Из опыта многолетний опыт
работы с семьями и детьми, можно перечислить некоторые постоянно повторяющиеся
жалобы родителей на трудности воспитания детей. Вот некоторые из них:
· Ребенок не складывает вещи и игрушки
на место
· Ребенка не заставить заправлять
постель
· Если прохудилась одежда, то
современные дети не умеют или не хотят ее отремонтировать, более того – вошла в
моду одежда, на которой специально делают дырки различной «красоты»
· Надо ли ребенка носить на руках, а
вдруг он привыкнет, и потом не отучишь...
· Ребенка не заставить помыть посуду…
· Не допроситься убирать за собой со
стола…
· До какого времени кормить ребенка
грудью?…
· Зачем петь ребенку колыбельную, ведь
он спит и ничего не слышит!…
· До года с ребенком не интересно, вот
когда заговорит, тогда будем с ним общаться!
· Как и когда наказывать ребенка.
· Одного родителя ребенок слушается, а
другого – нет!
· Что делать, если чужой ребенок
дерется на площадке? Учить давать «сдачи» или нет?
· До какого времени пользоваться
памперсами? Вредно ли это или ничего особенного?
Мы сделаем попытку
ответить на некоторые из этих вопросов, используя этнопедагогический
подход.
В
народной педагогике на все вопросы по воспитанию детей были простые и ясные
ответы. К моменту создания семьи у молодых (еще жениха и невесты) уже были
сформированы четкие представления о мире в котором они живут, о своем месте в
этом мире и о той ответственности, которая на них ляжет с рождением ребенка. А
наши предки, молодые (по настоящим понятиям) будущие мамы и папы 16-17- 20 лет, четко знали: из какой коробочки взять
ответ на любой вопрос и за какую ниточку потянуть, чтобы распутать любой
узелок. Такая ниточка, за которую надо потянуть, чтобы в голове все встало на
свое место, и получить ответы на разные
вопросы – это многовековой опыт предков и возраст ребенка. Приведем примеры.
«До какого времени
кормить ребенка грудью?» – такой вопрос часто задают молодые родители.
Некоторые современные
мамы рано отнимают ребенка от груди, чтобы фигуру не испортить, а другие дают
ребенку грудь, как можно дольше, до 2-3 лет, надеясь этим укрепить иммунитет
ребенка. В народной педагогике ответ однозначный, ребенка кормили грудью
примерно до года, потом в семье совершался обряд отнимания ребенка от груди.
Мама перевязывала грудь и с поклоном подносила ребенку хлеб и соль. Так малыш
вступал в свой первый самостоятельный год жизни на своих ногах и познакомившись
с хлебом-солью.
Отдельно хочется сказать,
что совершенно вышли из обихода у современной мамы
колыбельные песни. В лучшем случае, мама поставит кассету с музыкой или ребенок,
если ему повезет, услышит их в детском саду. Но это не часто происходит. Уже
выросли целые поколения людей без колыбельных песен.
Почему же наши бабушки
веками из поколения в поколения бережно перепевали колыбельные своим детям, а
девочки, будущие мамы, уже к 7-8 годам их знали практически все наизусть. Какое
же особое знание было у наших предках о колыбельных песнях? До рождения ребенок
находится в целостном замкнутом пространстве материнского лона и чувствует там
себя в безопасности. После рождения при кормлении малыша грудью, напеванию
колыбельных песен и пестовании ребеночка на руках моделируется, повторяются то
безопасное пространство, из которого ребеночек пришел, и мир ребенком
воспринимается доброжелательным, безопасным. Одновременно с этим через
колыбельные песни в самом раннем возрасте ребенок получает целостное
представление о том мире, в который он пришел. Не понимая и не разделяя слов,
ребенок получал мысле-образ, который транслировала мама: «Мир целостен и
безопасен. Мы тебя ждали и очень любим. Ты для нас ценен! Расти нам на
радость!» Вот такое послание ребенок получал через колыбельные песни. Это
закладывало прочную основу для физического и душевного здоровья.
Современные
дети, лишенные колыбельных песен, представление о мире получают хаотичное и
разрозненное. Не успевают наслушаться слов любви. Не успевают поверить, что их
ждали и что они представляют самую большую ценность. В школе у детей
происходит знакомство с научной картиной
мира. А во взрослом возрасте у людей есть возможность познакомиться с
различными концепциями устроения мира, которые могут остаться умозрительными и
не стать своими, родными. И человек будет прикладывать много усилий для поиска
чего-то очень важного, трудноуловимого, смутно осознаваемого, так как в душе у
каждого человека заложено имплицитное стремление к целостности, желанию любить
и быть любимым.
Еще один
простой вопрос, который беспокоит родителей: «Как приучить ребенка к
самостоятельности и надо ли его брать на руки. Не избалуем ли мы его?»
Современные
родители очень хотят видеть своего ребенка самостоятельным и решают это просто
и однозначно - волевым решением: нечего ребенка к рукам приучать, пусть будет
самостоятельным. И очень редко берут ребенка на руки.
И снова это
шаг не в ту сторону! В народной педагогике есть красивое слово «пестовать».
Многие уже не могут расшифровать значение этого слова. На самом деле – это
держать, носить на руках (пясть – ладонь с пятью пальцами, рука). В народной педагогике, выверенной веками,
пестовали ребеночка почти до года. Пестовать – это не просто носить на руках –
это целая наука. Пестовать – это значит общаться с ребенком, держа его на
руках, используя большое количество коротких стихов от 2 до 10 строк пестушек,
потешек, сказок и колыбельных. Здесь и пальчиковые игры, и массаж головы и
всего тела, игры на знакомство с ручками, ножками, глазками и прочим
богатством. Очень долго мама ребеночка, как клубочек, не спускала с рук.
И вот
только вдоволь побыв на материнских
руках, а также на руках братьев, сестер и родственников, малыш с превеликим
удовольствием спускался на пол и отстаивал свое право на
самостоятельность. Если же ребенку не
дать этого в свое время, то он будет
капризничать и стремиться забраться на руки. На пол просятся от избытка, а на
руки просятся от недостатка ТЕПЛА и ЛАСКИ.
Совершенно
особенный момент о том, «как приучить ребеночка к порядку, заставить его
складывать игрушки и вещи на место». Ответ
очень прост: этот порядок должен быть и в жизненном пространстве родителей.
Не имея
строгих научных и психологических знаний, раньше родители и родственники знали простую истину:
ребеночек научится тому, что увидит. Он как маленькое зеркало отражает и
впитывает все, что его окружает. В традиционной культуре пространство дома хоть
и не имело границ и перегородок, но у каждого предмета и у каждого человека
было четкое и определенное место. Главным в доме был красный угол, в котором
висела икона, обрамленная узорным полотенцем. Лавки стояли у стен, рядом с ними
стоял стол. Стол всегда стоял посередине дома -и у всех за столом было
определенное место. До 6-7 лет дети не сидели за общим столом, ели с бабушкой у
печки. Правый угол от входа был мужским,
а левый, у печки, был женский. Даже у каждой плошки, миски и ложки было свое
определенное место. И ребеночек, попадая в такое структурированное
пространство, очень быстро научался ориентироваться, и порядок впитывал,
практически, с материнским молоком. И когда он подрастал, и у него появлялись
свои игрушки, он также разумно и спокойно определял им свое место. И так во
всем.
Современным
родителям и в голову не приходит, что им приходится преодолевать трудности,
которые они сами и создают. Это не значит, что надо в своем быту раз и навсегда
определить вещам определенное место и больше их не сдвигать ни под каким
предлогом. Нет, в вопросе привития
детям аккуратности надо идти от
понимания того, что ребенок от природы внимателен и пластичен и нельзя с
ребенка требовать чистоты и порядка, не показав ему при этом реальный
практический собственный пример.
Хочу привести
пример из практической работы с семьей на дому: У молодой мамы двое детей, мальчик 4 года и девочка 1,5 лет. Во время
дневного сна малышка намочила трусики. Обычное явление. И каково же было мое удивление, когда она, практически не
проснувшись до конца, сползла с кроватки, почти сонная дошла до шкафа, открыла
его и взяла с полочки сухие трусики. Мама рассмеялась со словами: «Не
удивляйтесь, это у нас наследственное. Я тоже такая была. Я сама хорошо помню сундук своей бабушки, из
которого она могла с закрытыми глазами
достать любую вещь».
На самом деле
Этнопедагогический подход к формированию родительской компетентности и
знакомство будущих родителей с
педагогическим опытом своего народа поможет современным родителям
находить ответы на многие вопросы по воспитанию своих детей. Это
научно-технический прогресс стремительно развивается, а человеческая природа
меняется медленно. Поэтому не стоит удивляться тому, что в начале 21 века мы
обращаемся к глубоким знаниям и используем этнопедагогический подход в работе с
детьми и родителями. Эти знания и по сей день не утратили своей актуальности.
Более того,
знакомство с культурой своего народа поможет современным родителям не только
избежать ошибок в воспитании детей, но так же будет способствовать развитию у
взрослых и детей такого качества, как толерантность. Только знание культуры
своего народа помогает нам быть понимающими, терпимыми и принимающими всего
другого (возраста, пола, обычаев, традиций и вероисповедания).
|