Суббота, 27.04.2024, 04:06

Современный детский сад

Журнал
"Современный 
детский сад"
приветствует вас!

Меню сайта 
Журнал зарегистрирован 
в Комитете  РФ по печати 
Свидетельство 
ПИ №ФС 77-26501 
от 7.12.2006

Электронные
публикации 
   

Фото-журнал
Мир детства


Жизнь детского сада
Наши методические 
разработки:

Календарь
Новости и архив записей
Наш опрос
Какие темы в работе детского сада Вас интересуют?

Всего ответов: 224
Друзья сайта
 



Педагогический 
интернет-клуб
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Игра и дети » Здоровье и игра

Детско-родительский фитнес: программа

Образовательная программа дополнительного образования «Детско-родительский фитнес»

Ольга Николаевна Рыбкина, педагог дополнительного образования по спортивной аэробике, воспитатель по физической культуре ГБОУ детского сада №2526 г. Москвы

 

В физическую активность дошкольников можно внести много нового и интересного благодаря использованию современных фитнес-технологий. Они включают в себя адаптированные для детского организма системы тренировок с применением новейшего инвентаря и оборудования.

Фитнес – один из самых молодых видов физкультурно-спортивной деятельности взрослых и детей, быстро завоевавший популярность во всем мире. Своеобразие его определяется органическим соединением спорта и искусства, единством движения и музыки. Это массовый, эстетически увлекательный и поистине зрелищный вид физической активности, синтезировавшие все лучшее в теории и практике оздоровительной и спортивной аэробики.

Благодаря доступности занятия фитнесом стали эффективным средством пропаганды здорового образа жизни, приучать к которому детей нужно с раннего возраста.

Программа «Детский фитнес» систематизирует и обобщает педагогический опыт различных фитнес-направлений: классической аэробики, хореографии, фитбол-гимнастики, йоги, гимнастики и акробатики.

На основе нормативно-правовых документов, определяющих функции педагогов дополнительного образования определены следующие разделы учебной программы: введение; нормативная часть и методическая часть, включающая: организационно-методические указания, содержание программного материала, контрольно-нормативные требования, воспитательная работа, педагогический контроль.

Остановимся подробнее на организационно-методической части программы.

Методическая часть учебной программы определяет содержание учебного материала по основным разделам подготовки, его преемственность и последовательность по годам обучения и в круглогодичной подготовке, включает объемы тренировочных нагрузок, а также организацию и проведение педагогического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочного процесса и воспитательной работы.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСИЕ УКАЗАНИЯ

Подготовка в детском фитнесе предусматривает теоретическую, физическую, техническую, хореографическую, психологическую и профессиональную подготовку.

Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки (таблица 1).

Таблица 1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ДЕТСКИМ ФИТНЕСОМ

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-7 ЛЕТ

Раздел программы

Количество часов

1-ый год обучения

2-ой год обучения

1.

Основы знаний

в процессе занятия

2.

Классическая аэробика

28

28

3.

Хореография

12

12

4.

Фитбол-гимнастика

20

20

5.

Элементы акробатики и гимнастики

22

22

6.

Пальчиковая гимнастика

4

4

7.

Упражнения с малым мячом

10

10

8.

ОФП

32

32

9.

Элементы йоги

8

8

ИТОГО

144

144

 

Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:

1. Привлечение максимально возможного числа детей старшего дошкольного возраста к систематическим занятиям фитнесом.

2. Формирование установки к здоровому и двигательно-активному образу жизни.

3. Содействие естественному физическому, психическому и интеллектуальному развитию детей и обеспечение гармоничности развития, укрепление здоровья, профилактика неблагоприятных состояний и заболеваний, закаливание.

4. Общеобразовательная двигательная подготовка (школа движений).

5. Знакомство с основами техники фитнес-направлений.

МЕТОДИКА И СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ 

При планировании и проведении занятий в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки с детьми 5-7 лет необходимо учитывать их возрастные особенности и строго нормировать физические нагрузки. В занятия следует включать упражнения преимущественно комплексного воздействия, в том числе упражнения для формирования мышечного корсета, обеспечивающего поддержание правильной осанки. Следует также уделять внимание знакомству с основами техники видов фитнес-аэробики.

В этом возрасте совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы. Дети быстро и легко запоминают показанные им движения. Однако, для закрепления и совершенствования усвоенного необходимо многократное повторение.

Развитие скелета, суставно-связочного аппарата у детей еще не окончено, поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей. Учитывая быструю утомляемость, необходимо избегать чрезмерных физических усилий при выполнении физических упражнений и менять виды деятельности каждые 20-30 минут.

Занятия проводятся под музыкальное сопровождение. Музыка создает положительный эмоциональный фон для повышения работоспособности и дисциплины занимающихся.

Упражнения и задания в большинстве случаев должны носить сюжетный характер. Большое значение уделяется игровому варианту выполнения упражнений.

Требования к педагогам, участвующим в реализации программы по «Детскому фитнесу».

Педагог должен знать:

  • Теоретико-методические аспекты фитнес-занятий с детьми, в том числе осуществление контроля за физическим состоянием занимающихся.
  • Методику обучения упражнений, составлять грамотно танцевальные и акробатические  комбинации.
  • Музыкальную грамоту, правильно использовать музыкальное сопровождение.
  • Методику диагностики физического развития и двигательной подготовленности детей.

Педагог должен уметь:

·         Владеть системой движений представленных в программе фитнес-направлений.

  •    Использовать в работе с детьми современное оборудование.
  •    Обеспечить необходимые педагогические условия для успешного развития детей.
  •     Подбирать упражнения и регулировать нагрузку в зависимости от функционального состояния и предшествующей работы занимающихся, чередовать напряжение и расслабление психомышечной системы во время занятий.
  •     Осуществлять грамотное планирование учебно-тренировочного процесса.
  • Владеть приемами педагогического контроля и оказанием первой медицинской помощи.
  • Анализировать полученные результаты двигательной подготовленности.
  • Проводить пропаганду знаний среди родителей по основам здорового образа жизни детей.
  • Следить за новейшими достижениями и разработками в области физкультурной индустрии, читать журналы и сборники статей, смотреть телевизионные и видеопрограммы, посещать семинары и конференции.
  • Проводить семинары, практикумы, консультации для воспитателей и родителей

ТИПЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Учебно-тренировочные занятия.

Подразумевают формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков, характерных для фитнес-занятий для детей. Такой тип занятий составляет не менее 50%.

Комплексное занятие.

Оно направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития.

Контрольное занятие.

Поводится в конце каждого полугодия и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности и физического развития занимающихся.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Типовая структура занятий включает следующие части.

Подготовительная часть. Главная задача этой части занятия – четкая организации детей, приобретение ими навыков коллективного действия. Для содержания характерны строевые и порядковые упражнения, быстрая ходьба, легкий бег, прыжки на месте и в продвижении, упражнения на быстроту, внимание и др.

Основная часть. Задача основной части занятия – овладение главными, жизненно-необходимыми и специальными навыками, которые содействуют освоению дисциплины «Детский фитнес». Наиболее характерны для этой части занятия не только такие традиционные упражнения как ходьба, бег, прыжки, упражнения в равновесии, дыхательные упражнения, но и специальные упражнения, характеризующие такие виды как классическая аэробика, фитбол-аэробика и др.  Обязательно используются упражнения у хореографического  станка, у гимнастической стенки, с гимнастической скамейкой, с фитболом и другим фитнес-инвентарем. Кроме упражнений для развития общей выносливости, мышечной памяти, музыкальность, применяются упражнения-задания, развивающие творческое мышление.

В качестве примера приведем содержание игровых упражнений для фитбол-гимнастики.

Первый год обучения.

Гимнастические упражнения: ходьба, бег, прыжки, ОРУ с мячом (наклоны, повороты, приседания, махи, выпады) и в положении сидя, лежа на спине, животе, боку с мячом и на мяче. Составление связок и комбинаций на фитбольном мяче.

Упражнения массажа и самомассажа, используя мяч как массажер.

Упражнения «школы мяча», элементы баскетбола, футбола: броски, ловля, ведение мяча рукой, ногой.

Шаги классической аэробики сидя на мяче:

1. Мarch – ходьба на месте.

2. Step touch – приставной шаг вправо, влево, вперед, назад, с поворотом.

3. Knee up – подъем согнутой ноги, колено вверх.

4. Lunge – выпад вперед, в сторону.

5. Kick – выброс ноги вперед разгибая, ногу вперед, выполнить мах.

6. Jack – прыжки ноги врозь – ноги вместе.

Примеры игр и эстафет, заданий: «Сторож и тыквы», «Горячая картошка»,  импровизация «Кузнечики».

Второй год обучения.

Гимнастические упражнения: ходьба, бег, прыжки, ОРУ с мячом (наклоны, повороты, приседания, махи, выпады) и в положении сидя, лежа на спине, животе, боку с мячом и на мяче. Составление связок и комбинаций на фитбольном мяче.

Упражнения массажа и самомассажа, используя мяч как массажер.

Упражнения «школы мяча», элементы баскетбола, футбола: броски, ловля, ведение мяча рукой, ногой.

Шаги классической аэробики сидя на мяче:

1. Мarch – ходьба на месте.

2. Step touch – приставной шаг вправо, влево, вперед, назад, с поворотом.

3. Knee up – подъем согнутой ноги, колено вверх.

4. Lunge – выпад вперед, в сторону.

5. Kick – выброс ноги вперед разгибая, ногу вперед, выполнить мах.

6. Jack – прыжки ноги врозь – ноги вместе.

7. V-step – ходьба ноги врозь – вперед, ноги вместе – назад.

Примеры игр и эстафет, заданий: «Вышибало большим мячом», «Футбол паучков (в упоре лежа сзади)»,  импровизация «Танцующие лягушки».

Заключительная часть. Задачи этой части – завершить работу постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей в более спокойное состояние. Основные средства – медленная ходьба, упражнения на восстановление дыхания и расслабление.

ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Тест для определения скоростных качеств: бег на 30 м со старта.

Задание проводится на беговой дорожке. По команде «Внимание!» тестируемый подходит к линии старта и принимает положение старта. Затем следует команда «Марш!» - взмах флажком – по которой занимающийся выбегает со старта. Фиксируется время пересечения финишной линии. Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат. Во время бега не рекомендуется торопить ребенка, а также корректировать его бег.

Тест для определения скоростно-силовых качеств: прыжок в длину с места. Дается три попытки, фиксируется лучший результат.

Тест для определения координационных способностей: статическое равновесие (облегченный вариант теста Ромберга).

Ребенок принимает исходное положение: носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стояще – и пытается при этом сохранить равновесие. Тестируемый выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из дух попыток фиксируется лучший результат.

Тест для определения силовой выносливости: подъем туловища из положения лежа на спине.

Тестируемый лежит на гимнастическом мате на спине, колени согнуты, стопы стоят на полу, руки скрещены на груди. По команде «Начали!» ребенок поднимает туловище на 300  от пола и вновь ложится. Тренер считает количество подъемов. Подъем туловища считается правильно выполненным, если поясница прижата к полу, подбородок не прижимается к груди, стопы не отрываются от пола (при необходимости тренер придерживает стопы ребенка на полу), на подъем – вдох, на опускание – выдох, подъем туловища на 300 от пола.

Тест для определения силы: сгибание-разгибание рук в упоре лежа. Ноги, туловище и голова сохраняют одну линию. Угол сгибания в локтевом суставе составляет 900.

Тест на гибкость: стоя на полу наклон вперед, колени прямые, руками коснуться пола. Оценивается по 4 балльной шкале: ладони лежат на полу – 4 балла, кулаки касаются пола – 3 балла, пальцы касаются пола – 2 балла, расстояние менее 3 см – 1 балл.

Категория: Здоровье и игра | Добавил: 461119 (24.07.2014)
Просмотров: 4307 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: