Групповое экспериментирование как средство ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста
педагог-психолог, педагог дополнительного образования, гимназии 1554 г.Москвы
Речиц Ольга Викторовна
Ничто так не возбуждает интерес ребенка к новым знаниям, как возможность самостоятельно их получать. Экспериментируя на занятиях, дети превращаются в маленьких ученых, застенчивые дети становятся более активными, а маленькие непоседы внимательными и терпеливыми. Современные производители предлагают большое количество творческих наборов для экспериментальной деятельности детей разного возраста. Открываются интерактивные выставки, экспериментариумы и научные мастерские. Современные дети с большим удовольствием экспериментируют и делают элементарные опыты.
Задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, следовать передовым тенденциям в образовании и следовать за интересами современного ребенка.
Комплекс занятий.
Цель: развивать у ребенка познавательный интерес к изучению окружающего мира через проведение элементарных опытов и экспериментов в групповой работе.
Серия опытов на тему «Овощи и фрукты»
В каком овоще и фрукте больше крахмала и как с помощью йода определить качество творога.
Оборудование: картинки с изображением овощей и фруктов, картинки с изображение растений, таблица витаминов, небольшие мисочки для крахмала, подносы, тарелки, срезы сезонных овощей и фруктов (помидор, огурец, кабачок, картофель, яблоко, груша, банан), йод, ватные палочки, пипетки, пачка творога, пачка творожного продукта, высокие стаканы, маленькие прозрачные емкости, деревянные шпатели.
Теоретическая часть.
План занятия.
- познакомить детей с понятием съедобные растения;
- научить дифференцировать понятия овощи и фрукты;
- познакомить детей со значимостью овощей и фруктов в детском меню;
- рассказать детям об углеводах, крахмале, его производстве и использовании в хозяйстве.
Практическая часть.
Этапы деятельности.
- На поднос для опытов каждому ребенку поставить мисочку с крахмалом.
- Давайте внимательно рассмотрим крахмал. Какой он? Опишите!
(белый, сыпучий, мелкий порошок, пачкает руки, без запаха и вкуса ).
- В два прозрачных высоких стакана налить теплую воду из-под крана (мутная вода). В один из стаканов добавляем ложку крахмала и размешиваем. Меняем местами стаканы.
- Можете посмотреть и определить, где стакан с крахмалом? Нет, они одинаковые.
- Сначала добавляем йод в стакан без крахмала. Вода окрасилась в светло желтый цвет. (Йод крахмал не нашел). Затем капаем йод во второй стакан с крахмалом. Вода начинает темнеть. Когда йод находит крахмал, он темнеет.
- На подносы детям ставим одноразовые тарелки с тонко нарезанными образцами овощей огурца, помидора, кабачка, моркови….(доступные по сезону овощи). С помощью ватной палочки детям предлагаем на каждый срез овоща нанести йод.
- Давайте понаблюдаем, что происходит с йодом на овощах. Правильно, на огурце, моркови и кабачке йод не изменил цвет, а на картофеле потемнел. Что это значит? Да, в картофеле много крахмала! Подобный опыт можно сделать с фруктами (яблоко, груша, банан).
(Многие производители продуктов питания хитрят и добавляют растительный крахмал в творог, потому что он дешевле).
- Показываем детям две пачки творога. Одну качественную, а другую с содержанием растительных компонентов (творожный продукт).
- Можете посмотреть и определить где некачественный творог? Нет, они одинаковые. Как нам может помочь йод? Правильно! Давайте добавим йод в два образца и понаблюдаем, что будет.
- Детям на подносы разложить по два опытных образца. С помощью ватной палочки или пипетки наносим йод на образцы творога. Понаблюдаем, что происходит с йодом. На одном твороге йод не изменил цвет, а на другом стал темно-синим.
Йод помог найти нам некачественный творог.
Как черный чай может помочь определить в каких фруктах больше кислоты.
Теоретическая часть.
План занятия.
- Закрепить у детей знания о съедобных растениях;
- Закрепить навыки дифференцировать понятия овощи и фрукты;
- Повторить детям правила здорового питания и значимостью овощей и фруктов в рационе питания человека;
- рассказать детям о витаминах и значимости витамина С для иммунитета;
- Рассказать детям о лимонной кислоте ее производстве и использовании в хозяйстве.
Практическая часть.
Этапы деятельности.
- В два прозрачных высоких стакана разливаем крепко заваренный черный чай.
- В один из стаканов добавляем лимонную кислоту и наблюдаем. Заварка в стакане изменила цвет, стала светлее.
- Какие выводы мы можем сделать? Правильно, кислота меняет цвет заварки.
- Внимание! Следующий опыт дети выполняют в защитных очках!
В подносах для экспериментальной деятельности у каждого ребенка две небольшие прозрачные емкости с заваркой и тонкие срезы лимона и кислого яблока. (Можно дать попробовать на вкус лимон и кислое яблоко. Трудно определить на вкус, что кислее).
- Опускаем в одну емкость с заваркой срез яблока, а в другую срез лимона. Можно помешать шпателем для ускорения процесса. Наблюдаем. Какие изменения произошли с заваркой в двух емкостях. Заварка с лимоном светлее, чем заварка с яблоком.
- Какие выводы мы можем сделать? Правильно! В лимоне больше кислоты, чем в кислом яблоке.
Внимание! После опыта важно помыть руки, во избежание попадания фруктового сока в глаза.
|