Воскресенье, 13.06.2021, 13:56

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 220
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Игра и дети » Сюжетно-ролевые и режиссерские игры

Игровая кукла: делаем вместе

Игровая кукла: делаем вместе

 

Лебедева Галина Александровна, Народный мастер России

 

Современному ребенку нужна народная  кукла. Основным моментом здесь является то, что ребенок сам (под руководством родителей, воспитателей, психолога) ее мастерит - кукла становится родной и дорогой. Она способствует конструированию позитивного образа мира и себя в нем, прогнозированию положительного образа будущего, развитию творческих способностей детей и взрослых.

       Само изготовление народных кукол обладает некоторыми особенностями. Для этнических кукол характерно отсутствие системы раскроя, т.е. все детали делаются «на глазок».  За счет этого достигается максимальная индивидуализация работ, развитие фантазии. Каждая работа красноречиво характеризует его исполнителя, выражает его внутреннее «Я». Важное значение приобретает рисунок, эскиз, который является отправной точкой для полета фантазии, развития смекалки, сообразительности, самостоятельного и нестандартного мышления.

      Знакомство с народной традицией надо начинать с делания личной куклы – «делания своего счастья». Очень глубокий смысл делания личной куклы состоит в том что, делая свою куклу – творишь свою собственную судьбу, и чем больше сил вкладываешь в ее изготовление, тем больше она будет помогать в жизни, она будет оберегать и защищать.

       Обратимся к примерам. Во время раскопок в курганах,  в захоронениях у воинов находили ладанку с землей и «зольную» куклу. Делалась она очень просто: из большого квадратного лоскута формировалась голова, которую набивали золой, крепко завязывали суровой ниткой, а платьем служили свободные концы квадрата. Воины носили с собой образ Матери - сырой земли и тепло родного очага - в этих бесценных предметах пребывала сила, которая служила оберегом и была связующим звеном с родным домом. У куколки не было тела, одежды мало: солдат лишнего с собой не носил, главное – образ.

        Вспомнив исторические корни кукол – оберегов, обратимся к народной кукле, которую изготовляли специально для детей.

       Сначала нужно свою будущую куклу представить. В старину куколку делали из льна. Лен - особенный материал, который связан с землей, с природой. Набивается тело куколки мягкой ветошью (обязательно - из своей, ношеной одежды).

       На первом этапе работы выкраивается тело куклы. Для этого длинную  полоску ткани нужно сложить вдвое по длине. Сгиб - это низ. Открытое (не сшитое) место – шея, куда будет вкладываться и вшиваться голова. Боковые срезы необходимо прошить ручными стежками, вывернуть и набить ветошью.

     Для головы выкраивается квадратный лоскут, желательно, светлый. Нужно положить лоскут на ладонь. Так, внутрь ладони укладывается ветошь. При этом желательно сбить, «сладить», почувствовать округлую форму внутри ладони, сжав ее в кулак. Срезы скрутить и обмотать крепкой ниткой – это будет шея.

    Голову вложить в незашитое пространство, зашить ручными стежками, формируя плечи.

    Сначала делаются руки, так как если сначала сделать ноги, то вдруг кукла «убежит», а кому «безрукие» на Земле нужны? Сделать «ноги» -  значит, разрешить быть самостоятельным. В традиционной культуре ребенка сначала делали умелым, к какому-то делу приобщали, а с возрастом он самым естественным образом становился самостоятельным.

    Во время делания куклы не нужно ориентировать на пропорциональность. Когда будут делать руки и ноги, будут проявляться психологические моменты. Крепко ли на ногах стоит, много ли в руках может унести, может быть телом крепок и т.д.

    Руки и ноги  нужно сделать из длинного прямоугольного лоскута – скрутка, возможно с наполнением, зашить ручными стежками. Руки пришить к плечам, ноги пришить к низу туловища («лишнюю» длину отрезать потом, пришить такие, какие получились). Способ пришивания ног зависит от «пола» куклы, его выбирают заранее.  У мужчин пришиваются ноги по краям – брюки (порты)  удобно одевать, у женщин – рядом, вместе, что символизирует целомудрие.

     Когда пришиты руки и ноги, куколку нужно взять в руки и «отчувствовать» ее, определить, где у нее лицо будет, представить длину рук и ног, лишнее отрезать и закрепить стежками срезы.

     Красной ниткой обмотать по линии талии в три оборота и завязать узелок  на месте пупка, у женщины можно подчеркнуть талию, покрепче затянуть. Затем следует обмотать крепко красной ниткой  запястья и щиколотки. Тело куколки готово.

     Теперь нужно пришить волосы. Волосы делаются из ниток. Набрать пасму ниток (пучок), распределить по  всей голове от лба до затылка, закрепить на голове ручными стежками по середине (по пробору) и от виска к затылку. У женщин заплести косу, если это девица. У мужчин можно сформировать челку, закрепить стежками, отрезать до плеч.

      Затем шьем одежду и одеваем куколку. Длину рубахи определяют по размеру куколки. Ширину рубахи определяет ширина плеч куколки.

    Для этого нужно сначала выкроить основу одним прямоугольным полотном в две длины рубахи.  Затем выкроить прямоугольник для рукава и ластовицу. Ластовицу пришить к рукаву, а рукав с ластовицей - к основному полотнищу. Затем сложить основу так, чтобы совместились нижние срезы (подол) рубахи, и прошить боковые швы и рукава. Оформить горловину, низ рукавов и подол. Рубаху вышить. Вышивка швом «Роспись» получалась двухсторонняя и к телу прилегала »чистой» стороной. Обязательно необходимо свить или соткать пояс для рубахи с кистями. Почему?

     В народной традиции одежда всегда была просторной и телом не чувствовалась, чувствовался только завязанный на талии пояс: он служил оберегом и украшением. Поясу всегда уделялось в одежде особенное внимание, он должен был иметь такую длину, чтобы его можно вокруг туловища обмотать в три оборота. Когда рождался младенец, то ему сразу поясок из шерстяной ниточки повязывался. Пока пояс не повязан – дитя в мир людей еще не принято.

Когда куколка одета, мы смотрим уже не на куколку, а на тот образ, который она несет. Лицо у традиционной куклы не принято было делать: «Человек смотрит на лицо, а Бог смотрит в сердце».

Здесь необходимо отметить, что совместное со взрослым изготовление народных кукол способствует разрешению многих внутренних проблем ребенка. Делая своими руками куклу, ребенок невольно выражает и выводит на материальный план свои внутренние проблемы. Задача педагога: увидеть эти проблемы и помочь их разрешению с помощью игры. Цель таких игр – принятие своего «Я»,  налаживание  взаимоотношений с внешним миром. Взрослые ориентируют детей на разрешение проблемных и конфликтных ситуаций, исходя из традиционных нравственных принципов. Нравственное воспитание осуществляется в процессе сюжетно – ролевой и режиссерской игры. Например, в  серии игр для девочек рассматриваются такие темы, как «женская судьба», «свадьба», «семья», «сказка».

 Рассмотрим их подробнее.

Женская судьба.

  Исследование и изучение этой темы происходит на фоне изготовления этнических кукол. Эти куклы отражают изменения, происходящие с женщиной на протяжении всей ее жизни. Младенец – кукла «пеленашка», девушка – кукла «девья красота»,  невеста – «неразлучники», «бояре»,  мать – «кормилица», хозяйка – «расщепуха», «зернушка»,   бабушка – «нянюшка». В ходе занятий педагог знакомит девочек с представлениями народа обо всех этапах женской жизни. Главная цель этих занятий – это не только познакомить девочек с традиционными ролями женщины в обществе, но и добиться переживания, проигрывания этих ролей с помощью игры.

Свадьба.

   Свадьба, замужество – важный этап в жизни каждой женщины. В традиционном  представлении свадьба рассматривается как переход женщины из одного состояния в другое. Символически это выражается смертью девушки и рождением женщины (обряд похорон невесты). После свадьбы жизнь женщины коренным образом меняется. Этнографы XIX века  записали игру «Детская свадьба», в которой принимают участие дети и куклы, изготовленные своими руками. Цель этой игры – познакомить со свадебными обрядами и подготовить их к переживанию свадьбы, а так же разъяснить роль и место этого события в жизни каждого человека.

Семья.

    Давно замечено, что человек создает свою семью по образу и подобию родительской. Он перенимает модель поведения, которая была присуща его родителям. Это вполне оправдано, потому, что с другими  семьями (моделями поведения) человек просто не знаком.  Принятие и перенесение образа родительской семьи на свою  происходит неосознанно.

     Изготавливая кукол своими руками, дети уже вкладывают  в них свое представление о семье. Далее с помощью игры ребенок осмысливает эти представления. В ходе обыгрывания народных кукол дети знакомятся  с укладом жизни традиционной патриархальной семьи. Все вышесказанное  отражено в схеме:

  • изготовление кукол – воплощение собственных представлений о семье,
  • игра в куклы – легализация и осмысление этих представлений,
  • постановка спектакля - проигрывание моделей поведения членов патриархальной семьи.

  В ходе игры психологом или воспитателем могут рассматриваться темы:

- материнство (взаимоотношение матери и ребенка),

- неполные семьи,

- взаимоотношения со старшим поколением (бабушки и дедушки),

- многодетные семьи (взаимоотношения детей)

Категория: Сюжетно-ролевые и режиссерские игры | Добавил: 461119 (11.12.2014)
Просмотров: 842 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: