Суббота, 21.12.2024, 19:33

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Игра и дети » Дидактические игры

Конспект интегрированного занятия по теме: «Зимушка-зима!»

Конспект интегрированного занятия по теме: «Зимушка-зима!»

Кузина Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования  высшей квалификационной категории ГБОУ ЦДТ «Логос», руководитель структурного подразделения.

 

Статья является электронной публикацией в журнале "Современный детский сад" за февраль (№1) 2016 года.

Методическая цель статьи:  познакомить  начинающих педагогов с методикой проведения интегрированного занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста и предложить коллегам разработанное занятие.

Данное занятие можно проводить как в начале зимы, так и в конце, перед приходом весны, чтобы напомнить и систематизировать полученные знания.

«Зимушка-зима!»

Цель занятия: расширить и систематизировать знания детей о характерных признаках зимы в живой и неживой природе.

Задачи:  

- ознакомление с состоянием природы, растительным и животным миром  зимой;

- расширение кругозора и словарного запаса детей в рамках учебной темы;

- развитие слухового восприятия, внимания и памяти;

- развитие логического мышления;

- развитие мелкой и крупной моторики;

-выработка навыков ориентирования на листе бумаги.

Структура интегрированного занятия продолжительностью 60 минут.

1.Организационный момент: приветствие, подготовка к занятию - 5 минут.

2. Пальчиковые и артикуляционные игры; игры на развитие внимания – 10 минут.

3. Изучение нового материала – 12-15 минут.

4. Физкультминутка – 5-7 минут.

5. Прикладная  деятельность - 15 минут.

6.Заключительная часть: подведение итогов занятия, выставка детских работ –5-7 минут.

7. Проводы детей – 3-5 минут.

Ход занятия

1. Организационный момент   ( 5 мин.)

Педагог приветствует детей.  Дети рассаживаются на стульчиках в игровой зоне. Активизация и концентрация внимания детей. Проверка готовности к занятию

2.  Пальчиковые и артикуляционные игры; игры на развитие внимания (10 мин.)

  • Проведение игры «Внимательные ушки»

 По команде педагога: «окошки открыты» - глаза ребят открыты.

Если педагог говорит: «окошки закрыты» - дети закрывают глазки.

Команды повторяются несколько раз.

  • Пальчиковая гимнастика.

П. -  Сейчас мы поиграем с вами с нашими любимыми пальчиками.

(Каждое упражнение повторяется 2 раза.  Желательно в конце занятия раздать детям эти стихи, чтобы они их выучили.  Упражнения отрабатываются  на нескольких занятиях.)

«Пальчики здороваются»

Здравствуйте, большие пальчики,   (Соединяем пальчики по тексту стихотворения)

Здравствуйте, указательные пальчики,             

Здравствуйте, средние пальчики,

Здравствуйте, безымянные пальчики,

Здравствуйте, мизинчики.

 Снегопад   ( И.З .Суриков)

Белый снег пушистый         (Кисти рук плавно опускаются и поднимаются  в такт слов)

В воздухе кружится                                        

И на землю тихо

Падает, ложится.

 «Покружились в воздухе звездочки немножко» И.Токмакова

Покружились в воздухе,                    (Дети вращают кистями рук)         

 Звездочки немножко.                                  

Сели и растаяли на моей ладошке.    (Дети держат руки перед собой, ладонями вверх,  затем опускают руки на колени)

Для проведения следующего упражнения дети встают; если позволяет помещение, то выходят на середину игровой зоны.

 «Зайки серые сидят» (фольклорная игра)

Зайки серые сидят,      (Дети садятся на корточки,  и крутят головой в разные стороны)

Вот так, вот так.                                

И ушами шевелят        (поднимают вверх  указательные и  средние пальцы рук, изображая

Вот так, вот так.           движения ушей зайца)

П. - А теперь зайки идут в норки – дети садятся на свои места.

 

3. Изучение нового материала (12-15 мин)

Работа с плакатами, показ презентации. [1]

Педагог спрашивает детей о времени года и, получив правильный ответ, переходит к следующему этапу занятия: знакомит детей с зимней природой - растениями и животным миром  зимой.

Зима - самое холодное время года. Дни короткие, рано темнеет. Выпадает снег, стоят морозы.

Состояние природы.

Зимой природа спит под толстым белым снежным покрывалом. Все замерзло. Прекращается рост растений. Уснули деревья,  спят под сугробами лесные и полевые травы.

Вопросы  для активизации детей и развития логического  мышления.

 Здесь очень хорошо показать разницу между хвойными и лиственными растениями,  порассуждать на тему: почему деревья листья сбрасывают, а иголки нет.

Фото 2 . Небо закрыто темными тучами.

Повсюду белым- бело от снега.  Падают снежинки и растут сугробы.

Дует холодный, колючий ветер. Солнце ненадолго выходит из-за  горизонта. Его слабые лучи не могут нагреть землю и растопить лед.

Зимний лес.

 Фото 3 Зимой спят  многие животные: медведи, ежи, хомяки, барсуки, бурундуки.  Спят до будущей весны под снежным покрывалом.  Снег сверкает и искрится.

 По следам на снегу можно прочитать имена  лесных зверей и птиц.

Фото 4.  На опушке лиса караулила зайца.

Здесь  в сугробе ночевал тетерев. Там сова ловила мышь.

На еловых лапах висят шишки. Это зимнее угощение для многих лесных жителей: клестов, дятлов, белок и мышей.

 Снегири, свиристели и дрозды рады поклевать ягоды  рябины.

Фото 5. Клёст, снегирь, филин и заяц-беляк

Заяц - беляк совсем незаметен на фоне сугроба.

Дрозды клюют ягоды рябины. Филин ждет сумерек - охотничьей поры. Голодные волки собираются в стаи. У волка длинные ноги - берегись заяц!

Вопросы  для активизации детей и развития логического  мышления.

П. - Как меняется шерсть у животных к зиме? (Шерсть-шубка становится гуще у всех животных. А у некоторых из них даже меняется её цвет.) Как меняется цвет шубки у зайца, белочки? Почему они меняют цвет?

Ещё следует порассуждать вместе с детьми, какую роль играет снег зимой, что могло бы случиться с растениями и животными, если морозы наступят, а снега не будет.

Зимнее озеро.

Под ледяным панцирем озера продолжается жизнь.  

Фото 6. Зимнее озеро.

В воде зимуют рыбы и некоторые животные: раки, норки, выхухоль. Окуни и судаки охотятся на карасей и плотву. Рак прячется под корягой. Налим мечет икру.

Но есть и необычные обитатели водоёмов.

Русская выхухоль — небольшой зверек, меньше кошки. Но его хвост, покрытый роговыми чешуйками и жёсткими волосами, такой же длинный, как и тело, а  нос - хобот. Мех у выхухоли густой, бархатистый, очень прочный.

Выхухоль ведёт полуводный образ жизни. Наиболее благоприятны для обитания выхухоли замкнутые пойменные водоёмы с участками невысоких, но сухих обрывистых берегов с водной растительностью и близостью пойменного леса.

Летом выхухоли живут поодиночке, парами или семьями, а зимой в одной норе могут жить до 12—13 зверьков. У каждого зверька есть и временные норы, на расстоянии 50—70  наших шагов одна от другой, и они соединены между собой каналами, которые выхухоль проплывает очень быстро - за 1 минуту (хотя может задерживаться в толще воды до 3—4 минут).

Выхухоли едят много. Летом выхухоль ищет еду на дне водоемов - личинки различных насекомых, пиявок, улиток. Зимой к этому корму добавляются разнообразные водяные растения, и даже мелкая рыба.

Фото 7. Оляпка, норка и другие обитатели зимнего озера.

Птица -  водяной воробей  (оляпка) - ныряет в прорубь за личинками насекомых.  Зимуют оляпки на незамерзающих участках рек и других водоемов с надежными запасами корма, на речках с быстрым течением и каменистым дном, по берегам незамерзающих ручьев, у родников, на перекатах и даже около надежных прорубей и полыней.

После ознакомления с новым материалом рекомендуется смена деятельности детей. Педагог предлагает ребятам встать в круг на коврике и  проводит с ними зимнюю игровую зарядку.

4. Физкультминутка - логоритмическая зарядка (5-7 минут)

Исходное положение - стоим в середине игровой зоны.

Я мороза не боюсь!

Я мороза не боюсь!                            (Движение головой из стороны в сторону.)

Я с ним крепко подружусь!               (Соединяем ладони рук.)

Подойдет ко мне мороз,                      (Ходьба на месте.)

Схватит щеки, схватит нос.             (Показываем щеки, нос.)

Значит надо не зевать:                        

Прыгать, бегать и скакать.              (Действия детей в соответствии со словами)                                                                                             

«Есть в лесу из бревен хата»  П.Воронько, перевод с украинского З.Александровой.

Есть в лесу из бревен хата,          (Соединяем ладони рук над головой - крыша)

Там уснули медвежата,                 (Дети закрывают глазки, руки под щёчку)

А меньшой не хочет спать,           (Ребята показывают один пальчик.)

Маме стал надоедать.                     (Грозим указательным пальчиком.)

Капризуля косолапый

Просит: «Ужин мне состряпай,                  (Вытягиваем ладони рук перед собой.)

Принеси скорей сюда                   (Движение ладонями рук к себе.)

Меду, рыбки из пруда».               (Изображаем бочку меда, соединив руки,         

                                                         Рыбу- соединив  ладони рук)                                         

«Баю- баю, надо спать,-                  (Изображает, как мама качает малыша.)

Напевает сыну мать. -   

Ты уснешь, и сон придет-             (Дети закрывают глаза, а затем по  тексту                                                                  

Все в корзине принесет.                шагают на месте.)

«Наша елка» Е.Ильина

Посмотри в дверную щелку -   (Соединенные ладони рук перед лицом ребенка.)

Там увидишь нашу елку.          (Руки по бокам, изображая елку.)

Наша елка высока                      (Соединенные ладони рук наверху.)

Достает до потолка.

А на ней висят игрушки-          (Руки опускаем вниз, с одновременным   вращением рук.)                                              

От подставки до макушки!     (Руки поднимаем и соединяем ладони над головой)                                        

5. Прикладная  деятельность  (15 мин).

Дети садятся за столики. Педагог предлагает ребятам сделать творческую работу, но сначала отгадать загадку.

Загадка: «Он все время занят делом»

Он все время занят делом»,             

Он не может не идти.

Он идет и красит белым,

Все, что встретит на пути.     

  П.-  Вы догадались ребята, что зимой  красит всё белым?  -  Это снег.    

  На доску вывешивается образец творческой работы.

Фото 8.  Образец работы «У леса на опушке жила Зима в избушке».

 Педагог рассказывает об этапах работы, объясняет, как сделать домик Зимы, снег из гофрированной бумаги и  зимнее дерево.

1). Изготовление избушки Зимы.

«Домик Зимы» выполняется в технике оригами листа А5 ( половина стандартного А4).

Фото 9. Схема складывания «Домика»

2) Из прямоугольных заготовок 3х2 см белой гофрированной бумаги дети скатывают шарики - снежинки.

3). Зимнее дерево собирается из прямоугольной полоски 7х2 см белой бумаги (ствол) и овала 8х6 см (крона).

4). Дети под руководством педагога    определяют место каждого элемента на листе бумаге и затем  приклеивают.

Организуется импровизированная  выставка. Педагог хвалит учащихся за творческие работы. Это очень важный момент, который нельзя недооценивать.

 6.Подведение итогов, закрепление знаний ( 5 - 7мин.)

Педагог подводит итоги занятия:

 - Сегодня мы с вами познакомились с зимним состоянием природы; растительным и животным миром  зимой;

-сделали с вами зимнюю зарядку;

- поиграли с пальчиками;

- выполнили творческую работу «У леса на опушке  жила Зима в избушке».

 А сейчас давайте повторим, что мы узнали на сегодняшнем занятии.

 Педагог задает вопросы:

 - Какие главные признаки зимы?

- Как ведут себя животные  и птицы зимой?

- Что происходит с растениями (лиственными деревьями, хвойными деревьями, с травой и цветами)?

- Каких обитателей зимних водоемов вы запомнили?

Дети отвечают, обсуждают и дополняют ответы друг друга.

7. Проводы детей ( 3 мин.)

Педагог провожает детей, знакомит родителей с содержанием учебного занятия, дает методические рекомендации для закрепления учебного материала  дома, демонстрирует работы детей.

 

Кузина Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования государственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы, «Логос».

Телефон: 8 ( 495) 325-44-47,

e-mail :  kuzina51@yandex.ru

Список рекомендуемой литературы:

  1. Энциклопедии «Времена года», М., «Росмэн», 2004.
  2. Сборник стихов, загадок, потешек. Ю.А. Вакуленко, Г.П. Попова «Веселая карусель», Волгоград, изд.. «Учитель», 2006
  3.  «Большая книга стихов», Барто А.Л. «Росмэн», 2010
  4. Серия: Библиотека домашнего чтения.  Авторы: Барто Агния Львовна, Степанов В., . Мошковская Э. «Оникс», 2013 г.
  5. Ирина Токмакова: В сказочной стране. Стихи, сказки и повести, Издательство: АСТ, 2010 г.
  6. Ольга Новиковская: Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. Практическое пособие для педагогов и родителей, Издательство: Корона-Принт, 2012 г.
  7. Повести и рассказы / Виталий Бианки. – М.: Детская литература, 1964.
  8. Википедия- интернет ресурс.

 

 

 

Категория: Дидактические игры | Добавил: 461119 (21.12.2015)
Просмотров: 2161 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Terryrop  
0
Как помыть машину?

Имя *:
Email *:
Код *: