Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
Старший воспитатель Нина Викторовна Зубкова
Руководитель структурного подразделения
ГБОУ СОШ № 64 г.Москвы
Светлана Григорьевна Олещук
Статья является электронной публикацией с сохранением всех авторских прав, приложением к журналу "Современный детский сад" за ноябрь (№7) 2015 года.
Цель: повышать речевую активность, формировать словесно-логическое мышление дошкольников
Задачи:
- Актуализировать знания детей о звуках речи;
- Вызвать интерес детей к многозначным словам;
- Уточнить знание пословиц и поговорок о труде и дружбе;
- Побуждать детей к сотрудничеству со взрослыми.
Подготовительная работа:
- подготовка атрибутов и оборудования;
- подготовка презентации-сопровождения игры в Power Point;
- подбор музыкального сопровождения.
Участники: две команды (в составе каждой команды дети подготовительной группы, воспитатели)
ХОД ИГРЫ
СЛАЙД 1. Дети сидят на стульчиках вдоль зеркал.
Звучит отрывок музыкальной пьесы «Лошадка» (позывные телепередачи «Счастливый случай»).
Ведущий: Добрый день дорогие дети, уважаемые воспитатели и гости. Счастливый случай свёл нас сегодня всех вместе, чтобы подумать и поразмышлять над тайнами и загадками русского языка.
Мы начинаем игру «Счастливый случай»! Команды прошу занять места за игровыми столами.
Наша игра состоит их 4-х этапов – геймов. Каждой команде предлагается своё задание, за которое вы будете получать флажки. По правилам игры, в любом из заданий команде может выпасть табло «Счастливый случай», т.е. команда получает дополнительный флажок и подарок-сюрприз.
Сегодня в игре участвуют воспитанники подготовительной группы № 5 и их воспитатели.
За зелёным столом – команда «Звуки», капитан - __________________
За синим столом – команда «Буквы», капитан - __________________
Команда «Звуки», ваше приветствие:
В игре счастливый случай
Участвовать мы рады.
Победа в состязании
Будет нам наградой!
Команда «Буквы», ваше приветствие:
Мы – ребята боевые,
Не даём себе скучать,
И в игре «Счастливый случай»
Будем побеждать!
Ведущий: Поприветствуем судей сегодняшнего соревнования:
Руководитель структурного подразделения _________________
Учитель-логопед _______________________________________
Учитель-логопед _______________________________________
Судьи следят за ответами команд, за выполнением правил игры.
Музыкальное сопровождение сегодняшней игры обеспечивает – Ирина Андреевна Егорова.
Команды, вперёд! В мир тайн и загадок русского языка!
Звучит отрывок музыкальной пьесы «Лошадка»
Слайд 2: I гейм. «Разминка»
Ведущий: нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. Команда, ответившая на большее количество вопросов, получает 1 очко – флажок.
Ответ после подсказки – не засчитывается. Если команда не знает ответ на вопрос, нужно сказать «дальше».
Ведущий: внимание! Вопросы для команды «Звуки»:
- Мы видим звуки и ли буквы? Буквы
- Из чего состоит сказанное слово?Из звуков
- Назовите мягкий согласный звук в слове ПОЛЬКА? ЛЬ
- Назовите слово ПАРК без звука К? пар
- Какой согласный звук два раза встречается в слове СОСУЛЬКА? С
- Назовите одним словом сильный дождь. Ливень
- Кто «папа» ягненка? Баран
- Назовите слово, противоположное по значению слову ГОВОРИТЬ. Молчать
- Кто это: клюв, голова, туловище, крылья, две лапки, хвост? Птица
- Слайд 3: Назовите пару к слову: птица – скворечник, человек - ….. дом
- Слайд 4: Какой месяц находится между апрелем и июнем? Май
- Как называется время суток после дня? Вечер
Ведущий: внимание! Вопросы для команды «Буквы»:
- Мы слышим звуки или буквы? Звуки
- Из чего состоит написанное слово? Из букв
- Какой твёрдый согласный есть в слове ДЕРЕВО? В
- Назовите слова КОСА без звука К? оса
- Какой звук дважды встречается в слове ПЛАНЕТА? Гласный А
- Назовите одним словом непромокаемое пальто. Дождевик/ плащ
- Кто «мама» жеребенка? Лошадь
- Назовите слово, противоположное по значению слову СПРАШИВАТЬ? отвечать
- Кто это: усики, голова, брюшко, крылышки, шесть ног? Жук
- Слайд 5: Назовите пару к слову: роза – ваза, гриб - ….корзина
- Слайд 6: Какое время года между зимой и летом? Весна
- Как называется время суток между утром и вечером? День
Ведущий: Уважаемые судьи, мы ждем ваше решение.
Судьи: Счет по итогам 1-го гейма ……
Звучит отрывок музыкальной пьесы «Лошадка»
Слайд 7: II гейм. «Заморочки из бочки»
Ведущий: этот гейм состоит из 2-х заданий. Задания трудные, настоящие «заморочки».
Задание 1. «Цепочка слов»
Ведущий: Перед вами карточки с изображением разных предметов. Составьте цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова.
Например: роза – ананас – сон – носок и т.д.
Выигрывает команда, использовавшая в цепочке наибольшее количество карточек.
На выполнение этого задания вам отводится – 2 мин. Начали!
Представитель команды называет получившуюся цепочку, выделяя голосом последний звук.
Задание 2. «Странное животное»
Ведущий: Мир животных и птиц средней полосы России богат и разнообразен. Но иногда, на картинках, можно встретить очень странных представителей флоры и фауны. Объявляется аукцион «Кто придумает как можно больше интересных названий этим странным животным.
В течении – 30 сек. Команда рассматривает животное и дает ответ.
Слайд 8 - 11: Команды по очереди называют названия животных.
Ведущий: Да…. Наш сильный и могучий русский язык позволил придумать ТАКИЕ названия….
Ведущий: Уважаемые судьи, мы ждем ваше решение. А пока - задание для гостей:
У меня для вас игра под названьем «он - она».
Попрошу вас, не зевайте,
Слово в стих мой добавляйте:
Он – слон, она -…. (слониха)
Он – лось, она - …. (лосиха)
Он – кот, она… (котиха)
Нет, конечно! Это кошка!
Ну, ошиблись вы немножко.
Что ж, сыграем еще раз,
Обыграть хочу я вас.
Он – морж, она - … (моржиха)
Он – заяц, она - … (зайчиха)
Он – еж, она - … (ежиха)
Он – бык, она - …
Всем знакомо это слово?
Да, да, да! Она – КОРОВА!
Судьи: Счет по итогам 2-го гейма ……
Звучит отрывок музыкальной пьесы «Лошадка»
Слайд 12: Физкультурная минутка «Буги - вуги»
Слайд 13: III гейм. «Ты – мне, я - тебе»
Задание 1. «Ребусы»
Ведущий: посмотрите на экран. СЛАЙД 14
В первом задании воспитатели каждой команды по очереди называют номера окошек с ребусами для команды-соперницы.
СЛАЙДЫ 15 - 25
Слайд 26: Задание 2. «Многозначные слова»
Ведущий: вы знаете, что каждый предмет или действие мы обозначаем каким-либо словом. В русском языке есть слова, которые имеют только одно значение, и называются такие слова - ОДНОЗНАЧНЫЕ. Например: шкаф, табурет, сахарница.
А есть слова, которые имеют несколько значений.
Например: Слайд 27: слово ЛУК или Слайд 28: ГРИФ.
Такие слова называются… многозначные, запомнили? Давайте проверим…
Ведущий: каждая команда должна дать 2 значения к заданному многозначному слову.
Команда «Звуки» - ваше слово …. Слайд 29:
Команда «Буквы» - ваше слово….. Слайд 30:
Команда «Звуки» - ваше слово …. Слайд 31:
Команда «Буквы» - ваше слово….. Слайд 32:
Ведущий: Уважаемые судьи, мы ждем ваше решение. Судьи дают оценку.
Звучит отрывок музыкальной пьесы «Лошадка»
Слайд 33: IV гейм. «Шанс»
Ведущий: у вас есть последняя возможность, чтоб заработать флажки.
Давайте проверим, хорошо ли вы знаете русские пословицы о труде и дружбе.
Каждой команде, по очереди, я прочитаю начало пословицы, а вы должны вспомнить конец и досказать ее.
Команда, назвавшая больше пословиц, получает флажок.
- Терпенье и труд …… всё перетрут.
- Не спеши языком,….. торопись делом.
- Не откладывай на завтра то, …… что можно сделать сегодня.
- О дереве судят по плодам,…… а о человеке по делам.
- Не имей сто рублей, ….. а имей сто друзей.
- Дружба, как стекло: …. разобьёшь – не сложишь.
- Дерево живет корнями, ….. а человек – друзьями.
- Сам погибай, ………. а товарища выручай.
- Друг познается…. в беде.
- Старый друг …. лучше новых двух.
Ведущий: Молодцы, ребята! Все вы дружны с пословицами и хорошо их знаете. Уважаемые судьи, мы ждем ваше решение за 4-й гейм.
Слайд 34: А пока небольшой поэтический сюрприз от команд!
И. Токмакова «Плим»
Ложка – это ложка
Ею суп едят;
Кошка – это кошка,
У кошки пять котят.
Тряпка – это тряпка,
тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово –
Смешное слово «ПЛИМ»,
И повторяю снова «плим, плим, плим».
Прыгает и скачет «плим, плим, плим»,
Ничего не значит «плим, плим, плим».
Но давайте посмотрим, какая команда набрала большее количество баллов.
Судьи: Итак, счет по итогам игры ……
Звучит отрывок музыкальной пьесы «Лошадка»
Ведущий: Вот и закончилась наша интеллектуальная игра «Счастливый случай» в которой пришлось подумать и поразмышлять над загадками и тайнами русского языка.
Слайд: Спасибо вам большое за хорошую игру! Старайтесь говорить красиво, четко, ясно и беречь наш великий русский язык!
До свидания, друзья! До новых встреч!
Звучит музыкальное сопровождение. |