Воскресенье, 13.06.2021, 14:31

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 220
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Игра и дети » Дидактические игры

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ КАРТИНЫ МИРА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

«ФОРМИРОВАНИЕ КАРТИНЫ МИРА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

Автор проекта: Асланян Наира Армиковна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №26 «Петушок» муниципального образования Туапсинский район.

Данной электронной публикацией на сайте журнала "Современный детский сад" закрепляются авторские права на статью за автором. Относится к электронному приложению №3 журнала за 2016 год.

Гражданский кодекс РФ, глава 70, "Авторское право"

Статья 1268. Право на обнародование произведения

1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

Распечатанная с сайта статья является основанием во время аттестации для получения баллов за публикацию в педагогической периодике.

Актуальность проекта:

      Развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, познавательных действий  происходит у детей на протяжении всего дошкольного возраста. В результате этого происходит знакомство ребенка с различными математическими понятиями, которые формируют систему знаний, которая будет сопровождать ребенка всю жизнь. Эти знания ребенок будет применять в своей практической деятельности не только в детском саду, но и в школе и во взрослой жизни. Недостаточная сформированность  этой системы знаний  на этапе завершения дошкольного образования обуславливает 47% трудностей, испытываемых младшими школьниками при усвоении учебного материала по математике, 24% трудностей при усвоении материала по русскому языку и формированию навыков письма, 16% трудностей при обучении чтению. В связи с этим проблема формирования пространственных  представлений дошкольников является очень важной. 

     Об актуальности проблемы говорится в Концепции математического образования в РФ. Концепция математического образования в Российской Федерации предполагает создание условий в дошкольном образовании для развития положительной мотивации и способов усвоения математических представлений детей дошкольного возраста.

         Способы логического рассуждения, планирования и коммуникации, моделирования реального мира, реализуемые и прививаемые математикой, являются необходимым элементом общей культуры человека. Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований, является необходимым компонентом экономики, построенной на знании. Создание современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является, прежде всего, математической деятельностью. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию и развитию математических представлений.

     Одним из принципов ФГОС ДО является принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности. Данный проект направлен на формирование познавательных интересов и исследовательских действий прежде всего в игровой детской  деятельности.

Проблема:

Проблема формирования пространственных представлений у дошкольников достаточно      многогранна и является сложным процессом.

- недостаточное овладение детьми пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой понижает результативность и качество познавательно-исследовательской, продуктивно-творческой, трудовой детской деятельности.

-  недостаточное формирование ориентировки на собственном теле, служит плохой опорой в освоении ребенком  социальной сферы.

Данная проблема определила гипотезу проекта.

Гипотеза:

У детей старшего дошкольного возраста будет сформировано пространственное восприятие и пространственные представления, если расширить объем приобретаемых представлений в организуемых  воспитателем и родителями познавательных  развивающих играх.

Объектом исследования стал  процесс формирования пространственных преставлений у детей дошкольного возраста.

Предметом исследования являются формы, методы  и содержание формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе использования  дидактического и познавательного материала.

Цель проекта:

Способствовать развитию  пространственного восприятия, представлений и ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с целью повышения результативности и качества познавательно-исследовательской  детской деятельности.

Задачи проекта:

·        Сформировать  у  детей   пространственные  представления, ориентированные  на  активизацию  познавательных  интересов.

·        Развить восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.

·        Увеличить  объем  внимания и памяти  у  детей.

·        Развить  наглядно-действенное  и  наглядно-образное  мышление  за  счет умственных  действий (анализ, синтез, обобщение, группировка, установление причинно-следственных  связей).

·        Сформировать умение применять приобретенные знания  и  навыки  в повседневной жизни.

Сроки реализации:  1месяц;

Вид проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы МБДОУ  ДС № 26, «ПЕТУШОК» г. Туапсе, родители,  воспитатели МБДОУ.

Предполагаемый  продукт  проекта:

Презентация для родителей и педагогов  на тему «ДЕТСТВО - ЭТО ИГРА»

Выставка рисунков и поделок детей на тему  «В поисках сокровищ».

Выставка рисунков детей на тему «План моей комнаты».

Разработанные  рекомендации, буклеты  для  родителей, размещение материала для родителей на интернет - страничке воспитателя Асланян Н.А. на портале maam.ru

Изготовление вместе с родителями дидактического пособия «Пчелки – путешественницы» (прищепки)

Картотека дидактических игр по формированию пространственных представлений дошкольников.

Содержание  проекта:

1этап – подготовительный:

-Составить паспорт проекта (определение темы и проблемы  будущего  проекта, поставка  цели  и  задач).

-Собрать  и  изучить  информацию  по  заданной  теме  проекта;

-Подобрать необходимый  материал:

-демонстрационный материал, раздаточный материал, дидактические  игры,      настольные игры, сюжетно-ролевые  игры,  подвижные игры.

-игры для  индивидуальной работы, физ. минутки.

-Консультации   для  родителей, рекомендации, буклеты.

2-этап – основной: реализация  проекта

Весь материал по  реализации проекта  представлен  в  виде  таблицы.

Содержание распределено  по  образовательным областям ФГОС ДО и видам  детской  деятельности,  с  учетом различных форм организации  детской  деятельности, создания  предметно -   развивающей среды  и  взаимодействия с  родителями, педагогами.

Образовательные области по ФГОС ДО

Виды  детской  деятельности

Формы  совместной  деятельности

Организация  развивающей  среды  для  самостоятельной  деятельности  детей

Взаимодействие с  родителями/

социальными  партнерами

Развитие самостоятельности

детей

Развитие инициативы детей

В  процессе организации  непосредственно  образовательной  деятельности

В  процессе  режимных  моментов

Познавательное развитие

Познавательно- исследовательская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интегрированное  занятие  на  тему:      

 « В поисках сокровищ»

 

Ориентация на местности по плану: «Найди клад», «Ищем заданный предмет», «Волшебный петух», «Что плавает, что тонет»

 

Дидактическая игра «Нарисуй свою карту»

«Геометрическое лото»

«Нарисуй по плану»

Игра-путешествие «Весёлые друзья»

Использование дидактических игр (Блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера) в свободной деятельности

Создание ситуаций выбора, способов действия в интегрированном НОД

Социально-коммуникативное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная

Речевое развитие. Придумывание рассказа « Хорошо в лесу».

 

Игра «Искра», «Найди свою пару», «Запишем сказку», «Пары слов»,

Дид.игра «Угадай сколько в какой руке»

Совместная работа детей и родителей «Чудесные прищепки», «План моей комнаты»

Сочинение сказки «Загадочные путешествия паровозика»

Распределение ролей для игр, выбор маркеров, игрового пространства

 

 

 

 

 

 

Игровая

Сюжетно-ролевые игры «Архитектор», «Золушка»

Сюжетно-ролевая игра Водители», Дид. игра Знаки

Дид. игра «Танграм», «Геометрическое лото»

Презентация для родителей на тему: «Детство – это игра!»; консультация для родителей на страничке педагога на образовательном портале maam.ru «Познавательные игры в повседневной деятельности»

Использование игр в самостоятельной деятельности

Физическое развитие

Двигательная

Физкультурная НОД «Маленькие туристы»

Шуточный танец «Буги-Вуги», «Говорящие рисунки»

Атрибуты для дидактических, подвижных, сюжетно- ролевых игр

«Найди план по схеме на площадке»

Проведение турнира «Знатоки  математики»

выбор водящего, атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическая

Рисование на тему: «Волшебный лес»

Пластилинография «Помоги зайчику найти дорогу домой»

Дид.игра «Дома зверей», «Нарисуй и построй», «Чудесные превращения», «Изобрета-тель»

Дид. игра «Узнай кто это», «Вниз по реке»

«Нарисуй план своей комнаты»

Использование различных художественных материалов в свободной деятельности

создание ситуации выбора и положительной мотивации в художественно-эстетической деятельности

 

3 этап – аналитический: подведение итогов проекта

         Рефлексия мероприятия по презентации проекта «Детство – это игра!» с помощью методики Эдварда де Боно «Шесть шляп». Участники рефлексии: педагоги МБДОУ ДС №26 «Петушок», родители воспитанников.

Каждый участник в соответствии с цветом шляпы (красный – креативный; черный – пессимист;, белый – оптимист;, зеленый – нестандартные мысли; желтый - реалист; синий - прагматик) отвечает на три главных вопроса:

1. Достигнута ли цель проекта?

2. Насколько активно вы принимали участие вместе с детьми в данном проекте?

3. Эффективен ли проектный метод для усвоения материала?

Конспект НОД образовательной области «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий  «Загадочное письмо»

(пластилинография)

Форма проведения: игра - путешествие.

Цель: совершенствовать навык пространственной ориентировки у детей.

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие.

Задачи:

  • Оздоровительные

Формировать  правильную осанку.

Развивать  мелкую моторику   рук.

Развивать глазомер, координацию движений.

Предупреждать утомление, дать заряд бодрости и весёлого настроения. Сконцентрировать внимание детей  при переходе с одного действия на другое.

  • Образовательные

Продолжать учить детей определять пространственное  расположение объектов на  плоскости.

  • Развивающие

Развивать умение детей ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать восприятие, произвольное внимание, логическое мышление и память.

  • Воспитательные

Воспитывать уважительное отношение друг к другу; побуждать детей к сопереживанию и стремлению помогать друзьям и окружающим.

Предварительная работа: Работа с родителями: «Изготовление чудесных прищепок»                

 

Методы и приёмы:

  • Наглядные: наглядно-зрительные приёмы (использование атрибутов).
  • Словесные: объяснения, пояснения, указания, вопросы к детям и поиск ответов. Словесная инструкция.
  • Практические: Выполнение упражнений в игровой форме.    Самостоятельное выполнение упражнений.

Материалы и оборудование: пластилин, простые и цветные карандаши, дидактическая игра «Кто где живет?», заготовки листов бумаги с нарисованными 36 квадратами.

Программное обеспечение: аудиозапись « Звуки леса».

Реализация федеральных государственных стандартов:

  • Использование игровых ситуаций способствующих эффективному процессу получения детьми знаний, умений и навыков при проведении непосредственно образовательной деятельности.
  • Внедрение здоровьесберегающих технологий.

Содержание образовательной ситуации.

Воспитатель:  Ребята, я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Весёлые друзья».

Ведущий  (воспитатель) подаёт руку ребёнку и просит подать ему либо правую, либо левую руку.  Каждый следующий ребёнок выполняет просьбу предыдущего, пока все друзья не будут держать крепко друг друга за руку.

Воспитатель: Все веселые друзья в сборе, давайте отправимся на прогулку, а  вы мне будете подсказывать куда идти. ( Воспитатель создаёт проблемные  ситуации, встречая  на своём пути  то  одно, то  другое   препятствие).

В конце прогулки  воспитатель вместе с детьми находит незнакомую коробку и письмо. ( Воспитатель наблюдает за реакцией детей и берёт у них письмо).

Воспитатель: Ребята, что это? (Ответы детей).

Что может быть в письме? Можно ли в письме отправить другу конфеты? Почему письмо запечатано? Можно ли вскрывать чужие письма и читать их?

Дети вместе с воспитателем рассматривают письмо и читают, кому оно адресовано.

« Детям подготовительной группы детского сада № 26 « Петушок». Просьба о помощи. В графе « от кого» загадка про зайца:

                                     Что за зверь лесной

                                     Встал как столбик под сосной

                                     И стоит среди травы

                                     Уши больше головы

 Дети отгадывают загадку. Воспитатель открывает конверт и читает письмо:

«Дорогие  ребята, помогите!!!!!!

Я  зайчишка Тишка,  живу на лесной опушке со своими верными друзьями. В поисках пищи я бегаю очень далеко, дорогу домой я нахожу по карте, которая бывает всегда с собой. Однажды я попал под сильный дождь и карта у меня  испортилась. Остались только зашифрованные координаты. Теперь я долго плутаю,  прежде  чем попасть домой. Помогите мне, пожалуйста!!!!»

Воспитатель: Скажите ребята, чем мы можем помочь Тишке? (Ответы детей)

Воспитатель заглядывает в сундук и находит там образцы с зашифрованными

координатами. Дети берут себе по карте (формат А4) и присаживаются  за столы.

Воспитатель: Чем можно изобразить схему карты? Можно выйти из положения, если есть только пластилин. (Ответы детей).

Ребята, внимательно слушайте, и обозначайте каждый пункт, маленьким кусочком пластилина, представив, что это ваш карандаш. Обратите внимание, первый пункт уже обозначен. (Диктант по клеточкам)

   - 2клеточки-влево;        - 1клеточка-вправо;

   - 2клеточки-вверх;        - 2клеточки-вверх;

   - 1клеточка-влево;        - 1клеточка-вправо;

   - 1клеточка-вверх;        -  3клеточки-вниз;

   - 2клеточки-вправо;      - 1клеточки-вправо;

     -1клеточка-вниз;         - 4клеточки-вверх;

Воспитатель: Вот мы и дошли до заячьего домика. Ребята, как вы думаете, сможет ли Тишка добраться по вашей карте домой? (Ответы детей). Воспитатель предлагает сделать из пластилина  тоненькие жгутики и проложить путь  по точкам, чтобы зайцу было легко найти дорогу домой. (Дети выполняют работу).

На дне коробки воспитатель находит прозрачную карту с точной схемой, про которую заяц забыл.

Воспитатель: Кто уже выполнил работу, может проверить свою карту с помощью  моей находки, которую я нашла в коробке очень предусмотрительного Тишки. Как можно это проверить? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. А теперь наши стульчики превращаются в пенёчки.

Физ.минутка:

Ты с пенёчка поднимись. И  друг с другом обнимись.                                                                                      На пенёчки становись. Влево - вправо  повернись.                                                                                               

Спрыгни вниз и улыбнись (удивись).

Воспитатель: Ребята,  ваши карты  готовы.  Чтобы вы еще добавили? Хотите узнать, кто были соседями Тишки? (Ответы детей).

Воспитатель показывает карточку с изображением животных (зайца, зайчихи, ежа, крота).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти две карточки (треугольник и квадрат с цветами) и скажите, что это значит. (Ответы детей).

Крыши домов у жителей опушки  были красного, синего, оранжево и синего цвета, а дома-красного, синего, оранжево и жёлтого цвета.

А на нашей карте, где находится дом зайца Тишки. (Ответы детей)

Правильно, в правом верхнем углу. А какое у него было жильё, вы узнаете, посмотрев на эту карточку. Можете закрасить жильё, Тишки с помощью карандашей  или  используя пластилин.

Кто жил в левом, верхнем  углу и какое, у него было жильё? (Показ второй карточки)

Чьё жилье было в правом, нижнем углу и какого цвета?

Какой угол на нашей карте мы ещё не рассмотрели? А кто там живёт и какого цвета у него жильё, догадайтесь сами. (Если дети затрудняются в выполнении этого задания, то воспитатель показывает четвёртую карточку).

Физ. минутка «На лесной поляне»

В ходе действия под музыку «Шум леса»  воспитатель  демонстрирует схемы. Дети свободно имитируют по собственным представлениям характерные особенности каждого изображения (зверь, дерево, цветок, трава).

Рефлексия: Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Отозвались помочь зайцу. А что интересного и нового узнали вы? Что понравилось вам больше всего? О чём вы сегодня расскажите родителям?

Список используемых источников:

1. Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки». – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64с.

2. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 104с.

3. Б.Б. Филькенштейн Праздник в стране Блоков. Игры, интеллектуальные конкурсы. Фокусы.

4. Б.Б. Филькенштейн Спасатели приходят на помощь. Схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Дидактические игры | Добавил: 461119 (13.06.2016)
Просмотров: 1177 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: