Среда, 24.04.2024, 07:57

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Детский сад за рубежом » Традиции семейного воспитания

Этнопедагогическая гостиная

Из опыта многолетний опыт работы с семьями и детьми, можно перечислить некоторые постоянно повторяющиеся жалобы родителей на трудности воспитания детей. Вот некоторые из них:

· Ребенок не складывает вещи и игрушки на место

· Ребенка не заставить заправлять постель

· Если прохудилась одежда, то современные дети не умеют или не хотят ее отремонтировать, более того – вошла в моду одежда, на которой специально делают дырки различной «красоты»

· Надо ли ребенка носить на руках, а вдруг он привыкнет, и потом не отучишь...

· Ребенка не заставить помыть посуду…

· Не допроситься убирать за собой со стола…

· До какого времени кормить ребенка грудью?…

· Зачем петь ребенку колыбельную, ведь он спит и ничего не слышит!…

· До года с ребенком не интересно, вот когда заговорит, тогда будем с ним общаться!

· Как и когда наказывать ребенка.

· Одного родителя ребенок слушается, а другого – нет!

· Что делать, если чужой ребенок дерется на площадке? Учить давать «сдачи» или нет?

· До какого времени пользоваться памперсами? Вредно ли это или ничего особенного?

Мы сделаем попытку ответить на некоторые из этих вопросов, используя этнопедагогический подход. 

В народной педагогике на все вопросы по воспитанию детей были простые и ясные ответы. К моменту создания семьи у молодых (еще жениха и невесты) уже были сформированы четкие представления о мире в котором они живут, о своем месте в этом мире и о той ответственности, которая на них ляжет с рождением ребенка. А наши предки, молодые (по настоящим понятиям) будущие мамы и папы 16-17- 20  лет, четко знали: из какой коробочки взять ответ на любой вопрос и за какую ниточку потянуть, чтобы распутать любой узелок. Такая ниточка, за которую надо потянуть, чтобы в голове все встало на свое место,  и получить ответы на разные вопросы – это многовековой опыт предков и возраст ребенка. Приведем примеры.

«До какого времени кормить ребенка грудью?» – такой вопрос часто задают молодые родители.

Некоторые современные мамы рано отнимают ребенка от груди, чтобы фигуру не испортить, а другие дают ребенку грудь, как можно дольше, до 2-3 лет, надеясь этим укрепить иммунитет ребенка. В народной педагогике ответ однозначный, ребенка кормили грудью примерно до года, потом в семье совершался обряд отнимания ребенка от груди. Мама перевязывала грудь и с поклоном подносила ребенку хлеб и соль. Так малыш вступал в свой первый самостоятельный год жизни на своих ногах и познакомившись с хлебом-солью.

Отдельно хочется сказать, что совершенно вышли из обихода у современной мамы колыбельные песни. В лучшем случае, мама поставит кассету с музыкой или ребенок, если ему повезет, услышит их в детском саду. Но это не часто происходит. Уже выросли целые поколения людей без колыбельных песен.

Почему же наши бабушки веками из поколения в поколения бережно перепевали колыбельные своим детям, а девочки, будущие мамы, уже к 7-8 годам их знали практически все наизусть. Какое же особое знание было у наших предках о колыбельных песнях? До рождения ребенок находится в целостном замкнутом пространстве материнского лона и чувствует там себя в безопасности. После рождения при кормлении малыша грудью, напеванию колыбельных песен и пестовании ребеночка на руках моделируется, повторяются то безопасное пространство, из которого ребеночек пришел, и мир ребенком воспринимается доброжелательным, безопасным. Одновременно с этим через колыбельные песни в самом раннем возрасте ребенок получает целостное представление о том мире, в который он пришел. Не понимая и не разделяя слов, ребенок получал мысле-образ, который транслировала мама: «Мир целостен и безопасен. Мы тебя ждали и очень любим. Ты для нас ценен! Расти нам на радость!» Вот такое послание ребенок получал через колыбельные песни. Это закладывало прочную основу для физического и душевного здоровья.

Современные дети, лишенные колыбельных песен, представление о мире получают хаотичное и разрозненное. Не успевают наслушаться слов любви. Не успевают поверить, что их ждали и что они представляют самую большую ценность. В школе у детей происходит  знакомство с научной картиной мира. А во взрослом возрасте у людей есть возможность познакомиться с различными концепциями устроения мира, которые могут остаться умозрительными и не стать своими, родными. И человек будет прикладывать много усилий для поиска чего-то очень важного, трудноуловимого, смутно осознаваемого, так как в душе у каждого человека заложено имплицитное стремление к целостности, желанию любить и быть любимым.

Еще один простой вопрос, который беспокоит родителей: «Как приучить ребенка к самостоятельности и надо ли его брать на руки. Не избалуем ли мы его?»

Современные родители очень хотят видеть своего ребенка самостоятельным и решают это просто и однозначно - волевым решением: нечего ребенка к рукам приучать, пусть будет самостоятельным. И очень редко берут ребенка на руки.

И снова это шаг не в ту сторону! В народной педагогике есть красивое слово «пестовать». Многие уже не могут расшифровать значение этого слова. На самом деле – это держать, носить на руках (пясть – ладонь с пятью пальцами,  рука). В народной педагогике, выверенной веками, пестовали ребеночка почти до года. Пестовать – это не просто носить на руках – это целая наука. Пестовать – это значит общаться с ребенком, держа его на руках, используя большое количество коротких стихов от 2 до 10 строк пестушек, потешек, сказок и колыбельных. Здесь и пальчиковые игры, и массаж головы и всего тела, игры на знакомство с ручками, ножками, глазками и прочим богатством. Очень долго мама ребеночка, как клубочек, не спускала с рук.

И вот только  вдоволь побыв на материнских руках, а также на руках братьев, сестер и родственников, малыш с превеликим удовольствием спускался на пол и отстаивал свое право на самостоятельность.  Если же ребенку не дать этого в свое время, то он  будет капризничать и стремиться забраться на руки. На пол просятся от избытка, а на руки просятся от недостатка ТЕПЛА и ЛАСКИ.

Совершенно особенный момент о том, «как приучить ребеночка к порядку, заставить его складывать игрушки и вещи на место». Ответ очень прост: этот порядок должен быть и в жизненном пространстве родителей.

Не имея строгих научных и психологических знаний, раньше родители  и родственники знали простую истину: ребеночек научится тому, что увидит. Он как маленькое зеркало отражает и впитывает все, что его окружает. В традиционной культуре пространство дома хоть и не имело границ и перегородок, но у каждого предмета и у каждого человека было четкое и  определенное место.  Главным в доме был красный угол, в котором висела икона, обрамленная узорным полотенцем. Лавки стояли у стен, рядом с ними стоял стол. Стол всегда стоял посередине дома -и у всех за столом было определенное место. До 6-7 лет дети не сидели за общим столом, ели с бабушкой у печки.  Правый угол от входа был мужским, а левый, у печки, был женский. Даже у каждой плошки, миски и ложки было свое определенное место. И ребеночек, попадая в такое структурированное пространство, очень быстро научался ориентироваться, и порядок впитывал, практически, с материнским молоком. И когда он подрастал, и у него появлялись свои игрушки, он также разумно и спокойно определял им свое место. И так во всем.

Современным родителям и в голову не приходит, что им приходится преодолевать трудности, которые они сами и создают. Это не значит, что надо в своем быту раз и навсегда определить вещам определенное место и больше их не сдвигать ни под каким предлогом. Нет, в  вопросе привития детям  аккуратности надо идти от понимания того, что ребенок от природы внимателен и пластичен и нельзя с ребенка требовать чистоты и порядка, не показав ему при этом реальный практический собственный пример.

Хочу привести пример из практической работы с семьей на дому: У молодой мамы двое детей, мальчик 4 года и девочка 1,5 лет. Во время дневного сна малышка намочила трусики. Обычное явление. И каково же было  мое удивление, когда она, практически не проснувшись до конца, сползла с кроватки, почти сонная дошла до шкафа, открыла его и взяла с полочки сухие трусики. Мама рассмеялась со словами: «Не удивляйтесь, это у нас наследственное. Я тоже такая была. Я сама  хорошо помню сундук своей бабушки, из которого она могла с закрытыми глазами  достать любую вещь».

На самом деле Этнопедагогический подход к формированию родительской компетентности и знакомство будущих родителей с  педагогическим опытом своего народа поможет современным родителям находить ответы на многие вопросы по воспитанию своих детей. Это научно-технический прогресс стремительно развивается, а человеческая природа меняется медленно. Поэтому не стоит удивляться тому, что в начале 21 века мы обращаемся к глубоким знаниям и используем этнопедагогический подход в работе с детьми и родителями. Эти знания и по сей день не утратили своей актуальности.

Более того, знакомство с культурой своего народа поможет современным родителям не только избежать ошибок в воспитании детей, но так же будет способствовать развитию у взрослых и детей такого качества, как толерантность. Только знание культуры своего народа помогает нам быть понимающими, терпимыми и принимающими всего другого (возраста, пола, обычаев, традиций и вероисповедания).

 

Категория: Традиции семейного воспитания | Добавил: 461119 (13.05.2013)
Просмотров: 1411 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: