовке ребенка к школе (с комментариями психолога) 

                                                  Кандидат психологических наук, методист отдела мониторинга качества подготовки

 управления учебно-методической работы МГПУ

Мария Сергеевна Гринева

Работу по программе подготовки детей к обучению в школе следует начать проводить в октябре, после завершения периода адаптации воспитанников к детскому саду после лета. Нужно понимать, что в ее основе лежит постепенная, а не экстремальная подготовка воспитанника подготовительной к школе группы к другим условиям жизни и деятельности. И, что самое важное, -  в щадящем режиме, с опорой на технологии психосбережения и формирования устойчивой личности. Поэтому среди заданий есть задания на формирование психологической готовности к школе и на становление такого качества личности, как социальная устойчивость. Обычно они интегрированы в обучающие игровые задания в виде мотивационной установки для детей на общение или специальных коммуникативных приемов работы с дошкольниками. Заканчивается цикл таких игр-занятий на основе комплекса игровых заданий к лету, в мае.

Набор игр-заданий.

  1. Запомни и повтори. Игра проходит в кругу. Ведущий называет любой случайный предмет, дальше по кругу все дети должны вспомнить все предметы, которые были названы до него, соблюдая очередность, и прибавить к цепочке свое слово. Таким образом, количество слов постепенно увеличивается и к последнему частнику круга достигает максимума. По желанию, любой из группы может попытаться повторить все слова. Рекомендуется использовать цепочку из 10-15 слов. Даже если круг не закончился, можно предложить начать новую цепочку.
  2. Запомни фигуры. Детям предлагается запомнить фигуры на доске. Затем фигуры закрываются, а дети должны постараться нарисовать их все по памяти синим карандашом. Затем фигуры открываются и дети должны исправить ошибки на своем рисунке зеленым карандашом.
  3. Игра со стульчиками. Ведущий просит детей встать справа от стульчика, слева, за стульчик, перед стульчиком, на и под стульчик.
  4. Путаница. Дети стоят в кругу и держатся за руки. Один из детей отворачивается – это ведущий. В это время, остальные дети стараются «запутаться», не расцепляя рук. Затем ведущий возвращается и, не разрывая круга, должен «распутать» путаницу.
  5. Кто больше. Игра проводится в кругу. Начиная с ведущего все по очереди должны вспомнить названия на заданную тему (животные, растения, транспорт, еда и т.д.). Нельзя повторяться, называть понятия, не относящиеся к теме или являющиеся понятиями более общего плана (например, в теме растения, ответ цветок – это понятие более широкое, и надо дать конкретное название вида цветка, дерева, травы и т.д.). Если ребенок повторяется или не может найти ответ, он выбывает из игры и становится наблюдателем, цель которого отслеживать правильность ответов других участников. Игра идет круг за кругом, пока не выявиться победитель, или несколько победителей (Яковлева).
  6. Командиры. Дети стоят лицом к ведущему. Ведущий отдает команды, дети должны выполнять только те из них, которые начинаются с обращения «командиры».
  7. Кто где сидел? Игра в кругу на стульчиках. Один ребенок запоминает, где сидят все участники игры, выходит из круга и отворачивается. Все игроки быстро меняются местами, а вернувшийся вода должен всех рассадить по своим местам.
  8. Найди отличия (Н.Я. Головнева, М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, с.20). Дети сначала каждый на своем бланке ищет отличия между двумя похожими картинками. Затем на образце ведущий помечает все найденные детьми отличия, а дети проверяют в своих бланках. В итоге должны быть найдены все 10 отличий.
  9. Перекличка. Детям напоминается о том, что на следующий год они идут в школу, и предлагается поиграть в начало урока. «Ученики» должны сесть за столы «по-школьному» и когда называются их фамилия и имя должны ответить: «здесь».
  10. Ракета. Ракету, изображенную на фоне клетчатого поля, необходимо перенести на пустое клетчатое поле, большего размера.
  11. Узнай по голосу (С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник). Давайте встанем в круг, возьмемся за руки. На нужен один человек внутри круга. Кто хочет встать в центр?.. Отлично, Вася! Все остальные будут вокруг тебя водить хоровод и петь песенку. А Вася пусть ее внимательно слушает и делает то, о чем мы будем его просить. Слушайте песенку…

Вася, ты сейчас в лесу.

Мы зовем тебя: «Ау!»

Ну-ка глазки закрывай, не робей.

Кто зовет тебя – узнай поскорей.

Теперь, Вася, закрой глаза, а тот, до кого я дотронусь, сделает шаг вперед и позовет: «Вася! Ау!» А ты попробуешь угадать, кто тебя звал.

  1. Прямой счет. Дети встают в линию или полукругом, лицом к ведущему. Ведущий кидает детям по очереди мячик и в случайном порядке называет число. Ребенок, получивший мячик, должен вернуть его ведущему, назвав число большее на единицу чем то, какое ему сказал ведущий. В зависимости от уровня знаний детей диапазон чисел можно ограничить первым, вторым десятком или сотней.
  2. Копирование образца. На листочки дети должны перенести группы точек с доски.
  3. Обратный счет. Проходит так же как и прямой счет, но дети называют не большее, а меньшее на единицу число.
  4. Повтори хлопки. Ведущий предлагает детям повторить за ним прохопаный ритмический узор. Хлопки отличаются по ритму. Например |||   ||| или ||| | |.
  5. Слушай хлопки (Н.Г. Яковлева). Дети ходят по залу, и как только услышат хлопки, должны сосчитать их и превратиться в заданную фигуру. На 1 хлопок – в цаплю, на 2 – в сову, на 3 – в лягушку, на 4 – снова идти по залу.
  6. Не пропусти животное. Дети должны хлопать, когда слышат название животного в потоке случайных названий.
  7. Продолжи образец. На клетчатой бумаге нарисованы сериационные узоры, которые дети должны продолжить, поняв принцип его составления.
  8. Срисуй образец. Детям раздаются бланки с нарисованными таблицами 5х5. На доске вывешивается такая же таблица, разукрашенная определенным образом. Взрослый анализирует с детьми цвета узора и принцип и последовательность закрашивания ячеек. Затем дети должны разукрасить свой бланк как показано на образце.
  9. Бусы. Детям раздаются бланки, на которых нарисованы круги с цифрами внутри. Задание: Каждый круг – это ниточка для бус. Надо нарисовать на каждой из них столько бусинок, какое число стоит внутри. Затем бусы надо разукрасить.
  10. Морщинки (С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник). Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. Отлично… Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос - вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите плечи, стараясь достать до ушей и опустите плечи. Вдох выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!
  11. Скажи наоборот. Дети по очереди должны называть антонимы прилагательным и глаголам, предлагаемым ведущим.
  12. Бывает - не бывает. Ведущий называет различные явления, дети хлопают в ладоши, когда произнесенное явление существует и не хлопают, если это небылица. (Варианты небылиц: синяя собака, люди летом в шубах и т.д.)
  13. Нарисуй нелепицу. Дети должны придумать и нарисовать что-то, чего не бывает. Затем устраивается выставка, где каждый рассказывает о своей идее.
  14. Четвертый лишний. Из четырех перечисленных ведущим слов надо исключить лишнее слово, а остальные объединить обобщающим понятием.
  15. Найди одинаковые носки (Н.Я. Головнева, М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, с.61). На бланке изображены перепутанные парные носки. Носки отличаются узором и расположением заплаток. Одинаковые носки надо одинаково разукрасить.
  16. Чего не хватает. Проанализировав распределение фигур в таблице 3х3, надо вставить в пустую ячейку недостающую фигуру и определенным образом заштриховать.
  17. Бусы. На линии нарисована последовательность бусин разной величины. От детей требуется понять алгоритм расположения бусин и продолжить цепочку. Затем надо разукрасить получившееся украшение.
  18. Солнышко. Перерисовать изображение солнышка по клеточкам.
  19. Дорисуй домики. На бланках изображены домики, в разной степени дорисованных (приложение 10). Задача детей - проанализировать составные элементы всех домиков, понять, как их дорисовать, чтобы все кораблики выглядели одинаково.
  20. Бабочка из цифр. Соединяя пронумерованные цифры по порядку, дети должны получить изображение бабочки. После выполнения задания дети могут ее разукрасить.
  21. Лягушки. Разукрасьте всех лягушек, прыгающих направо зеленым цветом, а налево – желтым.
  22. Нелепицы (Н.Я. Головнева, М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, с.46). На бланке нелепиц надо найти, что перепутал художник и обвести.
  23. Лабиринт (Н.Я. Головнева, М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, с.84). Поставьте карандаш в середину лабиринта и нарисуйте дорожку к выходу.
  24. Домик для фигур. Детям раздаются таблички с квадратами по три в шесть рядов и маленькие, вырезанные из бумаги фигуры: 6 треугольников, 6 кругов, 6 квадратов. Табличка – это дом с тремя квартирами на шести этажах. На каждом этаже надо поселить три разные фигуры так, чтобы их порядок не повторялся больше ни на одном этаже.
  25. Пикколо. Следуя командам ведущего, дети должны выполнять разные действия. Ведущий намеренно показывает неправильные движения с целью запутать игроков. При слове «пикколо» дети должны поднять на уровень плеч ладони, с выпрямленными указательными и средними пальцами при остальных пальцах собранных в кулак, и пошевелить ими как при игре «коза рогатая». При команде «башня» дети перед собой ставят руки «кулак на кулак». После слова «стена» игроки должны поставить прямые ладони ребром к полу, параллельно друг другу, пальцами от себя. «Плоскость» - движения напоминают поглаживание стола из стороны в сторону.
  26. Графический диктант 1. Следуя инструкциям взрослого, дети должны по клеточкам нарисовать собачку от начальной точки. Для начала необходимо вспомнить с детьми направления вверх, вниз, вправо, влево. Затем дается инструкция. Поставьте карандаш на точку. Теперь от точки нарисуйте вверх линию длинной 4 клетки. Оставьте карандаш там, где закончили рисовать. Теперь проведите линию на 1 клеточку налево. Налево – это в какую сторону? Карандаш не отрываем и продолжаем. 1 клеточку вниз, 6 направо, 3 вверх, 1 направо, 1 вниз, 2 направо, 2 вниз, 2 налево, 3 вниз, 2 налево, 1 вверх, 2 налево, 1 вниз, 2 налево. Что же у нас получилось? Правильно, собачка. Теперь давайте дорисуем собачке ротик, носик и глазки.
  27. Графический диктант 2. Инструкция. Поставьте карандаш на первую точку точку. Теперь от точки нарисуйте вверх линию длинной 6 клеток. Оставьте карандаш там, где закончили рисовать. Теперь проведите линию на 6 клеточку направо. Направо – это в какую сторону? Карандаш не отрываем и продолжаем. 6 клеточек вниз, 4 налево (это в какую сторону?), 4 вверх, 2 направо, 2 вниз, 1 направо. Что получилось? (Ракушка, лабиринт и т.д.) Теперь поставьте карандаш на вторую точку. 5 клеточек наверх, 2 налево, 1 вверх, 1 направо, 2 вниз, 5 направо, 3 вверх, 2 направо, 1 вниз, 1 налево, 1 вниз, 2 направо, 2 вниз, 2 налево, 3 вниз, 1 налево, 2 вверх, 3 налево, 2 вниз, 1 налево.. Что же у нас получилось? Правильно, собачка. Теперь давайте дорисуем собачке ротик, носик и глазки.
  28. Графический диктант 3 (Н.Я. Головнева, М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, с.83). Детям раздаются листочки в клеточку. С левой стороны одна под одной расположены 3 начальных точки, на расстоянии 4-х клеток друг от друга. Инструкция. Поставьте карандаш на верхнюю точку. 1 клеточка низ, 1 направо, 1 наверх, 1 направо, 1 клеточка низ, 1 направо, 1 наверх, 1 направо. Теперь продолжи узор сам до конца страницы. Поставьте карандаш на вторую точку. 1 клеточка наверх, 1 направо, 1 наверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 клеточка наверх, 1 направо, 1 наверх, 1 направо, 1 вниз, 1 направо, 1 вниз, 1 направо. Теперь продолжи узор сам до конца страницы. Поставьте карандаш на третью точку. 3 клеточки наверх, 1 направо, 2 вниз, 1 направо, 2 вверх, 1 направо, 3 вниз, 1 направо, 2 вверх, 1 направо, 2 вниз, 1 направо, 3 клеточки наверх, 1 направо, 2 вниз, 1 направо, 2 вверх, 1 направо, 3 вниз, 1 направо, 2 вверх, 1 направо, 2 вниз, 1 направо. Теперь продолжи узор сам до конца страницы.
  29. Клубочек. Необходимо передавать клубочек тому, с кем тебя что-то объединяет. Получив клубок, нить обматываешь вокруг руки. В конечном итоге должна получиться паутинка, которую распутываем, вспоминая названные признаки.
  30. Ориентация на листе 1. Детям раздаются листки в клетку с одной желтой клеткой посередине. Закрашивая клетки, в соответствии с инструкцией взрослого, у каждого ребенка должен получиться цветок. Инструкция. Возьмите красный карандаш и закрасьте от желтой клетки одну вверх, одну направо, две вниз, две налево, две вверх. Возьмите зеленый карандаш и от желтой клетки через одну вниз закрасьте 4 клетки вниз. От нижней зеленой клетки, отсчитайте одну вверх и одну направо. Закрасьте эту клетку. Отсчитайте одну клетку вверх и одну направо и закрасьте эту клетку.

Если у детей возникают затруднения, педагог рисует на доске цветок вместе с детьми, после обсуждения какие клетки и как надо закрашивать.

  1. Молекулы. Дети превращаются в атомы и начинают хаотично двигаться по комнате. Ведущий называет число, и дети должны образовать круги (молекулы) с названным числом атомов.
  2. Ориентация на листе 2.

Детям раздаются листки в клетку с одной черной клеткой посередине.  Инструкции. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки четыре в право и 5-ю закрасьте красным карандашом. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через 2 клеточки и третью закрасьте синим карандашом. Возьмите зеленый карандаш и клеточку расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее закрасьте зеленым карандашом. Возьмите желтый карандаш, отсчитайте от зеленой клетки вверх 5 клеток и 6-ю закрасьте желтым карандашом.

  1. Передай соседу (С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник). Сейчас мы будем жестами передавать друг другу воду, цветок, бабочку… Давайте теперь подключим наше дыхание и передадим друг другу «змею». Для этого надо глубоко вздохнуть, набрать воздух, повернуть две руки ладонями вверх к своему соседу слева и выдувать воздух в его сторону на звук «с»…Очень хорошо. Теперь погладим щечку своего соседа теплым, нежным ветерком. Сложим губки трубочкой и плавно выдохнем воздух. Молодцы.

       Нумерация данных заданий предусмотрена для того, чтобы педагог мог выписать их на отдельные карточки, и использовать как картотеку для составления занятий. Например.

Содержание занятий

Занятие

Задачи

Набор игр-заданий

№ задания

Занятие 1

развитие памяти и внимания

1.      Приветствие.

2.      Запомни и повтори.

3.      Запомни фигуры.

4.      Игра со стульчиками.

5.      Путаница.

6.      Завершение.

 

1

2

3

4

Занятие 2

развитие памяти и внимания

1.      Приветствие.

2.      Запомни и повтори.

3.      Кто больше.

4.      Командиры.

5.      Кто где сидел?

6.       Игра со стульчиками.

7.      Завершение.

 

1

5

6

7

3

Занятие 3

развитие памяти и внимания

1.      Приветствие.

2.      Найди отличия.

3.      Игра со стульчиками.

4.      Завершение.

 

8

3

Занятие 4

развитие памяти, внимания, тонкой моторики

1.      Приветствие.

2.      Перекличка.

3.      Ракета.

4.      Узнай по голосу.

5.      Завершение.

 

9

10

11

Занятие 5

развитие произвольности, закрепление числового ряда

1.      Приветствие.

2.      Перекличка.

3.      Прямой счет.

4.      Копирование образца.

5.      Обратный счет.

6.      Игра со стульчиками.

7.      Завершение.

 

9

12

13

 

14

3

Занятие 6

развитие произвольности, слуховой памяти, закрепление числового ряда

1.      Приветствие.

2.      Прямой счет.

3.      Повтори хлопки.

4.      Слушай хлопки.

5.      Узнай по голосу.

6.      Обратный счет.

7.      Завершение.

 

12

15

16

11

14

Занятие 7

развитие произвольности, закрепление числового ряда

1.      Приветствие.

2.      Прямой счет.

3.      Не пропусти животное.

4.      Продолжи образец.

5.      Обратный счет.

6.      Завершение.

 

12

17

 

18

 

14

Занятие 8

развитие произвольности, слуховой памяти, закрепление числового ряда

1.      Приветствие.

2.      Прямой счет.

3.      Не пропусти животное.

4.      Повтори хлопки.

5.      Обратный счет.

6.      Игра со стульчиками.

7.      Завершение.

 

12

17

 

15

14

3

Занятие 9

развитие произвольности, слуховой памяти, закрепление числового ряда

1.      Приветствие.

2.      Прямой счет.

3.      Срисуй образец.

4.      Не пропусти животное.

5.      Повтори хлопки.

6.      Игра со стульчиками.

7.      Завершение.

 

12

19

17

 

15

3

Занятие 10

развитие произвольности, закрепление числового ряда

1.      Приветствие.

2.      Прямой счет.

3.      Бусы.

4.      Слушай хлопки.

5.      Обратный счет.

6.      Игра со стульчиками.

7.      Завершение.

 

12

20

16

14

3

Занятие 11

развитие произвольности, закрепление числового ряда

1.      Приветствие.

2.      Прямой счет.

3.      Обратный счет.

4.      Не пропусти животное.

5.      Слушай хлопки.

6.      Морщинки.

7.      Завершение.

 

12

14

17

 

16

21

Занятие 12

развитие образного мышления, воображения

1.      Приветствие.

2.      Скажи наоборот.

3.      Бывает - не бывает.

4.      Нарисуй нелепицу.

5.      Завершение.

 

22

23

 

24

Занятие 13

развитие словесно-логического мышления, восприятия

1.      Приветствие.

2.      Четвертый лишний.

3.      Бывает – не бывает.

4.      Найди одинаковые носки.

5.      Завершение.

 

25

 

23

 

26

Занятие 14

Развитие образно-логического мышления, восприятия

1.      Приветствие.

2.      Бывает – не бывает.

3.      Чего не хватает.

4.      Бусы.

5.      Солнышко.

6.      Завершение.

 

23

 

27

28

29

Занятие 15

развитие мышления, воображения, восприятия

1.      Приветствие.

2.      Бывает - не бывает.

3.      Дорисуй домики.

4.      Завершение.

 

23

 

30

Занятие 16

развитие мышления, пространственных представлений, закрепление числового ряда

1.      Приветствие.

2.      Бабочка из цифр.

3.      Лягушки.

4.      Завершение.

 

31

 

32

Занятие 17

развитие образного мышления, воображения

1.      Приветствие.

2.      Бывает – не бывает.

3.      Нелепицы.

4.      Лабиринты

5.      Завершение.

 

23

 

33

34

Занятие 18

развитие логического мышления, произвольности, пространственных представлений

1.      Приветствие.

2.      Бывает – не бывает.

3.      Домик для фигур.

4.      Пикколо

5.      Графический диктант 1.

6.      Завершение.

 

23

 

35

 

36

37

Занятие 19

развитие произвольности, пространственных представлений

1.      Приветствие.

2.      Пикколо.

3.      Графический диктант 2.

4.      Завершение.

 

36

38

Занятие 20

развитие произвольности, внимания, пространственных представлений

1.      Приветствие.

2.      Пикколо.

3.      Графический диктант 3.

4.      Игра со стульчиками.

5.      Путаница.

6.      Завершение.

 

36

39

 

3

 

4

Занятие 21

развитие произвольности, пространственных представлений

7.      Приветствие.

8.      Клубочек.

9.      Ориентация на листе 1.

10.  Игра со стульчиками.

11.  Завершение.

 

40

41

 

3

Занятие 22

развитие произвольности, внимания, пространственных представлений

12.  Приветствие.

13.  Молекулы. Пикколо.

14.  Ориентация на листе 2.

15.  Игра со стульчиками.

16.  Передай соседу.

17.  Завершение.

 

42

 

43

 

3

 

44

 

Литература:

  1. Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. Подготовка к школе – СПб. Дельта, 2001.
  2. Хухулаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998.
  3. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослым и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев: «Штиинца». 1987. – 136с.
  4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М., 2000.

 

Категория: Детский сад и школа | Добавил: 461119 (25.03.2015)
Просмотров: 1268 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: